Научная статья на тему 'Особенности развития многопартийных региональных систем РФ'

Особенности развития многопартийных региональных систем РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая партия / партийная система / региональная партийная система / многопартийная система / механизм правового регулирования партийной системы / региональные электоральные процессы / political party / party system / regional party system / multiparty system / mechanism of legal regulation of the party system / regional electoral processes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мажников Виктор Иванович

В статье рассматриваются особенности становления и развития многопартийности в регионах на современном этапе политического развития России. Анализируются процессы трансформации российской партийной системы в контексте систематических изменений механизмов законодательного регулирования их партийно-политической деятельности. Целью исследования является определение степени влияния региональной партийной системы на осуществление политической власти в российских регионах. Это необходимо для определения основных направлений совершенствования системы партийного законодательства в процессе становления новой политической системы. Выводы. В результате проведенного исследования был установлен ряд, так до сих пор, и не разрешенных противоречий в формировании и развитии современной российской региональной партийной системы. Эти противоречия не позволяют данному типу партийной системы достичь того уровня влияния, который бы давал им возможность реально и эффективно участвовать в текущем политическом процессе. Можно утверждать, что партийные системы, сложившиеся на сегодняшний день в регионах, отстают в своем развитии в сравнении с общероссийской партийной системой. Автор делает вывод, что для изменения сложившегося положения следует повышать качество представительства от политических партий в органах власти регионального и муниципального уровня. Для того что бы политические партии в регионах могли артикулировать интересы и потребности различных социальных групп они должны располагать необходимыми властными ресурсами в принятии решений по руководству и управлению регионом. Одним из таких путей повышения уровня влияния региональной партийной системы является, по мнению автора, реформирование партийного законодательства в направлении создания более широких возможностей, как для создания партий различного политического спектра, так и для увеличения их властных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мажников Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Development of Multiparty Regional Systems of the Russian Federation

The article examines the peculiarities of the formation and development of multiparty system in the regions at the present stage of Russia’s political development. The article analyzes the processes of transformation of the Russian party system in the context of systematic changes in the mechanisms of legislative regulation of their party and political activities. The aim of the study is to determine the degree of influence of the regional party system on the exercise of political power in Russian regions. This is necessary to determine the main directions for improving the system of party legislation in the process of establishing a new political system. Conclusions. As a result of the conducted research, a number of unresolved contradictions in the formation and development of the modern Russian regional party system have been identified. These contradictions do not allow this type of party system to achieve the level of influence that would give them the opportunity to really and effectively participate in the current political process. It can be argued that the party systems that have developed today in the regions are lagging behind in their development in comparison with the all-Russian party system. The author concludes that in order to change the current situation, it is necessary to improve the quality of representation from political parties in regional and municipal authorities. In order for political parties in the regions to articulate the interests and needs of various social groups, they must have the necessary power resources in making decisions on the leadership and management of the region. One of such ways to increase the level of influence of the regional party system is, in the author’s opinion, the reform of party legislation in the direction of creating broader opportunities, both for creating parties of different political spectrum and for increasing their power capabilities.

Текст научной работы на тему «Особенности развития многопартийных региональных систем РФ»

Мажников В.И.

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки

(юридические науки)

Public Law (State Law)

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-39-44 УДК: 323 ГРНТИ: 11.15 EDN: KLPROI

Особенности развития многопартийных региональных систем РФ

В.И. Мажников ©

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности становления и развития многопартийности в регионах на современном этапе политического развития России. Анализируются процессы трансформации российской партийной системы в контексте систематических изменений механизмов законодательного регулирования их партийно-политической деятельности. Целью исследования является определение степени влияния региональной партийной системы на осуществление политической власти в российских регионах. Это необходимо для определения основных направлений совершенствования системы партийного законодательства в процессе становления новой политической системы. Выводы. В результате проведенного исследования был установлен ряд, так до сих пор, и не разрешенных противоречий в формировании и развитии современной российской региональной партийной системы. Эти противоречия не позволяют данному типу партийной системы достичь того уровня влияния, который бы давал им возможность реально и эффективно участвовать в текущем политическом процессе. Можно утверждать, что партийные системы, сложившиеся на сегодняшний день в регионах, отстают в своем развитии в сравнении с общероссийской партийной системой. Автор делает вывод, что для изменения сложившегося положения следует повышать качество представительства от политических партий в органах власти регионального и муниципального уровня. Для того что бы политические партии в регионах могли артикулировать интересы и потребности различных социальных групп они должны располагать необходимыми властными ресурсами в принятии решений по руководству и управлению регионом. Одним из таких путей повышения уровня влияния региональной партийной системы является, по мнению автора, реформирование партийного законодательства в направлении создания более широких возможностей, как для создания партий различного политического спектра, так и для увеличения их властных возможностей.

Ключевые слова: политическая партия, партийная система, региональная партийная система, многопартийная система, механизм правового регулирования партийной системы, региональные электоральные процессы

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Мажников В.И. Особенности развития многопартийных региональных систем РФ // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 3. С. 39-44. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-39-44. EDN:

ISSN 2223-0092 (print) Т. 14. № 3. 2024 Социально-политические науки 39

ISSN 2310-7065 (online)

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-39-44

Features of the Development of Multiparty Regional Systems of the Russian Federation

V.I. Mazhnikov ©

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the peculiarities of the formation and development of multiparty system in the regions at the present stage of Russia's political development. The article analyzes the processes of transformation of the Russian party system in the context of systematic changes in the mechanisms of legislative regulation of their party and political activities. The aim of the study is to determine the degree of influence of the regional party system on the exercise of political power in Russian regions. This is necessary to determine the main directions for improving the system of party legislation in the process of establishing a new political system. Conclusions. As a result of the conducted research, a number of unresolved contradictions in the formation and development of the modern Russian regional party system have been identified. These contradictions do not allow this type of party system to achieve the level of influence that would give them the opportunity to really and effectively participate in the current political process. It can be argued that the party systems that have developed today in the regions are lagging behind in their development in comparison with the all-Russian party system. The author concludes that in order to change the current situation, it is necessary to improve the quality of representation from political parties in regional and municipal authorities. In order for political parties in the regions to articulate the interests and needs of various social groups, they must have the necessary power resources in making decisions on the leadership and management of the region. One of such ways to increase the level of influence of the regional party system is, in the author's opinion, the reform of party legislation in the direction of creating broader opportunities, both for creating parties of different political spectrum and for increasing their power capabilities.

Key words: political party, party system, regional party system, multiparty system, mechanism of legal regulation of the party system, regional electoral processes

FOR CITATION: Mazhnikov V.I. Features of the Development of Multiparty Regional Systems of the Russian Federation. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 3. Pp. 39-44. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-39-44. EDN: KLPROI V_/

ВВЕДЕНИЕ

Становление и развитие политических партий и российской партийной системы, в целом, является важнейшей составляющей государственного развития страны, начиная с 1990-х гг. Особенный интерес к изучению партийной проблематики возрастает в начале 2000-х гг., когда в стране постепенно происходят внутриполитические трансформации затрагивающие институциональные основы прежде сложившегося политического режима. Одним из направлений этих институциональных изменений, помимо всего прочего, стал пересмотр места и роли политических партий в политической системе, в сторону усиления со стороны государства контроля за их деятельностью, повышения степени их управляемости. Эти усилия в какой степени объективно отвечали тогдашним запросам общества, пережившего бурные 1990-е гг., на стабильность и устойчивость не только экономического, но и социально-политического развития. Поэтому первые шаги, которые стали осуществляться новой властью в направлении реформирования сложившийся на тот период

партийной системы нашли достаточно широкую поддержку как в партийной среде, так и в обществе.

Известно также, что основными факторами, влияющими на положение и развитие партийной системы, собственно, как и всей политической организации общества, выступают социокультурные особенности развития российского общества, складывающиеся в течении долгого периода времени. Во многом трудности и противоречия в становлении и развитии политических партий в современный период предопределяются именно этими особенностями. Одной из таких особенностей является периферийное положение политических партий в системе отношений «государство» - «общество». Непартийный характер влияния на принятие важнейших властно-политических решений характерная особенность политической культуры российского общества. Во многом именно по этой причине как общефедеральные, так и региональные политические партии не обладают достаточными ресурсами политического влияния ни на обновление правящей элиты, ни на выражение социальных интересов большинства общества.

Мажников В.И.

Следует также отметить, что устойчивая и влиятельная партийная система в стране не возможна без разветвленной и многообразной системы региональных политических партий. Она представляет вполне самостоятельную и необходимую часть партийной системы страны. Исходя из этого можно заключить, что исследование опыта становления и развития региональной многопартийности даст нам возможность выявить как общие, так и специфические проблемы в процессе становления новой политической системы.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В 2000-х гг.

Проведенные законодательные реформы партийной системы вначале и в середине 2000-х гг., имела целью, в том числе и унификацию региональных политических систем РФ. Начальным этапом в развитии данных законодательных реформ партийной системы становиться принятия закона о политических партиях в 2001 г.1 «Основной целью в процессе реализации этого закона становиться политическая и правовая стабилизация положения политических партий в политической системе общества. Происходит ужесточение требований к численности политической партии (не менее 10 тыс. членов на федеральном уровне, и не менее 100 чел. на уровне региона). Усложнение порядка регистрации партий, а также зависимость процедуры государственного финансирование партий в зависимости от итогов выборов в Государственную Думу» [6: 983]. Принятием этого закона осуществлялась задача создания устойчивой многопартийной системы состоящей из 5-6 партий общефедерального уровня. Это объясняет, в какой-то степени, принятый в законе запрет на создание региональных и межрегиональных партий. После, принятия закона о политических партиях происходит процесс укрупнения и постепенного вымывания тех партий, которые имели слабую социальную поддержку.

Для разрядки внутриполитической напряженности, сложившийся в стране в 2011-2012 гг., осуществляется очередная правовая реформа российской партийной системы, направленная на создание условий для активизации партийного строительства. Главной новацией принятого Федерального закона от 2 апреля 2012 г.2 стало изменение, касающееся требования к численности политической партии. Если раньше для создания политической партии требовалось не менее 40 тысяч человек, то теперь не более 500 человек. Это естественным образом привело к стимуляции роста количества создаваемых политических партий. Законом разрешалось создание региональных отделений политических партий. Партии теперь могли иметь свои отделения не «в более чем половине субъектов Российской Федерации», а в «не менее, чем в половине субъектов»3.

1 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=166214

2 Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях"». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35025

3 Там же.

Право определять минимальную численность регионального отделения политической партии становилось теперь внутренним делом партии. Финансовая сторона деятельности политической партии в части ее отчетности перед Министерством юстиции становилась более свободной. Теперь партии были обязаны предоставлять такую отчетность не каждый год, а раз в 3 года.

Федеральным законом от 2 мая 2012 г.4 были внесены изменения в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти изменения давали возможность политическим партиям выдвигать в органы государственной власти своих кандидатов, «поддержанных депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований»5.

Федеральный закон принятый от того же числа6 давал право кандидатам от партий, а также спискам кандидатов «выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии)»7, участвовать в избирательной кампании без сбора подписей избирателей.

Федеральным законом от 2 апреля 2013 г.8 политическим партиям, «списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов»9 давалась возможность вносить предложения «Президенту Российской Федерации о законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации». Также политическим партиям, «федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов»10 открывалась возможность предлагать кандидатуры (не более трех) на должность высшего

4 Федеральный закон от 02.05.2012 № 40-Ф3«0 внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35200

5 Там же.

6 Федеральный закон от 02.05.2012 № 41-ФЗ«0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/35201

7 Там же.

8 Федеральный закон от 02.04.2013 г. № ЗО-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36990

9 Там же.

10 Там же.

Т. 14. № 3. 2024

Социально-политические науки

41

должностного лица субъекта Российской Федерации. Эти законодательные новации, пусть и в ограниченной степени, позволяли включить политические партии в процесс реального участия в принятии политических решений, прежде всего на региональном уровне.

«В России начиная с выборов 2016 г. произошел возврат к смешанной системе выборовбв Государственную Думу - мажоритарно-пропорциональной, где половина депутатов должна была избираться по 225 мажоритарным избирательным округам (т.е. один депутат - один округ), а другая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов» [1: 167]. Как отмечают аналитики, это привело к активизации общественной деятельности в области партийного строительства и к росту численности партий. Всего за один год -с апреля 2012 г. по апрель 2013 г. численность официально зарегистрированных политических партий увеличилась в 9 раз [3: 49].

Таким образом, в 2012-2013 гг. в стране были осуществлен целый ряд важных преобразований по повышению правового статуса политических партий в политической системе общества. Главным вектором этих изменений стало стремление государственной власти стимулировать создание новых политических партий как на региональном, так и на общефедеральном уровне, увеличить в целом, возможности партий влиять на формирование власти. Были предприняты шаги в сторону относительной либерализации функционирования партийной системы современного российского общества.

Проведенная законодательная реформа меняла цели прежнего направления развития партийной системы, по созданию двух-трех партийной системы, реализация которого была начата еще 2004 г. Начиная именно с этого времени были установлены требования по повышению минимальной численности членов партии с 10 до 50 тысяч. В результате введения этой меры «постепенно число партий сократилось до 7 к началу 2012 года» [4: 6]. Можно предположить, что причинами отказа от этих первоначально заявленных целей стало изменение политической ситуации в стране требующая расширения участия в политическом процессе новых политических акторов.

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В РАЗВИТИИ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Дискуссии о развитии многопартийной системы в современном российском обществе обостряются всякий раз, когда осуществляется переход от одного цикла политического развития страны к другому. Так было в начале 2000-х гг., потом в период с 2012 по 2020 г. и наконец после 2020 г. Большинство специалистов занимающиеся изучением партийной системы в современной России считают, что в стране произошло складывание устойчивой многопартийной системы. Но в тоже время указывают на ее незавершенность и высокую степень внутренней противоречивости. В основном такие

критические оценки относятся к многопартийности сложившейся на региональном уровне. Но ясно, что проблемы и противоречия региональной многопартийности тесным образом связаны с общими проблемами развития политических партий в России. Но если все-таки, реально оценивать степень сформированно-сти региональной партийной системы по критериям участия в политических процессах и уровню влияния, то можно сказать, что положение политических партий в регионах сохраняется пока на начальной стадии своего развития.

Какими же факторами определяется такое положение региональных партийных систем?

На наш взгляд важным фактором в укреплении положения политических партий становиться выбор избирательной системы. Так, например, принятие смешанной избирательной системы в 1990-е гг. позволил запустить механизмы партийного строительства и дал определенные надежды на усиление значимости политических партий в политической жизни страны. В свою очередь введенная в это время мажоритарная избирательная система в регионах стала препятствием для формирования устойчивой партийной системы на местах.

Другим важным фактором, так или иначе тормозящим развитие партийных систем в регионах РФ становится отсутствие у них достаточно мощных информационных источников влияния на электорат региона. Несмотря на то, что многие региональные отделения крупных общефедеральных политических партий «имеют свои сайты в Интернете, тем не менее, этого оказывается недостаточно для полноценной коммуникации с избирателями» [6]. А в условиях усиления влияния цифровизации на деятельность политических партий развития, импульс которому несколько лет назад придала пандемия коронавируса [5: 30], отсутствие достаточных финансовых ресурсов у малых партий существенно затрудняет возможность последних осуществлять полноценную конкуренцию с крупными партиями.

Неустойчивое и противоречивое положение региональных партийных систем определяется итеми факторами, которые связаны с преобладанием внепартийного, персоналисткого выбора большинства избирателей регионов России. Население традиционно предпочитает голосовать не за политические программы партий, а за представителей местных административных элит, представителей бизнес-элиты и т.д. Уровень состояния финансовых и административных ресурсов региональных партий зачастую не позволяют им в хоть в какой-то степени полноценно конкурировать с региональной политической и экономической элитой.

К этому фактору следует добавить еще и «общее снижение общественно-политической активности населения в последние годы. Данное обстоятельство объясняется как общей «усталостью» населения от политики, так и низкой оценкой со стороны граждан реального потенциала воздействия партий на принятие решений властью, неверием в эффективность действий властей. Поэтому региональные политики, принимающие участие в выборах, вынуждены считаться с непопулярностью партий среди избирателей, что приводило

Мажников В.И.

к предпочтению выдвигаться от групп избирателей, а не от партии» [6].

Таким образом, в совокупности влияние вышеуказанных как внутренних, так внешних факторов привело к тому, что региональные партийные системы до сих пор находятся в зачаточном положении. Соответственно эта неразвитость партийной системы в регионах влияет на характер и функционирование региональной политической власти и в целом всей политической системы региона. Пассивное участие партий в региональном электоральном процессе приводит к тому, что доминирующие положение в региональных парламентах занимают представители различных элитных групп, а не представители от народа.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, необходимо отметить следующие особенности региональных партийных систем в современной России.

Во-первых, это размытость и как следствие непрочность социальной базы региональной многопартийной системы в большинстве субъектов Российской Федерации. Во многом такое положение вызвано тем, что партии вспоминают о своих избирателях только в момент наступления выборной кампании. В остальное время, какой-либо систематической работы с населением своего региона не ведется. Отсутствие прямых и обратных связей между партией и населением, в конечном счете, подтверждает в глазах избирателя слабость влияния партийной организации на власть.

Во-вторых, российским политическим партиям, как на уровне региона, так и на общефедеральном уровне приходится осуществлять политическую деятельность в условиях политико-системных ограничений выраженных, прежде всего в слабом влиянии на формирование исполнительной власти. Как следствие, это также ведет к росту недоверия населения к партийным организациям в целом.

В-третьих, маргинальность положения современных региональных партийных систем в нашей стране обусловлено спецификой отношений между реально функционирующей формой правления и той многопартийной системой, которая в результате сложилась

ЛИТЕРАТУРА

1. Внук В.К. Исследование процесса становления политической системы: сравнительный анализ активности политических партий в кампаниях выборов депутатов Государственной Думы 2021 года и дополнительных выборов 2023 года // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 1. С. 166-170.

2. Д'Алессандро Д. Войны брендов: 10 правил создания непобедимой торговой марки. СПб.: Питер, 2002. 223 с.

3. Долгих Ф.И. Ликвидация политических партий // Юридический мир. 2013. № 6. С. 49-52. С. 49.

4. Долгих Ф.И. Правовые аспекты создания, государственной регистрации и ликвидации политических партий в России: монография. М.: Юрист, 2016. 248 с.

5. Долгих Ф.И. Политические партии России в условиях пандемии коронавируса - последствия и поиск новых форматов деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 9. С. 26-30.

в стране. Как известно, еще М. Дюверже указывал на взаимозависимость формы правления и складывающейся в результате этого влияния того или иного типа партийной системы. Смешанная форма правления с сильной президентской властью и слабым парламентом во многом объективно и порождает эту ситуацию неукорененности и маргинальное™ российских политических партий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в развитии региональных партийных систем можно наблюдать определенные тенденции к повышению их роли в функционировании политической системы региона. Для расширения и углубления этих тенденций необходимы законодательные инициативы по увеличению влияния политических партий в региональных институтах власти. Политические партии должны активно участвовать в политической конкуренции с представителями местной политической элиты. «Для нормальной конкуренции необходимо соревнование идей, программ, подходов, ярких личностей, представляющих все слои общества, а не механическое увеличение численности политических организаций в избирательном бюллетене» [2: 161]. В этой связи, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, в одном из своих выступлений, что «Нам вместе нужно подумать, как сделать так, чтобы многопартийность у нас укреплялась, а не превращалась в профанацию»11. Следует вернуться к традиционному пониманию природы любой политической партии, которая заключается в том, чтобы выражать и представлять во власти интересы различных социальных страт общества. Когда партия превращается в политический дискуссионный клуб она неизбежно вырождается и прекращает в конечном счете свое существование. Поэтому необходимо и политически и законодательно усиливать роль политических партий как важного демократического и представительного института политической системы современного российского общества.

11 Стенограмма встречи с представителями непарламентских партий // Официальный сайт Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/news/19659

REFERENCES

1. Vnuk V.K. The study of the process of formation of the political system: Comparative analysis of the activity of political parties in the campaigns for the election of deputies of the State Duma in 2021 and by-elections in 2023. Social and Humanitarian Knowledge. 2024. No. 1. Pp. 166-170. (In Rus.)

2. D'Alessandro D. Brand Wars: 10 rules for creating an invincible brand. St. Petersburg: Piter, 2002. 223 p.

3. Dolgikh F.I. Liquidation of political parties. Legal World. 2013. No. 6. Pp. 49-52. (In Rus.)

4. Dolgikh F.I. Legal aspects of the creation, state registration and liquidation of political parties in Russia: Monograph. Moscow: Lawyer, 2016. 248 p.

5. Dolgikh F.I. Russian political parties in the context of the coronavirus pandemic - consequences and search for new formats of activity. Constitutional and Municipal Law. 2020. No. 9. Pp. 26-30. (In Rus.)

Т. 14. № 3. 2024

Социально-политические науки

43

6. Мажников В.И. Особенности динамики развития региональных партийных систем РФ на современном этапе партогенеза // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2023. Вып. 3 (96). Т. 13. С. 982-988.

6. Mazhnikov V.I. Features of the dynamics of the development of regional party systems of the Russian Federation at the present stage of party genesis. Issues of National and Federal Relations. 2023. Issue 3 (96). Vol. 13. Pp. 982-988. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 65,97%

Рецензент: Озеров А.А., кандидат философских наук, доцент; доцент, кафедра философии и религиоведения; Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации

Статья поступила в редакцию 22.05.2024, принята к публикации 18.06.2024 The article was received on 22.05.2024, accepted for publication 18.06.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мажников Виктор Иванович, кандидат философских наук, доцент; доцент, кафедра фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин; Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-5245-3587; РИНЦ Author ID: 373507; SPIN-код: 8823-1945; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Viktor I. Mazhnikov, Cand. Sci. (Philos.), Associate Professor; associate professor, Department of Fundamental Legal and Socio-Humanitarian Disciplines; Moscow Financial and Industrial University "Synergy"; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-5245-3587; RSCI Author ID: 373507; SPIN-code: 8823-1945; E-mail: vicktor. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.