ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Скворцов А.М.
Скворцов Антон Михайлович - сотрудник, Академии Федеральной Службы Охраны Российской Федерации,
г. Орёл
Аннотация: статья посвящена исследованию проблем реализации правового статуса военнослужащих в Российской Федерации. Автор анализирует особенности и проблемы правового статуса военнослужащих, связанные с их служебной деятельностью, обязанностями и ответственностью. Особое внимание уделяется исследованию правовых гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, а также проблемам их реализации. В статье также затрагиваются вопросы ограничения прав военнослужащих в связи со спецификой военной службы и необходимостью поддержания боевой готовности. На основе проведенного исследования автор формулирует предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере реализации правового статуса военнослужащего.
Ключевые слова: правовой статус военнослужащего, ФЗ «О статусе военнослужащих», права и свободы военнослужащего, гарантии для военнослужащего.
Понятие статуса военнослужащего закреплено Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают всеми правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, обусловленными спецификой военной службы. Например, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ограничено в связи с необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей [4, С. 126].
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Отечества, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Статус военнослужащего приобретается гражданами (включая иностранных граждан) с момента начала военной службы и утрачивается после ее завершения.
Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих», для лиц, проходящих военную службу, устанавливается единая система правовой и социальной защиты. Эта система направлена на обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Она включает в себя законодательное закрепление прав, социальных гарантий и компенсаций в соответствующих нормативных правовых актах, а также создание и функционирование правового механизма, обеспечивающего реализацию данных прав, гарантий и компенсаций.
В соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» [2], ни один субъект правоотношений не обладает полномочиями по ограничению прав и свобод военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации [1] и вышеупомянутым законодательным актом. Данная норма обеспечивает неприкосновенность правового статуса указанных категорий граждан и служит гарантией защиты их законных интересов.
Правовые основы статуса военнослужащих включают Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Права и свободы военнослужащих закрепляются Конституцией РФ и определяются правовыми актами. Они определяют следующие аспекты:
1. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих. Такие деяния, как оскорбление, насилие, угроза применения насилия, посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище и имущество военнослужащих, влекут за собой юридическую ответственность в соответствии с нормами федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Данные положения обеспечивают комплексную защиту прав и законных интересов военнослужащих, гарантируя им безопасность и неприкосновенность при исполнении обязанностей военной службы.
2. Право на свободу передвижения и выбор места жительства, гарантированное Конституцией Российской Федерации, в отношении военнослужащих подлежит ограничению в связи с особенностями прохождения военной службы. Данное ограничение обусловлено необходимостью обеспечения
постоянной боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия военнослужащих к месту несения службы.
3. Право на свободу слова, выражение мнений и убеждений, доступ к информации, а также участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, закрепленное в Конституции Российской Федерации, подлежит ограничению для военнослужащих в силу специфики их правового статуса. Данные ограничения обусловлены необходимостью обеспечения сохранности государственной и военной тайны, а также поддержания принципа единоначалия и беспрекословного подчинения приказам командира. Военнослужащие не вправе разглашать сведения, составляющие государственную и военную тайну, а также обсуждать или подвергать критике приказы командира, что является неотъемлемым элементом их правового положения и служит гарантией эффективного функционирования военной организации государства.
4. Свобода совести и вероисповедания распространяется и на военнослужащих, однако реализация данного права имеет определенные особенности, обусловленные спецификой военно-служебных отношений. Военнослужащие вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях исключительно в качестве частных лиц, не связывая свою религиозную принадлежность с исполнением служебных обязанностей. При этом они не могут отказываться от выполнения обязанностей военной службы, ссылаясь на религиозные мотивы, а также использовать свое служебное положение для пропаганды определенного отношения к религии.
5. Принцип демократического участия в управлении государственными и общественными структурами обеспечивает гражданам, в том числе военнослужащим, право на участие в политическом процессе. Эта категория граждан обладает правом избирать и быть избранными в государственные и муниципальные органы власти, а также активно участвовать в проведении референдумов и других формах самоуправления на местном уровне. Это обеспечивает инкорпорацию военных в политические процессы и расширяет их возможности для влияния на формирование государственной политики.
6. Право на труд, проявляющееся через выполнение военной службы, является неотъемлемой составляющей гражданского права. Государство обязуется предоставлять солдатам, находящимся на контрактной службе, возможности для продвижения по военной иерархии, а также развития профессиональных навыков. Кроме того, предусмотрено повышение социальных льгот и преимуществ, пропорционально квалификации и длительности службы. Продолжительность контрактной военной службы учитывается при расчете общего трудового стажа, что способствует непрерывности и стабильности трудовой биографии военнослужащих.
7. Право на отдых является фундаментальным правом, предусмотренным для обеспечения благополучия и здоровья военнослужащих. Согласно федеральному законодательству Российской Федерации, максимальная продолжительность рабочей недели для военнослужащих по контракту не должна превышать установленные нормы. В случае превышения указанного рабочего времени, военнослужащие имеют право на компенсации, порядок и условия предоставления которых определены Законом «О статусе военнослужащих». Это гарантирует баланс между профессиональными обязанностями и личным временем, что является важным фактором в поддержании высокого уровня морального духа и боеспособности военных подразделений.
8. Денежное довольствие, заключающееся в выплате вознаграждения за выполнение служебных обязанностей.
9. Продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание военнослужащих.
10. Право на жилище. Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» [2] и жилищным законодательством Российской Федерации.
11. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, включая изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и других дорогих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам врачей в медицинских и военно -медицинских учреждениях федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Если по месту службы или проживания нет таких учреждений или отделений, или в случае неотложной необходимости, медицинская помощь оказывается в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы на эту помощь возмещаются учреждениям здравоохранения в соответствии с порядком, установленным правительством Российской Федерации.
Члены семей офицеров (супруги, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет с инвалидностью до 18 лет, дети до 23 лет, обучающиеся в вузах на дневной форме) и лица, находящиеся на иждивении офицеров и проживающие вместе с ними, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном правительством РФ [3, С. 141].
12. Страховые гарантии военнослужащим и право на возмещение вреда. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному
страхованию за счёт средств федерального бюджета. Условия и порядок обязательного страхования устанавливаются федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. Право на образование и права в области культуры. Военнослужащие имеют право на образование и доступ к культурным ценностям наравне с другими гражданами. Они могут пользоваться библиотеками, посещать музеи и культурные мероприятия.
14. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.
Военнослужащие имеют право защищать свои права и интересы через суд в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие, проходящие службу по призыву, освобождаются от уплаты госпошлины при подаче жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением службы. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Вопрос о проблемах реализации правового статуса военнослужащего является сложной задачей, поскольку он связан со множеством факторов. Вот некоторые из них:
1. Юридическая неопределенность: В некоторых странах, правовой статус военнослужащих не полностью определен, что может привести к юридической неопределенности и трудностям в его реализации.
2. Несоответствие законодательства: Законы, регулирующие деятельность военных, могут не соответствовать международным стандартам или стандартам других стран, что также может привести к проблемам в реализации правового статуса военнослужащих.
3. Недостаток обучения и осведомленности: Военнослужащие могут не быть полностью осведомлены о своих правах и обязанностях, что может привести к их нарушению.
4. Отсутствие независимого контроля: В некоторых случаях, отсутствие независимого контроля над действиями военных может привести к злоупотреблениям и нарушению прав военнослужащих.
5. Политические и социальные факторы: Политика и социальная ситуация в стране также могут влиять на реализацию правового статуса военнослужащих, в том числе через дискриминацию или неравенство.
Для решения этих проблем, необходимо проводить обучение военного персонала о их правах и обязанностях, обеспечивать независимый контроль над действиями военных, а также работать над усовершенствованием законодательства, регулирующего деятельность военных.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ, № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
3. Куценко А.А. Административно-правовой статус военнослужащего / А. А. Куценко // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). - 174 с.
4. Устюгова Е.А. Особенности статуса военнослужащих / Е.А. Устюгова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — 236 с.