Научная статья на тему 'Особенности реализации индивидуальных проектов в программе подготовки специалистов среднего звена'

Особенности реализации индивидуальных проектов в программе подготовки специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / INDIVIDUAL PROJECT / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ПРОФИЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / PROFESSIONAL DISCIPLINES / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL COMPETENCES / БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / BASIC CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина В. Н.

В статье рассматривается реализация индивидуальных проектов, как особой формы образовательной деятельности для оценки общих компетенций обучающихся. Индивидуальный проект выполняется на первом курсе по профильным дисциплинам: история, русский язык и литература общеобразовательного цикла. Обучающиеся должны демонстрировать достижения в самостоятельном освоении знаний, способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, использовать информационно-коммуникационные технологии, заниматься самообразованием. Это формирует качества, которые соответствуют требованиям современного общества. Учебными планами СПО в филиале СГПИ в г. Железноводске предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Преподаватель консультирует, координирует, мотивирует, организует учебно-исследовательскую деятельность студентов. Индивидуальный проект является одной из форм обязательной внеаудиторной работы обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF INDIVIDUAL PROJECTS IN THE PROGRAM OF TRAINING OF MID-LEVEL SPECIALISTS

The article discusses the realization of individual projects as a special form of educational activity to assess students competency. An individual project is carried out in the first year of the core subject: History, Russian and Literature, these are subjects of the general educational cycle. Students must demonstrate achievements in self-development, their ability to understand nature and social significance of their future profession, using of information and communication technologies, educating themselves. This subject forms all qualities, which match the requirements of a modern person. Students must fulfill their own individual projects, because they should follow the curriculum of Stavropol State Pedagogical Institute (a branch in Zheleznovodsk). The author tells that a teacher should advise, coordinate, motivate and organize teaching and research activity of students. An individual project is a form of compulsory out-of-classroom work.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации индивидуальных проектов в программе подготовки специалистов среднего звена»

5. Lykova I.A. Strategiya formirovaniya 'esteticheskogo otnosheniya kmiru vizobrazitel'nojdeyatel'nosti doshkol'nikov. Available at: http://www. dissercat.com/content/strategiya-formirovaniya-esteticheskogo-otnosheniya-k-miru-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-dos

6. Chto i kak risovat' s det'mi? Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-417695.html?page=2

7. Torshilova E.M. «Shalun ili Mir domu tvoemu»: programma imetodika 'esteticheskogo razvitiya doshkol'nikov. Moskva: 1998.

8. Martynov V.F. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura: uchebnoe posobie. Mn. NTOOO «TetraSistems», 1997.

9. Kosheleva L.Yu. Igraem, izobrazhaem, fantaziruem. Programma hudozhestvenno-'esteticheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta v izobrazitel'noj deyatel'nosti. Abakan: Redakcionno-izdatel'skij otdel Hakasskogo respublikanskogo instituta povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya «ROSA», 2007.

10. Kosheleva L.Yu. Igraem, izobrazhaem, fantaziruem. Programma hudozhestvenno-'esteticheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta v izobrazitel'noj deyatel'nosti. Abakan: OOO Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina», 2009; Ch. 2.

11. Krasnyj Yu.E. ART - vsegda terapiya. Razvitie detej so special'nymi potrebnostyami sredstvami iskusstv. Moskva: Doroga v mir. Izd. 2-e, ispr. i dop, 2014.

Статья поступила в редакцию 09.07.16

УДК 377

Osokina V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk, Russia),

E-mail: [email protected]

FEATURES OF REALIZATION OF INDIVIDUAL PROJECTS IN THE PROGRAM OF TRAINING OF MID-LEVEL SPECIALISTS. The article discusses the realization of individual projects as a special form of educational activity to assess students competency. An individual project is carried out in the first year of the core subject: History, Russian and Literature, these are subjects of the general educational cycle. Students must demonstrate achievements in self-development, their ability to understand nature and social significance of their future profession, using of information and communication technologies, educating themselves. This subject forms all qualities, which match the requirements of a modern person. Students must fulfill their own individual projects, because they should follow the curriculum of Stavropol State Pedagogical Institute (a branch in Zheleznovodsk). The author tells that a teacher should advise, coordinate, motivate and organize teaching and research activity of students. An individual project is a form of compulsory out-of-classroom work.

Key words: individual project, vocational education, professional disciplines, general competences, basic curriculum.

В.Н. Осокина, канд. пед. наук, Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Железноводск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В статье рассматривается реализация индивидуальных проектов, как особой формы образовательной деятельности для оценки общих компетенций обучающихся. Индивидуальный проект выполняется на первом курсе по профильным дисциплинам: история, русский язык и литература общеобразовательного цикла. Обучающиеся должны демонстрировать достижения в самостоятельном освоении знаний, способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, использовать информационно-коммуникационные технологии, заниматься самообразованием. Это формирует качества, которые соответствуют требованиям современного общества. Учебными планами СПО в филиале СГПИ в г Железноводске предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Преподаватель консультирует, координирует, мотивирует, организует учебно-исследовательскую деятельность студентов. Индивидуальный проект является одной из форм обязательной внеаудиторной работы обучающихся.

Ключевые слова: индивидуальный проект, среднее профессиональное образование, профильные дисциплины, общие компетенции, базисный учебный план.

Проблема реализации индивидуальных проектов в программе подготовки специалистов среднего звена является новой для современного отечественного педагогического знания.

В работах классиков педагогической науки С.Т. Шацкого, М.В. Крупениной, В.В. Игнатьева, Е.Г. Каганова и др., были разработаны основы эмпирического анализа проектного метода обучения. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных психологов (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). К проблематике проектного метода обучения вновь возвращают запросы педагогической практики на современном этапе, но на иной теоретической базе (В.В. Гузеев, О.Н. Мулина, В.Д. Симоненко, В.Н. Осокина, Ю.Л. Хотунцев, Н.П. Шуберт и др.).

Слово «проект» толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект -прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Метод проектов, как технология профессионального образования, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а также способность решать разноуровневые профессиональные задачи [1].

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по са-

мой своей сути. Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей обучающимися, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение [2].

Актуальность проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности [3].

Реформирование среднего профессионального образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования [4].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования специалист среднего звена должен овладеть общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции - это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся для продуктивной образовательной деятельности. Профессиональные компетенции - это знания, умения и навыки,

которые позволяют учащемуся успешно решать профессиональные задачи [5].

Не случайно в базисный учебный план подготовки специалиста среднего звена внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) [6].

Учебными планами СПО по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах в филиале СГПИ в г. Железновод-ске предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Индивидуальный проект является объектом оценки общих компетенций, полученных обучающимися в ходе освоения программы подготовки специалиста среднего звена (ППССЗ).

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися на первом курсе в рамках профильных дисциплин история, русский язык и литература, общеобразовательного цикла с целью демонстрации достижений в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, социальную, научно-практическую), понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, самостоятельно ставить проблему, осуществлять поиск и анализ информации, использовать ИКТ - технологии, заниматься самообразованием. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.

Библиографический список

Индивидуальный проект относится к учебно-исследовательской работе и является одной из форм обязательной внеаудиторной работы обучающихся, получающих среднее общее образование в пределах ППССЗ, что отражается в рабочих программах дисциплин. Темы индивидуальных проектов определяются обучающимся в начале учебного года, в течение первых двух недель обучения. Защита индивидуального проекта является одним из обязательных элементов системы мониторинга образовательных достижений. Индивидуальные проекты защищаются обучающимися на уровне группы, курса. По итогам защиты, лучшие проекты рекомендуются для представления на городском и региональном уровне. Результаты защиты индивидуальных проектов отмечаются сертификатами, грамотами, дипломами, которые подтверждают освоение обучающимся общих компетенций и являются составной частью портфолио достижений студента.

Преподаватель является консультантом, координатором деятельности студентов. Преподавателю нужно уметь организовать исследовательскую работу студентов, направить ее в нужное русло, уметь интегрировать знания по проблеме. Также важна мотивация на самостоятельное изучение студентом данной темы или явления.

Считаем, если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в профессиональной деятельности он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к меняющимся условиям.

1. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций. Научный журнал КубГАУ. Scientific Journal of KubSAU. 2013; 85: 614 - 623.

2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. 1995: 39 - 47.

3. Шуберт Н.П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей. Среднее профессиональное образование. 2009; 11: 78 - 80.

4. Осокина В.Н. Ведущие образовательные технологии в реализации компетентностного подхода: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). В 2-х частях. Прага, 2015; Ч. 1: 347 - 349.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах от 27 октября 2014 г. № 1353.

6. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. № 06-259.

References

1. Mulina O.N. Proektnaya deyatel'nost' studentov - buduschih pedagogov v formirovanii innovacionnyh kompetencij. Nauchnyj zhurnal KubGAU. Scientific Journal of KubSAU. 2013; 85: 614 - 623.

2. Guzeev V.V. Metod proektov kak chastnyj sluchaj integral'noj tehnologii obucheniya. Direktor shkoly. 1995: 39 - 47.

3. Shubert N.P. Metod proektov i professional'naya kompetentnost' prepodavatelej. Srednee professional'noe obrazovanie. 2009; 11: 78 - 80.

4. Osokina V.N. Veduschie obrazovatel'nye tehnologii v realizacii kompetentnostnogo podhoda: Materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27 fevralya 2015 goda). V 2-h chastyah. Praga, 2015; Ch. 1: 347 - 349.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nyh klassah ot 27 oktyabrya 2014 g. № 1353.

6. Pis'mo Departamenta gosudarstvennoj politiki v sfere podgotovki rabochih kadrov i DPO ot 17.03.2015 g. № 06-259.

Статья поступила в редакцию 05.07.16

УДК 378.02:37.016

Ochur T.Kh., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

Artyna M.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

GENERAL THEORY OF METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN CONDITIONS OF MULTILINGUALISM. The

article is dedicated to a study of theoretical basics in methods to overcome interference in the process of mastering an English speech in a multilingual environment (Tuvan, Russian and English). The research touches upon a spiritual aspect of the problem, namely the development of respect and tolerance to the achievements of various cultures, the exchange of spiritual values and conflict resolution. The study of foreign languages and cultures is one of the priorities of the modern school and higher education.

Key words: multilingualism, intercultural communication, communicative competence, motivation, interactivity.

Т.Х. Очур, канд. филол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

М.К. Артына, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОЯЗЫЧИЯ

Данная работа посвящена изучению теоретических основ методики преодоления интерференции в процессе овладения английской речью в условиях многоязычия (тувинский, русский и английский языки). В статье затрагивается духовный аспект проблемы, а именно воспитание уважения и толерантности к достижениям различных культур, обмен духовными ценностя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.