С.И. Андреева
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование правового статуса военнослужащего, в частности, в социально-правовой сфере лиц, уволенных с военной службы, выделяются проблемы в данной вопросе и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: военнослужащий, правовой статус, права и обязанности, статус военнослужащих, социально-правовой статус.
Военнослужащие в Российской Федерации пользуются правами и свободами, предусмотренными актами международного уровня (Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. [1]), а также национального уровня (Конституция РФ [2] и множеством других законодательных актов РФ).
Одной из главных проблем законодательного регулирования является то, что само понятие «военнослужащий» по-разному трактуется в пенсионном и военно-социальном законодательстве.
Так, согласно Закону №166-ФЗ, к военнослужащим отнесены, например, «прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [4], а в Федеральном законе Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» данные категории не названы в качестве военнослужащих [3].
В связи с этим более широким представляется определение военной службы, сформулированное в ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»: «военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства» [5].
Социально-психологическая адаптация становится для большинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новую профессию. Несомненно, им достаточно трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры.
Все это ведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразование российского общества, оказываются незащищенной частью населения.
Трудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запас офицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Сил остаются безработными. Решить эту проблему - значит оказать квалифицированную социально-психологическую помощь военнослужащим. Это под силу специалистам, целенаправленно работающим с бывшими военнослужащими в государственных структурах [6, с.22].
Кроме трудоустройства, для полноценного вхождения бывших военных в гражданскую жизнь необходимо многое изменить и адаптироваться. Перед уволенными военнослужащими встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни:
1) несоответствие полученной в военном вузе профессии потребностям современного рынка труда;
2) проблема профессиональной переподготовки на новые специальности в соответствии со спросом;
3) обеспечение жильем;
4) часто увольнение с военной службы является психологическим ударом;
5) после увольнения из армии у многих офицеров на фоне общего стрессового состояния происходит ухудшение здоровья и физического состояния.
Успешная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, напрямую связана с деятельностью государственных и общественных организаций, в той или иной степени участвующих в обеспечении социальных прав и гарантий, помощи и содействии данной категории граждан на местах.
© С.И. Андреева, 2022.
В заключение, для решения данных проблем, необходимо внедрение следующих направлений совершенствования системы социальной защиты военнослужащих:
1) разработка и реализация социально-экономического федерального проекта устойчивого роста материального довольствия военнослужащих, военных пенсионеров;
2) обновление законодательной базы социальной защиты, оптимизация системы жилищного обеспечения военнослужащих;
3) последующее расширение системы социальных гарантий военнослужащим, военным пенсионерам, членам их семей;
4) внедрение механизмов роста эффективности реализации социальной защиты, и психологической поддержки, модернизация деятельности службы социальной работы в военных организационных структурах, оптимизация деятельности администрации по контролю и организационно-правовой, финансовой помощи военнослужащим.
Библиографический список
1.Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2.Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г.: в ред. Закона Рос. Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020. 04 июля.
3.О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ; в ред. Федер. закона от 30 декабря 2021 г. № 497-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. ст. 1475; 2022. № 1 (часть I). ст. 66.
4.О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ; в ред. Федер. закона от 28 января 2022 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 483. Рос.газ. 2022. №20.
5.О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ; в ред. Федер. закона от 2 июля 2021 г. № 351-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. ст. 2063; 2021. № 27 (часть I). ст. 5179.
б.Ларькин Д.Ю. Проблемы социального обеспечения военнослужащих в России // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2016. С.20-25.
АНДРЕЕВА СОФЬЯ ИГОРЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.