МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
психодиагностических и психокоррекционных методик в профессиональной деятельности психолога. Формируются навыки интерпретации данных экспериментально-психологического исследования и разработки комплексного психологического экспертного заключения на основании проведенной психологической диагностики и экспертизы. Кроме того, формируются навыки составления психокоррекционной программы и навыки проведения психокоррекционных мероприятий.
Психодиагностика направлена на формирование знаний по измерению, оценке и анализу индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека [1].
В компетенцию психологической диагностики как учебной дисциплины входят «конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов» [1]. В компетенцию психологической экспертизы входит совокупность поставленных перед экспертами задач, их возможностей и полномочий.
В отличие от психодиагностики и экспертизы, которые устанавливают причинно-следственную связь формирования определенных недостатков в психической сфере человеа, психокоррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения или личностных качеств человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Список использованной литературы:
1. Психологическая диагностика [Текст]: учебник для вузов по психологии / под ред.: М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 651 с.
2. Кузнецова Е.В., Гефеле О.Ф., Балакшина Е.В. Тренинг как средство формирования профессиональной компетентности бакалавров психологов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы VIII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2014. С. 78-81.
© Гефеле О.Ф., 2016
УДК 1
Курмышова Ольга Анатольевна
директор ГБОУ «Школа №760 им. А.П.Маресьева»,
г. Москва, РФ Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье поднимаются проблемы, связанные с получением образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Автор говорит о введении для таких детей инклюзивного образования и о необходимости их социализации в массовой школе, основываясь на данных исследований.
Ключевые слова
Образование. Инклюзив. Коррекция. Социализация. Психофизическое развитие.
Согласно официальной статистике в России проживает около 10 миллионов инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации - не менее 15 миллионов [3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
По мнению западного социолога Джеймса О'Брайена, «Инвалиды имеют низкий уровень образования: 50% не имеют образования либо имеют только начальное образование, 7% имеют высшее образование, 10% получили образование в специализированных учебных заведениях» [2].
Как пишет отечественный коррекционный педагог А.А. Твардовская, «Эти проблемы можно связать с социальной изоляцией лиц с ограниченными возможностями. Отвержение социумом лиц с недостатками можно наблюдать во всех возрастных группах независимо от пола, этнической принадлежности и т.д.» [4, с. 35].
В связи с этим в России разработана программа интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовые школы. Практика инклюзивного образования, однако, показывает наличие множества проблем, которые препятствуют внедрению идеи инклюзии в систему образования [1].
Во-первых, необходимо выяснить, при какой системе образования обучающийся с ОВЗ находится в ситуации наилучшего развития. Наше исследование было посвящено изучению уровня развития познавательных психических процессов у обучающихся с ОВЗ в разных условиях: в условиях специального (изолированного) и интегрированного образования.
Для проведения такого исследования были сформированы три исследовательские выборки, уравненные по возрастному признаку, а также по видам нарушений в психофизическом развитии детей. Первая экспериментальная группа состояла из обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на дому. Две контрольные группы составили обучающиеся с теми же нозологиями и в том же количестве, только в первой контрольной группе - обучающиеся с ОВЗ в инклюзивных классах, а во второй контрольной группе - обучающиеся с ОВЗ в специальных (коррекционных) школах-интернатах.
В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на изучении следующих видов памяти:
1. Кратковременная зрительная и слуховая память, включая их объем и способность удерживать информацию в оперативной памяти;
2. Опосредованная зрительная и слуховая память;
3. Особенности динамики процессов запоминания.
Кратковременная и оперативная зрительная память изучалась с помощью методики «Стимульные изображения ломаных линий». Результаты такого обследования (табл. 1) свидетельствуют о том, что объем кратковременной зрительной памяти у подростков с ДЦП в средних значениях не отличается от соответствующих показателей, полученных в двух контрольных группах.
Таблица 1
Результаты изучения и сравнительного анализа памяти у подростков трех групп
Виды памяти Средние показатели Различия между
ЭГ 1КГ 2КГ ЭГ и 1КГ ЭГ и 2КГ
t Р t Р
Объем кратковременной и оперативной зрительной памяти 4,60 ± 0,4 5,33 ± 0,3 4,96 ± 0,4 1,46 > 0,05 0,63 >0,05
Объем кратковременной слуховой памяти 5,06 ± 0,3 5,53 ± 0,2 5,63 ± 0,4 0,75 >0,05 1,14 >0,05
Оперативная слуховая память 4,33 ± 0,4 6,03 ± 0,3 5,96 ± 0,3 3,4 <0,001 3,26 <0,01
Опосредованная слуховая память 5,24 ± 0,4 5,73 ± 0,4 5,60 ± 0,3 0,88 >0,05 0,26 >0,05
Как видно из таблицы 1, достоверно существующие различия между экспериментальной и двумя контрольными группами были зафиксированы только по показателям оперативной памяти. Выявленный факт может быть объяснен тем, что нарушения функций опорно-двигательного аппарата ограничивают возможности развития оперативной памяти. И в связи с тем, что подростки с ДЦП, находящиеся на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
домашнем обучении, не получают соответствующую помощь, оперативная зрительная память находится на более низком уровне развития, чем у подростков, обучающихся как в специальных, так и в массовых общеобразовательных учреждениях.
Результаты изучения динамики запоминания слов (рис. 1) свидетельствуют о том, что в среднем процесс заучивания подростков с ДЦП, изолированных от общества, характеризуется как среднединамичный, то есть от повторения к повторению одного и того же ряда слов результаты не ухудшаются, но и не интенсивно улучшаются, как в контрольных группах.
повторения
♦ экспериментальная группа И 1-я контрольная группа А 2-я контрольная группа
Рисунок 1 - Результаты изучения динамики запоминания подростков трех групп.
Необходимо отметить, что четыре подростка с ДЦП, находящихся на домашнем обучении, в процессе заучивания не смогли повторить предложенные слова, и к шестому повторению количество воспроизведенных слов не только не увеличилось, но и уменьшилось, что может свидетельствовать о нарушении интеллектуального развития. Пять подростков, напротив, характеризуются достаточно динамичным процессом заучивания: от повторения к повторению количество правильно воспроизведенных слов увеличивается.
Результаты данного исследования позволяют предположить, что репродуктивный метод обучения, часто используемый как в массовых, так и в специальных школах, запускает механизмы развития памяти, тогда как в условиях индивидуального не интегрированного обучения данный метод используется достаточно редко.
Воображение подростков оценивалось по степени развитости у них фантазии, проявляющейся в рассказах, а также в рисунках и других продуктах творческой деятельности.
Для диагностики воображения была выбрана методика «Вербальная фантазия».
По мере рассказа подростка оценивалось его воображение по следующим параметрам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность образов;
- богатство фантазии и разнообразия образов;
- глубина и проработанность (детализированность) образов;
- впечатлительность, эмоциональность.
В целом, при всей субъективности оценки можно говорить о том, что подростки с детским церебральным параличом в целом отличаются достаточно высоким уровнем развития воображения. Однако такие параметры, как скорость процессов воображения, детализированность образов, имеют более низкие оценки у подростков, обучающихся на дому, чем соответствующие параметры воображения двух контрольных групп (табл. 2).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 2
Результаты изучения уровня развития воображения у подростков трех групп
Параметры воображения Средние показатели
ЭГ 1КГ 2КГ
Скорость процессов воображения 0,96±0,01 1,02±0,02 1,13±0,02
Необычность, оригинальность образов 1,05±0,02 1,25±0,02 1,08±0,02
Богатство фантазии 1,12±0,01 1,36±0,02 1,06±0,01
Детализированность образов 0,85±0,02 1,25±0,01 1,02±0,01
Впечатлительность, эмоциональность 1,06±0,01 1,06±0,03 1,24±0,02
Результаты изучения особенностей развития мышления в трех обследованных группах подростков позволяют сделать следующие выводы:
1. Во-первых, наглядно - действенное мышление у подростков с ДЦП, обучающихся на дому, значительно ниже развито, чем у подростков двух контрольных групп;
2. Во-вторых, показатели наглядно-образного мышления у всех подростков с ДЦП, осложненным I или II степенью тугоухости, идентичны.
3. Логическое мышление подростков с ДЦП, обучающихся на дому, по результатам нашего исследования, находится на том же уровне развития, что и у подростков - воспитанников специальных (коррекционных) учреждений.
Таблица 3
Результаты изучения развития мышления у подростков трех групп
Виды мышления Средние показатели в группах Различия между
ЭГ 1КГ 2КГ ЭГ и 1КГ ЭГ и 2КГ
t p t p
Наглядно -действенное 2,84 ±0,5 4,68±0,3 4,01±0,3 3,17 <0,01 2,05 <0,05
Наглядно -образное 5,33±0,4 5,60±0,3 5,46±0,4 0,54 >0,05 0,26 >0,05
Логическое 4,96±0,5 5,33±0,3 4,03±0,4 1,16 >0,05 2,91 <0,01
Однако при этом необходимо указать, что данные показатели - средние величины. Вместе с тем, в группе подростков с ДЦП, обучающиеся на дому, двое обладают высокоразвитым логическим мышлением, тогда как в группе 2КГ ни у одного из подростков таких показателей выявлено не было.
Таким образом, результаты исследования уровня развития психических познавательных процессов у подростков трех исследовательских групп свидетельствуют о том, что дети, обучающиеся в условиях частичной интеграции, имеют более развитую познавательную сферу, что может свидетельствовать о целесообразности интегрированного образования детей с особенностями и нарушениями в развитии.
Список использованной литературы:
1. Бонкало, Т.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - № 1 (128). - С. 52-59.
2. О'Брайен Дж. Инвалидность и бедность. 2006. [Электронный ресурс] // URL: http://aupam. narod.ru/ pages/sozial/invalidnostjibednostj/oglavlenie. html/. Дата просмотров 03.11.2014.
3. Интернет портал Электронный гражданин. Раздел: Лицам с ограниченными возможностями. [Электронный ресурсу/URL: http://ecitizen.nnov.ru/handicapped/ Дата просмотров 01.04.2015. Твардовская А.А. К вопросу о подготовке специалистов - дефектологов к работе в условиях образовательной инклюзии // Сб. научных трудов Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика» 5 марта 2013 / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Отечество, 2013. - Вып.7., 33-38c.
© Курмышова О.А., 2016