Я.С. Стрельцин
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Раскрыты особенности реализации инновационно-инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства. Отражена специфика технологической, субъектной и институциональной структуры инновационно-инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства.
Инвестиции, инновации, строительство, строительный комплекс, специфика, технологии, институциональная структура, жилищное строительство
Ya.S. Streltsyn
PECULIARITIES OF INNOVATIVE INVESTMENT PROJECTS IN HOUSE BUILDING
Peculiarities of innovative investment projects in the house building sphere are considered. The specifics of technological, subjective and institutional structures of innovative investment activities in house building have been discussed.
Investments, innovations, construction site, technologies, institutional structure, house building
Общее направление инвестиционной деятельности в сфере строительства - финансирование строительных проектов, имеющих минимальные сроки осуществления и способных принести максимальную прибыль. В этом контексте инновационно-инвестиционные проекты в сфере жилищного строительства можно охарактеризовать как проекты, способные при относительно небольших инвестициях обеспечить создание конкурентоспособной продукции, реальное увеличение инвестиционного потенциала и инвестиционных ресурсов строительной организации.
В 2011 году на реализацию инвестиционных проектов в строительном комплексе Саратовской области планируется привлечь порядка 17 млрд. руб. Объем инвестиций на 2011 год в жилищное строительство запланирован в размере 8,5 млрд. руб. Объем инвестиций в жилищное строительство за январь-май 2011 г. составил более двух миллиардов рублей.
Развитие строительного комплекса России должно осуществляться за счет создания конкурентоспособной стройиндустрии, основанной на производстве собственных инновационных строительных материалов, внедрении новых технологий и создании здорового инвестиционного климата для развития производств, обеспечивающих жилищное строительство.
Инновационно-инвестиционная деятельность в жилищном строительстве осуществляется на рынках капитальных вложений и подрядных работ, которые включают секторы проектных работ и инжиниринговых услуг, строительных материалов, конструкций, технологического оборудования. В общей структуре инвестиций в основной капитал инвестиции в жилищное строительство составляют незначительную долю: в первом квартале 2011 г. инвестиции в основной капитал, необходимый для строительства жилища, составили 47,6 млрд руб. (5% от общего количества инвестиций) [5].
Инновационно-инвестиционная деятельность в жилищном строительстве обладает рядом особенностей. Одним из индивидуализирующих признаков является ее особый объект - недвижимость, предназначенная для жилья и отдыха граждан. Помимо специфического объекта, можно назвать еще ряд особенностей, которые характерны только для инновационно-инвестиционной деятельности в жилищном строительстве.
1. Широкий круг субъектов, задействованных в этом процессе. В ходе строительной деятельности финансовые и иные средства, так же как и инвестиции, вкладываются в создание нового имущественного объекта в целях извлечения прибыли (если речь идет о создании производственного объекта) или достижения иного полезного эффекта (например, при строительстве непроизводственного объекта). В случае жилищного строительства достигаются и та, и другая цель одновременно. С одной стороны, жилищное строительство - высокоприбыльная отрасль, с другой - готовый продукт обладает высоким социально-экономическим эффектом. Инвестиции в строительство органично впи-
сываются в общую структуру инвестиций, объемы инвестиций в новое строительство неуклонно растут: 2937,4, 3904,0, 3803,6 млрд руб. в 2007, 2008, 2009 годах соответственно [5].
Все основные участники строительства: инвестор (владелец строительных фондов), заказчик и подрядчик взаимодействуют между собой по поводу и в связи с вложением таких инвестиций. Каждый из них осуществляет действия, обеспечивающие «превращение» инвестиций в готовый строительством объект недвижимости, становясь, таким образом, участником инвестиционной строительной деятельности. Соответственно, если реализуется инновационно-инвестиционный проект, то круг субъектов расширяется за счет венчурных строительных фирм, производителей инновационных материалов, разработчиков инновационных строительных технологий. Частные лица реализуются в качестве субъекта инновационноинвестиционной деятельности посредством участия в программах ипотечного кредитования.
2. Сложность оценки эффективности инновационно-инвестиционого проекта. Поскольку проект является инновационно-инвестиционным, то нет эталона, с которым следует сравнивать эффективность реализации конкретного проекта. Вложение инвестиций в жилищное строительство требует длительного времени для создания конечного объекта, включает этапы возведения здания, подготовки, согласования строительно-разрешительной документации, проведения различных экспертиз, проведения государственной приемки готового объекта.
Следует выделить совокупность факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций: неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов, недостаток заказов на работы, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий, конкуренция со стороны других строительных фирм, высокий процент коммерческого кредита, нехватка и изношенность строительных машин и механизмов, недостаток квалифицированных рабочих, погодные условия.
Инвестиции в строительство объектов недвижимости характеризуются большой степенью имущественных, трудовых, научно-технических затрат. В целом инвестиции в жилищное строительство можно охарактеризовать как капитало- и наукоёмкие. Осуществление инвестиционной строительной деятельности требует объединения усилий и капиталов одновременно десятков или сотен хозяйствующих субъектов. Это обстоятельство порождает потребность в разработке особых правовых форм организации взаимоотношений участников такой деятельности.
Для принятия решения о реализации инновационно-инвестиционного проекта должны оцениваться эффективность участия в проекте и эффективность проекта в целом, бюджетная, коммерческая и социально-экономическая эффективность.
Управление использованием инвестиционными ресурсами и приумножение инвестиционного потенциала проектов жилищного строительства должны быть обоснованы, т. е. их величины должны определяться на основе принципов реализации инновационных программ по развитию инновационно-инвестиционной деятельности:
- системность - разработка комплекса мер, необходимых для реализации инновационных программ, включая организационно-экономические, технологические, законодательные, административные, во взаимосвязи с концепцией развития отрасли, региона и страны;
- приоритетность - разработанная программа инноваций в жилищном строительстве имеет социальное значение для общей концепции развития строительной организации;
- комплектность - разработка отдельных, увязанных между собой элементов программной структуры, обеспечивающих достижение частных целей, осуществляется в соответствии с основной целью инновационно-инвестиционной деятельности;
- обеспеченность - все мероприятия, предусмотренные в инновационной программе, должны быть обеспечены необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми и информационными ресурсами;
- согласованность - инновационная программа должна быть согласована со всеми заинтересованными партнерами организации;
- целенаправленность инновационных программ на конечные результаты - эффективное использование и приумножение ИП и ИР строительной организации;
- своевременность достижения результата в установленные сроки;
- экономическая и экологическая безопасность.
В целом по вопросу эффективной реализации инновационно-инвестиционных программ в сфере жилищного строительства следует отметить: в показателях эффективности проектов не учитывается действие экономических законов; не обеспечивается приемлемая точность выбора лучшего из сравниваемых объектов инвестирования; сложность обоснования программ из-за трудности получить достоверные данные о видах изготовляемой продукции, сроках запуска в производство и окончания производства каждой ее единицы в течение расчетного периода в 10 и более лет. Обоснование программ требует затрат времени персонала и средств. Как правило, показатели эффективности проектов предназначаются не для решения проблемы выбора лучшего из сравниваемых объектов инвестирования исходя из соответствующих критериев оптимальности и ограничений, а для удовлетворения субъективных интересов участников проекта.
Следует придавать значение тесной взаимосвязи эффективности реализации инновационноинвестиционных проектов в жилищном строительстве с эффективностью работы коммунальной сферы. В сфере ЖКХ «Стратегия социально-экономического развития Саратовской области» предусматривает достижение уровня полного благоустройства многоквартирных домов к 2025 году, обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Модернизация сетей жилищнокоммунального хозяйства будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства.
3. Высокий уровень риска реализации инновационно-инвестиционных проектов. Инновационно-инвестиционная деятельность в жилищном строительстве реализуется в условиях производственных, функциональных, организационных и институциональных рисков. Финансирование сектора подвержено опасности срыва связей между субъектами иннновационно-инвестиционной деятельности под воздействием одной или нескольких причин одновременно.
В российской практике наиболее распространенным методом управления инновационными рисками является метод смягчения рисков на основе оценки инновационных проектов и планирования инновационной деятельности. По нашему мнению, один из перспективных для отечественных строительных предприятий методов управления инновационными рисками - страхование инновационных рисков. Страхование как метод управления инновационным риском является экономически выгодным, так как обусловливает необходимость создания благоприятных условий для развития страхования рисков инновационной деятельности в российской практике. Основную роль в решении данной проблемы должно сыграть государство посредством регламентации на законодательном уровне порядка страхования инновационных рисков, взаимоотношений страхователей и страховых организаций, контроля деятельности страховых организаций; осуществления поддержки деятельности страховых организаций, стимулирующей развитие страхования в области инновационной деятельности.
В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. Министерства образования и науки РФ, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, предполагается внесение дополнений в ст. 251 Налогового кодекса РФ по освобождению от налогообложения прибыли, полученной страховыми организациями, осуществляющими страхование предпринимательских рисков малых инновационных предприятий [3]. На практике данная мера будет способствовать стимулированию страхования строительных организаций, реализующих инвестиционно-инновационную деятельность.
4. Значимость институциональных факторов и институциональных субъектов. Происходит активное создание специализированных институтов, обеспечивающих эффективность реализации инновационно-инвестиционых проектов в жилищном строительстве. Одним из наиболее крупных институциональных субъектов должен стать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства, являющийся структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики России.
В сфере жилищного строительства существуют объективные предпосылки для возникновения и функционирования саморегулируемых организаций. В настоящее время СРО в строительной отрасли осуществляют только контроль качества строящихся домов. Если у строительной компании есть строительный допуск, оформлен в аренду земельный участок, есть разрешение на строительство и проектная декларация, то этого достаточно для получения возможности заключать договоры с дольщиками.
Предлагается ввести еще один допуск: СРО должны выдавать разрешения на право работы по договорам долевого участия на каждый конкретный объект жилищного строительства [4]. Если у строительной компании есть реально построенные и введенные в срок объекты, она соответствует параметрам СРО как профессиональный участник рынка и, соответственно, может привлекать дольщиков. Для этого финансовая структура строительной компании должна отвечать определенным требованиям, в частности иметь достаточный собственный капитал, выполнять технические, технологические и иные условия.
Для проведения оценки конкурентоспособности объекта жилищного строительства необходимо использовать совокупность параметров на основе экспертных оценок посредством установления весовых коэффициентов: опыт управления возведения жилых домов; частота выполнения договорных обязательств; обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами, строительными машинами и механизмами, материалами и конструкциями; технический уровень строительных машин, транспортных средств и оборудования; значения коэффициентов финансовой устойчивости. Данный механизм позволит снизить инвестиционные риски выполнения жилищного строительства по договорам долевого участия, поскольку СРО будет отвечать по обязательствам своим компенсационным фондом.
Если говорить о саморегулировании, то повышается уровень конкурентности, и строительным организациям придется образовывать венчурные предприятия, каждой - свое, так как обмен и предоставление результатов исследований в области инноваций в жилищном строительстве на уровне отдельных субъектов в условиях конкуренции нерациональны.
Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры инновационно-инвестиционной деятельности и дея-
тельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики в целом, так и строительных предприятий в частности.
5. Необходимость учета экологических факторов. По своей природе любой объект недвижимости, в который вкладываются инвестиции, представляет собой повышенную техническую, экологическую или иную опасность для человека и общества. Это обстоятельство диктует необходимость введения детального и жесткого государственного регулирования инвестиционной деятельности в строительстве (в частности, установление требований технического характера, проведение предварительной экспертизы строительных проектов, лицензирование деятельности отдельных участников).
Рост внимания к проблеме учета экологических факторов при реализации инновационноинвестиционных проектов в сфере жилищного строительства определяется как современными условиями жесткой конкуренции, стимулирующими поиск новых конкурентных преимуществ, так и возрастающей социальной ответственностью бизнеса, вынужденного учитывать в своей деятельности общественные интересы. Опыт западных стран свидетельствует, что на насыщенных рынках инвестиционно-строительные проекты в сфере жилищного строительства, в меньшей степени удовлетворяющие потребностям потребителей и общества, уступают свои позиции в разных ценовых категориях. Российские предприятия ещё не имеют достаточного эмпирического опыта управления инвестиционно-строительными проектами с учетом влияния экологических факторов. Экологическое управление инновационно-инвестцинными проектами должно оценивать негативные и позитивные экологические последствия строительства на этапах как реализации проекта, так и эксплуатации и ликвидации.
6. Объективная необходимость государственного регулирования инновационноинвестиционной сферы жилищного строительства в целях обеспечения упорядоченности составляющих инновационно-инвестиционного процесса, на которые не всегда могут эффективно влиять отдельно применяющиеся экономические или административные регуляторы.
В этой связи представляется, что государство должно использовать совокупность регуляторов мотивации, обеспечивающие для предприятий жилищно-строительного комплекса снижение уровня инфляции, делового риска, риска ликвидности, риска прекращения платежей, риска изменения ситуации на рынке, риска покупательной способности, риска процентных ставок [1].
Государственное регулирование экономических процессов осуществляется различными косвенными и прямыми методами. Наиболее эффективными прямыми методами зарекомендовали себя следующие: участие в собственности компании, сертификация продукции и стройматериалов, государственный контроль цен, тарификация работ, государственные заказы, субсидирование малого бизнеса, целевые комплексные программы, отмена лицензирования. В качестве косвенных мер целесообразно использовать развитие налоговой системы, усовершенствование методики оценки эффективности проектов, амортизационную и финансово-кредитную политику, создание рынка инновационных проектов, распространение страхования инновационно-инвестиционных рисков, формирование института поручительства [2].
Наиболее важными направлениями нормативно-правового регулирования инновационноинвестиционной деятельности строительных организаций являются:
- вопросы развития экономики региона (определение приоритетов развития основных кластеров экономики региона, реализация целевых программ по повышению конкурентоспособности отрасли и инновационно-инвестиционной деятельности субъектов);
- организационные вопросы (создание специальных структур, непосредственно реализующих программы поддержки и привлечения инвестиций для финансирования инновационных проектов);
- вопросы льгот и привилегий (предоставление и обеспечение гарантий прав строительных организаций; создание льготного режима инвестиционной деятельности, предоставление инвестиционных налоговых кредитов; ускоренная амортизация; льготные условия пользования землей; льготные ставки по арендной плате);
- вопросы бюджетного финансирования и обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности строительных организаций (участие в финансировании инвестиционных проектов; предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях за счет средств регионального и муниципального бюджетов; создание целевых инновационно-инвестиционных фондов; предоставление гарантий по обеспечению исполнения обязательств перед строительными организациями; создание залогового фонда города);
- вопросы государственного контроля и защиты государственных интересов (осуществление государственного контроля над инвестиционной деятельностью строительных компаний; создание эффективного механизма защиты государственных интересов и интересов города от незаконных действий строительных организаций, связанных со злоупотреблением предоставленными правами, недобросовестной конкуренцией и ограничительной деловой практикой).
Существующий в строительной отрасли механизм внедрения новых технологий неэффективен, так как действующая система отторгает инновации. В этой связи поддержка государства необходима для активизации использования инноваций и новых строительных технологий в строительстве.
Таким образом, особенностями реализации иннновационно-инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства являются:
- расширение круга субъектов инновационно-инвестиционной деятельности за счет венчурных и малых инновационных предприятий, частных лиц, инвестирующих посредством ипотечного кредитования;
- сложность оценки эффективности инновационно-инвестиционого проекта в связи с длительностью времени, необходимого для создания конечного объекта, высокой капитало- и наукоем-кости, разрозненной совокупностью показателей эффективности, необходимостью учета действия как технико-экономических, инженерных, коммерческих, так и экологических, организационных и социальных факторов;
- высокий уровень рисков (производственного, функционального, организационного и институционального) реализации инновационно-инвестиционных проектов наряду с потенциальной возможностью их минимизации посредством «смягчения» на основе оценки инновационных проектов, планирования инновационной деятельности, страхования инновационных рисков;
- высокая значимость институциональных факторов и институциональных субъектов, институционального регулирования посредством установления требований технического характера, проведения предварительной экспертизы строительных проектов, лицензирования деятельности отдельных участников;
- необходимость учета экологических факторов, сказывающихся как на экономическом благополучии самого предприятия, так и на физическом и психологическом здоровье потребителей, сохранении природной среды крупных городов и улучшении их архитектурного и социального компонентов;
- объективная необходимость государственного регулирования инновационноинвестиционной сферы жилищного строительства в целях обеспечения упорядоченности составляющих инновационно-инвестиционного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асаул А.Н. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса / А.Н. Асаул. М., 2006.
2. Кошелев В.А. Совершенствование регулирования рынка жилищного строительства для снижения инновационных рисков строительных организаций / В.А. Кошелев // Экономические науки. 2010. №11(72). С. 111.
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Министерства образования и науки Российской Федерации: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). [Электронный ресурс] ИИЬ: http://www.twirpx.com/file/222924.
4. Кошелев В.А. Совершенствование регулирования рынка жилищного строительства для снижения инновационных рисков строительных организаций / В.А. Кошелев // Экономические науки. 2010. №11(72). С. 111.
5. Отчет Федеральной службы государственной статистики о инвестициях в строительный комплекс за первое полугодие 2011г. [Электронный ресурс] www.gks.ru.
Стрельцин Яков Саввич -
доцент кафедры «Экономика и управление в строительстве»
Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
Yakov S. Streltsyn -
Ph. D., Associate Professor,
Department of Economy and Management in Civil Engineering, Gagarin Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 02.02.12, принята к опубликованию 02.03.12
УДК 331.53
М.Р. Тугушева
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ