На примере Брянской области можно проследить ситуацию, когда при повышении объемов производство и даже доходов сельскохозяйственных производителей, в том числе благодаря бюджетной поддержке из областного и федерального бюджетов, кардинального улучшению ситуации в агропро-довольственном секторе не наблюдается. Об этом свидетельствует низкая эффективность производства, резкое сокращение материально-технической базы, отсутствие инвестиционных средств, вывод из оборота сельскохозяйственных угодий. Основные же показатели социально-трудовой сферы села свидетельствуют об обострении социальных проблем, ухудшении демографической ситуации и наметившихся тенденциях снижения уровня жизни сельского населения.
Поэтому при разработке целевых программ поддержки производства продукции животноводства и растениеводства из регионального бюджета необходимо предусматривать не только экономический эффект от реализуемых мероприятий, но не менее важные социальные приоритеты, конкретными критериями которых могут быть: создание дополнительных рабочих мест, рост занятости сельского
населения и повышение их доходов и качества жизни, улучшение социального обеспечения и социальной инфраструктуры села.
В то же время становится очевидным, что в конечном итоге все мероприятия, направленные на поддержку сельскохозяйственных производителей должны в дальнейшем способствовать увеличению доходной части бюджета области (рис. 1).Таким образом, при разработке и реализации целевых программ поддержки сельского хозяйства необходимо ориентироваться на формирование конкурентоспособной высокоэффективной экономики, активизацию предприимчивости сельского населения, улучшение экологической ситуации и решение социальных проблем таким образом, чтобы связь между этими целями и расходами бюджета была непосредственной.
Источники
1. Серов В.М., Руденко Н.Р. Программно-целевое управление региональным АПК. - М., 2005. - 220 с.
2. Сёмин А.Н. Программно-целевые и системные подходы в развитии регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 9. - С. 20-25.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТРАСЛИ ЛЬНОВОДСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В АПК
У.Г. Сайгушева, асп. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
Особенностью интеграционных процессов в отрасли льноводства является двухступенчатая интеграция, когда вторичная переработка входит в холдинги, а непосредственно сельскохозяйственное производство интегрируется первичным звеном переработки. Однако важнейшим сдерживающим фактором развития интеграции является кризисная ситуация в базовом её звене - на уровне сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Это связано с тем, что отрасль льноводства в ходе реформ понесла наибольшие потери. Лён-долгунец - традиционная российская техническая культура, основные льносеющие районы находятся в Нечерноземной зоне. По сравнению с дореформенным периодом резко сократились площади посевов льна-долгунца, валовой сбор льноволокна и рентабельность производства. По состоянию на
2007 г., из 22 регионов лидерами по валовому производству льноволокна являлись Алтайский край (25% валового сбора по стране), Новосибирская область (19%), Удмуртская Республика (12%), Тверская область (11%), Смоленская область (5%), которые обеспечивают в совокупности 72% валового сбора льноволокна по РФ. В 1990 г. 23% и 19% валового сбора по стране производили Тверская и Смоленская области соответственно.
Доля трёх льносеющих регионов северо-запада РФ (Вологодская, Новгородская и Псковская области) в 1990 г. составляла 16% валового сбора льноволокна по стране, в 2007 г. - только 6%.
О положении в льняном подкомплексе АПК России можно судить по данным диаграммы (рис. 1). С 1990 г. по 2007 г. посевные площади под этой культурой в целом по РФ сократились в 5,6 раза, причём за первые пять лет (1990-1995 гг.) - более чем в 2 раза. Единственной положительной тенденцией функционирования отрасли в последние годы явилось то, что сокращение посевных площадей сопровождалось увеличением средней по стране урожайности в 2,4
раза в 2007 г., по сравнению с 1990 г. Тем не менее, валовой сбор льноволокна в 2007 г. составил всего 47,5 тыс. тонн, или 67% от уровня 1990 г.
450.0
400.0 +
350.0 |
300.0
250.0
200.0 +
150.0 |
100.0 50,0 --
0,0
19901995 199619971998 1999 2000 20012002 2003 2004 2005 2006 2007
] Посевная площадь, тыс. га с -Урожайность, ц с 1 га
] Валовой сбор, тыс. т
Рисунок 1. Динамика показателей посевных площадей, урожайности и валового сбора в отрасли льноводства РФ в 1990-2007 гг.
Как показывают данные табл. 1, в течение рассматриваемого периода объём валового сбора льноволокна в подавляющем большинстве льносеющих регионов не превышал 5 тыс. т, причём с преобладающим уровнем урожайности 3,1-7,0 ц с 1 га.
Положительным явлением можно считать перемещение субъектов РФ с валовым сбором льноволокна до 1 тыс. т в подгруппы с более высоким уровнем урожайности в 2005 г. и 2007 г., по сравнению с 1990 г. К 2000 г. все регионы, производящие более 1 тыс. т льноволокна в год, перешли из подгруппы с самым низким уровнем урожайности в подгруппы со средним и высоким её уровнем, что соответствует повышению средней урожайности в расчёте на 1 регион в течение всего периода. При этом средний объём производства льноволокна в расчё-
те на 1 льносеющий регион остаётся низким и составил 61% в 2007 г. от уровня 1990 г.
Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по валовому сбору и урожайности льноволокна в 1990-2007 гг.
Группы регионов по валовому сбору льноволокна, тыс. т Подгруппы регионов по урожайности льноволокна, ц с 1 га Число субъектов РФ в группе в год
1990 1995 2000 2005 2007
до 1,0 0,6-3,0 3 6 7 1 2
3,1-7,0 2 4 6 9 7
7,1-10,0 - 2 - 1 2
10,1 и более - - 1 1 1
,0 10 1 0,6-3,0 5 2 - - -
3,1-7,0 6 9 10 6 4
7,1-10,0 - - - 2 1
10,1 и более - - - - 1
5,1- 10,0 0,6-3,0 1 - - - -
3,1-7,0 1 - 2 2 2
7,1-10,0 - - 1 1 -
10,1 и более - - 1 1 1
10,1 и более 0,6-3,0 1 - - - -
3,1-7,0 1 2 - - -
7,1 -10,0 - - - - -
10,1 и более - - - - 1
Итого льносеющих субъектов РФ 20 25 28 24 22
В среднем на 1 регион: - производство льноволокна, тыс. т 3,6 2,7 1,8 2,3 2,2
- урожайность льноволокна, ц с 1га 3,0 3,9 4,5 5,9 6,9
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. разработана и принята федеральная целевая программа «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 гг.», которая призвана стать инструментом обеспечения устойчивого развития отрасли льноводства.
Цель Программы - создание отечественной сырьевой базы и увеличение производства отечест-
венной льняной продукции. Целевыми индикаторами программы выделены: валовой сбор льноволокна и семян льна-долгунца, урожайность волокна, площадь посева и объём выработки льнопеньково-локна на льнозаводах. В 2010 г. планируется получить 96 тыс. тонн льноволокна с площади 120 тыс. га при уровне урожайности 8,0 ц с 1га.
Объём финансирования Программы на весь срок её реализации за счёт средств федерального бюджета составляет 1885,88 млн руб. (в ценах соответствующих лет).
Необходимость приоритетного развития отрасли льноводства обусловлена постоянным ростом спроса в стране и в мире на ткани из натуральных волокон, особенно льна, вследствие его уникальных потребительских свойств, что требует ускорения развития текстильной промышленности и увеличения объема производства отечественного льноволокна.
Предусмотренные Программой развития льноводства мероприятия по реконструкции, техническому и технологическому переоснащению ряда льнозаводов позволят обеспечить глубокую переработку льносырья с выпуском высококачественного длинного волокна, а также нетекстильной продукции - масла льняного пищевого и технического (в дальнейшем оно применяется в производстве льняной олифы и красок, линолеума, покрытий для наружных стен зданий), котонизированного волокна, нетканого иглопробивного полотна, целлюлозы (используется для производства различных видов бумаги). Продукты переработки льноволокна будут способствовать также насыщению рынка товаров и в других сферах - при изготовлении медицинской ваты, перевязочных материалов, хирургических нитей, пожарных рукавов, нетканых материалов для отделки салонов автомобилей, в производстве ковровых нитей, геотекстиля, строительных материалов и др.
Следовательно, возрождение льняного комплекса обеспечит не только формирование надежной отечественной сырьевой базы для текстильной, химической, пищевой, фармацевтической, медицинской, строительной, оборонной отраслей экономики страны. Это будет являться также предпосылкой для развития интеграционных процессов в АПК, когда в едином технологическом процессе объединяются сельскохозяйственные товаропроизводители, льнозаводы, льнокомбинаты, торговые сети и другие участники рынка.
ЭКОНОМИЧЕСКИИ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ области
И.И. Летунов, д.э.н., проф., гл. науч. сотр., И.К. Дубовик, к.с.-х.н., ведущий науч. сотр., С.Б. Летунов, науч. сотр., Е.С. Воуба, науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
В агропромышленный комплекс Ленинградской области входит 539 предприятий различных форм собственности, из них 264 - сельскохозяйственные предприятия, 122 - предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 6-комбикормовых заводов, 147- предприятия рыбохозяйственного комплекса.
В области насчитывается 6 тыс. К(Ф)Х, 196 тыс. ЛПХ, 864 областных объединений садоводства и огородничества.
Региональная специализация сельского хозяйства области, имеет преимущественно животноводче-
ское направление, на долю которого приходится до 80% валовой продукции сельскохозяйственных организаций.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2008 г. составил в сельхозпредприятиях
30622.1 млн руб., или увеличился более, чем в 2 раза по сравнению с 2003 г., населения и фермеров - на 14% и в целом по отрасли - в 1,8 раза. Удельный вес сельхозпредприятий в объеме валовой продукции сельского хозяйства вырос с 60,9 в 2003 г. до 74,7% в
2008 г. Доля населения и фермеров уменьшилась с
39.1 до 25,3%.