УДК 342.84(73)
DOI 10.21685/2072-3016-2018-4-7
Б. В. Николаев
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В США1
Аннотация.
Актуальность и цели. Выборы - важнейший институт демократии, поэтому построение эффективной и научно обоснованной системы источников правового регулирования выборов в федеративном государстве, изучение зарубежного опыта в этой сфере представляется актуальным и научно значимым. Проблема прозрачности избирательного процесса как ключевого элемента демократии занимает одно из центральных мест в отношениях, связанных с проведением выборов. До настоящего времени институт наблюдателей остается важнейшим инструментом транспарентности. Целью исследования является комплексный анализ системы правового регулирования избирательных правоотношений в США.
Материалы и методы. Анализируются содержание и значение в системе правового регулирования выборов таких источников, как Конституция США, федеральные законы, исполнительные приказы Президента США, судебные прецеденты Верховного Суда США, конституции и законодательство штатов. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и ис-торико-правового анализа, направленные на анализ особенностей регулирования выборов в США.
Результаты. Исследована современная модель взаимодействия федерального и регионального уровней правового регулирования выборов в США, проанализированы основные тенденции изменения системы правового регулирования как с точки зрения ее структуры, так и содержания.
Выводы. В США создана сложная динамичная, во многом противоречивая система источников правового регулирования избирательных отношений. С одной стороны, в последние десятилетия отмечается тенденция усиления федерального правового регулирования в этой области, с другой стороны, кон-серватиное большинство Верховного Суда США и новая администрация Д. Трампа существенно ограничивают данную тенденцию. Федеральное законодательство опирается на положения Конституции США, но во многом ограничено практикой Верховного Суда США. В целом можно говорить о сосредоточенности федерального законодательства на вопросах обеспечения избирательных прав граждан и определения системы выборов в федеральные органы власти. Напротив, законодательство штатов характеризуется большей системностью и детализированностью, представлено в положениях конституций и избирательных кодексов и применимо не только к региональным и местным выборам, но и к избирательному процессу федерального уровня.
Ключевые слова: источники, избирательное право, конституционное право США, равноправие, федерализм.
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант «Основные тенденции развития избирательного права и практики его применения на региональном уровне: опыт России и США» 18-411-580003 р_а.
© 2018 Николаев Б. В. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
B. V. Nikolaev
THE SYSTEM OF SOURCES OF LEGAL REGULATION OF ELECTORAL RELATIONS IN THE USA
Abstract.
Background. Elections are the most important institution of democracy, therefore the construction of an effective and scientifically based system of sources of legal regulation of elections in a federal state, the study of foreign experience in this field seems relevant and scientifically meaningful. The problem of transparency of the electoral process, as a key element of democracy, occupies one of the central places in relations connected with the conduct of elections. To date, the institution of observers remains the most important tool of transparency. The purpose of the study is a comprehensive analysis of the system of legal regulation of electoral relations in the United States.
Materials and methods. The content and significance of the system of legal regulation of elections of such sources as the US Constitution, federal laws, executive orders of the US President, judicial precedents of the US Supreme Court, state constitutions and state legislation are analyzed. The methodological potential includes methods of comparative legal and historical and legal analysis aimed at analyzing the peculiarities of regulating electoral relations in the USA.
Results. The modern model of interaction between the federal and regional levels of legal regulation of elections in the United States has been studied, the main trends in changes in the legal regulation system have been analyzed, both in terms of its structure and content.
Conclusions. In the USA, a complex dynamic, largely contradictory system of sources of legal regulation of electoral relations has been created. On the one hand, in recent decades there has been a tendency to strengthen the federal legal regulation in this area, on the other hand, the conservative majority of the US Supreme Court and the new administration of D. Trump significantly limit this trend. Federal legislation is based on the provisions of the US Constitution, but is largely limited to the practice of the US Supreme Court. In general, we can talk about the concentration of federal legislation on the issues of ensuring the electoral rights of citizens and determining the system of elections to federal authorities. On the contrary, state law is characterized by greater systemicity and detailedness, is presented in the provisions of constitutions and electoral codes and is applicable not only to regional and local elections, but also to the electoral process at the federal level.
Keywords: sources, electoral law, constitutional law of the USA, equality, federalism.
Первоначальный текст Конституции США 1787 г. содержал ряд специальных положений относительно выборов федеральных органов: систему выборов (в том числе требования к пассивному избирательному праву) Палаты представителей («раз в два года народом отдельных штатов», при этом «избиратели в каждом из штатов должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям наиболее многочисленной палаты легислатуры штатов) (статья 1, раздел 2); систему выборов Сената (измененную XVII поправкой) и требования к кандидатам (статья 1, раздел 3). К компетенции штатов было также отнесено определение сроков, места и порядка проведения выборов сенаторов и представителей. Но Конгрессу США было предоставлено право принять закон об установлении или изменении этих правил (за исключением
определения места проведения выборов сенаторов) (статья 1, раздел 4). Конституция также закрепила полномочия палат Конгресса по установлению правомерности проведения и результатов выборов и соответствия их членов конституционным требованиям (статья 1, раздел 5), установила систему косвенных выборов президента и вице-президента США и требования к кандидатам (статья 2, раздел 1). Таким образом, первоначальный текст Конституции не содержит специальных положений об активном избирательном праве, основных стадиях избирательного процесса при проведении федеральных выборов и не регулирует вопросы избирательного права и процесса при региональных и муниципальных выборах.
Последующие поправки изменили и уточнили некоторые аспекты первоначального конституционного регулирования избирательной системы: XII Поправка конкретизировала процедуру избрания президента и вице-президента коллегией выборщиков; XIV поправка уточнила распределение мест от штатов в Палате представителей и запретила избрание в Конгресс мятежников и их пособников; XVII поправка установила прямые выборы сенаторов; XXII поправка ограничила президентские полномочия двумя сроками; XXIII предоставила гражданам федерального округа Колумбия право избирать выборщиков в рамках президентских выборов.
Большее значение имели четыре поправки к Конституции, которые направлены на запрет дискриминации при предоставлении активного избирательного права по признакам расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы (XV поправка), пола (XIX поправка), возраста (установив максимальный возрастной ценз в 18 лет) (XXVI поправка), «вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога» (XXIV поправка). «Революционный» характер поправок состоял не только в том, что федеральное право вторгалось в такую важную сферу, как стандарты активного избирательного права, обеспечивая тем самым демократизацию и всеобщность избирательной системы, но и в том, что впервые федеральные конституционные постановления распространялись на все уровни избирательной системы США, ограничивая компетенцию штатов в данном вопросе.
Соответствующие положения Конституции США являются основой динамично развивающегося федерального законодательства в этой сфере. Так, Закон об избирательных правах 1965 г. (The Voting Rights Act of 1965 (P.L. 89-110)) стал одним из наиболее значимых актов федерального законодательства, гарантировав равные избирательные права граждан США независимо от расовой принадлежности и цвета кожи. Несмотря на то, что предшествующие ему Законы о гражданских правах 1957, 1960 и 1964 гг. содержали нормы о защите избирательных прав, они, по выражению Генерального прокурора Н. Катценбаха, имели лишь «минимальный эффект», особенно в сравнении с «непосредственным и драматическим» эффектом Закона об избирательных правах. Действительно, уже в первые четыре года после его принятия были зарегистрированы более миллиона черных избирателей, в том числе более 50 % черного электората в южных штатах. Кроме того, число избранных черных должностных лиц и депутатов в южных штатах после выборов 1966 г. выросло более чем в два раза [1, с. 12].
Закон о доступности выборов для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями 1984 г. (Voting Accessibility for the Elderly and Han-
dicapped Act of 1984 (P.L. 98-435)) предусматривает систему мер по расширению возможностей данных групп лиц для участия в голосовании при регистрации в качестве избирателя, получения информации в рамках предвыборной кампании и непосредственно в день голосования, включая оборудование специальных мест и условий для голосования пожилых и инвалидов или обеспечение иной процедуры для голосования таких лиц. Закон не только предусматривает судебные гарантии (право обращения в федеральный окружной суд), но и предписывает должностным лицам штатов, ответственным за организацию и проведение выборов, до 31 декабря каждого четного года представлять сведения об обеспечении доступности для инвалидов и пожилых граждан мест голосования Федеральной избирательной комиссии, которая в свою очередь 30 апреля каждого нечетного года представляет соответствующий доклад Конгрессу.
Закон об участии в выборах военнослужащих и проживающих за рубежом граждан 1986 г. (Uniformed and Overseas Citizens Absentee Voting Act (UOCAVA) of 1986 (P.L. 99-410)) предусматривает право таких лиц регистрироваться на выборах и голосовать по почте, а также создание в рамках Министерства обороны США специальной Программы помощи при проведении федеральных выборов для обучения военнослужащих основам действующего избирательного права и процесса. Закон 2009 г. об обеспечении лучшего доступа к голосованию военнослужащих и граждан, находящихся за рубежом (Military and Overseas Voting Empowerment (MOVE) Act of 2009 (P.L. 111-84)), гарантировал электронный доступ для таких лиц к различным избирательным процедурам, по крайней мере за 45 дней до дня голосования.
Закон о национальной системе регистрации избирателей (National Voter Registration Act (NVRA) of 1993 (P.L. 103-31)) предусмотрел регистрацию в качестве избирателя всем гражданам, оформляющим или переоформляющим водительские права, а также способствовал некоторой интеграции федеральной регистрационной системы и соответствующих систем штатов.
Закон о содействии в голосовании 2002 г. (The Help America Vote Act of 2002 (P.L. 107-252)) стал результатом острой общественно-политической реакции на неоднозначные результаты президентских выборов 2000 г., в которых Дж. Буш победил только после сложных процедур пересчета голосов и судебных разбирательств. Закон устанавливал единые минимальные стандарты избирательного процесса, в частности, предусматривал создание в каждом штате базы данных по регистрации избирателей, требование предъявления водительского удостоверения или свидетельства социального страхования избирателя при первой регистрации, обеспечение информированности избирателей о местах проведения голосования, обеспечение эффективности избирательных машин и необходимых материалов для проведения выборов. Законом также учреждалась Комиссия по содействию выборам, которая должна оказывать помощь властям штатов в организации и обеспечении избирательного процесса и распределять соответствующие федеральные ассигнования на эти цели.
Федеральное избирательное законодательство консолидировано в титуле 52 Свода законов США «Голосование и выборы» (ранее в титуле 42). Данный титул содержит три подраздела (subtitles), посвященные, соответственно, избирательным правам, вопросам регулирования избирательного про-
цесса и системе финансирования федеральных выборов. Подраздел 1 «Избирательные права» содержит четыре главы и гарантирует защиту от дискриминации в реализации избирательных прав независимо от расы, цвета кожи, языковой принадлежности, грамотности, возраста, экономического положения. При этом законодательство специально запрещает такие одиозные формы нарушения избирательных прав, как образовательный ценз, ценз нравственности, языковой ценз и проведение выборов и голосования, в частности, исключительно на английском языке, введение избирательных налогов, произвольных цензов оседлости для активного избирательного права. Примечательно, что закон не только устанавливает систему гарантий защиты избирательных прав (судебную защиту, институт федеральных инспекторов), но и содержит целый комплекс специальных норм об уголовной и гражданской ответственности за избирательные правонарушения.
Подраздел 2 «Помощь в голосовании и администрирование избирательного процесса» (Voting Assistance and Election Administration) содержит пять глав: глава 201 обеспечивает доступность участия в выборах пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями (две категории населения, которые относятся к новым дискриминируемым группам) [2, 3]; глава 203 определяет процедуру регистрации и голосования военнослужащих и граждан, проживающих за рубежом (особо разграничивая обязательства федеральной власти и органов государственной власти штатов в этой сфере); глава 205 посвящена системе Национальной регистрации избирателей; глава 207 «Федеральная избирательная документация» и глава 209 «Совершенствование регулирования избирательным процессом» посвящены деятельности вышеупомянутой Комиссии по содействию выборам и связанным с ее деятельностью вопросам.
Наконец, подраздел 3 посвящен вопросам финансирования федеральных избирательных кампаний и определяет правовой статус и компетенцию Федеральной избирательной комиссии.
Все более активной в последние десятилетия становится правотворческая активность президентской власти в США. Так, официальный сайт Белого дома признает «право голосовать одним из важнейших прав американских граждан», которое первоначально признавалось лишь в отношении «белых мужчин, достигших 21 года», а сейчас признается за всеми гражданами, достигшими возраста 18 лет, независимо от расовой, религиозной принадлежности, пола, инвалидности или сексуальной ориентации [4]. В своих двух первых официальных обращениях к Конгрессу США 20 февраля 2017 г. и 30 января 2018 г. Президент Д. Трамп последовательно избегает темы выборов и нарушений, опасаясь спровоцировать дальнейшее обсуждение нелегитимности его избрания. Однако избирательная тематика представлена в одной из важнейших форм президентской правотворческой деятельности - исполнительных приказах. Так, 17 мая 2017 г. Д. Трамп исполнительным приказом учредил Президентскую консультативную комиссию по обеспечению целостности избирательной системы с целью обеспечения «справедливости и честности» федеральных выборов [5]. Комиссию в составе не более чем 15 комиссаров возглавлял вице-президент США. Комиссия была призвана обеспечить сбор информации об избирательном законодательстве (федеральном и штатов) и практике его применения в ходе федеральных выборов с целью
предотвращения «ненадлежащей регистрации избирателей», «ненадлежащего голосования» (при отсутствии прав на регистрацию в качестве избирателя или на голосование) и мошенничества при регистрации или голосовании (в случаях осознанных и преднамеренных действий лица, не обладающего избирательным правом, по регистрации и участию в голосовании либо лица, обладающего активным избирательным правом, но нацеленного на регистрацию и последующее голосование одновременно в нескольких избирательных юрисдикциях). Одним из главных побудительных мотивов создания Комиссии стала убежденность администрации Д. Трампа в существенном нарушении федеральных стандартов, прежде всего за счет неоправданной регистрации и допуска к голосованию значительного числа лиц, не обладающих активным избирательным правом, в частности нелегальных мигрантов, а также за счет допущения множественного голосования в различных округах. Однако стремление администрации унифицировать процедуру регистрации избирателей и допуска к голосованию натолкнулось на ожесточенное сопротивление со стороны многих штатов, которые не только отказались предоставлять соответствующую информацию, но и обвинили президентскую администрацию, в том числе с помощью судебных исков, в стремлении воздействовать на определенные нежелательные для нее группы избирателей с целью получения преимущества на промежуточных выборах 2018 г. В результате Д. Трамп был вынужден издать 3 января 2018 г. новый исполнительный приказ о прекращении деятельности Комиссии [6].
Другим важным исполнительным приказом в данной сфере стал приказ «О наложении определенных санкций в связи с иностранным вмешательством в выборы в США» от 12 сентября 2018 г. [7], изданный в качестве развития исполнительного приказа Б. Обамы от 28 декабря 2016 г. «О дополнительных мерах обеспечения национальной безопасности в связи со значительной враждебной кибердеятельностью» [8]. В своем исполнительном приказе Д. Трамп подтверждает «необычайный и экстраординарный» характер угрозы национальной безопасности и внешней политике США в связи с неправомерным вмешательством в избирательный процесс извне, однако указывает на отсутствие данных о прямом влиянии таких действий на результаты прошедших в 2016 г. генеральных выборов. В то же время в приказе предписывается в течение 45 дней после завершения выборов осуществить сбор информации о подобных нарушениях и в течение последующих 45 дней представить отчетный доклад президенту, государственному секретарю, министру финансов и министру обороны. Такой отчет должен стать основой для принятия решения о введении санкций в отношении конкретных лиц и организаций, виновных в совершении соответствующих противозаконных действий.
Определенное значение в системе регулирования избирательных отношений имеет Федеральная избирательная комиссия США, которая, однако, обладает достаточно ограниченными полномочиями, а ее деятельность носит зачастую политизированный характер, что в условиях обострения межпартийной борьбы в США ведет не только к уже ставшей привычной критике в адрес Комиссии, но даже к предложениям об ее упразднении или замене другим органом, который должен на профессиональной беспристрастной основе осуществлять контроль над финасированием избирательной кампании в США [9, ^ 1423].
Одной из важнейших категорий источников избирательного права США являются решения Верховного Суда США, которые на различных этапах способствовали существенному развитию избирательной системы в США, обеспечивая подчас радикальные повороты правового регулирования выборов. Недаром такая категория дел традиционно включается в список наиболее значимых решений Верховного Суда США [10, 11].
В деле Экс парте Ярбрух (Ex parte Yarbrough, 110 U.S. 651 (1884)) Суд подтвердил, что право «граждан африканского происхождения голосовать основано на Конституции США, а не на законах штатов, и поэтому Конгресс имеет конституционные полномочия обеспечивать свободное, чистое и безопасное использование этого права». В деле 1915 г. Гвинн против США (Guinn v. United States, 238 U.S. 347 (1915)) Верховный Суд США вновь поддержал избирательные права афроамерканцев, признав неконституционной «дедушкину оговорку» к цензу грамотности в конституциях штатов Мериленд и Оклахома. В 1932 г. был признан неконституционным закон штата Техас о запрете черным участвовать в первичных выборах Демократической партии (Nixon v. Condon, 286 U.S. 73 (1932)) в 1941 г. Суд признал полномочия Конгресса в сфере регулирования первичных выборов и внутрипартийных процедур по выдвижению кандидатов как «интегральной части избирательного механизма» (United States v. Classic, 313 U.S. 299 (1941)).
В деле Гомиллион против Лайтфут (Gomillion v. Lightfoot, 364 U.S. 339 (1960)) Суд запретил выполнять манипуляции с границами округов с целью лишения афроамериканцев права голоса, а в 1964 г. установил требование обеспечения принципа равенства избирательных округов (Wesberry v. Sanders, 376 U.S. 1 (1964)), а в деле Рейнольде против Симса (Reynolds v. Sims, 377 U.S. 533 (1964)) - требование равного представительства при выборах легислатур штатов.
В деле Орегон против Митчелл (Oregon v. Mitchell, 400 U.S. 112 (1970)) Суд поддержал запрет ценза грамотности, но ограничил право Конгресса США устанавливать ограничения возрастного ценза только применительно к федеральным выборам, но не к выборам регионального и местного уровней, что привело к принятию XXVI поправки к Конституции США.
В деле Шоу против Рено (Shaw v. Reno, 509 U.S. 630 (1993)) Суд поддержал практику расового джерримендеринга, ограничив ее, однако, правилом строгого анализа, требующего доказательства необходимого государственного интереса и наименее узкого возможного применения.
И в последние годы роль Верховного Суда США в этой ключевой для американского общества и государства области, пожалуй, даже возросла, равно как обострилась и внутренняя борьба в рамках высшего судебного органа по вопросам избирательного права. Констатируя, что именно дела по вопросам избирательного права вызывали наиболее ожесточенные споры в суде, исследователи отмечают, что сложившееся в последние годы консервативное минимальное большинство (5 против 4 судей) «сохранило в неприкосновенности партийный джерримендеринг, «выпотрошило» главное положение Закона об избирательных правах, парировало почти все кампании, направленные на обеспечение правового регулирования финансирования выборов, в значительной степени делегировав штатам полномочия по организации и проведению голосования» [12, c. 549].
В деле Буш против Гора (Bush v. Gore, 531 U.S. 98 (2000)) именно Верховный Суд США поставил юридическую точку в президентском споре 2000 г., хотя это решение и сохранило вопросы относительно и института коллегии выборщиков (в свете искажения воли избирательного корпуса), и способа подачи голосов, и порядка их подсчета.
Другой актуальной проблемой, рассмотренной Судом в 2008 г., стала проблема регистрации избирателей (Crawford v. Marion County Election Board, 553 U.S. 181 (2008)). Согласно решению Суда, требования законодательства штата Индиана по обеспечению фотографической идентификации избирателей при их регистрации не противоречит Конституции США.
В деле Объединенные граждане против Федеральной избирательной комиссии (Citizens United v. Federal Election Commission 558 U.S. 310 (2010)) в весьма противоречивом решении минимальным большинством голосов Суд признал неконституционным ограничение корпоративного финансирования независимых политических передач в рамках избирательного процесса в свете I поправки к Конституции США.
Не менее противоречивым и спорным стало решение по делу Шелби Каунти противХолдер (Shelby County v. Holder, 570 U.S. 2 (2013)), в котором Суд признал, что штат не нуждается в утверждении изменений избирательного законодательства со стороны федеральных властей, создав предпосылки для дезинтеграции избирательной системы США, нарушая тем самым сложившуюся в течение последних десятилетий тенденцию неуклонного повышения роли федерального права в регулировании избирательных отношений [13, c. 104, 105].
В деле Купер против Харриса 2017 г. Верховный Суд США поддержал мнение нижестоящего суда о том, что два округа штата Северная Каролина неоправданно используют расовый джерримендеринг и потому неконституционны.
Несмотря на динамично развивающееся федеральное избирательное законодательство, именно штаты определяют значительную часть вопросов избирательного процесса в рамках федеральных выборов и обладают значительной самостоятельностью в сфере правового регулирования региональных и муниципальных выборов. Несмотря на значительное разнообразие, общие параметры и система правового регулирования на уровне штатов имеют значительные общие черты, что позволяет проиллюстрировать систему региональных источников правового регулирования на примере штата Калифорния.
Так, Конституция штата Калифорния [14] содержит не только общую гарантию того, что «право голосовать или занимать должность не может обусловливаться имущественным цензом» (статья 1, раздел 22), но и специальную статью 2 «Выборы, народная инициатива, референдум и отзыв», в которой гарантируется активное избирательное право каждому гражданину США, достигшему возраста 18 лет и проживающему в штате (раздел 2). Также предоставляются полномочия Законодательному Собранию устанавливать требования проживания, процедуру регистрации, гарантии свободных выборов (раздел 3), тайного голосования (раздел 7), первичных выборов (раздел 5). В то же время допускается дисквалификация избирателей в случае их «невменяемости, лишения свободы и условно-досрочного освобождения в результате осуждения за тяжкое преступление» и запрет ненадлежащего воздействия на
процедуру и результаты выборов (раздел 4), а также провозглашение судебных, школьных и городских должностей внепартийными с запретом политическим партиям выставлять своих кандидатов на внепартийные выборы. В статье 4 «Законодательная власть» провозглашаются свободные, справедливые, состязательные выборы и необходимость ограничения срока занятия парламентской должности (не более 12 лет в обеих палатах в целом). Статья 5 «Исполнительная власть» определяет порядок выборов губернатора штата (раздел 2), а также лейтенант-губернатора, генерального прокурора, контролера, секретаря штата, казначея (раздел 9), тогда как статья 7 «Судебная власть» определяет порядок избрания судей, а статья 9 - управляющих советов графств.
В статье 7 «Должностные лица и служащие» предусматривается освобождение от выборной должности лица, признанного отвественным в гражданском судопроизводстве в распространении порочащих или клеветнических сведений, если это стало основной причиной поражения других канди-татов (раздел 10). Статья 21 «Пересмотр границ избирательных округов» содержит подробные положения, определяющие порядок формирования, состав, компетенцию созданной в 2010 г. «Гражданской комиссии по пересмотру границ избирательных округов» при проведении как федеральных, так и региональных выборов, а также полномочия Верховного суда штата в этой области. Таким образом, по крайней мере 10 из 35 статей Конституции штата Калифорния содержат нормы избирательного права, что свидетельствует о значительном масштабе и конкретизации конституционного регулирования избирательных отношений. Детальное системное регулирование избирательного процесса и избирательной системы осуществляется текущим законодательством штата.
Избирательное законодательство штата Калифорния систематизировано в специальном Избирательном кодексе [15], который состоит из 22 подразделов (состоящих из глав и статей): «Предварительные положения», «Определение даты выборов», «Избиратели», «Голосование по почте, голосование новых граждан и резидентов», «Выборы, проводимые путем голосования по почте», «Требования к политическим партиям», «Президентские выборы», «Организация политической партии и выборы центрального комитета», «Номинации», «Меры, применяемые в отношении избирателей», «Местные, специальные, дополнительные и консолидированные выборы», «Отзыв», «Избирательные бюллетени», «Процедура голосования», «Подсчет голосов», «Оспаривание результатов выборов», «Сохранение избирательной документации», «Уголовная ответственность», «Сертификация избирательной системы», «Предвыборная кампания», «Переназначение на региональном и местном уровнях».
В 2003 г. в подраздел 2 Избирательного кодекса штата Калифорния была добавлена глава 5 «Избирательный билль о правах», в соответствии с которой каждый зарегистрированный должным образом избиратель имеет право на заполнение избирательного бюллетеня, на получение предварительного бюллетения (если имя не указано в списке избирателей), на подачу голоса, если избиратель находится в очереди на момент официального времени закрытия избирательного участка, на тайное голосование без принуждения, на получение нового и на замену испорченного бюллетеня, в том числе при
голосовании по почте, на получение помощи, если избиратель не может проголосовать без посторонней помощи, право направления избирательного бюллетеня по почте на любой участок избирательного округа, на получение избирательных материалов на другом языке (при наличии достаточного для производства числа жителей - носителей данного языка), задавать вопросы об избирательных процедурах и наблюдать за процессом выборов, право задавать вопросы участковой комиссии и должностным лицам относительно избирательных процедур, за исключением случаев, когда это нарушает процесс выполнения такими должностными лицами своих обязанностей, право сообщать о любой незаконной или мошеннической деятельности местному должностному лицу по выборам или в офис госсекретаря.
В соответствии с Биллем о правах избирателей «действительный зарегистрированный избиратель» означает «гражданина США, который является резидентом этого штата, которому исполнилось 18 лет, который не осужден за уголовное преступление к реальному или условному лишению свободы и который зарегистрирован для голосования по текущему адресу проживания».
В соответствии с положениями Билля необходимым является указание бесплатного номера телефона для сообщения об отказе в праве на голосование или о фальсификации или неправомерном осуществлении выборов. На государственного секретаря штата возложены следующие функции: разработка правил для реализации и уточнения Билля о правах избирателей, пересмотр его формулировок, если это необходимо для обеспечения использования четкого и краткого стиля речи, свободного от технических терминов.
Таким образом, в США создана сложная, динамичная, во многом противоречивая система источников правового регулирования избирательных отношений. С одной стороны, в последние десятилетия отмечается тенденция усиления федерального правового регулирования в этой области, с другой стороны, консервативное большинство Верховного Суда США и новая администрация Д. Трампа существенно сдерживают данную тенденцию. Федеральное законодательство опирается на положения Конституции США и в значительной степени ограничено практикой Верховного Суда США. В целом можно говорить о сосредоточенности федерального законодательства на вопросах обеспечения избирательных прав граждан и определения системы выборов в федеральные органы власти. Напротив, законодательство штатов характеризуется большей системностью и детализированностью, представлено в положениях конституций и избирательных кодексов и применимо не только к региональным и местным выборам, но и к избирательному процессу федерального уровня.
Библиографический список
1. Coleman, K. J. The Voting Rights Act of 1965: Background and Overview. Congressional Research Service's Report. July 20, 2015 / K. J. Coleman. - Washington : Congressional Research Service, 2015. - 27 p.
2. Nikolaev, B. Age Discrimination in the US Higher Education and Employment / B. Nikolaev, N. Pavlova // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Т. 11, № 18. - С. 10 875-10 883.
3. Николаев, Б. В. Новые решения Верховного Суда США и обеспечение равных прав инвалидов в системе образования в США / Б. В. Николаев // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их
правовое обеспечение. - М. : Московский университет им. С. Ю. Витте, 2018. -С. 80-85.
4. White House. Elections-Voting. - URL: https://www.whitehouse.gov/about-the-white-house/elections-voting/
5. Establishment of Presidential Advisory Commission on Election Integrity : Executive Order 13799 of May 11, 2017. EO 13799. 82 FR 22389. - 2017. - 16 May.
6. Termination of Presidential Advisory Commission on Election Integrity : Executive Order 13820 of January 3, 2018. 83 FR 969. - 2018. - 8 January.
7. Imposing Certain Sanctions in the Event of Foreign Interference in a United States Election : Executive Order 13848 of September 12, 2018. 83 FR 46843. - 2018. - 14 September.
8. Taking Additional Steps to Address the National Emergency With Respect to Significant Malicious Cyber-Enabled Activities : Executive Order 13757 of December 28, 2016. 82 FR 1. - 2017. - 3 January.
9. Eliminating the FEC: the Best Hope for Campaign Finance Regulation? // Harvard Law Review. - 2018. - Vol. 131, № 5. - P. 1421-1442.
10. Vile, J. R. Essential Supreme Court Decisions: Summaries of Leading Cases in U.S. Constitutional Law / J. R. Vile. - 17 ed. - London : Rowman and Littlefield, 2018. -602 p.
11. Wolf, R. The 21 most famous Supreme Court decisions. USA TODAY. June 26, 2015 / R. Wolf. - URL: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2015/06/26/sup reme-court-cases-history/29185891/
12. Douglas, J. A. A Pivotal Moment for Election Law / J. A. Douglas // Kentucky Law Journal. - 2016. - Vol. 104. - P. 547-559.
13. Morley, M. T. Dismantling the Unitary Electoral System? Uncooperative Federalism in State and Local Elections / M. T. Morley // Northwestern University Law Review Online. - 2017. - Vol. 111. - P. 103-124.
14. The Constitution of the California 1879. - URL: http://leginfo.legislature.ca.gov/faces/ codedisplayexpand.xhtml?tocCode=CONS
15. Elections Code - ELEC. - URL: http://leginfo.legislature.ca.gov/faces/codes_display expandedbranch.xhtml?tocCode=ELEC&division=2.&title=&part=&chapter=&article=
References
1. Coleman K. J. The Voting Rights Act of 1965: Background and Overview. Congressional Research Service's Report. July 20, 2015. Washington: Congressional Research Service, 2015, 27 p.
2. Nikolaev B., Pavlova N. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, vol. 11, no. 18, pp. 10 875-10 883.
3. Nikolaev B. V. Regional'nye osobennosti rynochnykh sotsial'no-ekonomicheskikh sis-tem (struktur) i ikh pravovoe obespechenie [Regional features of market socioeconomic systems (structures) and legal regulation thereof]. Moscow: Moskovskiy universitet im. S. Yu. Vitte, 2018, pp. 80-85.
4. White House. Elections-Voting. Available at: https://www.whitehouse.gov/about-the-white-house/elections-voting/
5. Establishment of Presidential Advisory Commission on Election Integrity: Executive Order 13799 of May 11, 2017. EO 13799. 82 FR 22389. 2017, 16 May.
6. Termination of Presidential Advisory Commission on Election Integrity: Executive Order 13820 of January 3, 2018. 83 FR 969. 2018, 8 January.
7. Imposing Certain Sanctions in the Event of Foreign Interference in a United States Election: Executive Order 13848 of September 12, 2018. 83 FR 46843. 2018, 14 September.
8. Taking Additional Steps to Address the National Emergency With Respect to Significant Malicious Cyber-Enabled Activities: Executive Order 13757 of December 28, 2016. 82 FR 1. 2017, 3 January.
9. Harvard Law Review. 2018, vol. 131, no. 5, pp. 1421-1442.
10. Vile J. R. Essential Supreme Court Decisions: Summaries of Leading Cases in U.S. Constitutional Law. 17 ed. London: Rowman and Littlefield, 2018, 602 p.
11. Wolf R. The 21 most famous Supreme Court decisions. USA TODAY. June 26, 2015. Available at: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2015/06/26/supreme-court-cases-history/29185891/
12. Douglas J. A. A Kentucky Law Journal. 2016, vol. 104, pp. 547-559.
13. Morley M. T. Northwestern University Law Review Online. 2017, vol. 111, pp. 103-124.
14. The Constitution of the California 1879. Available at: http://leginfo.legislature.ca.gov/ faces/codedisplayexpand.xhtml?tocCode=CONS
15. Elections Code - ELEC. Available at: http://leginfo.legislature.ca.gov/faces/codes_display expandedbranch.xhtml?tocCode=ELEC&division=2.&title=&part=&chapter=&article=
Николаев Борис Викторович
кандидат исторических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Nikolaev Boris Viktorovich Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of criminal law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 342.84 (73) Николаев, Б. В.
Система источников избирательного права в США / Б. В. Николаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 4 (48). - С. 59-70. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-4-7.