УДК 332.83
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.А. Алешина, И.Н. Лямцева
В статье оценивается состояние жилищного строительства в Брянской области и доступности жилья для населения. Особое внимание в исследовании уделено основным проблемам инновационноинвестиционного развития Брянской области и определению направлений их решения.
Ключевые слова: жилищное строительство, доступность жилья, инновационно-инвестиционное развитие, рынок, инвестиционно-строительный комплекс
В настоящее время для российской экономики одним из путей ее развития является активное вовлечение в хозяйственный оборот технологических и управленческих инноваций. Радикальное повышение роли инноваций на этапе перехода российской экономики к устойчивому развитию предопределяет активизацию инновационной деятельности предприятий, как наиболее приоритетного направления укрепления конкурентоспособности на основе повышения эффективности производства и улучшения качества продукции и услуг. Этому отвечает неуклонное совершенствование управления инновационным развитием всех сфер и отраслей народного хозяйства, в т.ч. строительства, роль которого все более возрастает в решении экономических и социальных задач страны и региона [1].
При этом непременным условием является повышение эффективности строительного комплекса на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.
Одним из приоритетных направлений развития Брянской области является переход ее экономики на инновационный путь развития. В связи с этим для улучшения инновационного климата территории, для повышения инновационной активности предприятий региона и поддержания положительной динамики в сфере инновационного развития, на территории области, начиная с 2007 года, осуществляется инновационная политика. Однако, на современном этапе, Брянская область все еще является регионом с низким уровнем инновационного развития.
Оценивая результаты рыночных преобразований в современном жилищно-строительном комплексе Брянского региона, следует отметить, что объем жилищного строительства с конца 80-х гг. снизился более чем вдвое, а износ жилищного фонда составляет 60%.
По данным Госкомстата России только 10% граждан имеет возможность в настоящее время приобрести или построить себе жилье, а для того, чтобы через 5 лет это мог сделать каждый третий россиянин, необходимо привлечь в жилищное строительство около 5,5 трлн. рублей, что практически невозможно при нынешней ситуации в стране.
В последнее время безудержный темп инфляции, в частности рост цен на недвижимость приводит к постоянно увеличивающемуся разрыву между ценами на жилье и доходами граждан. В то же время при переходе экономики России на рыночные методы хозяйствования формировались изменения, необходимые для создания отечественного рынка жилья. Наряду с развитием региональных рынков жилья коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства [2].
Развитие предприятий области в значительной степени зависит от расширения их инвестиционной деятельности. Основными источниками финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в строительстве жилья.
Министерством экономического развития Российской Федерации в 2010 году Брянской области определен размер субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации в объеме 33,8 миллионов рублей. Кроме того, на эти цели планируется выделение средств областного бюджета в размере 8,45 миллионов рублей.
За период с января по декабрь 2011 года было привлечено 10,9 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций города, что в 1,6 раза больше чем за соответствующий период 2010 года [3].
Показателем состояния жилищного строительства является жилищный фонд,
представляющий собой совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Динамика роста жилищного фонда Брянской области представлена на рисунке 1 [4].
500.0 2 400,0
300.0
200.0 100,0
0,0
га
л
н
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
годы
Рисунок 1 - Ввод в действие жилых домов в Брянской области 2004-2011г.г.
Анализируя жилищное строительство, необходимо оценить доступность жилья. Для этого рассмотрим соотношение средних цен на жилье и средних денежных доходов населения. Средние цены на первичном и вторичном рынке жилья представлены на рисунке 2 [5].
ю
Л
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
□ Средняя цена на первичном рынке жилья, руб.
□ Средняя цена на вторичном рынке жилья, руб.
Годы
Рисунок 2 - Средние цены на первичном и вторичном рынке жилья
В федеральной целевой программе «Жилище» разработан коэффициент доступности жилья. Он равен соотношению средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 м2 и среднего годового совокупного дохода семьи из трех человек и показывает, какое количество лет семья должна накапливать средства, чтобы приобрести жилье по социальным нормам, направляя на эти цели весь свой совокупный доход [3].
Таблица 1
Коэффициент доступности жилья в Брянской области
Показатель Стоимость квартиры пл. 54 м2, тыс. руб. Среднегодовой совокупный доход семьи из 3-4 человек, тыс. руб. Коэффициент доступности
2010 г. 2011г. 2010 г. 2011г. 2010 г. 2011г.
Первичный рынок жилья 1585,98 1533,6 369,87 402,55 4,29 3,81
Вторичный рынок жилья 1744,63 1560,6 369,87 402,55 4,72 3,88
Анализ жилищного строительства в Брянской области показал, что в регионе ежегодно увеличивается площадь жилищного фонда, растут цены, как на первичном, так и вторичном рынке жилья. Однако, коэффициент доступности жилья не соответствует целевым значениям и больше трех лет. Исходя из полученных значений можно сделать вывод о том, что наиболее доступным является первичный рынок жилья.
Несмотря на экономические трудности, которые испытывают многие предприятия и организации России после прохождения пика мирового финансового кризиса, в Брянской области наблюдается некоторое оживление инновационно-инвестиционной активности предприятий строительного комплекса.
Несмотря на это анализ состояния дел в инновационной сфере области свидетельствует о наличии целого ряда проблем.
К числу наиболее значительных относится:
• недостаток собственных денежных средств,
• длительный срок окупаемости,
• недостаток финансовой поддержки со стороны государства .
Среди тормозящих инновационную деятельность факторов руководители строительных предприятий отмечают:
• недостаток квалифицированного персонала,
• высокая стоимость нововведений;
• слабо поддерживается изобретательская и рационализаторская деятельность на предприятиях (вследствие чего изобретатели работают только на 18 предприятиях и организациях Брянской области),
Роль государства состоит, прежде всего, в смягчении или усилении тех направлений развития жилищного рынка, которые бы способствовали решению задач жилищной политики государства. В ходе реализации жилищных программ государство осуществляет комплекс мероприятий по субсидированию, оказывающих различное воздействие на процессы, протекающие на жилищном рынке, и имеющих разнонаправленные последствия. Однако, государство, неся значительную финансовую нагрузку, ограничено в оказании полноценной помощи нуждающимся слоям населения, а также в финансировании работ, направленных на поддержание в нормальном состоянии государственного жилищного фонда. Отсутствие продуманной и целостной жилищно-коммунальной реформы, прежде всего, снижает эффективность государственной помощи именно беднейшим слоям населения.
В целях развития инновационной деятельности в области с 2011 года действует областная целевая программа «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2011-2015 годы), а также для улучшения ситуации в инновационной деятельности в области разработан план мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Брянской области на 2010-2012 года.
В целях поддержки изобретателей и рационализаторов, стимулирования подъема научнотехнического творчества среди молодежи выпущено постановление администрации области от 6 мая 2010 года № 449 «О мерах по дальнейшему стимулированию инновационной деятельности в Брянской области».
Принимаются меры по поддержке малого инновационного бизнеса. В рамках ведомственной целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Брянской области» (2010-2012 годы) предусмотрено:
- поддержка начинающих инновационных компаний — гранты на создание инновационных компаний;
- поддержка действующих малых и средних инновационных компаний;
- поддержка действующих малых инновационных компаний, участвующих в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, «Деловых миссиях» и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).
Решение проблем инновационного развития Брянской области, на наш взгляд, состоит в эффективном развитии инновационного потенциала, которое должно соответствовать тенденциям развития национальной инновационной системы. Необходимо провести интеграцию всех субъектов инновационной деятельности с целью создания единой региональной инновационной системы. Должны быть созданы как минимум три структуры, которые формируют некоторую функционально полную инновационную картину на региональном уровне.
Во-первых, на региональном уровне должен быть создан центр координации инновационного развития или центры трансфера технологий, а также бизнес-инкубаторы, инновационно — технологические центры и технопарки.
Вторая структура — фонд инновационного развития и поддержки изобретательства и рационализации. К сожалению, в Брянской области он пока еще не создан.
И последний региональный сегмент — объединенная электронная биржа интеллектуальной собственности.
Однако сложившейся проблемы весьма сложное и неоднозначное дело, так как рынок жилья связан с рынком финансов более чем рынок какого-либо другого товара в силу длительности производства строительно-монтажных работ, срока службы продукта строительства и высокой его стоимости. Рост российской экономики и повышение платежеспособности населения - вот основной способ решения данной проблемы, но существует и ряд дополнительных способов ее решения: привлечение инвестиций для финансирования жилищного строительства; развитие и упрощение
системы ипотечного кредитования; снижение стоимости за счет новых инновационных строительных материалов и технологий, за счет сокращения сроков строительства.
In article the condition of housing construction in the Bryansk region and availability of housing to the population is estimated. The special attention in research is given to the main problems of innovative and investment development of the Bryansk region and definition of the directions of their decision.
The key words: housing construction, availability of housing, innovative and investment development, market, investment and construction complex
Список литературы
1. Султанов С.И.. Тенденции развития системы управления интенсификацией строительного производства / С.И Султанов., М.Б. Базманов, М.А Османов. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2006. - Приложение № 10. - С. 46-55.
2. Ипотечное жилищное строительство: проблемы и перспективы / Строительная газета. -№8. февраль 2007.
3. Поляков В.Г. Жилищная экономика: Учеб.- М.: Дело, 2002. - 223 с.
4. Итоги социально-экономического развития Брянской области за 2011 год
http://www.bryanskobl.ru/
5. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Брянской области- http://bryansk.gks.ru/
PROBLEMS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF HOUSING CONSTRUCTION IN THE BRYANSK REGION
I.A.ALESHINA, I.N.LYAMTSEVA,
Об авторах
Алешина Ирина Алексеевна, ст. преподаватель кафедры экономики и менеджмента БГИТА, телефон 89038688174, [email protected]
Лямцева Ирина Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента БГИТА, телефон 89051008478, laymtctva@ gmail. com