ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПОСЛЕВУЗОВСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ С.В. Шанкина
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, осуществленной автором в рамках совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки специалистов на базе Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Автор раскрывает современные проблемы и тенденции оптимизации системы повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы спортивных бальных танцев. В статье подробно рассмотрены выявленные автором организационные и психолого-педагогические механизмы личностно-профессионального развития на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Ключевые слова: этап совершенствования профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
Дифференцированный подход предусматривает перестройку учебного процесса в оптимальном режиме для разных групп, обучаемых в соответствии с их потребностями, возможностями, интересами, и с обязательным обеспечением возможностей для полноценного образования каждого обучаемого. Цель дифференциации - преодоление однообразия в организации учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей обучаемых.
Данный подход оказывается крайне важным и единственно возможным для ступени послевузовского образования и переподготовки кадров.
С целью апробации инновационной модели послевузовской подготовки специалистов спортивного бального танца (далее СБТ) на этапе совершенствования профессионального образования на базе Тамбовского государственного университета было проведено экспериментальное исследование, в основу которого была положена авторская экспериментальная программа повышения квалификации педагогов бального танца Тамбовской области. Основной целью переподготовки и повышения квалификации являлась актуализация готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования инновационных программ.
При организации курсов на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов СБТ слушателям была предоставлена возможность выбрать свою траекторию продвижения при обучении в системе
переподготовки и повышения квалификации. Это обеспечило реализацию уровневой и профильной дифференциации обучения на курсах и личностно-ориентированного подхода.
Маршрут выбирался на основе анкетного опроса, контрольного опроса и беседы со слушателями. Обучающемуся предлагались варианты маршрутов, из которых он выбирал для себя оптимальный. После определения маршрута формировалось содержание обучения, как по каждой теме, так и по всему маршруту в целом. Затем строилась индивидуальная технологическая карта для каждого обучающегося.
В рамках полного цикла обучения были выделены промежуточные этапы с целью расчленения образовательного процесса и организации контроля на каждой ступени. Это способствовало более эффективному, последовательному достижению заданных конечных результатов, осуществлению корректировки индивидуальных и групповых показателей знаний, умений и навыков через составления нормы-образца (эталона) повышения уровня профессиональной деятельности.
При проведении курсов ставилась задача максимального использования инновационных образовательных технологий. Приоритетными направлениями использования инновационных технологий в процессе повышения квалификации специалистов СБТ стали: индивидуализация обучения, самоподготовка, тренинг профессиональных навыков, устранение пробелов основных знаний и
умений, демонстрация динамических процессов, изучение трудно усваиваемых понятий, моделирование различных педагогических процессов.
Инновационные подходы к организации повышения квалификации специалистов изменяют основные функции данной образовательной системы.
Восстановительная функция предполагает отбор информации теоретического характера и практических умений, необходимых для успешной работы, которые в свое время были получены в вузе, училище, колледже, но затем частично утратились или не использовались во всей полноте. Данная функция важна для всех уровней повышения квалификации, но особенно для самообразования.
В случае реализации компенсаторной функции средства коммуникационных технологий для специалиста играют особую роль, обеспечивая устранение пробелов в образовании за счет самоподготовки, тренинга, индивидуализации обучения.
Реализация корригирующей функции позволяет изучить и обобщить принципиально новую информацию, появившуюся в результате изменения новой интегрированной профессионально-образовательной среды, частных методик, передового опыта. Значение ее реализации усилилось в связи с появлением школ различного типа, учреждений дополнительного образования в области хореографического искусства и танцевального спорта, с увеличением потребности в информации по организации педагогического процесса в этих школах.
Корригирующая функция направлена на преодоление устаревших стереотипов мышления и методов работы, овладение новейшей современной технологией управленческой и методической деятельности. Для реализации этой функции большое значение имеет необходимость интеграции хореографического искусства и танцевального спорта, с ее помощью можно усовершенствовать подготовку специалистов СБТ, внедряя в технологические процессы инновационные программы обучения спортивным бальным танцам, осуществить тренинг различных навыков.
При реализации функций формирования творческой активности специалистов СБТ необходимо участие в творческих мероприятиях (концерты, соревнования, тематические
вечера т. д.), международных и общероссийских проектах, грантах по актуальным проблемам и др.
Основой проектирования инновационных технологий должен стать личностнодеятельностный подход. Цель такого подхода - содействовать развитию личности обучаемого, формировать у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных и профессиональных ситуациях с осознанием личной ответственности. Результаты реализации подхода заключаются в следующем: у обучаемых появляется устойчивый интерес к использованию инновационных технологий в своей профессиональной деятельности, формируются потребности в самообучении, саморазвитии.
Расширение использования инновационных технологий на этапе совершенствования профессиональной подготовки представляется важным как с точки зрения психологических особенностей обучаемых, так и с дидактических позиций: возрастает роль инновационных технологий обучения, которые формируют такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность; возрастает значение сотрудничества между преподавателем и обучающимся. Задача преподавателя - организация учебной деятельности, в процессе которой формируется познавательный подход, творческое отношение к делу, стремление к самосовершенствованию; главные ориентиры на этом этапе - профессиональная компетентность, кругозор, навыки индивидуальной и коллективной профессиональной и социальной деятельности, широкое использование активных и инновационных технологий обучения.
На этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов СБТ включаются занятия с элементами исследований: практические и лабораторные занятия, организованные в проблемном ключе, когда для получения ответов обучаемые должны обратиться к источникам информации, обмениваться мнениями, конструировать методику решения профессиональных задач и оценивать результаты. Занятия, во время которых обучаемые сами формулируют проблемные ситуации, задачи и находят пути их решения. Важнейший этап - участие в реальных деловых играх исследовательско-
го характера. Преподаватель принимает на себя функции организатора и консультанта.
Уровень профессиональной компетентности может быть зафиксирован как обобщенный результат обученности специалиста СБТ (теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого опыта, профессионально-личностных качеств), опосредованный в процессе проектировочной деятельности. Для целей исследования важной становится диагностика исходного уровня профессиональной компетентности специалиста СБТ.
В ходе экспериментальной работы на интегративной основе был сделан вывод о взаимозависимости мотивационного компонента технологии с профессиональной компетентностью. Чем выше мотивация специалиста к решению профессионально-дидактических проблем (ПДП), тем выше уровень проявления профессиональной компетентности и более глубинными становятся механизмы эмпатии (присоединения) субъектов педагогического процесса.
В процессе экспериментального обучения на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов СБТ были выделены четыре типа педагогического взаимодействия:
1) «преодоление непродуктивности действий и сопротивления в режиме инноваций»;
2) «сотворчество с последующей коррекцией умений и навыков»;
3) «равное партнерство»;
4) «творческая команда».
Установление искомого компонента готовности педагогов бального танца к профессиональной деятельности в условиях современного общества потребовало решения следующих задач:
- проверить наличие осведомленности педагогов бального танца о роли инновационных технологий обучения в профессиональной деятельности;
- выявить интересы и потребности личности к педагогической деятельности на основе использования инновационных технологий;
- проверить наличие первоначального уровня готовности к работе в новых условиях современного общества.
Поставленные задачи обусловили выбор методов исследования: анкетирование, собеседование, интервьюирование, самооценка.
Результаты проверки первоначальной готовности педагогов бального танца к работе в новых условиях отражены в оценочной карте, которая заполнялась на каждого испытуемого и в баллах определялся уровень этой готовности. Аналогичным образом определялся уровень готовности после обучения на курсах.
На этапе анализа результатов в качестве критериев выступали следующие: удовлетворенность обучением, значимость изучаемых вопросов для педагога, изменения в знаниях (приращение и полнота знаний), уровень готовности к выполнению профессиональной деятельности на основе использования инновационных технологий, уровня мотивации.
Анализ результатов, полученный на основе анкетирования, наблюдения за работой педагогов и бесед с ними, тестирования, позволил корректировать как организацию, так и содержание учебного процесса, а также прогнозировать процесс обучения на предстоящих этапах.
Анализ анкет позволил сделать вывод о том, что для наиболее эффективной организации процесса переподготовки и повышения квалификации педагогов бального танца важно учитывать следующие моменты:
- различный базовый уровень подготовки обучающихся;
- различные направления, в которых ведется работа в учебных заведениях;
- различные индивидуальные потребности обучающихся, которые связаны, прежде всего, с появлением дополнительного образования в школах разного типа (гимназии, колледжи, лицеи, авторские школы и т. д.).
Для удовлетворения потребностей обучаемых с учетом условий их профессиональной деятельности, базового образования и психологических особенностей обучения взрослых, а главное, с учетом социального заказа разработана технология построения индивидуализированного маршрута при переподготовке и повышении квалификации и программа обучения с учетом уровневой и профильной дифференциации. Учитывая постоянно изменяющееся содержание обучения, адекватного изменению социального
заказа общества, программа разработана на основе блочно-модульного подхода к организации содержания обучения.
Образовательный процесс по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов СБТ был организован в три этапа. Первый и второй этапы (переподготовка) раздельно для каждой категории слушателей по направлениям бальной хореографии, установленной в школах Тамбовской области (4 основных направления: историкобытовые, социальные танцы, танцы советского периода, спортивные бальные танцы). Внутри групп проводилась дифференциация на мини-группы (в зависимости от базовой подготовки, опыта работы, в соответствии с индивидуализированным маршрутом).
Третий этап, предусматривавший курс теоретического модуля, организован совместно для всех категорий слушателей.
Учебная и методическая литература -это острейший вопрос для педагогов бального танца, издаваемая литература должна быть доступной для самостоятельного освоения материала и содержать рабочую программу курса, методические рекомендации к ней, а также практические задания, контрольные вопросы и т. д.
При организации процесса переподготовки важно учитывать, что педагогу бального танца, который только начинает работать, необходимо гораздо больше времени для ее освоения, чем это возможно на курсовой подготовке в условиях института повышения квалификации, важно проверить полученные навыки на практике, в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Кроме того, педагог бального танца, как правило, в школьном коллективе представлен в единственном лице, поэтому медленное решение отдельных вопросов организации его работы со школьниками отрицательно скажется на результатах обучения. Частично решить данное противоречие позволило разработанное нами учебно-методическое пособие «Бальный танец в общеобразовательной школе» [1], которое является программным сопровождением педагогов, работающих в школах, поддерживаемое комплексом методических рекомендаций. Изученный на курсах переподготовки блок знаний педагог реализует на практике при обучении детей, конечно, с учетом психолого-педагогических
особенностей школьников и уровня изложения учебного материала.
Содержание курсов определяется соответственно индивидуализированной траекторией обучения. Для управления учебным процессом мы разработали систему контроля и диагностики.
При обучении слушателей был организован входной, рубежный и итоговый контроль (квалификационный экзамен).
Входной контроль, проводимый наряду с собеседованием и анкетированием, позволил определить уровень подготовки обучающихся, выявить наиболее типичные пробелы в знаниях и умениях, учесть потребности обучающихся и их возрастные психологические особенности. Результаты позволили определить объем учебного материала, выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов СБТ.
В конце каждого этапа обучения был организован рубежный контроль, который предусматривал определение индивидуальных и групповых показателей усвоения учебного материала с целью оценки эффективности обучения и выявления круга вопросов, на которые следует обратить внимание при проведении очередного этапа, а также определения степени и меры помощи со стороны педагога.
Рубежный контроль позволил получить информацию об оптимальной траектории обучения. Показатели рубежных проверок учитывались при выставлении оценки на выходном контроле в виде нормы-образца уровня готовности к профессиональной деятельности.
В конце полного цикла обучения проводился итоговый контроль, который устанавливал достижение уровня овладения учебным материалом и подготовленности специалиста к сдаче квалификационного экзамена.
Наиболее эффективной была признана контролирующая система «Контроль», базирующаяся на контроле результатов обучения посредством контрольных вопросов и анкетирования, выявляющая уровень подготовленности и потребности слушателей, их личностные качества и позволяющая определить
индивидуальную траекторию прохождения курсовой подготовки.
С целью выявления динамики самооценки профессиональных знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, проводилось анкетирование. Опрос прошли слушатели: 2003 г. обучения (10 человек), 2004 г. обучения (10 человек) и 2005 г. обучения - (10 человека).
Для определения показателей мотивации использовался метод самооценки. Этот метод, на наш взгляд, имеет достаточно высокую надежность, что подтверждается нашими выводами, основанными на предварительном сравнении самооценок группы педагогов (10 человек), экспертных оценок методистов и оценки исследователя.
Оценка уровней освоения производилась по десятибалльной шкале:
- оптимальный уровень - 9-10;
- допустимый уровень - 6-8;
- критический уровень - 4-5;
- недопустимый уровень - 0-3.
Полученные данные показывают, что
только 10 % оценили свой уровень мотивации высоко. Большая часть педагогов (80 %) признают свой уровень мотивации недостаточно высоким.
После прохождения курсовой подготовки данные изменились следующим образом. Часть педагогов (50 %) оценили свой уровень как высокий, 40 % - как средний, 10 % -как низкий. Изменение уровня мотивации связано с тем, что большинство учителей не знали функциональных возможностей инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, не четко представляли свою профессиональную деятельность. Затруднения, связанные с неправильным подходом к планированию учебного процесса и неумением использовать в практической деятельности накопленные знания, умения и навыки, негативно отражались на уровень развития профессиональной творческой деятельности. После обучения большинство проблем было устранено.
Для определения профессионально-предметной готовности к преподавательской деятельности была предложена анкета самооценки до обучения на курсах и после. Анкета содержала шкалу, аналогичную шкале, предложенной при оценке мотивации. Ре-
зультаты опроса до обучения: 10 % оценили свой уровень достаточно высоко; 10 % оценивают свой уровень как средний; 80 % достаточно низко.
После прохождения курсовой подготовки данные изменились следующим образом. Часть педагогов (50 %) оценили свой уровень когнитивного и эмоционально-волевого компонента как высокий, 40 % - как средний, 10 % - как критический, 0 % - как низкий.
Очевидно, что решение профессиональных задач с использованием инновационных технологий в процессе курсов повышения квалификации положительно сказывается на эмоционально-волевой и когнитивной составляющих готовности к профессиональной деятельности в новых условиях. У большинства педагогов появилась уверенность в своих силах, они четко стали представлять, какие задачи им предстоит решать, какие проблемы могут возникнуть и каким образом их можно преодолеть.
Об уровне сформированности знаний и умений мы судили по результатам рубежных контрольных работ, уровню самооценки, выставляя оценку по десятибалльной шкале. Затем сравнивали ее с соответствующими результатами до прохождения курсов повышения подготовки.
В частности, были определены уровни готовности, соответствующие уровням
сформированности профессиональных качеств педагогов бального танца с присвоением соответствующих квалификационных категорий.
Измерения на основе суммирования уровней компонентов готовности показали, что после прохождения курсовой подготовки наблюдается положительная динамика роста уровня готовности. Это можно наблюдать после каждого этапа обучения.
Для оценки эффективности созданных педагогических условий ежегодно проводился сопоставительный анализ профессиональной деятельности педагогов бальных танцев, прошедших обучение по экспериментальной технологии. Обработка данных о посещении уроков и внеурочных мероприятий свидетельствует о том, что 90 % обучавшихся на курсах используют инновационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные свидетельст-
вуют о том, что уровень готовности и результативность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности может быть существенно повышен на этапе совершенствования профессиональной подготовки, если в системе переподготовки и повышения квалификации созданы условия, соответствующие профессиональной среде специалиста и способствующие его готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, дифференциация системы повышения квалификации предоставляет возможность построения принципиально новой модели обучения, ориентированной на личностные особенности и потребности обучающихся профессиональной деятельности в условиях современной интегрированной профессионально-образовательной среды. В процессуальном смысле она реализуется поэтапно, в содержательном смысле она охватывает все компоненты системы повышения квалификации и переподготовки специали-
стов СБТ, предоставляя возможность реализации дифференцированного подхода.
1. Шанкина С.В., Шанкин Ю.В. Бальный танец
в общеобразовательной школе. Тамбов, 1999.
Поступила в редакцию 29.08.2008 г.
Shankina S.V. Peculiarities of specific-oriented approach to post-graduate training, retraining and qualification development of sport ball dance specialists. The article deals with the results of experimental work which was carried out by the author in the framework of post-graduate training and retraining of sport ball dance specialists at Tambov state university named after G.R. Derzhavin. The author reveals modern problems and tendencies pertaining to the system optimization of qualification development and staff retraining in the sphere of sport ball dance. The author thoroughly discusses organizational and psychological-pedagogical mechanisms of personal-professional development within the process of further development in professional training.
Key words: stage of further improvement of professional training of sport ball dance specialists.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЛОГИИ1 О.В. Глушенков
В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента, доказывающие возможность школьной биологии сформировать у учащихся экологическую картину мира, близкую к современной общенаучной картине мира. Такая возможность обеспечивается посредством применения экологического принципа, обусловливающего подачу биологических знаний в мировоззренческом аспекте. В эксперименте это привело к увеличению процента школьников со сформированной экологической картиной мира в 2,5 раза.
Ключевые слова: экологическая картина мира, современная общенаучная картина мира, экологический принцип, мировоззренческий аспект.
В Закон РФ «Об образовании» (1992) вошел важный пункт о том, что «...содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний...» (ст. 14, п. 2). На данном этапе разви-
1 Данная публикация подготовлена при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда.
Выводы и мнения автора, содержащиеся в этой публикации, отражают исключительную точку зрения автора и необязательно совпадают с мнением Международной программы стипендий Фонда Форда или ее спонсоров.
Автор выражает признательность Фонду Форда за поддержку.
тия цивилизации в соответствующих культурно-исторических условиях картиной, адекватной современному уровню знаний, является целостная общенаучная картина мира (КМ). Задача поставлена, но без разработки специальных подходов, форм и методов работы процесс формирования современной картины мира в умах учащихся не будет иметь целенаправленный характер, представлять собой объединяющее начало.
Вырабатываемые в фундаментальных науках картины реальности, характеризующие неживую природу, органический мир и