Шумина Е.В.
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольного образования Института развития образования Сахалинской области, Южно- Сахалинск, Россия
Особенности реализации мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в Сахалинской области
Аннотация: Теоретическое обоснование реализациимониторинга, который является средством повышения качества дошкольного образования региона, направлен на выявление основных проблем муниципальных дошкольных образовательных учреждений, предоставление своевременной, непрерывной, комплексной, разносторонней и достоверной информации, для создания целостной картины динамики изменений и развития системы дошкольного образования в регионе.
Ключевые слова: Система дошкольного образования региона, региональные особенности,технология, мониторинг, качество дошкольного образования.
В современных условиях развития системы дошкольного образования, введения Федеральных государственных требований, приоритетами политики Правительства Сахалинской области в сфере дошкольного образования являются обеспечение равного доступа к качественному образованию и обновлению его содержания и технологий.
В Государственной программе Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2013-2020 годы» одной из основных задач обозначено повышение качества и доступности дошкольного образования.
В контексте данной задачи мы выделяем следующее направление работы- разработку и реализациютехнологии мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования.
Актуальность разработки и реализации технологии мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в регионе обусловлена с одной стороны значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования на федеральном уровне, а с другой стороны региональная специфика Сахалинской области предъявляет определённые требования к качеству дошкольного образования. К числу этих требований можно отнести учёт преемственных сложившихся культурно-исторических традиций в сфере образования, учёт современного состава педагогических кадров, учёт регионального запроса общественности, видения роли и места системы оценки качества дошкольного образования в контексте региональной системы образования, социально экономических и географических условий существования региона, экстремальных природных условий и др.
Система дошкольного образования региона представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности населения и предоставляющую спектр образовательных услуг: присмотра и ухода за детьми, их оздоровления и развития, социально - педагогической защиты, коррекции отклонений физического и психического развития с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие детей по одному или нескольким из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое, а
так же дополнительных услуг - по выбору ребенка, его родителей, рекомендациям специалистов.
В деятельности дошкольных образовательных учреждений Сахалинской области выделяются также конкретные направления, отражающие региональную специфику: перспективное, годовое, календарное планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения, учитывающее национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, климатических особенностей, которые реализуются в таких направлениях детской деятельности как: речевое развитие (ознакомление с художественной литературой и т.д.), художественно-эстетическое развитие (музыка, пение- фольклор, танцы); изобразительная деятельность; проведение национальных игр разных направлений.
Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны, они отражают требования, соответствующие тем моделям выпускника, которые определяют задачи содержания образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, методическое обеспечение, приоритетные направления и т.д. Так, в дошкольных образовательных учреждениях муниципальных образований Ногликский и Охинский приоритетным направлением деятельности является работа с малочисленными народностями севера (нивхи, ороки, орочи), в качестве вариативных показателей могут быть выделены: наличие региональных программ, локальных актов, специально оборудованных помещений.
Для Сахалинской области качество дошкольного образования может характеризоваться такими региональными особенностями, как: способность дошкольной образовательной системы удовлетворить образовательные запросы населения, учет регионального компонента в реализуемых общеобразовательных программах, режим работы, оценка педагогического потенциала, оценка физического здоровья дошкольников, уровень подготовки детей к обучению в школе, развитость и многообразие сферы дополнительных образовательных услуг, уровень обеспеченности педагогическими кадрами, наличие необходимой нормативной базы.
Технология использования мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования представлена нами как система действий и составляющих включающая: цели, задачи, субъекты, объекты, процедуру, принципы, критерии и показатели, направленная на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения качественного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Следовательно, целью мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования является обеспечение эффективного информационного отражения состояния качества образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, аналитическое обобщение и использование полученных результатов, разработка методических рекомендаций по выявленным проблемам.
В соответствии с обозначенной целью мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования мы определили задачи:
- получение информации о состоянии дошкольного образования по основным направлениям;
- выявление тенденций изменения состояния качества дошкольного образования;
- выявление факторов оказывающих влияние на качество дошкольного образования;
- разработка мероприятий по использованию полученных результатов.
Для использования технологии мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования, нами были проанализированы факторы, влияющие на качество дошкольного образования.
В Сахалинской области на качество дошкольного образования влияют следующие субъекты: Министерство образования Сахалинской области; муниципальные управления образованием; Институт развития образования Сахалинской области; муниципальные дошкольные образовательные учреждения, а так же объекты мониторинга: стратегия и тактика функционирования образовательного учреждения; организация деятельности
образовательного учреждения; материально техническая база; кадровое обеспечение образовательного процесса; программноеметодическое обеспечение образовательного процесса; особенности развития детей, с учетом регионального компонента.
При этом важным является деятельность соответствующего органа образования в регионе, который будет занимать ведущее положение в мониторинговой деятельности и которому будет поручено осуществление координации, методического обеспечения, планирования и непосредственной разработки, реализации и контроля мониторинга.
На примере Сахалинской области таким органом выступает Институт развития образования Сахалинской области. Именно он должен осуществлять окончательную систематизацию, обобщение, анализ и оценку информации, полученной непосредственно с помощью мониторинга, от муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Результаты мониторинга качества дошкольного образования предоставляемого дошкольными образовательными учреждениями, должны быть доступны всем субъектам образовательного процесса (органам управления образованием, руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений и т.д.) в целях повышения эффективности и качества системы дошкольного образования Сахалинской области.
Взаимосвязи между субъектами в процессе мониторинговой деятельности можно представить таким образом:
- На уровне дошкольного образовательного учреждения мониторинг осуществляется руководителями, педагогическими работниками, специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования ДОУ, а так же органами государственного - общественного управления образовательным учреждением;
- На муниципальном уровне мониторинг осуществляется специалистами в соответствии с их должностными обязанностями;
- На региональном уровне центром оценки качества образования ИРОСО.
Основными принципами использования мониторинга как средства повышения качества дошкольного образования в регионе на наш взгляд должны являться:
- своевременность - возможность получить конкретную картину состояния качества дошкольного образования в определенный момент, чтобы сделать оперативное заключение о состоянии качества предоставляемого дошкольным образовательным учреждением;
- гласность - предполагает использование полученной с помощью мониторинга информации о качестве дошкольного образования всем субъектам образовательного процесса;
- целенаправленность - возможность получения необходимой и достаточной информации, исходя из заранее поставленных целей, с ориентацией на которые определяется основная линия мониторинга, строится содержание мониторинга и осуществляется анализ собранной информации;
- комплексность, означает учет важнейших критериев и показателей по разным направлениям оценки качества дошкольного образовательного учреждения;
- непрерывность, предполагает получение полной и разносторонней информации о качестве дошкольного образования региона в течение длительного времени;
-разносторонность - необходимость фиксации при организации и осуществлении мониторинга всех факторов, влияющих на качество дошкольного образования;
- полнота - означает объективный учет всех критериев и параметров, исследования качества дошкольного образования;
- достоверность - предполагает опору на объективные (конкретные и легко проверяемые) данные, получаемые в ходе проведения мониторинга.
Способы фиксации и анализ полученной в результате проведенной мониторинговой деятельности информации, представляют собой ввод в компьютеры исходной информации, исследование статистических характеристик выборки, выработку предложений по оптимизации инструментария, вывод обобщенных образов категорий в удобной для анализа форме, анализ взаимосвязей между обобщенными образами исследуемых категорий, при этом следует
обеспечить ведение необходимой документации, ведение архивов на бумажных носителях и т.д.
Таким образом, технологию мониторинга качества дошкольного образования можно применять не только для оценки качества дошкольного образования в регионе, но и в качестве средства повышения качества дошкольного образования.
Мониторинг, который выступит средством повышения качества дошкольного образования, выявит основные проблемы муниципальных дошкольных образовательных учреждений региона, предоставит своевременную, непрерывную, комплексную, разностороннюю и достоверную информацию, создаст целостную картину динамики изменений и развития системы дошкольного образования в регионе.
Список литературы:
Ссылка на статью в книгах:
1. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая -М.:ТЦ Сфера, 2005.- 64 с.
2. Виноградова, Н.А.Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Р.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. - 192 с.
3. Денякина, Л.М. Технологии управления образовательным учреждением / Л. М.Денякина. - Минск: Бизнесофсет, 2004. - 204 с.
4. Комарова, Е.С. Как оценить работу детского сада: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / Е.С. Комарова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 127 с.
5. Концепция областной целевой программы «развитие дошкольного образования в Сахалинской области на 2008-2012 г.г. / Утверждена администрацией Сахалинской области 27 апреля 2007г. № 254-ра
6. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н.Майоров. - Ульяновск: «Интеллект-Центр», 2005. - 424 с.
7. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 262 с.