Научная статья на тему 'Качество дошкольного образования - региональный аспект'

Качество дошкольного образования - региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2991
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕРА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЛЕКС УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумина Елена Владимировна

Целью статьи является попытка подойти к оценке качества образования в его широком понимании. Качество образования рассмотрено как обобщенная мера эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития в мире, стране, регионе, способствует повышению качества жизни общества в целом и каждого человека в отдельности, одним из факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества является образование. Совершенствование современного качества образования является приоритетной задачей государственной образовательной политики РФ, основные направления которой отражены в ряде стратегических документов: Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 01.09.2013 г.), «ФГОС дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г.), Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.14г. №1726-р), Стратегия развития воспитания до 2025 года (от 13.01.2015Г.) и др. В образовании качество связывается, чаще всего, с реализацией государственных образовательных стандартов и государственным регулированием деятельности учреждений образования. Критерии качества образования определяются совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения: содержание образования, совместная деятельность взрослого и детей, материально-техническую базу, программнометодическое обеспечение образовательного процесса, кадровый состав, особенности развития детей и т.п., которые обеспечивают развитие ребенка. Качественным образование будет только в том случае, если каждый ребенок сможет удовлетворить свои запросы и потребности. В любой период образование должно быть личностным, образовательная программа должна быть построена по индивидуальному маршруту для каждого ребенка (А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др.), а не подготовкой и натаскиванием к следующему этапу обучения. Не ломая существующей системы обучения, необходимо обеспечить максимальное развитие способностей и личностный рост ребенка. По мнению А.И. Субетто, в начале XXI века политика качества образования становится ядром образовательной политики государства. В этой связи проблема повышения качества образования на всех уровнях образовательной системы является особо актуальной. При таких условиях значение качества дошкольного образования становится еще более очевидным, поскольку в этот период происходит становление личности, формирование ее личностных, социальных и ценностных приоритетов. (С.К. Бондырева, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.) К.Ю.Белая[1], анализируя качество как понятие в педагогической науке в контексте различных 997 методологических и теоретических подходов, дает следующее определение, применительно к системе дошкольного образования: качество дошкольного образования это такая организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. [11] К.Ю. Белая определила зависимость качества работы дошкольного образовательного учреждения от качества работы педагога, от сложившихся в педагогическом коллективе отношений, от условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника; Н.А.Виноградова[2] наравне с управлением качеством процесса и результата предлагает ввести в систему анализа качества современного дошкольного образованиякачество условий;[19] О.А. Сафонова в статье «Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении» определяет качество дошкольного образования, как способность удовлетворять потребности личности и общества в полноценном развитии ребенка, сохранении и укреплении его здоровья. Л.И. Фалюшина[3] определяет качество как комплексное понятие, характеризующее все стороны деятельности. Рассматривает качество не с позиции успеха одного или нескольких детей, а с позиции успехов каждого ребенка. [160] Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов. Так как дошкольное образовательное учреждение рассматривается как компонент сферы услуг для населения, то основным критерием выступает соответствие ожиданиям и требованиям потребителя, а именно родителей и детей, которые посещают дошкольного образовательное учреждение, способность обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, качество образования в ДОУ можно рассматривать как совокупность характеристик деятельности ДОУ, относящихся к его способности удовлетворять потребности государства, общества, личности и создавать условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства. В настоящее время в системе образования Российской Федерации происходят процессы, которые свидетельствуют о том, что на данный период времени, дошкольное образование вошло в перечень образовательных уровней и ступеней, для которых установлены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, сейчас уровень дошкольного образования «особенный»: он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, отражающих согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства. В соответствии со своеобразной спецификой дошкольное образование дополняется такими параметрами, обеспечивающими качество, как качество условий образовательного процесса (наполняемость групп, соответствие гигиеническим требованиям, качество кадрового обеспечения, качество методической работы, качество дополнительных образовательных услуг и др.). Главным показателем качества дошкольного образования является способность данной ступени образования обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей педагогов, родителей, детей, создавая, таким образом, соответствующую мотивацию их деятельности по повышению: качества основных условий образовательного процесса, качества реализации образовательного процесса с учетом региональных особенностей. 998 В рамках реализации ФГОС дошкольного образования просматриваются основные направления к определению критериев и показателей оценки качества дошкольного образования. Это связано с попыткой подойти к оценке качества образования в его широком понимании. В систему критериев включены критерии оценки качества образовательного процесса и качества условий его реализации: структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия ее реализации. Дифференциация критериев качества реализации образовательного процесса и качества условий его осуществления, обосновывается необходимостью разграничить показатели качества, которые дошкольное учреждение в силах изменить, и показатели качества, на которыедошкольное учреждение в настоящее время не может оказать существенного влияния. Существуют следующие уровни определения качества образования: федеральный (Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ), региональный (Министерство образования конкретного региона), муниципальный (управление или департамент образования муниципального образования), уровень образовательного учреждения (ДОУ, СОШ, НОШ, ВУЗ и др. ОУ), уровень субъекта (конкретный обучающийся, воспитанник). Федеральный уровень обеспечивает качество образования в виде разработок и определения целей, стандартов и норм, требований в государственном масштабе, то на региональном уровне происходит конкретизация целей, разработка концепции развития образования с учетом региональных условий, традиций конкретного региона. Разработка и формирование организационно функционального и информационно статистического обеспечения деятельности по управлению образовательным производством, в части оценки качества образования осуществляется сегодня как одно из актуальных направлений формирования современной системы контроля и оценки качества образования на разных уровнях иерархии управления, в частности, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения. На региональном уровне фокусируются заказ государства, запросы общества, интересы конкретных территорий иобразовательные потребности личности. Региональные особенности накладывают отпечаток на специфику системы дошкольного образования каждого региона и это необходимо учитывать при выборе подходов, критериев, показателей оценки качества. Развитие региональной системы оценки качества образования предоставит обучающимся, их родителям, педагогическим коллективам, органам управления образованием, работодателям, общественным институтам объективную, достоверную и надежную информацию о состоянии и развитии системы образования на муниципальном и региональном уровнях; о качестве образовательных услуг, реализации приоритетных направлений деятельности, их соответствии Федеральным государственным требованиям и социальному запросу. Это создаст условия для добросовестного и эффективного конкурирования всех форм образовательных услуг, разворачивания конкуренции между дошкольными организациями. Конкуренция это движение к качеству и эффективности образования, к возрастанию роли заказчика и потребителя в системе образования. Проблема повышения качества образования неразрывно связана с разработкой и нахождением (поиском) наиболее эффективных механизмов его оценки. В теоретической науке исследованы разнообразные процедуры, механизмы оценки качества образования (диагностика, анализ, контроль, мониторинг и др.). В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования. Одним из условий оценки качества образования теоретиками и практиками выделяется мониторинг, как процедурасбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. 999 Вместе с тем, именно на уровне региона и муниципалитета реализуется образовательная политика государства, удовлетворяются образовательные потребности населения, живущего на конкретной территории региона, отражающие политическое, экономическое, культурное, социальное, национальное его состояние. Данная специфика требует помимо учета и применения требований к процедуре мониторинга, разработки и внедрения дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий реализации мониторинга качества дошкольного образования в соответствующем регионе. Таким образом, с одной стороны, сохранится баланс между федеральными требованиями к качеству дошкольного образования и его оценки и учетом его региональной специфики, что соответствует принципу «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства», предусмотренному законом РФ «Об образовании» (Глава Iст. 3.4. Основные принципы государственной политики и правового регулированияотношений в сфере образования). С другой стороны, каждый регион будет обеспечивать дошкольное образование, соответствующее образовательным, культурным, национальным потребностям населения, проживающего на его территории, и отслеживать и повышать его качество путем научно разработанного мониторинга. Учет данных характеристик и понимание специфики процессов протекающих внутри регионов, позволит выделить региональные особенности для построения образовательных систем. Результаты мониторинга станут основой для своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий, с учетом требований к психолого педагогическим, материальнотехническим, финансовым условиям реализации Программы, а также к кадровому потенциалу, региональной образовательной политики, специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, реальной социально-экономической ситуации региона, в целях обеспечения качественного образования в конкретном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество дошкольного образования - региональный аспект»

Качество дошкольного образования - региональный аспект

Шумина Елена Владимировна ИРОСО, г. Южно-Сахалинск

Ключевые слова:

Качество образования, мера эффективности, комплекс услуг

Аннотация: целью статьи является попытка подойти к оценке качества образования в его широком понимании. Качество образования рассмотрено как обобщенная мера эффективности

образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития в мире, стране, регионе, способствует повышению качества жизни общества в целом и каждого человека в отдельности, одним из факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества является образование.

Совершенствование современного качества образования является приоритетной задачей государственной образовательной политики РФ, основные направления которой отражены в ряде стратегических документов: Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 01.09.2013 г.), «ФГОС дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г.), Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 04.09.14г. №1726-р), Стратегия развития воспитания до 2025 года (от 13.01.2015Г.) и др.

В образовании качество связывается, чаще всего, с реализацией государственных образовательных стандартов и государственным регулированием деятельности учреждений образования.

Критерии качества образования определяются совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения: содержание образования, совместная деятельность взрослого и детей, материально-техническую базу, программно-методическое обеспечение образовательного процесса, кадровый состав, особенности развития детей и т.п., которые обеспечивают развитие ребенка.

Качественным образование будет только в том случае, если каждый ребенок сможет удовлетворить свои запросы и потребности. В любой период образование должно быть личностным, образовательная программа должна быть построена по индивидуальному маршруту для каждого ребенка (А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др.), а не подготовкой и натаскиванием к следующему этапу обучения. Не ломая существующей системы обучения, необходимо обеспечить максимальное развитие способностей и личностный рост ребенка.

По мнению А.И. Субетто, в начале XXI века политика качества образования становится ядром образовательной политики государства. В этой связи проблема повышения качества образования на всех уровнях образовательной системы является особо актуальной.

При таких условиях значение качества дошкольного образования становится еще более очевидным, поскольку в этот период происходит становление личности, формирование ее личностных, социальных и ценностных приоритетов. (С.К. Бондырева, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.)

К.Ю.Белая[1], анализируя качество как понятие в педагогической науке в контексте различных

методологических и теоретических подходов, дает следующее определение, применительно к системе дошкольного образования: качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. [11]

К.Ю. Белая определила зависимость качества работы дошкольного образовательного учреждения от качества работы педагога, от сложившихся в педагогическом коллективе отношений, от условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника;

Н.А.Виноградова[2] наравне с управлением качеством процесса и результата предлагает ввести в систему анализа качества современного дошкольного образования- качество условий;[19]

О.А. Сафонова в статье «Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении» определяет качество дошкольного образования, как способность удовлетворять потребности личности и общества в полноценном развитии ребенка, сохранении и укреплении его здоровья.

Л.И. Фалюшина[3] определяет качество как комплексное понятие, характеризующее все стороны деятельности. Рассматривает качество не с позиции успеха одного или нескольких детей, а с позиции успехов каждого ребенка. [160]

Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Так как дошкольное образовательное учреждение рассматривается как компонент сферы услуг для населения, то основным критерием выступает - соответствие ожиданиям и требованиям потребителя, а именно родителей и детей, которые посещают дошкольного образовательное учреждение, способность обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, качество образования в ДОУ можно рассматривать как совокупность характеристик деятельности ДОУ, относящихся к его способности удовлетворять потребности государства, общества, личности и создавать условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

В настоящее время в системе образования Российской Федерации происходят процессы, которые свидетельствуют о том, что на данный период времени, дошкольное образование вошло в перечень образовательных уровней и ступеней, для которых установлены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, сейчас уровень дошкольного образования «особенный»: он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, отражающих согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства.

В соответствии со своеобразной спецификой дошкольное образование дополняется такими параметрами, обеспечивающими качество, как качество условий образовательного процесса (наполняемость групп, соответствие гигиеническим требованиям, качество кадрового обеспечения, качество методической работы, качество дополнительных образовательных услуг и др.).

Главным показателем качества дошкольного образования является способность данной ступени образования обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей педагогов, родителей, детей, создавая, таким образом, соответствующую мотивацию их деятельности по повышению: качества основных условий образовательного процесса, качества реализации образовательного процесса с учетом региональных особенностей.

В рамках реализации ФГОС дошкольного образования просматриваются основные направления к определению критериев и показателей оценки качества дошкольного образования.

Это связано с попыткой подойти к оценке качества образования в его широком понимании. В систему критериев включены критерии оценки качества образовательного процесса и качества условий его реализации: структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия ее реализации.

Дифференциация критериев качества реализации образовательного процесса и качества условий его осуществления, обосновывается необходимостью разграничить показатели качества, которые дошкольное учреждение в силах изменить, и показатели качества, на которыедошкольное учреждение в настоящее время не может оказать существенного влияния.

Существуют следующие уровни определения качества образования: федеральный (Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ), региональный (Министерство образования конкретного региона), муниципальный (управление или департамент образования муниципального образования), уровень образовательного учреждения (ДОУ, СОШ, НОШ, ВУЗ и др. ОУ), уровень субъекта (конкретный обучающийся, воспитанник).

Федеральный уровень обеспечивает качество образования в виде разработок и определения целей, стандартов и норм, требований в государственном масштабе, то на региональном уровне происходит конкретизация целей, разработка концепции развития образования с учетом региональных условий, традиций конкретного региона.

Разработка и формирование организационно - функционального и информационно -статистического обеспечения деятельности по управлению образовательным производством, в части оценки качества образования - осуществляется сегодня как одно из актуальных направлений формирования современной системы контроля и оценки качества образования на разных уровнях иерархии управления, в частности, региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательного учреждения.

На региональном уровне фокусируются заказ государства, запросы общества, интересы конкретных территорий иобразовательные потребности личности.

Региональные особенности накладывают отпечаток на специфику системы дошкольного образования каждого региона и это необходимо учитывать при выборе подходов, критериев, показателей оценки качества.

Развитие региональной системы оценки качества образования предоставит обучающимся, их родителям, педагогическим коллективам, органам управления образованием, работодателям, общественным институтам объективную, достоверную и надежную информацию о состоянии и развитии системы образования на муниципальном и региональном уровнях; о качестве образовательных услуг, реализации приоритетных направлений деятельности, их соответствии Федеральным государственным требованиям и социальному запросу. Это создаст условия для добросовестного и эффективного конкурирования всех форм образовательных услуг, разворачивания конкуренции между дошкольными организациями. Конкуренция - это движение к качеству и эффективности образования, к возрастанию роли заказчика и потребителя в системе образования.

Проблема повышения качества образования неразрывно связана с разработкой и нахождением (поиском) наиболее эффективных механизмов его оценки. В теоретической науке исследованы разнообразные процедуры, механизмы оценки качества образования (диагностика, анализ, контроль, мониторинг и др.). В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования. Одним из условий оценки качества образования теоретиками и практиками выделяется мониторинг, как процедурасбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Вместе с тем, именно на уровне региона и муниципалитета реализуется образовательная политика государства, удовлетворяются образовательные потребности населения, живущего на конкретной территории региона, отражающие политическое, экономическое, культурное, социальное, национальное его состояние. Данная специфика требует помимо учета и применения требований к процедуре мониторинга, разработки и внедрения дополнительных подходов, принципов, критериев, показателей, технологий, условий реализации мониторинга качества дошкольного образования в соответствующем регионе. Таким образом, с одной стороны, сохранится баланс между федеральными требованиями к качеству дошкольного образования и его оценки и учетом его региональной специфики, что соответствует принципу «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства», предусмотренному законом РФ «Об образовании» (Глава 1ст. 3.4. Основные принципы государственной политики и правового регулированияотношений в сфере образования).

С другой стороны, каждый регион будет обеспечивать дошкольное образование, соответствующее образовательным, культурным, национальным потребностям населения, проживающего на его территории, и отслеживать и повышать его качество путем научно разработанного мониторинга.

Учет данных характеристик и понимание специфики процессов протекающих внутри регионов, позволит выделить региональные особенности для построения образовательных систем. Результаты мониторинга станут основой для своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий, с учетом требований к психолого - педагогическим, материально- техническим, финансовым условиям реализации Программы, а также к кадровому потенциалу, региональной образовательной политики, специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, реальной социально-экономической ситуации региона, в целях обеспечения качественного образования в конкретном регионе.

Список литературы:

1.Актуальные проблемы педагогической диагностики и мониторинга системы образования [Текст]: сборник научных трудов Международной конференции, 26 ноября 2004 г., (Таганрог). [Сборник] / науч. ред. д-р п.н., проф. Е.А. Михайлычев. - Таганрог : Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2005. - 191 с.

2.Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция [Текст] / К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2005.-64 с. ISBN5-89144-360-0

3.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с. ISBN 5-89144-611-1

4.Виноградова, Н.А.Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Р.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. - 192 с. ISBN5-8112-2196-7

5.Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы [Текст]: материалы Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. - 240 с. ISBN5-296-00290-3

6.Конвенция о правах ребёнка. Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 5 декабря 1989г. Подписана СССР 26 января 1990г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 30 июня 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. Россия участвует в Конвенции как правопреемник СССР [Текст].

7.Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.01 / Сафонова Ольга Александровна; [Нижегородский ГПУ]. - М., 2004. - 47 с.

8.Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.01 / Сафонова Ольга Александровна; Нижний Новгород, 2004. - 316 с.

9.Сафонова, О. А. Мониторинг качества образования. (теоретический аспект) [Текст] /Управление ДОУ. - 2001. - № 6. -с.8.

10.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО [Текст]. СанПиН 2.4.3049 - 13 от 2013 г.

11.Фалюшина, Л.И. Управление качеством в макросистемах дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.01 / Фалюшина Лариса Игоревна; [МГПУ им. М.А.Шолохова]. - М., 2005. - 34 с.

12.Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 262 с. ISBN 5-89415-288-7

13.Фалюшина, Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением [Текст]: Современный аспект / Л.И. Фалюшина - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с. ISBN5-93134-214-1

14.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст]. ФГОС ДО № 30384 01.01.2014г.

15.Шумина, Е.В. Мониторинг как средство повышения качества дошкольного образования в регионе (на примере Сахалинской области) [Текст]: автореф. дис. ... к-та пед. наук: спец. 13.00.02 / Шумина Елена Владимировна; [ЕГУ им. И.А. Бунина]. - Елец, 2010. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.