Научная статья на тему 'Особенности развития оборонно-промышленного комплекса США на начальном этапе российско-украинского конфликта'

Особенности развития оборонно-промышленного комплекса США на начальном этапе российско-украинского конфликта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВПК / оборонная индустрия США / военная стратегия / военно-политическая обста-новка / military-industrial complex / US defense industry / military strategy / military-political situation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилл Олегович Галкин

В статье рассматриваются основные тренды развития военно-промышленного комплекса США в новых геополитических реалиях. Российско-украинский конфликт привлек внимание не только к военно-политическим аспектам глобальной стратегии США, но и степени готовности американского обороннопромышленного комплекса к возможному прямому столкновению с равным по силе противником. Накопившиеся в постбиполярный период структурные диспропорции отчетливо проявились в ходе активных поставок американских вооружений Киеву. В рамках данной статьи предпринимается попытка выявить ключевые черты развития оборонной индустрии США на начальном этапе российско-украинского кризиса. Методологической основой исследования является неореалистский подход к изучению международных отношений и военно-политической проблематики. Выделены основные тенденции развития обороннопромышленного комплекса США на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Features of the US Military-Industrial Complex at the Initial Stage of the Russo-Ukrainian Conflict

The article examines the principal trends in the development of the US military-industrial complex within new geopolitical realities, focusing on the early stages of the Russo-Ukrainian conflict. The conflict has drawn attention not only to the military-political aspects of the US global strategy, but also to the degree of readiness of the American defense-industrial complex for a possible direct clash with an enemy of equal strength. Structural imbalances accumulated during the post-bipolar period have become evident through active US arms supplies to Kyiv. The study endeavors to identify key features of the US defense industry’s development amid the initial stages of the Russo-Ukrainian crisis. The methodological basis of the study is the neorealist approach to the study of international relations and military-political issues. The main trends in the development of the US military-industrial complex at the present stage are highlighted

Текст научной работы на тему «Особенности развития оборонно-промышленного комплекса США на начальном этапе российско-украинского конфликта»

Научная статья УДК 338.245(73)

https://doi.org/10.24158/fik.2024.7.30

Особенности развития оборонно-промышленного комплекса США на начальном этапе российско-украинского конфликта

Кирилл Олегович Галкин

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные тренды развития военно-промышленного комплекса США в новых геополитических реалиях. Российско-украинский конфликт привлек внимание не только к военно-политическим аспектам глобальной стратегии США, но и степени готовности американского оборонно-промышленного комплекса к возможному прямому столкновению с равным по силе противником. Накопившиеся в постбиполярный период структурные диспропорции отчетливо проявились в ходе активных поставок американских вооружений Киеву. В рамках данной статьи предпринимается попытка выявить ключевые черты развития оборонной индустрии США на начальном этапе российско-украинского кризиса. Методологической основой исследования является неореалистский подход к изучению международных отношений и военно-политической проблематики. Выделены основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса США на современном этапе.

Ключевые слова: ВПК, оборонная индустрия США, военная стратегия, военно-политическая обстановка

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Галкин К.О. Особенности развития оборонно-промышленного комплекса США на начальном этапе российско-украинского конфликта // Общество: философия, история, культура. 2024. № 7. С. 219-225. https://doi.org/10.24158/fik.20247.30.

Original article

Development Features of the US Military-Industrial Complex at the Initial Stage of the Russo-Ukrainian Conflict

Kirill O. Galkin

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines the principal trends in the development of the US military-industrial complex within new geopolitical realities, focusing on the early stages of the Russo-Ukrainian conflict. The conflict has drawn attention not only to the military-political aspects of the US global strategy, but also to the degree of readiness of the American defense-industrial complex for a possible direct clash with an enemy of equal strength. Structural imbalances accumulated during the post-bipolar period have become evident through active US arms supplies to Kyiv. The study endeavors to identify key features of the US defense industry's development amid the initial stages of the Russo-Ukrainian crisis. The methodological basis of the study is the neorealist approach to the study of international relations and military-political issues. The main trends in the development of the US military-industrial complex at the present stage are highlighted.

Keywords: military-industrial complex, US defense industry, military strategy, military-political situation Funding: Independent work.

For citation: Galkin, K.O. (2024) Development Features of the US Military-Industrial Complex at the Initial Stage of the Russo-Ukrainian Conflict. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 219-225. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.7.30 (In Russian).

Введение. Современные тектонические сдвиги, происходящие в мировой архитектонике, вновь вернули на повестку дня вопросы силового противостояния между государствами, которое, как прогнозировали западные исследователи в 1990-х гг., должно было полностью раствориться в анналах истории после окончания холодной войны. Однако крах идей культурного и военно-политического доминирования США в мире (Pax Americana); формирование новых центров силы, не признающих американское лидерство и западноцентричную финансово-экономическую систему; рост ревизионистских настроений; обострение региональных конфликтов в разных частях планеты

© Галкин К.О., 2024

обусловили рост военной напряженности во всем мире. При этом оценки того, как пройдут новые линии разлома в формирующейся системе международных отношений, остаются разнообразными: будет ли это противостояние Китая и США, глобального Юга и глобального Севера или же борьба между странами Запада и условного «Незапада»? В официальных заявлениях первых лиц США все больше говорится о противостоянии либеральной демократии и авторитарных режимов.

Сегодня же можно уверенно констатировать, что наблюдается неуклонный возврат к силовому противоборству, который проявляется, в частности, в значительном увеличении расходов на оборону и производство вооружений, а также в росте экспорта военной продукции. Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в апреле 2022 г. мировые расходы на оборону впервые в истории превысили 2 трлн долл. (38 % от этого числа приходится на США), а общий тренд, наблюдаемый с начала 2000-х гг., является повышательным1.

США, несмотря на заявленную еще президентом Б. Обамой политику «перебалансировки» в Азиатско-Тихоокеанский регион для сдерживания растущей мощи Китая, сохраняют основные приоритеты своей глобальной стратегии в духе так называемого «меморандума Вульфовица» и самым активным образом участвуют в конфликте между Россией и Украиной, поставляя последней большое количество современного вооружения, но воздерживаясь от непосредственного вовлечения в боевые действия. Все чаще слышатся призывы к значительному укреплению обороноспособности США и союзников для силового отпора как Китаю, так и России.

Следует подчеркнуть, что еще при президенте Д. Трампе торговля оружием была существенно расширена как в количественном отношении, так и с точки зрения географического охвата (Бобкин, 2020). Являясь на тот момент главой Белого дома, он считал, что это способствует, с одной стороны, стабилизации региональных подсистем международных отношений при одновременном укреплении позиций Америки, а с другой - дает США больше рычагов для оказания давления на страны-импортеры американского вооружения (хотя последние исследования в данной области доказывают, что реальная степень влияния Вашингтона на поведение стран-импортеров остается достаточно низкой)2. При Д. Трампе были внесены значительные поправки в законодательство, которые позволили упростить экспорт ряда вооружений в другие страны мира. В частности, изменения коснулись беспилотных летательных аппаратов, что было особенно выгодным для ряда американских военно-промышленных корпораций (Northrop Grumman и General Atomics), которые, к слову, активно лоббировали принятие этих поправок3.

При этом, если международные последствия подобной политики США находятся под самым пристальным взглядом со стороны мировой общественности и политологов, которые неоднократно указывали на разрушительное влияние, вызванное бесконтрольной отправкой американского оружия в наиболее неспокойные регионы мира (особенно, на Ближний Восток), то внутренние особенности функционирования американской военной индустрии, особенно в условиях украинского кризиса, остаются малоизученными. Особый интерес представляет анализ изменений как американского законодательства, так и вызовы, с которыми сталкивается военно-промышленный комплекс для обеспечения бесперебойных поставок украинской стороне и странам-участницам НАТО, производственные возможности которых на сегодняшний день не могут удовлетворить резко возросшего спроса на вооружение в условиях значительных конъюнктурных сдвигов, происходящих в мире.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования является неореалистский подход к изучению международных отношений и военно-политической проблематики. Нынешний этап переформатирования системы международных отношений и усиления конфронтационной модели взаимодействия между США, с одной стороны, и Россией и Китаем - с другой, требует концептуализации нарождающейся международно-политической обстановки в мире, что делает обоснованным применение неореалистской парадигмы.

Традиционно деятельность оборонно-промышленного комплекса США рассматривается в экономической плоскости, однако в рамках данной работы основной акцент делается на выявлении внешнеполитических факторов, влияющих на изменение военно-политической обстановки в мире, и их воздействии на деятельность оборонных подрядчиков Министерства обороны США.

1 World military expenditure passes $2 trillion for first time [Электронный ресурс] // SIPRI. April 22, 2022. URL: https://www.sipri.org/media/press-release/2022/world-military-expenditure-passes-2-trillion-first-time (дата обращения: 15.03.2024).

2 Vittory J. A Mutual Extortion Racket: The Military Industrial Complex and US Foreign Policy - The Cases of Saudi Arabia & UAE. Transparency International. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.transpar-ency.org.uk/sites/default/files/pdf/publications/US_Defense_Industry_Influence_Paper_v4_digital.pdf (дата обращения: 16.03.2024).

3 Karbal I. Trump's new rules on drone sales benefit influential defense contractors [Электронный ресурс] // Open Secrets. July 28, 2020. URL: https://www.opensecrets.org/news/2020/07/trump-new-rules-on-drones/ (дата обращения: 16.03.2024).

В исследовании применяется метод кейс-стади для рассмотрения влияния внешних факторов на деятельность конкретных военно-промышленных компаний и анализа принимаемых ими решений в контексте наращивания производства и разработок новых систем вооружений.

Результаты исследования. К моменту начала российско-украинского конфликта в феврале 2022 г. американская военная промышленность, представленная преимущественно частными компаниями, находилась в крайне благоприятной для себя ситуации: еще до начала Россией специальной военной операции исполнительный директор одной из крупнейших американских военных компаний Raytheon Грегори Хейс отмечал, что военная промышленность США получит огромную прибыль от конфликта в Восточной Европе и «напряженности в Южно-Китайском море»1.

Стоимость акций компании Lockheed Martin увеличилась примерно на 25 %, а Raytheon -на 12 %2. С февраля по июнь 2022 г. Украина получила от США вооружений на сумму более 10 млрд долл., хотя активное военное сотрудничество между Киевом и Вашингтоном началось сразу после вхождения Крыма в состав России в 2014 г. (с 2014 по 2020 г. было выделено всего чуть более 2,1 млрд долл.)3.

В мае 2022 г. Конгресс США выделил Украине астрономическую сумму в размере 40 млрд долл. для оказания ей помощи в условиях военного конфликта с Россией. Общая сумма выделенных средств с начала проведения Россией специальной военной операции составила около 54 млрд долл., что составляет примерно 1 % от бюджета США на 2023 г.4

Для обеспечения Украины всем необходимым оборудованием и вооружением 9 мая 2022 г. президент США Дж. Байден подписал Закон о ленд-лизе для защиты демократии на Украине, который внес изменения в другие законодательные акты страны. В частности, в отношении Украины была отменена ст. 503(b)(3) Закона об иностранной помощи, в которой указывается, что кредиты любой стране предоставляются на срок не более 5 лет.

Помимо этого, в отношении Украины не применяются положения ст. 61 Закона о контроле за экспортом оружия, в соответствии с которым страна, получающая от США оборудование в аренду, обязана полностью оплатить все расходы, «понесенные правительством Соединенных Штатов при аренде таких предметов, включая возмещение амортизации таких предметов во время аренды, расходы на восстановление или замену, если предметы повреждены во время аренды, и, если предметы утеряны или уничтожены во время сдачи в аренду». В остальном, как указано в законе о ленд-лизе, украинская сторона должна возместить стоимость всех приобретенных вооружений в соответствии с американским законодательством. Кроме того, в законе указано, что через 60 дней после его вступления в силу президент обязан наладить ускоренную процедуру для доставки вооружения на Украину.

Согласно официальной статистике, с 24 февраля 2022 г. США направили на Украину только ракетных комплексов Javelin 6,5 тыс., которые совместно производят компании Raytheon и Lockheed Martin, не говоря уже о других незаменимых системах вооружений. Количество заявок со стороны Пентагона, правительства Украины и стран-участниц НАТО на новое вооружение продолжает постоянно увеличиваться5. Исполнительный директор компании Lockheed Martin Джеймс Тайклет отметил, что компании будут стремиться увеличить количество производимых ракетных комплексов Javelin с 2,1 тыс. до 4 тыс. единиц в год6.

До российско-украинского конфликта аналитики в сфере военной политики США предсказывали существенное снижение военного бюджета страны в условиях пандемии COVID-19 и нарастания социально-экономических трудностей внутри страны7. Сегодня же прогнозируется,

1 Hartung W. How Pentagon Contractors Are Cashing in on the Ukraine Crisis [Электронный ресурс] // Quincy Institute For Responsible Statecraft. 2022. URL: https://quincyinst.org/2022/04/17/how-pentagon-contractors-are-cashing-in-on-the-ukraine-crisis/ (дата обращения: 30.03.2024).

2 Evers-Hillstrom K., Mitchell E. Ukraine conflict a boon for defense industry [Электронный ресурс] // The Hill. 2022. URL: https://thehill.com/policy/defense/598192-ukraine-conflict-a-boon-for-defense-industry/ (дата обращения: 30.03.2024).

3 Yousif E. Ukraine Aid Strains U.S. Defense Stockpiles [Электронный ресурс] // Stimson. 2022. URL: https://www.stimson.org/2022/ukraine-aid-strains-u-s-defense-stockpiles/ (дата обращения: 30.03.2024).

4 Pallaro B., Parlapiano A. Four Ways to Understand the $54 Billion in U.S. Spending on Ukraine [Электронный ресурс] // The New York Times. 2022. URL: https://www.nytimes.com/interactive/2022/05/20/upshot/ukraine-us-aid-size.html (дата обращения: 30.03.2024).

5 Arms Export Control Act. 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/COMPS-1061/pdf/C0MPS-1061.pdf (дата обращения: 30.03.2024).

6 Chavez S. Defence companies face supply snags as demand for US weapons rises [Электронный ресурс] // Financial Times. 2022. URL: https://www.ft.com/content/230f39ed-9403-4de1-93c8-56c2162e217d (дата обращения: 30.03.2024).

7 Berenson D., Higgins C., Tinsley J. The U. S. Defense Industry In A New Era [Электронный ресурс] // War on the Rocks. 2021. URL: https://warontherocks.com/2021/01/the-u-s-defense-industry-in-a-new-era/ (дата обращения: 30.03.2024).

что запланированные расходы администрации Дж. Байдена на военные нужды в размере 761 млрд долл. на 2023 г. будут дополнительно увеличены на несколько десятков миллионов долларов для покрытия возросших потребностей1.

Так, заместитель Министра обороны Кэтлин Хикс, назвавшая проведение Россией специальной военной операции «серьезной угрозой мировому порядку», выступала за увеличение военного бюджета до астрономической суммы в 813 млрд долл., что на 100 млрд больше, чем Пентагон получал в разгар холодной войны2. В условиях высокой степени монополизации военно-промышленной сферы в США основные заказы будут распределены между пятью крупнейшими военными компаниями (Big Five), на долю которых в 2020 г. пришлось около 58 % всех военных закупок Пентагона: Raytheon, Lockheed Martin, Boeing, General Dynamics, Northrop Grumman.

Важно отметить, что в условиях резкой эскалации конфликта между Россией и Украиной основной объем отправленного вооружения пришёлся на запасы Министерства обороны США, а средства, выделенные Конгрессом для помощи Украине, были направлены для восполнения опустевших складов военного ведомства3.

Чтобы ускорить отправку оружия украинской стороне, президент США Дж. Байден с февраля по июнь 2022 г. 14 раз прибегал к использованию президентских полномочий, предусмотренных статьей 506(а)(1) Закона об иностранной помощи, которая позволяет ему в экстренных ситуациях отправлять оружие в регионы мира, где это необходимо, в обход Конгресса США непосредственно из запасов Министерства обороны.

В условиях разрастающегося кризиса в Европе Конгресс США увеличил размер помощи, которую президент может выделить в рамках закона, со 100 млн долл. до 11 млрд долл. на 2022 финансовый год4. Для сравнения, с 2011 по 2015 г. президент США Б. Обама лишь 13 раз использовал данную процедуру, оказывая военную помощь в различных частях света5.

24 августа Дж. Байден заявил о предоставлении Украине 3 млрд долл. из фонда «Инициативы по содействию безопасности Украины», который составляет 6,3 млрд долл. Средства на финансирование данного фонда были выделены Конгрессом: 6 млрд долл. в рамках майского акта Конгресса о предоставлении Украине помощи в размере 40 млрд долл., а 300 млн долл. - еще в марте как ежегодное ассигнование Конгресса на помощь Украине, которая оказывается еще с 2014 г. Данное событие обозначило определенный сдвиг в политике Вашингтона по отношению к Украине.

Особенностью данного пакета помощи является то, что вооружение будет направлено Украине не из запасов Министерства обороны США, а произведено американскими военно-промышленными компаниями специально в рамках данного пакета. К тому же, в отличие от предыдущих программ помощи, направленных на удовлетворение насущных проблем Украины, новый пакет рассчитан, скорее, на долгосрочную перспективу укрепления ее обороноспособности6.

Следует понимать, что в этой ситуации Украина получит обещанное вооружение лишь спустя много месяцев. Ряд исследователей полагает, что такое изменение политики Вашингтона связано с невозможностью дальнейшего выделения вооружения, предусмотренного данным пакетом помощи (артиллерия, беспилотники, ракетные системы класса «земля-воздух»), из запасов Министерства обороны, поскольку сами военно-промышленные компании в ближайшее время не смогут быстро восполнить запасы военного ведомства, что может негативно сказаться на обороноспособности страны7.

Кроме того, на фоне конфликта между Россией и Украиной, а также усиления напряженности вокруг Тайваня, вновь появилась возможность поднять вопрос в Конгрессе США о модернизации уже существующих систем вооружения и создания принципиально новых образцов. В частности, председатель Комитета Палаты представителей по вооружениям Адам Смит заявил о необходимости создания новых ракетных систем для замены устаревшего комплекса Stinger (согласно данным Госдепартамента, около 1,6 тыс. единиц было отправлено на Украину, что составило приблизительно 25 % от запасов Пентагона)8.

1 Chavez S. Defence companies face supply snags as demand for US weapons rises...

2 Härtung W. How Pentagon Contractors Are Cashing in on the Ukraine Crisis.

3 Ibid.

4 Use of Presidential Drawdown Authority for Military Assistance for Ukraine [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. April, 2024. URL: https://www.state.gov/use-of-presidential-drawdown-authority-for-military-assistance-for-ukraine/ (дата обращения: 30.03.2024).

5 Yousif E. Ukraine Aid Strains U.S. Defense Stockpiles.

6 Mcleary P., O'Brien C., Hudson L. Biden pumps billions into the long war in Ukraine [Электронный ресурс] // Politico. 2022. URL: https://www.politico.com/news/2022/08/24/biden-billions-ukraine-defense-russia-00053635 (дата обращения: 30.03.2024).

7 Ibid.

8 U.S. Security Cooperation with Ukraine [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. April, 2024. URL: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-ukraine/ (дата обращения: 29.04.2024).

Разработка и последующее массовое производство новых видов вооружения как для нужд Пентагона, так и для союзников США потенциально предвещает огромные прибыли для американских военно-промышленных компаний. Для сравнения, в ближайшие десять лет планируется выделить около 7,3 трлн долл. для нужд Пентагона, в то время как план Дж. Байдена «Построим заново лучшую Америку» («Build Back Better»), на выполнение которого необходимо около 1,7 трлн долл., уже окрестили как дорогостоящий и малоперспективный.

Однако следует отметить, что такая нагрузка на американский ВПК имеет и негативные стороны как для США, так и самих компаний. Во-первых, несмотря на нагнетание истерии вокруг конфликта между Россией и Украиной, основным долгосрочным приоритетом для США является укрепление собственных позиций в Индо-Тихоокеанском регионе.

Аналитик в области военной авиации Ричард Абулафия отметил, что в контексте будущего противостояния с Китаем основную роль будут играть ВМФ и ВВС, в то время как значимость сухопутных войск значительно снизится. Исполнительный директор компании Northrop Grumman Кэти Уорден предупредила, что запасов вооружения не хватит в случае затяжного конфликта между Россией и Украиной на несколько лет1. Иными словами, для удовлетворения нужд Украины Пентагону необходимо размещать на рынке контракты по производству вооружения для сухопутной армии, что неминуемо будет оттягивать на себя ресурсы, которые могли бы быть направлены на модернизацию ВВС и ВМС.

В мае 2022 г. впервые за 18 лет компания Raytheon получила контракт на производство 1,3 тыс. ракетных комплексов Stinger, чтобы восполнить запасы Министерства обороны, хотя, как утверждалось выше, данное вооружение считается устаревшим2. На встрече 8 крупнейших военных подрядчиков с официальными представителями Пентагона в апреле 2022 г. они недвусмысленно дали понять, что готовы увеличить выпуск необходимых вооружений, но лишь в случае «явного спроса» на такую продукцию3.

Военно-промышленные компании ожидают от Министерства обороны гарантий того, что в условиях затяжного конфликта соответствующие контракты будут своевременно размещаться. В противном случае, как заявили представители ВПК, очень скоро существующие запасы на их складах опустеют. Министр обороны США Ллойд Остин, отвечая на вопросы сенаторов в комитете по обороне, отметил, что приоритетным направлением его ведомства является недопущение снижения запасов вооружений в хранилищах Министерства обороны ниже минимальных значений4.

Кроме того, рост бюджета Министерства обороны США автоматически не приводит к увеличению обороноспособности страны в нынешних условиях. В экспертных кругах все чаще постулируется мысль о необходимости выработки США более взвешенной военной стратегии и модернизации своих вооруженных сил в соответствии с ней. Экономисты заявляют о так называемом «комплексном дефиците» военного бюджета США, который связан, с одной стороны, с тем, что в условиях быстрого роста инфляции в стране реальное увеличение военного бюджета США остается незначительным (даже без учета инфляции он был увеличен лишь на 4 % по сравнению с прошлым годом). Еще в 2019 г. Министерство обороны США отмечало, что для выполнения положений Стратегии национальной обороны 2018 г. необходимо реальное (т. е. без учета инфляции) увеличение расходов на оборону на 3-5 %5. С другой стороны, серьезным вызовом является укрепление региональных позиций России и Китая. Это требует капитальной модернизации американских вооруженных сил, что становится все более сложной задачей в связи с быстрым экономическим ростом Китая.

Так, власти Китая заявили об увеличении своего военного бюджета на 7 %, что не является пределом их возможностей. К тому же, военные интересы Китая сосредоточены преимущественно в азиатском регионе, в то время как США продолжают проводить свой военно-политический курс в глобальном измерении. В этой ситуации от них требуется как увеличение самого бюджета (в среднем, на 8 % ежегодно), так и время для реализации таких глобальных проектов. К примеру, при имеющихся мощностях, США способны производить лишь 3 подводные лодки в год, не говоря о более технически сложных вооружениях.

1 Pfeifer S., Chavez S. US defence industry boss calls for clarity on what arms Ukraine needs [Электронный ресурс] // Financial Times. 2022. URL: https://www.ft.com/content/0f987ebb-963b-4702-b3b5-ea0336785bab (дата обращения: 30.03.2024).

2 Ibid.

3 Stone M. Exclusive: Pentagon revives team to speed arms to Ukraine and allies, sources say [Электронный ресурс] // Reuters. 2022. URL: https://www.reuters.com/world/exclusive-pentagon-revives-team-speed-arms-ukraine-allies-sources-2022-03-11/ (дата обращения: 30.03.2024).

4 Evers-Hillstrom K., Mitchell E. Ukraine conflict a boon for defense industry...

5 Berenson D., Higgins C., Tinsley J. The U. S. Defense Industry In A New Era.

В военном противостоянии с крупными региональными державами американские потери будут гораздо выше тех, к которым они привыкли за годы проведения операций в Афганистане, Ираке и Ливии. На этом фоне все более обоснованными становятся претензии предыдущего президента США Д. Трампа, который стремился перенести часть нагрузки по поддержанию боеготовности НАТО на европейских союзников. Соответственно, необходима дальнейшая адаптация американского ВПК к новым реалиям.

Во-вторых, серьезной проблемой для оборонной индустрии стало нарушение международных цепочек поставок. В последнее время ВПК США стал в значительной степени зависеть от импорта редкоземельных металлов и целых компонентов, необходимых для производства вооружений, что проявилось еще в условиях пандемии коронавируса. В частности, Министерство обороны США отметило, что на сегодняшний день Китай доминирует в сфере производства литиевых батарей, что ставит под угрозу американскую военную промышленность в случае конфликта между Китаем и Тайванем. Исполнительный директор компании Raytheon Грег Хейс также отметил, что большую сложность представляет поиск новых рынков для закупок титана, поскольку до проведения военной операции на территории Украины данный металл закупался в России.

Как отмечалось выше, США отправили Украине значительное количество ракетных комплексов Stinger, но в самих США данный тип вооружения долгое время не производился, поэтому наладить их массовое производство удастся лишь к 2023 г., а окончательно восполнить запасы Пентагона - не раньше чем через 2,5 года1.

Причиной этому является отсутствие в США необходимых компонентов для возобновления потокового производства, а также отсутствие спроса со стороны государства на данный тип оружия в течение предшествующих лет. В этом смысле можно наблюдать определенный недостаток американского ВПК: руководствуясь принципами рынка, военно-промышленные компании экономически не заинтересованы в поддержании высокого уровня производства, не получая субсидий со стороны государства. Эллен Лорд, бывший генеральный директор Textron Systems, заявила, что ВПК потребуется время, чтобы значительно нарастить объемы производства2.

Сами компании довольно скептически относятся к резкому росту производства, поскольку быстрое увеличение спроса на военную продукцию уже дважды наблюдалось в XXI веке: после терактов 11 сентября в США и вхождения Крыма в состав России. Подобные вспышки быстро затухали, и количество контрактов на рынке резко сокращалось, что приводило к необходимости последующего свертывания производства, сокращению персонала и, соответственно, к убыткам компаний. В США до сих пор остается открытым вопрос, как Пентагону следует рассматривать кризис в Европе.

Заместитель министра обороны США Колин Каль, комментируя кризис в Европе, отметил, что конфликт между Россией и Украиной является «острой», но краткосрочной угрозой для США. В долгосрочной перспективе лишь Китай представляет угрозу американскому доминированию в мире. Уже в документах по оборонной стратегии, подготовленных в период президентства Д. Трампа, отмечался фактический отказ от одновременного участия США в нескольких региональных конфликтах, а основное внимание акцентировалось на Индо-Тихоокеанском регионе. При этом сегодня США активно наращивают количество своих вооруженных сил на восточном фланге НАТО и недвусмысленно дают понять, что «уходить» из Европы не намерены. Фактически в условиях асимметрии информации военно-промышленные компании вынуждены занимать промежуточное положение, пытаясь понять, каковым будет внешнеполитический и оборонный курс США в обозримом будущем.

В ходе выступления в Конгрессе Э. Лорд также отметила, что в новых геополитических условиях необходимы дополнительные инвестиции в увеличение производственных мощностей оборонных подрядчиков, которые обслуживают интересы как Министерства обороны США, так и американских союзников в мире. На этом фоне встает вопрос о поиске наиболее оптимальных подходов к организации закупок вооружений Пентагоном.

Заключение. Таким образом, можно выделить основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса США на современном этапе. Российско-украинский конфликт вскрыл структурные диспропорции в существующей архитектуре военного производства страны, препятствующие быстрому наращиванию объёмов выпускаемой продукции. Перед оборонными подрядчиками стоит задача увеличения производственных мощностей и инфраструктуры, необходимых для своевременного выполнения контрактов с Пентагоном. Одновременно с этим следует отметить, что военно-политический истеблишмент США рассматривает Россию в качестве острой, но

1 Yousif E. Ukraine Aid Strains U.S. Defense Stockpiles.

2 Clevenger A. Defense contractors expected to struggle to meet weapons demand [Электронный ресурс] // Roll Call. 2022. URL: https://rollcall.com/2022/04/26/defense-contractors-expected-to-struggle-to-meet-weapons-demand/ (дата обращения: 30.03.2024).

краткосрочной угрозы, в то время как Китай является долгосрочным противником, имеющим достаточное количество ресурсов для оспаривания глобального лидерства США.

В этой ситуации встает вопрос о расстановке правильных приоритетов в контексте номенклатуры производимых вооружений. Так, для успешного сдерживания КНР необходимы преимущественно военно-морские и военно-воздушные силы, а для противостояния с Россией - сухопутные вооружения и техника. В условиях максимальной загрузки производственных мощностей ВПК требуется выверенный подход для соблюдения баланса в производстве вооружений, необходимых для «двойного сдерживания» Москвы и Пекина.

Пандемия COVID-19 также продемонстрировала высокую степень зависимости оборонной индустрии США от иностранных комплектующих, что обуславливает важность диверсификации поставок критически важных компонентов, а также реиндустриализации страны в целом. Можно констатировать, что ВПК США нуждается в адаптации к нынешней военно-политической обстановке в мире и экономико-технологическому этапу развития.

Список источников:

Бобкин Н.Н. США на глобальном рынке вооружений: анализ тенденций и оценка угроз международной безопасности // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50, № 12. C. 84-99. https://doi.org/ 10.31857/S268667300012650-5.

References:

Bobkin, N.N. (2020) The United States in the global arms market: analyzing trends and assessing threats to international security. USA & Canada: Economics, Polinics, Culture. 50 (12), 84-99. Available from: doi:10.31857/S268667300012650-5. (In Russian)

Информация об авторе К.О. Галкин - магистрант Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author K.O. Galkin - Master's Degree student, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.06.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.07.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 23.07.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.