УДК 37.035.6 ББК 74.5; 85.31
И.И. Топилина
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ»
Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания студентов в процессе изучения курса «Истории русской музыки». Рассмотрены особенности патриотического воспитания молодежи в наши дни и возможности его осуществления в вузовском учебном курсе.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, патриотическое воспитание студентов, курс «Истории русской музыки».
I.I. Topilina
SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE COURSE "THE HISTORY OF RUSSIAN MUSIC"
Abstract. The article is devoted patriotic education student in the process of studying the course "The History of Russian music". Peculiarities of patriotic education of youth today and the possibility of its implementation in high school training course.
Key words: spiritual and moral values, patriotic education of students, course "The History of Russian music".
Актуальность патриотического воспитания студентов в начале XXI века для страны в целом обусловлена значительными коренными изменениями, происшедшими в 90-е годы, причем во всех сферах жизни и деятельности общества: экономической, политической, религиозной, правовой, образовательной. Открытость границ для проникновения различной информации, включая и крайне безнравственную, повлекла за собой и попытку отказа отдельных слоев населения, политических кругов и личностей от идеи целостности России, содружества ее народов, исторического наследия, позитивного опыта, без которого невозможно было бы дальнейшее устойчивое развитие государства. Объективными фактами, подтверждающими выхолащивание патриотических идей в это время, являются: проявление сепаратизма внутри России, отказ многих граждан определенного возраста нести военную службу в соответствии с федеральным законом, националистические настроения отдельных групп и слоев населения. Острая политическая борьба середины и конца 90-х годов усугубила протекание деструктивных процессов в социальной и экономической сферах, негативно отразилась на настроении граждан и стала отвлекать их от решения насущных задач [2].
С другой стороны, начало XXI века ознаменовалось и позитивными тенденциями: ростом экономики, политической стабилизацией, осознанием большинством граждан необходимости нового объединения усилий для прогрессивного развития государства, укрепления его позиций в сфере международных отношений, наведения порядка внутри страны, улучшения финансовой и экономической обстановки, решения назревших социальных вопросов (пенсии, заработной платы, трудовых отношений и др.). Все отчетливее в сознании граждан проявляются патриотические идеи, обусловленные новым характером отношений, новыми целями и новым содержанием общественно значимой деятельности [4]. Укрепляется мнение о том, что только совместными усилиями можно вывести страну из кризиса, только защищая Россию от внешних посягательств в современных формах, можно сохранить целостность ее территории, традиции межнационального общения, создать предпосылки для удовлетворения разноплановых потребностей общества, дальнейшего устойчивого процветания страны. Важно, что политика Президента и правительства последних лет привела к возрождению таких понятий, как «Родина», «Отечество», «Долг», «Ответственность» [6]. В связи с этим возникла необходимость и в специально организованной деятельности в обозначенном направлении, причем на всех уровнях существования общества.
Вопросы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, волнуют отечественных педагогов на протяжении многих десятилетий, и, как может показаться, являются далеко не новыми. Однако необходимо учесть, что каждая эпоха выдвигает свои требования и отмечена своими неповторимыми событиями, которые нуждаются в осмыслении и понимании с точки зрения историко-патриотических вопросов воспитания и трансформации общества, его мировоззренческих ориентиров и личностных смыслов жизнедеятельности каждого человека. Патрио-
тическое воспитание, является вектором для решения современных проблем и направлением для развития социальных явлений и ситуаций, определяющих развитие всех социальных групп общества. В наше сложное время роль духовно-нравственного и патриотического воспитания студенческой молодежи как никогда велика [3].
Важно дать определение понятию и сущностному содержанию патриотизма. Философский словарь дает следующее определение: «Патриотизм (греч. Ра^ - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины» [7, 418].
Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. К ним относятся: любовь к Родине; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [1].
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменились социально-экономические условия в нашей стране, мы перешли к рыночным отношениям во многих сферах жизни, пересматривается прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Для современного общества характерна потеря общественного идеала, и как следствие деформация многих социальных ролей и функций. Средства массовой информации тиражируют тотальную пошлость, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.
Именно сегодня возникла острая потребность выявить средства и методы, формы и приемы привития чувства патриотизма молодому поколению. Основной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, за так называемую малую родину (то место, где он родился, живет, учится). Гегель считал, что человек должен родиться дважды: один раз естественно, а затем духовно.
Идеологической основой патриотического воспитания в наши дни являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа, и учебный курс «История русской музыки» в данном случае оказывается актуальным, как никогда.
Обобщенно патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России. Патриотическое воспитание в вузе - это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности студента, реализации ее творческого индивидуального потенциала на благо малой родины, семьи, будущей профессиональной деятельности. Патриотическое воспитание - разноплановый и разноуровневый процесс.
Содержание патриотического воспитания определяется основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать сознание, поведение и деятельность, личностно-творческий компонент. Каждый из этих компонентов со своей стороны наполняется содержанием, ориентируясь на отдельное направление целостного процесса патриотического воспитания. Сказанное представлено в таблице 1.
Таблица 1
Соотношение компонентов структуры личности и направлений содержания патриотического воспитания
студентов-музыкантов
Основные компоненты структуры личности, участвующие в патриотическом воспитании
Когнитивный Деятельностный Сущностно-творческий
Патриотическое сознание Патриотическая деятельность и поведение Творческие способности и сущностные силы
Основные направления содержания процесса патриотического воспитания студентов-музыкантов
История русской музыки Знания: творчество отечественных композиторов. Умения: ориентироваться в музыкальных произведениях разных эпох России. Навыки: понимания глубинных смыслов, жанра, формы, структуры произведений; анализа произведений Формирование патриотического самосознания
Народное творчество Знания: текстов и музыки русских народных произведений. Умения: исполнять вокальные произведения, применяя все возможности своего таланта. Навыки: выразительное исполнение народных песенных образцов Патриотическое самовоспитание
Южно-региональные песенные традиции Знания: вокальных произведений края. Умения: исполнять и анализировать их. Навыки: понимания и оригинального воспроизведения песенного фольклора Патриотическое самосовершенствование
Православные традиции донского края Знания: православных донских традиций. Умения: выявлять донские православные традиции из множества традиций других регионов. Навыки: собственного видения православных традиций родного края Формирование патриотической, самобытной личности
Музыкальная досуговая деятельность Знания: теории музыкального досуга. Умения: анализировать формы современного молодежного досуга. Навыки: формирования положительного собственного музыкального досуга Патриотическое саморазвитие
Устные музыкальные традиции донского казачества Знания: традиций и музыки донского края. Умения: выявлять особенности и отличительные свойства музыки казачества. Навыки: анализа и обобщения музыкальных форм донского края Формирование любви к малой родине
Психологами установлено, что каждый из компонентов патриотического воспитания выполняет свою функцию. Так, когнитивный компонент патриотического воспитания ориентирует на развитие патриотического сознания личности студента. Последнее предполагает усвоение патриотических ценностей (общечеловеческих, нравственно-гуманистических, общественно-гражданских, профессиональных, культурных). Помимо ценностей, необходимым в данном случае является формирование разноплановых знаний, закладывающих основы целостного восприятия Родины, Отечества, всего народа с помощью предмета «История русской музыки». К таким знаниям относятся: музыкально-исторические, историко-культурные, музыкально-краеведческие, профессионально-музыкальные, музыкально-досуговые, психолого-педагогические, трудовые.
Деятельностный компонент патриотического воспитания личности студента через предметы музыкального цикла направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности. Важнейшими сферами проявления активности в этом направлении является собственная музыкальная деятельность по воспроизведению музыки и получении знаний о музыке отечественных композиторов, участие в мероприятиях и профессионально-ориентированной деятельности как молодому профессионалу, ищущему свою нишу в деятельности на благо Родины.
Личностно-творческий компонент предполагает развитие творческих способностей при изучении основных музыкальных профессиональных предметов. Данный компонент формирует активную познавательную позицию, стремление к саморазвитию и формированию новых умений в профессиональной деятельности студента. Творческая потребностно-мотивационная сфера имеет возможности для саморазвития в процессах самообразования, самосовершенствования, самоуправления. Включаясь в эти процессы, студент-музыкант не только раскрывает свой потенциал, но и наполняет его новыми связями, расширяет пределы использования в теоретической и практической музыкальной деятельности, укрепляет фундамент дальнейшего прогресса собственной личности в профессиональной деятельности.
Задачи и содержание патриотического воспитания в курсе «Истории русской музыки» вытекают из структуры понятия "патриотизм" и формы преподавания данного предмета. Диалоговые, проектные формы преподавания, подкрепленные яркими, образными лекционно-ретрос-пективными методами преподнесения нового материала должны активизировать познавательную сферу студента, мотивировать его сознательную учебную активность и стимулировать рост самосознания в процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям.
Так, Л.И. Мищенко отмечает, что нравственные качества личности студента, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям [5, 24]. Поэтому предлагается рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.
Духовное возрождение общества ставит перед музыкальным образованием особую задачу -гуманизация педагогического пространства и социокультурная творческая самореализация студентов. Поэтому студенты-музыканты должны понимать и уметь выстраивать на практике техники патриотического воспитания на уроках музыки в школе. Основы этих процессов закладываются еще при обучении в вузе и формировании собственных позиций патриотизма и гражданственности.
«История музыки» как дисциплина должна формировать не только компетенции студента музыканта, но и слушателя, умеющего вступить в диалог с композитором, понимающего позицию автора, его настроение, эпоху, противоречия. При этом студент должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание, или радость и искрящееся счастье.
Музыка как дисциплина пластична и может органично соприкасаться практически со всеми изучаемыми предметами. Большое внимание на Уроках истории музыки педагог стремится уделять и формированию уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Важные нравственные постулаты на роках музыки закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия студентов.
Патриотическое воспитание в курсе «История русской музыки» необходимо выделять в самостоятельное направление воспитательной работы. Данный учебный курс может органично сочетать все виды воспитания: гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и пр. Такое множество воспитательных воздействий в одной дисциплине «История русской музыки» обусловлено тем, что:
• во-первых, патриотизм, если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, связанное с социализацией и возвышается посредством духовно-нравственного обогащения;
• во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
• в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
• в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, главной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, наполненной служению Отечеству, в многообразных его проявлениях;
• в-пятых, истинный патриотизм - неразрывно связан и наполнен духовностью.
Патриотизм как возвышенное чувство, должен стать ценностью и источником мотивов к учебной деятельности в курсе «История русской музыки». Здесь он наиболее полно проявляется в работе студента как личности в его социальной группе, достигающей в процессе обучения духовно-нравственного и культурного развития.
Стиль преподавания учителя при организации воспитательно-образовательного процесса в курсе «История русской музыки» связан с систематическим глубоким обогащением всех сторон деятельности студентов патриотическим содержанием, как необходимым условием воспитания будущих школьных учителей - патриотов своей Родины.
Осуществление патриотического воспитания в курсе «История русской музыки» основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеурочных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Духовно-нравственное воспитание продолжается не только в рамках курса «Истории русской музыки» и образовательного процесса, но и во внеурочной работе - это выступления на фа-
культетских, межвузовских и городских мероприятиях, посвящённых России, её историческому прошлому и настоящему.
Воспитание патриотичной личности будущего специалиста является, наряду с обучением, важнейшей функцией системы профессионального образования.
Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понятно не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
К важнейшим условиям реализации патриотического воспитания через дисциплину «История русской музыки» можно отнести следующие:
- ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий;
- оптимальное планирование воспитательной работы преподавателем дисциплины;
- эффективное использование системы стимулирования, поощрений, мотивирования, собственного примера в воспитательном процессе;
- опора на творческую активность студенческого коллектива.
В условиях модернизации образования большое внимание должно уделяется вопросам изменения содержания воспитания студенческой молодежи, особенно в сторону патриотического и гражданского компонентов. В современных условиях видятся следующие пути совершенствования воспитательной работы в данных направлениях:
- повышение квалификации педагогов-организаторов учебно-воспитательного процесса;
- разработка программ и проектов по отдельным направлениям воспитательной патриотической деятельности внутри музыкальных дисциплин;
- информационное обеспечение патриотической воспитательной деятельности: организация конкурсов, олимпиад, концертов и размещение информации о них на Интернет-сайте вуза;
- изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, разработка рекомендаций по совершенствованию патриотической воспитательной работы со студентами.
Таким образом, нравственное и патриотическое воспитание в курсе «История русской музыки» - это воспитание студента-патриота, формирование у него важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины.
Патриотическое воспитание в курсе «История русской музыки» охватывает большой сектор ценностей и затрагивает разные аспекты исторических событий истории и жизни нашего народа. Здесь развивается и формируется чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах страны, верность Родине в период испытаний, гордость за героическое прошлое нашей страны, отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважительное отношение к историческому прошлому и традициям нашей Родины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article087435.html (дата обращения: 18.02.2015).
2. Бузский, М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М.П. Бузский, А.Н. Выр-щиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград, 2008.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - М., 2006.
4. Зайцева, О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2011. - № 4 (104). -С. 103-106.
5. Мищенко, Л.И. Патриотическое воспитание социально-активной личности в младшем школьном возрасте / Л.И. Мищенко. - М.,1998.
6. Молодое поколение России: Проект Доктрины. - М., 2008.
7. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Книжный Дом, 2003.