УДК 339.9
Рудая К. Г., асп. СКАГС
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
В статье рассматриваются особенности экономического и политического положения России, ее положение и потенциал как полноправного субъекта в мировой экономике.
Ключевые слова: мирохозяйственная система, государственные гарантии России, сырьевая ориентация экономики России, инновационный сценарий, доходы населения.
Keyboards: world economic system, the Russian state guarantees, raw orientation of economy of Russia, the innovative script, incomes of the population.
Современное положение России на международной арене - это постепенный переход от общества, живущего в условиях однопартийной системы и изоляции от внешнего мира, к построению социально ориентированного демократического общества нового типа, открытого для равноправного диалога с народами других стран. Обладая феноменальным научным и кадровым потенциалом, занимая лидирующие позиции по природным ресурсам в расчете на душу населения среди всех стран мира, наше государство до сих пор остается сырьевым придатком мировой экономики. До 90 % экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты.
Немаловажную роль играет и политический статус нашего государства. С распадом СССР и СЭВ мир стал однополярным. США продолжает закреплять свои лидирующие позиции во всех аспектах политической и экономической жизни. Россия продолжает развивать сырьевой экспорт, который в последнее время в связи с мировым финансовым кризисом несет серьезные убытки.
Следовательно, если Россия стремится стать полноправным субъектом мировой экономики, то необходимо развивать не только экспорт сырья, но и экспорт продовольственных и непродовольственных товаров. За последние 6-7 лет условия для макроэкономической стабилизации существенно улучшились. Это отразилось, прежде всего, на финансовых источниках существования государства. При формировании федерального бюджета России из года в год достигался существенный профицит, т.е. превышение доходов над расходами [1]. Однако этот профицит был связан не с экономическими достижениями, а с высокими мировыми ценами на нефть и, соответственно, с отсечением части нефтяных доходов в Стабилизационный фонд.
Экономический кризис, докатившийся до нашей страны, затронул достаточно много отраслей бизнеса. Влияние кризиса на себе в первую очередь ощутили российские банки и компании финансового сектора, рынка недвижимости и строительства, а также металлургические и добывающие отрасли. Вслед за ними, так или иначе, каждая компания почувствовала на себе негативное влияние кризиса. Внешние обстоятельства заставляют проводить оценку эффективности бизнеса с различных точек зрения.
По заявлению помощника президента Аркадия Дворковича бюджет России в 2009 году впервые за 10 лет будет дефицитным. Скользящие вниз цены на нефть активизировали давление на экономику и национальную валюту.
Для поддержания всех отраслей экономики государство принимает различные антикризисные меры. Так, был принят закон, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе. Этот документ вошел в пакет антикризисных мер, разработанных правительством РФ. Предлагается предоставить в 2009 году два новых вида государственных гарантий РФ на 300 миллиардов рублей.
Так, например, предусматриваются государственные гарантии по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями обороннопромышленного комплекса для основной производственной деятельности и капвложений на 100 миллиардов рублей. Также будут предоставлены государственные гарантии по кредитам, привлекаемым отобранными в установленном порядке организациями для основной производственной деятельности и капвложений, - на 200 миллиардов рублей (эти госгарантии будут предоставляться на срок от 6 месяцев до 5 лет).
Для исполнения этих госгарантий в источниках финансирования дефицита федерального бюджета дополнительно предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 187,5 миллиардов рублей.
Кроме того, увеличивается лимит по госгарантиям в иностранной валюте с 50 миллионов долларов до 150 миллионов долларов по каждой госгарантии РФ.
Одновременно с программой госгарантий и упрощения процедуры их предоставления увеличивается на 150 миллиардов рублей предельная сумма, направляемая правительством на оздоровление финансового рынка, в том числе в целях поддержки рынка труда и отраслей экономики, а также на выделение межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду РФ. Таким образом, объем средств федерального бюджета на реализацию таких мероприятий в 2008 году составит 325 миллиардов рублей.
Одним из приоритетных направлений развития нашего государства является повышение уровня жизни населения. Поэтому, столь явно выраженная сырьевая ориентация экономики России затрудняет достижение поставленных целей экономического развития.
Во-первых, рынок сырьевых товаров характеризуется высоким колебанием цен. Поэтому страны с сырьевой структурой экономики, в частности Россия, испытывают дополнительные трудности при проведении макроэкономической политики, поскольку изменчивость цен на сырье вызывает значительные колебания бюджетных доходов и реальных обменных курсов валют стран-экспортеров [2]. В условиях сложившейся кризисной ситуации макроэкономическая уязвимость стран-экспортеров сырья повышает страновый риск и снижает привлекательность для инвесторов.
Во-вторых, сырьевая зависимость отрицательно сказывается на экономической динамике по технологическим причинам. Поэтому для сырьевых экономик типично господствующее положение нескольких крупных компаний, которые играют особую роль в экономической и политической жизни страны, что приводит к тесному переплетению интересов государства и добывающих корпораций [3]
Правда, существует еще несколько источников пополнения бюджета, помимо сырьевой направленности. Например, цветная металлургия. Однако и она не в состоянии компенсировать потери бюджета в результате катастрофического падения цен на нефть и снижения углеводородов. Добыча золота у нас сокращается в основном из-за того, что государство отдало золотоносные месторождения коммерческим фирмам, а они добывают золото из легкодоступных месторождений, а не из рудных, где добыча связана с большими затратами.
Сложившаяся ситуация требует изменения курса развития российской экономики.
Реализация новой президентской стратегии перевода страны на инновационный путь развития требует решения задач кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения -6%, науки - 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены [4].
Объем расходов на реализацию нацпроекта "Образование" утверждается в 2009 году в размере 30,9 миллиарда рублей, в 2010 году - 7,9 миллиарда рублей и в 2011 году - 7,9 миллиарда рублей, в том числе на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов -
по 3,0 миллиарда рублей ежегодно. На проект "Здоровье" выделяется в 2009 году 111,9 миллиарда рублей, в 2010 году - 105,9 миллиарда рублей и в 2011 году - 109,3 миллиарда рублей. По проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусмотрены расходы в 2009 году в размере 91,2 миллиарда рублей, в 2010 году - 69,1 миллиарда рублей, в 2011 году - 10,6 миллиарда рублей [5].
В то же время, планируемый на 2020 год уровень государственного финансирования расходов на социально-экономическое развитие страны остается ниже ныне достигнутого уровня промышленно развитых стран. Его достижение, с учетом накопленных средств Стабфонда, вполне реально до 2010 года. Отчисления в Стабилизационный фонд постепенно сокращаются, что является положительным фактором. Очевидно, гораздо эффективнее и надежнее увеличивать свой национальный золотовалютный фонд, который, например, в Китае уже достиг в 2007 году величины в размере 1 трлн. 400 млрд. долл. США [6].
Поэтому, благодаря сокращению с 2006 г. отчислений в Стабфонд стало возможным увеличение средств федерального бюджета для социальных программ, в частности: на увеличение заработной платы, пенсий и зарплаты военнослужащим.
Вместе с тем, в доходах населения задействован не только государственный бюджет, но и частный предпринимательский сектор, который играет большую роль в росте доходов населения. В связи с этим, при высоком проценте пенсионеров, госслужащих, научных работников и других категорий бюджетных работников в нашем государстве государственный бюджет будет оставаться главным стимулятором и показателем уровня жизни населения.
По этому вопросу обращаемся к исторической справке. Так, до 1991 года большая часть населения материально поддерживалась государством, а в течение последующих 10 лет динамика доходов населения показала обратное.
Минфин России предполагает, что общий показатель доходов населения в 2009 году возрастет преимущественно за счет увеличения пенсий и заработной платы военнослужащих. С одной стороны, это благоприятная динамика. С другой стороны, если сравнить прирост общих доходов за 2 года и учесть уровень реальной инфляции, варьируемой от 9 до 12% в год, то получится не повышение, а снижение доходов населения. В 2008 году инфляция в России, по оценке ЦБ, составила 13,5 %, против 11,9% в 2007 году. В 2009 году инфляция ожидается на уровне 23 %.
При этом значительная часть доходов населения зависит от частного предпринимательского сектора, а не от государственного бюдже-
та. Уже в 2007 году доля его составила лишь 21,1%, что обусловило резкую дифференциацию средних размеров заработной платы в различных отраслях экономики: от 25 тыс. в ТЭК (е) до 5 тыс. в образовании и медицине, при средней величине прожиточного минимума в России за 2-й квартал 2008 г. - 4646 руб. [7].
Естественно, относительно низкая заработная плата населения приводит к неблагоприятным последствиям: снижению уровня жизни, обострению хронических заболеваний, и как следствие, высокому коэффициенту смертности.
Наше государство стремится преодолеть тенденции роста смертности и снижения рождаемости. Свидетельством этому стала принятая демографическая программа, которая показала свои результаты в прошлом году. Был отмечен рекордный уровень рождаемости за последние 25 лет.
Инновационный путь развития напрямую связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал.
Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества, что в долгосрочной перспективе является одним из значимых национальных приоритетов.
Будущее России зависит от физиологического и социального здоровья нации. Человек должен иметь возможность реализовывать свои стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.
Однако инновационный сценарий ставит больше проблем, нежели раскрывает систему противоречий между национальными интересами страны и корпоративными интересами, реальным сектором экономики и финансовым, экспортно-ориентирующими отраслями и отраслями, обслуживающими внутренний рынок, федеральным центром и субъектами Федерации, интересами большинства населения и финансовой олигархии. Все эти диспропорции нарушают сбалансированное развитие народно-хозяйственного комплекса страны.
В связи с этим, для рационального развития России должны быть синхронизированы инструменты кредитования, налоговой политики, фондового рынка, государственной бюджетной поддержки, экспортно-импортные пошлины, чтобы у компаний появились стимулы к диверсификации производства, переливу капитала в те виды деятельности, без которых не может быть гармоничного развития всей экономики, даже если они имеют меньшую текущую норму рентабельности [8].
Таким образом, российская экономика должна обладать большей устойчивостью, а модель долгосрочной стратегии опираться на систему основополагающих факторов: конкурентные преимущества ТЭК, новейшие технологии, управленческий опыт в зарубежных странах, создание совокупности институтов развития и т.д.
Перечисленные составляющие экономической политики государства будут удерживать движение российской экономики. Поэтому, решая задачи инновационного сценария необходимо скорректировать Концепцию улучшения международной специализации России.
Во-первых, это серьезная диверсификация существующего экспорта за счет повышения степени обработки выпускаемой продукции, расширения товарной номенклатуры основных товарных групп экспорта, более активного вовлечения во внешнеэкономическую деятельность новых регионов страны.
Во-вторых, крупномасштабная структурная перестройка с уклоном на восстановление отстающих отраслей. Речь идет, прежде всего, об отраслях, обеспечивающих нормальную жизнедеятельности людей (сельское хозяйство, сферы образования, здравоохранения, науки, коммунальных услуг).
В-третьих, эффективное решение по вопросу успешного выхода наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки в сфере наиболее динамичного сектора мировой экономики и международной торговли прослеживается через слияние с передовыми компаниями промышленно развитых стран на взаимовыгодных условиях.
В целом, необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия, снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.
Иными словами, стратегия долгосрочного развития России должна приобрести статус важнейшего политического, экономического и социального документа, выполняющего функции генератора идей, системного интегратора и координатора этой многоступенчатой работы, как по регионам, так и по крупным государственным компаниям. Ибо только сильное государство с развитой экономикой способно выдержать постоянно нарастающую и ужесточающуюся конкуренцию на мировом рынке.
Литература
1. Логинов В. Макроэкономическая стабилизация и социальная справедливость как условие поступательного развития России //Международная экономика. 2008. № 3. С. 29.
2. Фрейман Л., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся институциональной стагнации //Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 78.
3. Там же. С. 78.
4. Глазьев С. К вопросу о новой стратегии экономического развития России //Международная экономика. 2008. № 6. С. 5.
5. http:/www.gks.m
6. Логинов В. Макроэкономическая стабилизация и социальная справедливость как условие поступательного развития России //Международная экономика. 2008. № 3. С. 31.
7. http:/www.gks.m
8. Сенчагов В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения //Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 123.
УДК 35.08
Ким Д.М., соиск. СКАГС
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В статье рассматриваются характерные черты организационной культуры государственной службы и перспективы ее совершенствования.
Ключевые слова: организационная культура, государственная служба, формализованность, функция, профессиональная деятельность, демократические принципы, гражданское общество.
Особенности организационной культуры, во многом, определяются сферой деятельности, в которой находит отражение стратегия, политика и характер принимаемых решений. При этом важно, чтобы культура организации, ее стратегия соответствовали условиям внешней и внутренней среды организации и специфике профессиональной деятельности организации. Например, организационная культура в финансовой сфере более определенна, строга, в ней поведение сотрудников четко расписано, доминирующий стиль общения формальный. В свою очередь, организационная культура в предпринимательской сфере менее определенна, часто весьма разнообразна, самобытна, подвержена ситуативным изменениям и приспособлена к социальным рискам и неопределенностям торговой сферы. Соответственно, и стиль общения в такой организации обладает меньшей степенью формализованности, до-