РАЗДЕЛ VI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
УДК 371.014.3
В. В. Иванов
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2007-2008 учебном году Новосибирская область приступила к реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО).
С момента подачи заявки на участие в проекте прошло уже несколько месяцев, но, честно говоря, только сейчас начинаем осознавать, за что мы взялись. То, что предстоит изменить в образовании Новосибирской области, в обозримом прошлом еше не было.
Эти изменения, что очень важно, органично увязаны социально-экономическими условиями системы образования в регионе.
Каковы же наши подходы в реализации КПМО? Какие обязательства были взяты педагогическим и управленческим сообществом по его реализации? В чем видим риски проекта и как предлагаем их минимизировать?
Первое направление реализации КПМО «Переход на нормативное подушевое финансирование ООУ (НПФ)».
Основные задачи:
- установление на региональном уровне нормативов бюджетного финансирования в расчёте на одного обучающегося;
- определение объёма финансирования ООУ, исходя из нормативов финансирования;
- прямое доведение средств, рассчитанных по нормативам, до каждого общеобразовательного учреждения;
- оптимизация расходов и эффективное самостоятельное хозяйствование.
Подходы:
- Утверждение ежегодно размеров нормативов в абсолютной величине.
- Минимизация количества повышающих коэффициентов, выравнивание величины норматива для учреждений, работающих в принципиально одинаковых условиях.
- Определение размера субвенций, предоставляемых из областного бюджета местному бюджету, как суммы субвенций конкретным образова-
тельным учреждениям, расположенным на территории данного муниципального района (округа).
Взятые обязательства:
- Переход с января 2008 г. на гарантированное нормативное финансирование всех ООУ области.
- Увеличение норматива подушевого финансирования ежегодно на 15% в течение трёх лет.
- Доведение доли учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования до 10% в 2009 г.
Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам.
Базовый подушевой норматив - минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для финансирования общеобразовательного учреждения в расчете на одного обучающегося.
Норматив финансирования включает в себя расходы на:
- оплату труда работников образовательных учреждений;
- расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (учебные расходы).
Н = Нфот + Нур , где:
- Н - норматив финансирования;
- Нфот - норматив расходов на оплату труда;
- Hyp - норматив на расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (учебные расходы).
Размер норматива финансирования ежегодно утверждается в абсолютной величине постановлением администрации Новосибирской области.
Учебные расходы устанавливаются на каждого обучающегося в процентном соотношении к размеру норматива и утверждаются на очередной финансовый год в абсолютной величине постановлением администрации Новосибирской области.
2008 г. -» Н = 12500 + 875 = 13375 руб/уч.
* в норматив не входят расходы на работников котельных и интернатов при школах - отдельная субвенция.
Норматив для школ с численностью до 50 чел. увеличивается в 2008 г. до 35875 руб./ученик.
Поправочные коэффициенты, предлагаемые для расчетов, учитывают:
- работу в сельской местности;
- виды образовательных программ (гимназические (лицейские) и др.;
- наличие особого потенциала образовательного учреждения (спортивный комплекс, бассейн, собственная столовая, локальная компьютерная сеть, информационно-методический (библиотечный) центр, учебно-опытные хозяйства и др.;
-количество учащихся в общеобразовательном учреждении: ОФС = (Нн хК + Н ) х У + ФОТ,,
4 фот уру 2'
ОФС - объем финансовых средств Нфот - норматив фонда оплаты труда К - поправочные коэффициенты Н - норматив учебных расходов У - количество учащихся
ФОТ2 - ФОТ работников котельных и интернатов при школах
- если ОФС < факта 2007 г., выделяется дополнительная субвенция,
- при этом заключаются соглашения с обязательством оптимизации расходов:
- ОУ с главой администрации;
- главой администрации - с департаментом образования; Все средства от оптимизации остаются в районе;
все средства от оптимизации остаются в учреждении (районе). Субвенция района (округа) = Сумма ОФС по каждому ООУ С сентября 2008 г. нормируются расходы на содержание зданий и помещений образовательных учреждений, в т.ч. коммунальные расходы.
Экономия средств остается в образовательном учреждении и может перераспределяться.
Бюджет 2008 г. сформирован по НПФ.
Нами предполагается следующий механизм минимизация рисков:
- Гарантированность сохранения объема финансирования отдельных учреждений в 2008 г. к уровню 2007 г.
- Выделение в 2008 г. дополнительно 1 млрд. руб. для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности ФОТ при переходе на НПФ, выделение дополнительных субвенций под соглашение.
- Дополнительное финансирование на укрепление У МБ, создание безопасных условий образовательного процесса из средств на софинансиро-вание КПМО и НППО.
Второе направление реализации КПМО - введение отраслевой системы оплаты ¡руда: Основные задачи:
- создать у руководителей и коллективов ООУ мотивацию и экономические стимулы к сокращению избыточного персонала;
- обеспечить условия для оптимальной наполняемости классов в ООУ, снижения неэффективной учебной нагрузки обучающихся;
- установить зависимость величины заработной платы педагогов, руководителей от результатов и качества труда;
- повысить уровень заработной платы педагогов. Подходы:
-Отказ от ETC.
- Изменение структуры заработной платы, увеличение и более эффективное использование стимулирующей части ФОТ.
- Расширение самостоятельности ОУ в расходовании бюджетных средств.
- Более широкое участие общественности в оценке труда учителя. Взятые обязательства:
- Переход с 1 января 2008 г. всех ООУ на отраслевую систему оплаты труда.
- Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счёт введения НСОТ по отношению к уровню 2007 г.; ежегодно - на 20%.
- Увеличение фонда оплаты труда учителей в общем ФОТ работников ООУ с 60,9% в 2006 г. до 70% в 2009 г.
- Увеличение доли стимулирующей части ФОТ до 30% 2009 г. Главный риск: социальная напряженность в педагогической среде, в т. ч.: а) вследствие недостаточной информации о НСОТ;
Рисунок. ФОТ образовательно! о учреждения
б) высвобождение определенного числа педагогических и других работников образовательных учреждений;
в) противодействие, непринятие изменений и др.
Предлагаемый нами механизм минимизации рисков.
- Масштабное обучение работников образования по вопросам перехода на НПФ и НСОТ; доведение механизма НСОТ до каждого учителя.
- Увеличение размера пособия при выходе работников образования на пенсию.
- Переход на НСОТ не административным способом, а через апробацию и показ реальных результатов введении НСОТ.
- Большая самостоятельность образовательного учреждения при выборе модели перехода на НСОТ, в том числе в части установления соотношений между различными частями ФОТ, определения видов и размеров коэффициентов и фиксированных надбавок.
Третье направление реализации КПМО- развитие сети общеобразовательных учреждений Новосибирской области.
Основные задачи:
- повышение эффективности использования ресурсов в различных типах и видах общеобразовательных учреждений;
- устранение противоречия между емкостью сети и реальным контингентом обучающихся;
- создание для обучающихся сельских школ условий для получения качественного образования;
- создание условий для учета консолидированного заказа при оказании образовательных услуг.
Подходы:
- Перевод малочисленных общеобразовательных учреждений в структурные подразделения основных или средних общеобразовательных школ.
- Создание базовых образовательных учреждений.
- Организация профильного обучения на основе консолидированного заказа.
- Создание и развитие общеобразовательных учреждений 3-й ступени.
- Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений различных ведомств на основе индивидуальных учебных планов.
Взятые нами обязательства по этому направлению:
-Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, должна возрасти с 52% в 2006 году до 100% в 2009 г.
-Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, должна возрасти с 22 чел. до 25 чел. к 2009 г.
- Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, должна возрасти с 8,4 чел. до 12 чел. к 2009 г.
- Показатель создания для обучающихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения должен возрасти с 51,4 до 62 к 2009 г.
Цель развития сети образовательных учреждений - обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства, создание интегрированных образовательных ресурсов территории, кооперация и специализация, внедрение вариативных моделей образовательных учреждений.
Новосибирская область в числе первых пяти регионов, которые начали в 2002 г. у эксперимент по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. За этот период созданы базовые сельские школы с сетью филиалов.
Распоряжениями глав районных администраций утверждено 276 базовых школ на территории области.
В 2001 г. в области было 395 начальных школ, в 2006 - только 37, хотя закрытия школ не происходило. Получили развитие следующие более укрупненные модели:
- базовая школа с сетью филиалов;
— ресурсный центр;
— сельская профильная школа;
— общеобразовательное учреждение - детский сад;
— социокультурный центр.
В результате проведенной работы в каждом районе разработаны программы развития сети образовательных учреждений, утвержденные районными Советами депутатов. Эти программы рассчитаны на достаточно длительный период реализации. Не везде они были сразу приняты, в отдельных районах только со второй, а то и с третьей попытки.
Областная программа инновационного развития образования учитывает районные программы и предусматривает средства на ремонт и строительство дорог, приобретение автотранспорта.
В каждом районе создана схема маршрутов движения школьных автобусов, с учетом общеобластной транспортной сети.
В 2007-2008 учебном году к местам учебы будут подвозиться 9,5 тыс. сельских школьников,
На школьных маршрутах задействованы 415 единиц транспорта.
Предлагаемый нами механизм минимизации рисков:
- Создание программ развития сети на муниципальном уровне, утвержденных их на сессиях районных Советов депутатов (состав Советов в значительной степени состоит из педагогов).
- Решение проблемных ситуаций при закрытии или реорганизации школы через переговорные площадки (пример Тогучинского, Барабинского районов). Ни одну школу не закрыли без согласия схода граждан.
- Укрепление базовых школ, в т. ч. кадрами, делая их привлекательными для родителей, учащихся.
- Развитие сетевого взаимодействия в границах мини-учебных округов.
Следующее, чрезвычайно важное направление реализация проекта — развитие региональной системы оценки качества образования (СОКО).
Проект предполагает решение основных задач:
- создание организационно-информационной основы для принятия управленческих решений, направленных на развитие образования, как своеобразный инструмент, способ влияния на систему образования области (управление по результатам);
- определение показателей и индикаторов качества образования, характеризующие состояние и динамику развития системы образования Новосибирской области;
- упорядочение информационных потокв в системе образования;
- повышение обьективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.
Подходы к развитию региональной системы оценки качества образования (СОКО):
- основными пользователями информации о результатах оценки качества образования станет обучающиеся и их родители, педагогические коллективы, органы управления образованием.
- создание системы оценки качества образования в Новосибирской области будет осуществляться через:
- создание концептуальной основы системы оценки качества образования;
- разработку моделей её организационного и информационно-технологического функционирования на всех уровнях управления образованием;
- отработку механизмов общественной оценки качества образования, результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
- привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях.
Взятые нами обязательства:
- Проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку и математике в обязательном порядке для всех выпускников с 2008 г.
- Доведение доли выпускников 9-ых классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, до 50% в 2009 г.
-Созданиек 2009г.:
- региональной системы показателей качества образования;
- системы многоуровневого мониторинга качества образования;
- стандартизированных средств оценки учебных достижений.
Механизм минимизации рисков в связи с внедрением СОКО:
- развитие общественной составляющей - СОКО;
- организация системы непрерывного обучения;
- стимулирование создания системы консолидированных заказов;
- обязательное введение школьных СОКО (определение общественного заказа и публичный доклад как составляющие);
- обеспечение открытости информации о системе образования в целом, локальных образовательных сетей.
Важнейшим направлением реализации КПМО является создание государственно-общественной системы управления образованием.
Основные задачи:
-разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании;
- повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Советом образовательного учреждения для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления;
. - формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг;
- активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.
Взятые нами обязательства:
- Создание общественных муниципальных Советов по вопросам управления образованием.
- Разработка и внедрение механизмов участия органов государственно-общественного управления образованием в оценке качества образования и распределении стимулирующей части оплаты труда работников образовательных учреждений.
- Развитие механизма привлечения инвестиций в образование через общественное участие в управлении образованием.
- Создание и организация деятельности органов самоуправления, обеспечивающих демократический, государственно-общественный характер управления во всех общеобразовательных учреждениях и в муниципальных образованиях.
- Предоставление публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности всеми общеобразовательными учреждениями.
- Увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих свои обновляемые сайты в сети Интернет до 80%.
- Доведение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ до количества пунктов, в которых проводится ЕГЭ.
- Увеличение доли общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводится с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием до 100%.
Предполагаемый нами механизм минимизации рисков:
- Разработка унифицированной региональной модели государственно-общественного управления образованием.
- Методологические и тьюторское сопровождение развития самоуправления и общественного участия в управлении образованием.
- Целевое управление и координация процессами, развивающими общественно-гражданские формы управления в образовании.
Таким образом, по нашему мнению, система образования Новосибирской области в условиях сложившейся демографической и социально-экономической ситуации имеет возможности за счет оптимизации имеющихся ресурсов, привлечения в сферу образования дополнительных средств и новых технологий перейти к решению качественно новых задач.
УДК 378.014
М. В. Давыдов, Л. А. Амирова
КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Масштабные изменения в сфере законодательного, социально-экономического и идеологического пространства Российской Федерации повлекли за собой необходимость модернизации системы образования. Данный процесс, сопровождающийся одновременно реализацией болонских соглашений, охватывает все звенья образовательной системы, а именно: структуру и содержание программ, систему образовательных учреждений и органов управления образованием.
Учреждение системы дополнительного профессионального образования как и любое образовательное учреждение решает те же социально значимые задачи. Однако образовательный процесс в учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования процессуально отличается от подобных процессов в других системах образования. Он более гибок и имеет четкую направленность на профессиональную деятельность специалистов, проходящих обучение в качестве слушателя. Например, НОУ