Научная статья на тему 'Особенности реализации мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в Сахалинской области'

Особенности реализации мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумина Е. В.

В статье представлено теоретическое обоснование реализации мониторинга, который является средством повышения качества дошкольного образования региона, выявляются основные проблемы муниципальных ДОУ с целью предоставления своевременной, непрерывной, комплексной, разносторонней и достоверной информации, создания целостной картины динамики изменений и развития системы дошкольного образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of monitoring as a means of augmentation of the quality of preschool education in the Sakhalin Region

The paper substantiates theoretically the implementation of monitoring, which is a means for improvement of the quality of preschool education of the region. The major problems are stated to provide timely, continuous, integrated, multifaceted and reliable information, and create an integrated picture of the dynamics of changes and development of the preschool education system in the region concerned.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в Сахалинской области»

Шумина Е.В.

кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольного образования Института развития образования Сахалинской области, Южно- Сахалинск, Россия

Особенности реализации мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в Сахалинской области

Аннотация: Теоретическое обоснование реализациимониторинга, который является средством повышения качества дошкольного образования региона, направлен на выявление основных проблем муниципальных дошкольных образовательных учреждений, предоставление своевременной, непрерывной, комплексной, разносторонней и достоверной информации, для создания целостной картины динамики изменений и развития системы дошкольного образования в регионе.

Ключевые слова: Система дошкольного образования региона, региональные особенности,технология, мониторинг, качество дошкольного образования.

В современных условиях развития системы дошкольного образования, введения Федеральных государственных требований, приоритетами политики Правительства Сахалинской области в сфере дошкольного образования являются обеспечение равного доступа к качественному образованию и обновлению его содержания и технологий.

В Государственной программе Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2013-2020 годы» одной из основных задач обозначено повышение качества и доступности дошкольного образования.

В контексте данной задачи мы выделяем следующее направление работы- разработку и реализациютехнологии мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования.

Актуальность разработки и реализации технологии мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в регионе обусловлена с одной стороны значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования на федеральном уровне, а с другой стороны региональная специфика Сахалинской области предъявляет определённые требования к качеству дошкольного образования. К числу этих требований можно отнести учёт преемственных сложившихся культурно-исторических традиций в сфере образования, учёт современного состава педагогических кадров, учёт регионального запроса общественности, видения роли и места системы оценки качества дошкольного образования в контексте региональной системы образования, социально экономических и географических условий существования региона, экстремальных природных условий и др.

Система дошкольного образования региона представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности населения и предоставляющую спектр образовательных услуг: присмотра и ухода за детьми, их оздоровления и развития, социально - педагогической защиты, коррекции отклонений физического и психического развития с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие детей по одному или нескольким из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое, а

так же дополнительных услуг - по выбору ребенка, его родителей, рекомендациям специалистов.

В деятельности дошкольных образовательных учреждений Сахалинской области выделяются также конкретные направления, отражающие региональную специфику: перспективное, годовое, календарное планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения, учитывающее национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, климатических особенностей, которые реализуются в таких направлениях детской деятельности как: речевое развитие (ознакомление с художественной литературой и т.д.), художественно-эстетическое развитие (музыка, пение- фольклор, танцы); изобразительная деятельность; проведение национальных игр разных направлений.

Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны, они отражают требования, соответствующие тем моделям выпускника, которые определяют задачи содержания образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, методическое обеспечение, приоритетные направления и т.д. Так, в дошкольных образовательных учреждениях муниципальных образований Ногликский и Охинский приоритетным направлением деятельности является работа с малочисленными народностями севера (нивхи, ороки, орочи), в качестве вариативных показателей могут быть выделены: наличие региональных программ, локальных актов, специально оборудованных помещений.

Для Сахалинской области качество дошкольного образования может характеризоваться такими региональными особенностями, как: способность дошкольной образовательной системы удовлетворить образовательные запросы населения, учет регионального компонента в реализуемых общеобразовательных программах, режим работы, оценка педагогического потенциала, оценка физического здоровья дошкольников, уровень подготовки детей к обучению в школе, развитость и многообразие сферы дополнительных образовательных услуг, уровень обеспеченности педагогическими кадрами, наличие необходимой нормативной базы.

Технология использования мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования представлена нами как система действий и составляющих включающая: цели, задачи, субъекты, объекты, процедуру, принципы, критерии и показатели, направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Следовательно, целью мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования является обеспечение эффективного информационного отражения состояния качества образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, аналитическое обобщение и использование полученных результатов, разработка методических рекомендаций по выявленным проблемам.

В соответствии с обозначенной целью мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования мы определили задачи:

- получение информации о состоянии дошкольного образования по основным направлениям;

- выявление тенденций изменения состояния качества дошкольного образования;

- выявление факторов оказывающих влияние на качество дошкольного образования;

- разработка мероприятий по использованию полученных результатов.

Для использования технологии мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования, нами были проанализированы факторы, влияющие на качество дошкольного образования.

В Сахалинской области на качество дошкольного образования влияют следующие субъекты: Министерство образования Сахалинской области; муниципальные управления образованием; Институт развития образования Сахалинской области; муниципальные дошкольные образовательные учреждения, а так же объекты мониторинга: стратегия и тактика функционирования образовательного учреждения; организация деятельности

образовательного учреждения; материально техническая база; кадровое обеспечение образовательного процесса; программноеметодическое обеспечение образовательного процесса; особенности развития детей, с учетом регионального компонента.

При этом важным является деятельность соответствующего органа образования в регионе, который будет занимать ведущее положение в мониторинговой деятельности и которому будет поручено осуществление координации, методического обеспечения, планирования и непосредственной разработки, реализации и контроля мониторинга.

На примере Сахалинской области таким органом выступает Институт развития образования Сахалинской области. Именно он должен осуществлять окончательную систематизацию, обобщение, анализ и оценку информации, полученной непосредственно с помощью мониторинга, от муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Результаты мониторинга качества дошкольного образования предоставляемого дошкольными образовательными учреждениями, должны быть доступны всем субъектам образовательного процесса (органам управления образованием, руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений и т.д.) в целях повышения эффективности и качества системы дошкольного образования Сахалинской области.

Взаимосвязи между субъектами в процессе мониторинговой деятельности можно представить таким образом:

- На уровне дошкольного образовательного учреждения мониторинг осуществляется руководителями, педагогическими работниками, специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования ДОУ, а так же органами государственного - общественного управления образовательным учреждением;

- На муниципальном уровне мониторинг осуществляется специалистами в соответствии с их должностными обязанностями;

- На региональном уровне центром оценки качества образования ИРОСО.

Основными принципами использования мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в регионе на наш взгляд должны являться:

- своевременность - возможность получить конкретную картину состояния качества дошкольного образования в определенный момент, чтобы сделать оперативное заключение о состоянии качества предоставляемого дошкольным образовательным учреждением;

- гласность - предполагает использование полученной с помощью мониторинга информации о качестве дошкольного образования всем субъектам образовательного процесса;

- целенаправленность - возможность получения необходимой и достаточной информации, исходя из заранее поставленных целей, с ориентацией на которые определяется основная линия мониторинга, строится содержание мониторинга и осуществляется анализ собранной информации;

- комплексность, означает учет важнейших критериев и показателей по разным направлениям оценки качества дошкольного образовательного учреждения;

- непрерывность, предполагает получение полной и разносторонней информации о качестве дошкольного образования региона в течение длительного времени;

-разносторонность - необходимость фиксации при организации и осуществлении мониторинга всех факторов, влияющих на качество дошкольного образования;

- полнота - означает объективный учет всех критериев и параметров, исследования качества дошкольного образования;

- достоверность - предполагает опору на объективные (конкретные и легко проверяемые) данные, получаемые в ходе проведения мониторинга.

Способы фиксации и анализ полученной в результате проведенной мониторинговой деятельности информации, представляют собой ввод в компьютеры исходной информации, исследование статистических характеристик выборки, выработку предложений по оптимизации инструментария, вывод обобщенных образов категорий в удобной для анализа форме, анализ взаимосвязей между обобщенными образами исследуемых категорий, при этом следует

обеспечить ведение необходимой документации, ведение архивов на бумажных носителях и т.д.

Таким образом, технологию мониторинга качества дошкольного образования можно применять не только для оценки качества дошкольного образования в регионе, но и в качестве средства повышения качества дошкольного образования.

Мониторинг, который выступит средством повышения качества дошкольного образования, выявит основные проблемы муниципальных дошкольных образовательных учреждений региона, предоставит своевременную, непрерывную, комплексную, разностороннюю и достоверную информацию, создаст целостную картину динамики изменений и развития системы дошкольного образования в регионе.

Список литературы:

Ссылка на статью в книгах:

1. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая -М.:ТЦ Сфера, 2005.- 64 с.

2. Виноградова, Н.А.Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Р.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. - 192 с.

3. Денякина, Л.М. Технологии управления образовательным учреждением / Л. М.Денякина. - Минск: Бизнесофсет, 2004. - 204 с.

4. Комарова, Е.С. Как оценить работу детского сада: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / Е.С. Комарова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 127 с.

5. Концепция областной целевой программы «развитие дошкольного образования в Сахалинской области на 2008-2012 г.г. / Утверждена администрацией Сахалинской области 27 апреля 2007г. № 254-ра

6. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н.Майоров. - Ульяновск: «Интеллект-Центр», 2005. - 424 с.

7. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.