УДК 371
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
© Марина Сергеевна Чванова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: [email protected] © Светлана Викторовна Шанкина Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, e-mail: [email protected]
Обращение к проблемам подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования входит в число актуальных направлений в области педагогики. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию.
Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка специалистов спортивных бальных танцев; образование в области спортивных бальных танцев; системный подход к подготовке кадров в сфере образования культуры и спорта.
Качественные параметры профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (далее СБТ) существенно зависят от эффективности функционирования целостной педагогической системы.
Развитие целостности системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ начинается с осознания общей цели функционирования как между образовательными учреждениями, так и ее руководителями и педагогическим коллекти-
вом. Для этого определяются: «дерево целей», включающее в себя преемственность (целевую, содержательную, технологическую); структура и качественные характеристики системы; распределение учебной нагрузки на каждом из этапов обучения; алгоритм функциональных обязанностей членов коллектива и аппарата управления.
Поскольку система непрерывной профессиональной подготовки специалистов является суммативной, то судить о результа-
тах опытно-экспериментальной работы можно лишь по совокупности оценок, полученных в результате подготовки специалистов СБТ каждой из входящих в нее подсистем (допрофессиональной, профессиональной,
совершенствования профессиональной подготовки).
В ходе исследования авторами с позиций системно-деятельностного подхода определялась организация профориентационной деятельности самих учащихся по выявлению и формированию склонностей и способностей, знаний и умений, качеств личности, необходимых для будущей профессии. Материалы исследования внедрены и апробированы в учебном процессе Центра бальной хореографии «Фиеста-ТГУ», кафедры хореографии Академии искусств сервиса и рекламы, кафедры сценических искусств Института искусств, кафедры сценических искусств Академии культуры и искусств, Академии непрерывного образования и Центра повышения квалификации Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, колледжа искусств отделения хореографического творчества, кафедры хореографии Тамбовского государственного музыкальнопедагогического института им. С.В. Рахманинова, кафедры хореографического бального творчества Орловского областного колледжа культуры и искусств.
Эффективность предложенного содержания методов проведения ориентации учащихся дошкольного и школьного возраста на профессию подтверждена следующими показателями:
- по результатам формирующего воздействия в структуре профессиональной направленности учащихся экспериментальной группы старшего школьного возраста танцевальная направленность составила 60 %, педагогическая - 40 %, тогда как в начале эксперимента в этой же группе соответствующие показатели были следующими: танцевальная - 80 %, а педагогическая - 20%, что позволило констатировать значительные изменения;
- готовность к профессиональному самоопределению в конце эксперимента составила 80 %, в сравнении с начальным показателем эксперимента - 20 %.
Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы на этапе профессиональ-
ной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в вузе использовалась совокупность показателей готовности к достижению высокого профессионального уровня. В ходе эксперимента (2004-2010 гг.) оценивались показатели динамики готовности к профессиональной деятельности студентов от первого и до пятого курсов, проводилась сравнительная оценка результатов деятельности студентов в течение последнего года обучения (результаты учебы, количественные и качественные параметры участия студентов в конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, количество публикаций в рамках НИРС, качество написания курсовых и дипломной работ и т. д.). Комплексная оценка свидетельствует о позитивной динамике показателей готовности к профессиональной деятельности, что также позволяет констатировать положительный рост научнотворческой активности.
Об уровне сформированности профессиональных знаний, умений и навыков мы судили по рейтинговым и оценочным результатам рубежных контрольных работ и сессий, по показателям уровня самооценки, определяемым посредством стобалльной шкалы. Затем результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивали с соответствующими результатами диагностического этапа.
Анализ результатов анкетного опроса, мониторинга успеваемости, а также бесед со студентами позволил корректировать как организацию, так и содержание учебного процесса, а также спрогнозировать параметры процесса обучения на старших курсах.
Рассмотрим несколько подробнее изменения уровня готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов до и после эксперимента.
Готовность педагогов бальных танцев к профессиональной деятельности рассматривалась как сумма параметров, представленных в дереве целей. Это позволило конкретизировать уровни готовности и соответствующие им уровни сформированности профессиональных качеств педагогов бального танца в вузе.
Для оценки эффективности созданных педагогических условий ежегодно проводился сопоставительный анализ профессиональной деятельности педагогов бальных танцев,
прошедших обучение с применением инновационных технологий.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что уровень готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности повышается, если:
- обучение приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования интегрированной профессионально-образовательной среды, с моделью готовности работать в этой среде;
- методологическая и теоретическая база педагогического процесса обеспечивает его личностно-деятельностную ориентацию, создание профессионально ориентированной образовательной среды подготовки специалистов спортивных бальных танцев;
- содержание обучения предусматривает решение профессионально-дидактических проблем на основе использования инновационных технологий обучения.
При этом объем знаний расширяется и обучающий осознанно стремится к профессиональному самоопределению. Все это делает возможным и актуальным переход к следующему этапу подготовки специалистов СБТ - совершенствованию профессиональной подготовки.
Организация совместных педагогических проектов на этапе совершенствования профессиональной подготовки обеспечивает освоение изучаемого материала или работу с имеющимся исходным учебным материалом на новом уровне осознания.
Основные результаты подготовки специалистов СБТ подсистемы повышения квалификации рассмотрим на примере переподготовки и повышения квалификации педагогов бального танца Тамбовской области. Основной целью переподготовки и повышения квалификации являлась актуализация их готовности к профессиональной деятельности на основе использования инновационных технологий.
Конкретизация показателей готовности педагогов бального танца к профессиональной деятельности в современных условиях социума потребовала решения следующих задач:
- определить отношение педагогов бального танца к инновационным технологиям обучения в профессиональной деятельности;
- выявить интересы и потребности личности в сфере педагогической деятельности на основе использования инновационных технологий;
- установить начальный уровень их готовности к работе в новых условиях современного общества.
Поставленные задачи обусловили выбор методов исследования: анкетирование, собеседование, интервьюирование, самооценка и т. д.
Результаты проверки начальной готовности педагогов бального танца нашли отражение в оценочной карте, которая заполнялась на каждого испытуемого и предполагала использование стобалльной шкалы показателей уровня этой готовности. Аналогичным образом определялся уровень готовности после обучения на курсах.
Мы признали необходимым выполнение определенных дидактических условий для реализации поставленной цели. Анализ анкет позволил определить, что для наиболее эффективной организации процесса переподготовки и повышения квалификации педагогов бального танца важно учитывать следующие особенности:
- различный базовый уровень подготовки слушателей;
- различную направленность образовательной работы в учебных заведениях;
- различные индивидуальные потребности слушателей, которые связаны, прежде всего, с появлением программ дополнительного образования в учреждениях разного типа (гимназии, колледжи, лицеи, авторские школы и т. д.).
Для удовлетворения потребностей обучаемых с учетом условий их профессиональной деятельности, базового образования и психологических особенностей обучения взрослых, а главное с учетом социального заказа, были разработаны технология построения индивидуализированного маршрута переподготовки и повышения квалификации и программа обучения с учетом уровневой и профильной дифференциации. Учитывая постоянно изменяющееся содержание обучения, адекватное изменению социального заказа, программа разработана на основе блочно-модульного подхода к организации и содержанию обучения.
После прохождения курсовой подготовки данные изменились следующим образом: 40 % педагогов оценили свой уровень когнитивного и эмоционально-волевого компонента как высокий, 60 % - как средний. Низкий уровень не отметил никто из испытуемых. У большинства педагогов появилась уверенность в своих силах, они четко стали представлять, какие задачи им предстоит решать, какие проблемы могут возникнуть и каким образом их можно преодолеть.
Очевидно, что решение профессиональных задач с использованием инновационных технологий в процессе курсов повышения квалификации положительно сказывается на эмоционально-волевой и когнитивной составляющей готовности к профессиональной деятельности в новых условиях.
Об уровне сформированности знаний и умений мы судили по результатам рубежных контрольных работ, уровню самооценки, выставляемой участниками эксперимента по стобалльной шкале. Затем сравнивали ее с соответствующими результатами до прохождения курсов повышения подготовки.
В ходе эксперимента отмечено изменение уровня готовности к профессиональной деятельности педагога до и после прохождения курсов. В частности, были конкретизированы показатели уровня готовности, соответствующие уровням сформированности профессиональных качеств педагогов бального танца с присвоением соответствующих квалификационных категорий.
Измерения на основе суммирования уровней компонентов готовности позволили констатировать положительную динамику роста уровня готовности после прохождения курсовой подготовки, что наблюдалось после каждого этапа обучения.
Для оценки эффективности созданных педагогических условий ежегодно проводился сопоставительный анализ профессиональной деятельности педагогов бальных танцев, прошедших обучение по экспериментальной технологии. Обработка данных о посещении уроков и внеурочных мероприятий свидетельствует о том, что 90 % обучавшихся на курсах используют инновационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные свидетельствуют о том, что уровень готовности и ре-
зультативность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности могут быть существенно повышены на этапе совершенствования профессиональной подготовки, если в системе переподготовки и повышения квалификации созданы условия, соответствующие профессиональной среде специалиста и способствующие актуализации его готовности к профессиональной деятельности.
В силу сложности исследуемого феномена - системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ - в опытно-экспериментальной работе отражены различные отдельные составляющие содержания обучения в каждой из подсистем. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы.
На этапе допрофессионального образования результаты эксперимента позволили выявить существенные изменения и динамику роста уровня сформированности качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам в каждой возрастной группе обучения, что позволило оптимизировать планирование учебно-воспитательного процесса на этапе допрофессио-нальной подготовки. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной модели формирования качеств исполнительского мастерства при правильном планировании, учете психофизиологических особенностей учащихся, ускорении учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию профессиональной направленности на продолжение профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.
На этапе профессионального образования подготовка будущих специалистов СБТ должна быть ориентированной на формирование готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, включать базовый общеобразовательный курс, профессионально ориентированные спецкурсы с использованием инновационных технологий обучения; охватывать все виды деятельности (учебно-воспитательной, научноисследовательской, управленческой), что способствует качественной перестройке базовых свойств системы профессиональной подготовки специалистов спортивных баль-
ных танцев и повышению уровня готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, развитию самоорганизационных процессов и аккумуляции опыта практической деятельности.
На этапе совершенствования профессионального образования система подготовки специалистов СБТ отличается ориентацией (в целевом и содержательном аспекте) на актуализацию готовности специалистов к профессиональной деятельности в изменившихся условиях. Ориентированная профессионально-образовательная среда должна учитывать уровневую и профильную дифференциацию слушателей системы повышения квалификации, а переподготовка - разворачиваться с учетом ограниченных сроков пребывания обучаемого в данной системе и быть ориентированной на развитие профессионального самообразования и поддержку основных функций самой системы непре-
рывной подготовки специалистов СБТ. Анализ социальной ситуации, практики преобразований педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить дальнейшие ориентиры системы непрерывной подготовки специалистов СБТ, такие как обучение в аспирантуре, докторантуре по любым областям знаний общественных и гуманитарных наук.
Общим для подсистем системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов СБТ является то, что на любом этапе обучения любая из подсистем интегрируется, проектируется, корректируется для моделирования педагогического процесса, направленного на формирование готовности специалистов СБТ к профессиональной деятельности в современных условиях социума.
Поступила в редакцию 11.01.2011 г.
UDC 371
EFFICIENCY OF SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF SPORTING BALL DANCES SPECIALISTS
Marina Sergeyevna Chvanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor, Vice-principal of Educational Policy and Innovations, e-mail: [email protected]
Svetlana Viktorovna Shankina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Choreography Department, e-mail: [email protected]
The address to the training problems of specialists of ball dances in continuing education is one of the topical areas in the field of pedagogy. The development of scientific interests in this area reveals complexity and diversity of this phenomenon, which led to the emergence of various approaches to its learning and transformation.
Key words: continuous training of sporting ball dances specialists; education in field of sports Ball dances; systematic approach to training in field of culture and sport education.