Научная статья на тему 'Особенности развития образования в период НЭПа на территории Сибири'

Особенности развития образования в период НЭПа на территории Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEM OF EDUCATION / MODERNIZATION / NEW ECONOMIC POLICY (NEP) / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеев А. И., Андренко О. В., Филимонов В. В., Ноздрин Д. А.

В статье представлены особенности и специфика развития и модернизации системы образования в период НЭПа на территории Сибири. На основании приведенных данных, отметим, что период НЭПа стал временем кардинальной перестройки системы образования, включающей изменение структуры общеобразовательной школы, полную модернизацию содержания и методики обучения. Советская система образования, учитывая её преимущества и изъяны, была ориентирована на удовлетворение потребностей государства, на внедрение социализма. Имея научно-педагогический потенциал, руководство страны возложило на систему обучения задачи всеобщего начального образования, ликвидацию неграмотности, которые требовали серьезной организационной и финансовой базы. В связи с этим, модернизация коснулась структурных и функциональных принципов образования, не ограничиваясь лишь изменениями организационных форм и схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE PERIOD OF NEP IN SIBERIA

The article represents features and specifics of the development and modernization of the education system during the NEP period in Siberia. It is noted that the NEP period has become the time of fundamental reconstruction of the system of education, which included a change in the structure of the comprehensive school, a complete modernization of the content and teaching methods. Considering its advantages and disadvantages, the Soviet education system was oriented towards meeting the needs of the state, at introducing socialism. Having a scientific and pedagogical potential, the country's leadership laid on the training system the problem of general primary education, the elimination of illiteracy, which required a serious organizational and financial base. In this regard, the modernization concerned of the structural and functional principles of education, not limited to changes in organizational forms and schemes.

Текст научной работы на тему «Особенности развития образования в период НЭПа на территории Сибири»

вью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует студента на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни [6, с.165].

Здоровьесберегаюший компонент включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой компонент включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля -психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Библиографический список

Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая учебное заведение, является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личност-но-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

В целом, принципы, условия и средства организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды получили в последние годы значительное развитие. Вместе с тем, как правило, обеспечение здоровьебережения среды рассматривается вне непосредственной связи с личностным развитием студентов и процессом их профессионального совершенствования.

Обобщая проведенное теоретическое исследование, можно заключить, что эффективность системы здоровьесбережения в физическом воспитании должна обеспечиваться единой образовательной концепцией вуза, где в каждом изучаемом предмете должны быть отражены идеи защиты здоровья студента - будущего специалиста. На занятиях по физическому воспитанию важно учить студентов упражнениям, основанным на здоровьесберегающих методиках, используемых в учебно-воспитательном процессе для проведения физкультминуток, релаксационных пауз и восстановлений.

1. Кувалдин В.А. Вредные привычки как один из ведущих факторов, негативно влияющих на качество жизни студентов аграрного вуза. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014: 262 - 266.

2. Волжакова В.В. Формирование здорового образа и стиля жизни студентов аграрного университета. Агропродовольственная политика России. 2017; 7 (67): 96 - 101.

3. Маркин Э.В., Парфенов А.С. Организационно-педагогические условия реализации адаптированного содержания программы по физической культуре для студентов с низким уровнем физической подготовки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Орел, 2013.

4. Оплетин А.А. Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; Т. 31: 141 - 147.

5. Масунова О.В. Повышение эффективности преподавания физической культуры в вузе. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016.

6. Семизоров Е.А. Физкультурное и спортивное движение студенчества в Государственном аграрном университете Северного Зауралья. Новые информационные технологии в науке: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016: 165 - 167.

References

1. Kuvaldin V.A. Vrednye privychki kak odin iz veduschih faktorov, negativno vliyayuschih na kachestvo zhizni studentov agrarnogo vuza. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 262 - 266.

2. Volzhakova V.V. Formirovanie zdorovogo obraza i stilya zhizni studentov agrarnogo universiteta. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 7 (67): 96 - 101.

3. Markin 'E.V., Parfenov A.S. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya realizacii adaptirovannogo soderzhaniya programmy po fizicheskoj kul'ture dlya studentov s nizkim urovnem fizicheskoj podgotovki. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orel, 2013.

4. Opletin A.A. Formirovanie professional'noj kul'tury, fizkul'turno-sportivnyh kompetencij u studentov vuza. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2014; T. 31: 141 - 147.

5. Masunova O.V. Povyshenie 'effektivnosti prepodavaniya fizicheskoj kul'tury v vuze. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial HHI veka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016.

6. Semizorov E.A. Fizkul'turnoe i sportivnoe dvizhenie studenchestva v Gosudarstvennom agrarnom universitete Severnogo Zaural'ya. Novye informacionnye tehnologii v nauke: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 165 - 167.

Статья поступила в редакцию 12.11.18

УДК 37

Baksheev A.I., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Krasnoyarsk State Medical University of Health of the Russian Federation (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

Andrenko O.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

Filimonov V.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

Nozdrin D.A., senior teacher, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE PERIOD OF NEP IN SIBERIA. The article represents features and specifics of the development and modernization of the education system during the NEP period in Siberia. It is noted that the NEP period has become the time of fundamental reconstruction of the system of education, which included a change in the structure of the comprehensive school, a complete modernization of the content and teaching methods. Considering its advantages and disadvantages, the Soviet education system was oriented towards meeting the needs of the state, at introducing socialism. Having a

scientific and pedagogical potential, the country's leadership laid on the training system the problem of general primary education, the elimination of illiteracy, which required a serious organizational and financial base. In this regard, the modernization concerned of the structural and functional principles of education, not limited to changes in organizational forms and schemes.

Key words: system of education, modernization, new economic policy (NEP).

A.И. Бакшеее, канд. ист. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, E-mail: [email protected]

О.В. Андренко, канд. биол. наук, доц., доц. каф. философии и социально-гуманитарных наук, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, E-mail: [email protected]

B.В. Филимонов, канд. филос. наук, доц. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, E-mail: [email protected]

Д.А. Ноздрин, ст. преп. каф. философии и социально-гуманитарных наук, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД НЭПА НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ

В статье представлены особенности и специфика развития и модернизации системы образования в период НЭПа на территории Сибири. На основании приведенных данных, отметим, что период НЭПа стал временем кардинальной перестройки системы образования, включающей изменение структуры общеобразовательной школы, полную модернизацию содержания и методики обучения. Советская система образования, учитывая её преимущества и изъяны, была ориентирована на удовлетворение потребностей государства, на внедрение социализма. Имея научно-педагогический потенциал, руководство страны возложило на систему обучения задачи всеобщего начального образования, ликвидацию неграмотности, которые требовали серьезной организационной и финансовой базы. В связи с этим, модернизация коснулась структурных и функциональных принципов образования, не ограничиваясь лишь изменениями организационных форм и схем.

Ключевые слова: система образования, модернизация, Новая экономическая политика (НЭП).

В течение всего периода НЭПа в образовательной сфере вводились экспериментальные формы и принципы функционирования системы образования. Модернизация общественных отношений, в том числе и образовательно-культурной области, означала реализацию ключевых идейно-политических принципов и программных положений РКП(б) [1].

Понятие «советская система образования» появилось уже вначале 20-х гг, хотя процесс ее формирования только начинался и был далеким от организационно-концептуального завершения. В формировании советской системы общего образования главенствующая роль принадлежала Декрету ВЦИК от 16.10.1918 «О единой трудовой школе РСФСР» [2], предусматривающему обязательное обозначение школ термином «советская», отменившему прежнее разделение школы и заменившему его 2-ступенной единой трудовой школой (8-13 лет и 13-17 лет, соответственно), обучение в которой становилось обязательным для всех детей школьного возраста, а также передавшему все учебные заведения в ведение Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса).

До начала 20-х гг. реализация данного декрета затруднялась экономико-политической ситуацией. Реальная модернизация началась фактически в 1920 г когда завершалась гражданская война и окончательно утвердилась советская власть. Первоочередной задачей начального этапа модернизации было устранение «старой царской школьной системы» - классических гимназий, университетов и духовных учебных заведений. Абсолютное разрушение старой школы и формирования новой системы образования - характерная черта и признак модернизации.

Переход на финансирование из местных бюджетов вызвал значительное снижение уровня оплаты учительского труда, что привело к уходу из школы квалифицированных педагогов, а возрождение кооперации и частного предпринимательства переориентировали их систему материальных и духовных ценностей: они стали учредителями кооперативных обществ, частных издательств, редакторами периодических изданий. В связи с этим, в школах Сибири вначале 1922 г из 15 тысяч школьных педагогов, только у 5% имелось высшее образование, у 35% - среднее образование. В целом по Сибири к началу 1923 г численность преподавательского состава общеобразовательной школы сократилась до 9,7 тыс. человек.

Однако, ситуация начала изменяться с 1923 г, когда началось восстановление экономики. Выросла доля расходов местных бюджетов на образование, привлекались средства населения. Как следствие, за период 1927-1929 гг в Сибири, в сравнении с периодом 1922-1923 гг, количество общеобразовательных школ возросло более чем вдвое, а количество школьников выросло на 135% [3].

Благодаря расширению сети общеобразовательных учреждений в 1928/29 учебном году в школах обучалось уже почти 70% всех детей Сибири. В 1927/28 учебном году в Сибирском крае количество учащихся начальной школы составляло около 620 тыс. детей. В следующем учебном году их количество удвоилось.

В 1928/29 учебном году впервые, сначала в Омске и Анжеро-Судженске, а в 1929/1930 учебном году в Новосибирске, было введено всеобщее начальное обучение. В то же время всеобщим начальным образованием было решено обеспечить почти 450 тыс. т.н. «переростков» - подростков 11-15 лет. Данные инициативы были обеспечены соответствующим государственным финансированием. Так, в 1926/27 учебном году в Сибири затраты на образование составили порядка

20 млн. руб., а к 1929-му году они выросли более, чем в 6 раз. При этом более половины затрат приходилось на содержание начальной школы.

Со второй половины 1920-х гг преподавательские кадры для общеобразовательных школ готовили в 18 педтехникумах, а также на педагогическом факультете Иркутского университета, благодаря чему за 1925-1928 гг численность преподавательского состава общеобразовательной школы в Сибири увеличилась в 1,7 раза, составив более 17,5 тыс. человек. Из них к 1928 г около 65% работало на селе (в 1925 г - менее половины). В период 1927-1928 гг школьные педагоги, имевшие высшее и среднее образование, составляли 76,5%, а их заработная плата увеличилась в сравнении с периодом 1924-1925 почти вдвое [4].

К середине 1920-х гг полную модернизацию претерпели также содержание и методика обучения в школе, благодаря утвержденным в 1923 г новым программам, предполагавшим не изучение отдельных предметов, а т.н. «комплексный метод» - изучение обширных комплексных тем и постижение конкретных дисциплин посредством «исследовательских приемов».

Не меньший интерес в условиях модернизации системы образования Сибирского края вызвала введенная в 1923 г на XII съезде РКП(б) политика корени-зации, главная задача которой состояла в содействии изучению коммунистических идей на родном для народных масс языке. В целом политика коренизации имела определенные признаки содействия развитию подавляемых ранее культур. Несмотря на признание Л. Троцкого в 1923 г, что «было бы легче строить социализм, если бы не было... разнообразия языков национальных культур» [5, с. 68], советская власть хорошо понимала, что прямолинейная пропаганда идеи «слияния наций» приводит к обратному результату. Поэтому главной опасностью в национальном вопросе был задекларирован великодержавный шовинизм, но не как таковой вообще, а как источник для «местного национализма». В связи с этим широкое распространение в Сибири получили национальные школы для не владеющих русским языков с обучением на родном языке, для чего создавалась даже письменность для народов, не имевших ее ранее.

Первостепенные усилия направлялись на обучение детей коренного населения Сибири. Для решения поставленной цели кроме национальных школ, которые располагались в местах компактного проживания коренных народов, функционировали кочевые школы, а также интернаты. Так, в 1926 году в Сибири работало 660 национальных школ, что составляло в районах компактного проживания коренных народов более половины от общего количества школ. Одновременно в Сибирском крае были образованы двуязычные школы [6]. Обучение педагогических кадров для национальных школ началось с открытия в Якутске педтехникума в 1921 году. В 1923 году был открыт Сибирский татарский педтех-никум (г Томск), в 1924 году - два педагогических техникума в Бурятии. При Минусинском педтехникуме функционировало хакасское отделение.

Политикой коренизации в области образования советская власть повышала свой авторитет среди местного населения и ускоренными темпами создавала предпосылки для перехода к индустриальному обществу. Но для этого требовались специалисты разных профессий. Так возникла потребность формирования системы профессионального образования - ее задача состояла в подготовке квалифицированной рабочей силы для различных отраслей народного хозяйства и государственного строительства [7, с. 71].

При этом основной социальной группой, на которую, как известно, опирались большевики, был индустриальный пролетариат. Его количество с конца

XIX в. стремительно увеличивалось. На очереди стояла задача перехода к индустриальному обществу, которое требовало все большей образованности народных масс. Американский ученый Е. Тоффлер, анализируя закономерности и особенности перехода от аграрного («Первая Волна») до индустриального («Вторая Волна») общества, отмечал: «Революция 1917 года... велась не за коммунизм, как кажется на первый взгляд, а, опять же, за внедрение индустриализации» [8, с. 31].

Такое понимание значения образования составляло неотъемлемую часть большевистской парадигмы, поскольку большевики именно за стремительным развитием промышленности видели как экономическое, так и общественное будущее. В связи с чем в Сибири с 1926 года в городах создаются фабрично-заводские семилетки (ФЗС), программы которых соответствовали сфере деятельности того промышленного предприятия, в окрестностях которого они функционировали.

«Советизация высшей школы», словосочетание, которое возникло в 1922 г вследствие коренного разрушения прежнего университетского образования, означало внедрение основных принципов модернизации всей системы высшего образования. Дореволюционные учительские институты в 1919 г стали педагогическими, а в 1920-1921 гг их превратили в Институты народного образования (ИНО). Однако многие из них оказались недолговечными. Так, Читинский ИНО в 1923 г вошел в состав Дальневосточного университета, а некоторые были преобразованы в средние профессиональные учебные заведения. В 1923 г в Сибири осталось только 6 вузов: университеты в Томске и Иркутске, Сибирский сельскохозяйственный и лесоводческий институт, Томский технологический институт, Омские Ветеринарный и Медицинский институты.

Активная советизация высшей школы оказалась для профессорского состава неожиданной, а ее организационные и особенно концептуальные

Библиографический список

основы преподаватели поначалу не воспринимали. Их материальное положение было ужасным, а зарплата в условиях экономического кризиса и разрухи свидетельствовала лишь о работоспособности и занятости бывших профессоров, привыкших к определенным привилегиям и достойной жизни. Вместо материальных благ государство ввело звание «заслуженный профессор», персональные пенсии за выслугу лет (25 лет научной работы или 10 лет с достижением пенсионного возраста 65 лет). Социальная забота государства о его интеллектуальной элите оставалась декларативной.

Политические чистки и террор стали ключевым методом «советизации» интеллигенции в научно-педагогических учреждениях. Так, после укрепления советской власти из сибирской высшей школы были уволены преподаватели, которые сотрудничали с контрреволюционными режимами. К примеру, в Томском университете увольнение профессоров-юристов в итоге привело к закрытию юридического факультета [9].

Политизация, а точнее коммунизация педколлективов путем принятия в ВКП(б) и ВЛКСМ молодых педагогов, социальные чистки - составляли арсенал методов, средств и факторов «советизации» учебно-воспитательного процесса и высшей школы вообще. Так, с 1922 года в сибирских вузах получил практику набор абитуриентов по путевке от партийных и комсомольских органов. К примеру, в Томском университете в первой половине 20-х гг. по направлениям училась почти половина от общего количества студентов. С 1924 года требования к поступлению в вузы снова ужесточились, тем не менее, классовый подход только усилился [10].

Таким образом, советская система образования, учитывая ее преимущества и изъяны, была ориентирована на удовлетворение потребностей государства, на внедрение модели социализма.

1. Бакшеев А.И. Анализ проблем определения функций государства в период НЭПа. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2013; 3. Том 4. История: 102 - 110.

2. Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение). Декрет ВЦИК от 16.10.1918. Available at: http://www. libussr. ru/doc_ussr/ussr_377.htm

3. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1920-1931 гг). Москва: Прометей, 1992.

4. Лукиева Е.Б. Некоторые вопросы создания системы подготовки национальных педагогических кадров в Западной Сибири в 20-е годы. Вестник ТГПУ. 2000; Вып. 4: 11 - 15.

5. Троцкий Л. Мысли о партии. Задачи XII съезда РКП. Москва, 1923.

6. Степанова Е.Б. Школа национальных меньшинств Западной Сибири в 20-е годы. Материалы межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера. Томск, 1996: 178 - 192.

7. Бакшеев А.И. К вопросу о теоретических основах советской государственности (исторический аспект). Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006; 6: 68 - 73.

8. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Издательство ACT, 2004.

9. Боженко Л.И. К истории восстановления юридического факультета Томского университета (конец XIX - начало 50-х гг. XX в.). Историческая наука на рубеже веков. Томск, 1999; Т. 3: 190 - 195.

10. Бакшеев А.И. Опыт и проблемы взаимоотношений советов и партийных организаций Восточной Сибири (1921 - 1925 гг). Диссертация ... кандидата исторических наук. Иркутск, 1992.

References

1. Baksheev A.I. Analiz problem opredeleniya funkcij gosudarstva v period N'EPa. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. 2013; 3. Tom 4. Istoriya: 102 - 110.

2. Ob Edinoj Trudovoj Shkole Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (Polozhenie). Dekret VCIK ot 16.10.1918. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_377.htm

3. Belikova A.P. Osnovnye tendencii razvitiya soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya v Sibiri v period dvadcatyh godov (1920-1931 gg.). Moskva: Prometej, 1992.

4. Lukieva E.B. Nekotorye voprosy sozdaniya sistemy podgotovki nacional'nyh pedagogicheskih kadrov v Zapadnoj Sibiri v 20-e gody. Vestnik TGPU. 2000; Vyp. 4: 11 - 15.

5. Trockij L. Mysli o partii. Zadachi HII s'ezda RKP. Moskva, 1923.

6. Stepanova E.B. Shkola nacional'nyh men'shinstv Zapadnoj Sibiri v 20-e gody. Materialymezhregional'nogosoveschaniyapoproblemamrazvitiya kul'turymalochislennyh narodov Severa. Tomsk, 1996: 178 - 192.

7. Baksheev A.I. K voprosu o teoreticheskih osnovah sovetskoj gosudarstvennosti (istoricheskij aspekt). Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2006; 6: 68 - 73.

8. Toffler 'E. Tret'ya volna. Moskva: Izdatel'stvo ACT, 2004.

9. Bozhenko L.I. K istorii vosstanovleniya yuridicheskogo fakul'teta Tomskogo universiteta (konec XIX - nachalo 50-h gg. XX v.). Istoricheskaya nauka na rubezhe vekov. Tomsk, 1999; T. 3: 190 - 195.

10. Baksheev A.I. Opytiproblemy vzaimootnoshenijsovetovipartijnyh organizacij Vostochnoj Sibiri(1921 - 1925gg.). Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Irkutsk, 1992.

Статья поступила в редакцию 11.11.18

УДК 378

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: [email protected]

THE QUESTION OF THE PREPARATION AND READING OF UNIVERSITY LECTURES. The article discusses some aspects of preparation and reading of university lectures. It is noted that preparing the text of a lecture should be based on the definition of the topic and objectives of the lecture. Possible formulations of the goals of a lecture are proposed. Recommendations to the content of the text of the lecture and its reading are given. The article emphasizes that the crucial orientation students in tutorial, understanding their reasoning and the ability to formulate a competent reply to questions raised, as well as the transfer of the basic meaning of the learned. The author concludes that methodically competently prepared and delivered the lecture, including multimedia-lecture, is not only one of the perspective directions in the field of scientific and methodological developments, but the reserve to improve the quality of higher education.

Key words: university lecture, lecturer, purpose of university lectures, notes, multimedia center, multimedia lecture.

В.С. Бедрин, канд. юр. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.