Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РФ / МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ РОССИИ / ИСТОРИЯ МНОГОПАРТИЙНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кисляков А. С.

Политические партии представляют собой один из важнейших компонентов демократического общества, что обусловливает неизменную актуальность теоретических исследований процесса создания многопартийных систем, в частности, применительно к Российской Федерации. Анализ многопартийной системы в демократических государствах позволяет составить более или менее точное представление о расстановке в обществе политических сил, а значит, и тех групп населения, интересы и убеждения которых они представляют. В ходе работы над данной статьей автор установил, что на сегодняшний день процесс развития в Российской Федерации многопартийной системы продолжается. Возникновение многих политических партий является неизбежным этапом становления общества, основанного на демократических принципах. Хотя в нашей стране процесс выстраивания многопартийной системы еще далек от своего завершения, политические партии уже играют значимую роль в политических процессах страны. Как парламентские партии, так и партии, не преодолевшие необходимый барьер, выражают интересы различных групп и слоев российского общества. Процесс создания реально действующей многопартийной системы идет параллельно с процессом формирования гражданского общества. В современных условиях считаем важным установление тесного конструктивного взаимодействия между государством и политически активными гражданами, серьезное содействие которому могли бы оказать политические партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS A HISTORY OF THE MULTI-PARTY SYSTEM FORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Political parties are one of the most important components of any democratic society, which determines the continued relevance of theoretical studies of the process of creating multi-party systems, in particular, in relation to the Russian Federation. In real democracies, a multi-party system makes it possible to form a more or less accurate idea of the alignment of political forces in society, and hence of those groups of the population whose interests and beliefs they represent. In the course of working on this article, the author found that today the process of a multi-party system development in the Russian Federation is continuing. The emergence of many political parties is an inevitable stage in the formation of a society based on democratic principles. Although the process of building a multi-party system in our country is still far from being completed, political parties already play a significant role in the political processes of the country. Both parliamentary parties and parties that did not pass the required threshold express the interests of various groups and strata of Russian society. The process of creating a truly functioning multi-party system goes hand in hand with the process of forming a civil society. In modern conditions, it is of great importance to establish close constructive interaction between the state and politically active citizens, which could be seriously assisted by political parties.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 94(470):329

https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.20

К вопросу об истории формирования многопартийной системы в Российской Федерации

Анатолий Сергеевич Кисляков

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9650-5764

Аннотация. Политические партии представляют собой один из важнейших компонентов демократического общества, что обусловливает неизменную актуальность теоретических исследований процесса создания многопартийных систем, в частности, применительно к Российской Федерации. Анализ многопартийной системы в демократических государствах позволяет составить более или менее точное представление о расстановке в обществе политических сил, а значит, и тех групп населения, интересы и убеждения которых они представляют. В ходе работы над данной статьей автор установил, что на сегодняшний день процесс развития в Российской Федерации многопартийной системы продолжается. Возникновение многих политических партий является неизбежным этапом становления общества, основанного на демократических принципах. Хотя в нашей стране процесс выстраивания многопартийной системы еще далек от своего завершения, политические партии уже играют значимую роль в политических процессах страны. Как парламентские партии, так и партии, не преодолевшие необходимый барьер, выражают интересы различных групп и слоев российского общества. Процесс создания реально действующей многопартийной системы идет параллельно с процессом формирования гражданского общества. В современных условиях считаем важным установление тесного конструктивного взаимодействия между государством и политически активными гражданами, серьезное содействие которому могли бы оказать политические партии.

Ключевые слова: политическое устройство РФ, многопартийная система, демократическое общество, гражданское общество, государственность России, история многопартийности

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кисляков А. С. К вопросу об истории формирования многопартийной системы в Российской Федерации // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 140-145. https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.20.

Original article

Towards a History of the Multi-party System Formation in the Russian Federation

Anatoly S. Kislyakov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9650-5764

Abstract. Political parties are one of the most important components of any democratic society, which determines the continued relevance of theoretical studies of the process of creating multi-party systems, in particular, in relation to the Russian Federation. In real democracies, a multi-party system makes it possible to form a more or less accurate idea of the alignment of political forces in society, and hence of those groups of the population whose interests and beliefs they represent. In the course of working on this article, the author found that today the process of a multi-party system development in the Russian Federation is continuing. The emergence of many political parties is an inevitable stage in the formation of a society based on democratic principles. Although the process of building a multi-party system in our country is still far from being completed, political parties already play a significant role in the political processes of the country. Both parliamentary parties and parties that did not pass the required threshold express the interests of various groups and strata of Russian society. The process of creating a truly functioning multi-party system goes hand in hand with the process of forming a civil society. In modern conditions, it is of great importance to establish close constructive interaction between the state and politically active citizens, which could be seriously assisted by political parties.

Keywords: political structure of the Russian Federation, multi-party system, democratic society, civil society, statehood of Russia, history of multi-party system

Funding: Independent work.

For citation: Kislyakov, A.S. (2023) Towards a History of the Multi-party System Formation in the Russian Federation. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 140-145. Available from: doi:10.24158/fik.2023.8.20 (In Russian).

© Кисляков А.С., 2023

ИСТОРИЯ ЫЭТОРУ

Партогенез в России имеет свою длительную историю, насчитывает почти полтора века (с 80-х годов XIX века). В своем развитии этот процесс прошел через ряд фундаментальных трансформаций, обусловленных кардинальными изменениями в политической системе страны в XX веке (Российская империя - Советский союз - Российская Федерация). И тем не менее, нельзя говорить о полном отсутствии преемственности в данном вопросе сквозь десятилетия. Более того, в расчет необходимо принимать отечественную специфику, которая отличает партогенез от аналогичных процессов в других странах.

С распадом СССР в 1990-е годы в России начинается новый, особый этап партийного строительства, который характеризуется, прежде всего, построением многопартийности. Создание и развитие многопартийной системы в нашей стране представляет собой сложный, многоаспектный процесс, на который оказывают влияние многие условия и факторы, значительная часть которых трудно поддается прогнозированию и возникает в условиях высокой политической турбулентности, столь характерной для момента перехода общества к новой политической системе. Прообразом первых альтернативных политических партий стали многочисленные неформальные организации, появившиеся на общественно-политической арене страны в годы Перестройки, когда формально Коммунистическая партия Советского Союза еще обладала монополией на власть и государственную идеологию. В 1990-х годах этот процесс превратился в бурное, хаотичное партийное строительство, когда некоторые партии развивались и закреплялись на политической арене страны, другие вспыхивали и также быстро исчезали. Многие из них не оставили никакого следа в истории, поскольку были сугубо техническими политпроектами, созданными под определенные выборы (Гогнадзе, 2022: 9). Другие существуют и широко представлены на политической сцене и в наши дни, спустя 30 с лишним лет.

С началом нынешнего тысячелетия формирование многопартийной системы приобрело более упорядоченный характер и появились первые признаки некой стабилизации политического пейзажа, характерного для развитых демократий с длительной историей развития политических институтов. На сегодняшний день в Российской Федерации имеют официальную регистрацию 28 политических партий. Одной из наиболее характерных особенностей процесса формирования в Российской Федерации многопартийной системы является то, что все политические партии в стране делятся на две группы: парламентские, то есть представленные в Государственной Думе собственными фракциями, и непарламентские. Это разделение зафиксировано на законодательном уровне и оказывает существенное влияние на процесс расширения электоральной базы партии до уровня, позволяющего оказывать влияние на политический курс страны через парламентские механизмы (Бердикулов, 2019: 138).

Вопросы партийного строительства в современной России вызывают интерес научного сообщества в разных его аспектах: классификация партий по отдельным признакам, выделение периодов развития и присущих им отличительных черт, сбор и анализ статистических данных, изменений в программных требованиях, уровня влияния на политической арене и другие. Среди отечественных исследователей можно выделить целую плеяду, проведших качественные исследования в крупных монографиях и отдельных статьях: А.Ю. Ашкеров (Ашкеров, 2007), Д.С. Гудков1, С.Е. Заславский (Заславский, 2003), Ю.Г. Коргунюк (Коргунюк, 2007), Б.И. Макаренко (Макаренко, 2001), Я.Ю. Шашкова (Шашкова, 2010) и другие (Володина, 2015: 192). Особенно остро ведутся дискуссии по вопросам классификации отечественных партий и их соответствия западноевропейским моделям (например, классификации С. Липсета и С. Роккана). К сильным сторонам отечественной историографии по данному вопросу можно отнести вычленение научно обоснованных периодов развития с выделением характерных трендов на каждом из этапов.

Однако большинство исследователей ограничивают свой анализ первой декадой XXI века, оставляя последующие изменения вне поля зрения и критического анализа. Научное осмысление текущего уровня развития многопартийности необходимо, поскольку, будучи структурными элементами политической системы, партии одновременно представляют собой ее продукт. Формирование и развитие политических объединений возможно только в условиях общества, построенного на демократических принципах, а наличие реальной межпартийной конкуренции способствует, в свою очередь, укреплению в обществе демократических традиций. (Намазов, 2022: 423). Как свидетельствует история, должны пройти десятилетия развития новой политической системы для того, чтобы институт политических партий стал неотъемлемой частью общественной жизни страны. Именно поэтому для дальнейшего гармоничного развития партийно-политического многопартийного процесса крайне важно анализировать самые последние тенденции развития и критически осмысливать возникающие барьеры.

1 Гудков, Д. С. Современный российский партогенез: проблемы и практики. дисс...канд. полит. наук. М., 2012.

Процесс становления многопартийной системы в Российской Федерации в 90-х годах прошлого столетия характеризовался высоким уровнем фрагментации молодых партийных образований. А началом этого процесса следует считать 1986 год, когда в Советском Союзе был принят документ, который фактически легализовал имеющиеся на тот момент неформальные объединения различной направленности: экологической, культурной, досуговой и т.д. Эти организации постепенно стали основой для дискуссионных объединений, клубов или кружков, которые стали приобретать общественно-политическую окраску. Эти объединения и стали прообразом будущих политических партий.

Ключевыми вехами, знаменующими реальное начало строительства многопартийной системы, стали отмена 6-й статьи Основного закона СССР, что ликвидировало монопольное положение КПСС, и затем принятие в 1993 году Конституции РФ, в которой было прямо закреплено установление в Российской Федерации многопартийного политического устройства. Конституционные нормы получили свое развитие и конкретизацию в Указах Президента РФ, соответствующих федеральных законах (Мельник, 2019: 112).

Обострившееся осенью 1993 года противостояние между Борисом Николаевичем Ельциным и Верховным Советом Российской Федерации завершилось формированием в стране политической модели с сильной президентской властью. Такая модель давала президенту широкие полномочия и существенно ограничивала роль политических партий.

В 90-х годах прошлого столетия партии создавались, главным образом, по инициативе руководства исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Среди инициаторов партийного строительства были также представители законодательных органов. Опорой для новых партий служили структуры, заинтересованные в создании предвыборных политических проектов, региональные объединения избирателей, организации общественно-политической направленности. Подавляющее большинство политических партий в России имело на тот момент крайне незначительную численность, часто не превышающую несколько тысяч человек. В виде исключения можно назвать такие наиболее массовые партии 90-х годов, как ЛДПР, КПРФ, движение «Демократическая Россия». Как отмечалось выше, в этот период процесс становления многопартийной системы отличался хаотичностью, когда вновь созданные объединения дробились на более мелкие, объединялись в те или иные коалиции, руководствуясь различными мотивами (Макаренко, 2023: 28).

Можно констатировать, что в последние годы прошлого столетия политические партии в России приобрели достаточный вес, чтобы стать полноценными субъектами избирательного процесса. Более разработанной стала законодательная база, которая провела четкое разграничение между политическими партиями и иными общественными организациями. Более отчетливые формы приобретал идеологический фундамент политических партий, они становились более устойчивыми и целостными.

Таким образом, характеризуя процесс партийного строительства в 90-х годах прошлого столетия, можно сказать, что его начальный период, который отличался хаотичным характером и довольно слабым влиянием политических партий на процесс формирования стратегического развития страны, перешел к этапу упорядочивания и структурирования партийной палитры, и повышению влияния политических партий на деятельность российского парламента и в целом на политический процесс в стране (Долгих, 2020: 21).

Начало 2000-х годов стало новым этапом в развитии многопартийной системы страны. Законодательство, которое регламентировало функционирование политических партий, существенно ужесточилось. Решение об увеличении проходного барьера для партий, участвующих в парламентских выборах, с 5 % до 7 %, было принято в 2002 году, а реализовано на практике на парламентских выборах 2007 года. Еще одним значимым событием в партийной жизни России стало непопадание в Государственную Думу «Союза правых сил» и «Яблока», что в дальнейшем стало для этих политических партий серьезным испытанием, поскольку их деятельность вне парламента существенным образом ограничила их политический вес и электоральную поддержку и давала им мало шансов вернуться в «большую политику». Следующие шаги российских законодателей осуществлялись в том же русле упорядочивания и усложнения условий развития политических партий (Удодов, 2021: 253).

Среди таких решений следует упомянуть принятый в 2004 году законопроект об увеличении численности партий до 50 тысяч членов вместо прежних 10 тысяч. С 2005 года было запрещено создание избирательных блоков для участия в выборах на всех уровнях. В это же время были приняты поправки к соответствующим законам, которые существенно ограничивали возможности кандидатов от непарламентских партий и кандидатов, являющихся самовыдвиженцами. В следующем году партиям было запрещено выдвигать кандидатов, принадлежащих к другим партиям. Тогда же был отменен порог явки избирателей и ликвидирована строка «против всех» в избирательных бюллетенях (Лешуков, 2012: 41).

Новые законодательные требования, предъявляемые к политическим партиям в случае невозможности их удовлетворения, вынуждали эти организации либо самоликвидироваться, либо вливаться в более масштабные политические проекты, либо просто трансформироваться в общественные объединения.

В период президентства Д. Медведева были сделаны шаги, направленные на некоторое смягчение условий функционирования политических партий. Так, Президент внес в Государственную Думу проект поправок, которые позволяли партиям, не преодолевшим семипроцентный барьер, но набравшим более 5 %, иметь свое представительство в парламенте. Тем из них, кто набрал от 5 % до 6 %, передавался один мандат, а набравшим от 6 % до 7 % - два депутатских мандата (Берлявский, 2002: 43).

В декабре 2011 года Президент Д. Медведев предложил Федеральному Собранию в своем послании изменить нормы партийного законодательства. По мнению главы государства, следовало отменить механизм сбора подписей для участия политической партии в парламентских выборах и в выборах в региональные органы законодательной власти, снизить планку численности членов политических партий до 500 человек. Также были предложены другие меры по смягчению условий для деятельности партий. Процедура сбора подписей была серьезной проблемой с технической, организационной, финансовой и других точек зрения для непарламентских партий. Многие из них выходили из предвыборной гонки, не сумев справиться с этой задачей.

Однако Федеральный закон, принятый весной 2009 года, посвященный гарантиям, которые предоставляются парламентским партиям в части освещения их работы в государственных средствах массовой информации, никоим образом не учитывал интересы непарламентских партий. Если государственные СМИ были обязаны освещать деятельность парламентских партий, и этот процесс регулировался на законодательном уровне, то работу их непарламентских «коллег» по политическому спектру они имели право и вовсе игнорировать.

При этом надо отметить, что партии, не представленные в федеральном законодательном органе, как правило, стремятся тем или иным образом поддерживать взаимодействие с органами государственной власти. Они могут присутствовать на встречах с главой государства, наблюдать за работой законодателей во время заседаний палат парламента. Представители таких партий могут работать в органах исполнительной власти на различных уровнях. Подобные формы взаимодействия оставляют таким партиям возможность обозначать свое политическое присутствие и влияние на принятие решений (Свинтозельская, 2023: 24).

В настоящее время политические партии в России все больше приобретают признаки так называемых «картельных» партий. Подобные процессы проходят и в европейских странах, когда партии отходят от определенных идеологических установок, укрепляется роль их руководства, а влияние рядовых членов партии существенно снижается. Наблюдается все увеличивающийся разрыв между партийной верхушкой и рядовыми партийцами. Большинство политических целей и программных установок в различных партиях практически идентичны.

Изучая такой вид партийных образований в либеральных демократических обществах, П. Мэйр и Р. Кац отмечают, что такие партийные структуры создают некое подобие картеля, который стремится овладеть монополией на электоральном поле, создают с другими партиями коалиции, финансируя избирательные кампании, в том числе и за счет бюджетных средств.

Дистанцирование от своих избирателей, а также сближение с органами государственной власти превращают деятельность политических партий в особую область политической жизни, далекую от первоначальных функций этих организаций. По мнению ряда исследователей, именно разрушение связей между электоратом и политическими партиями является основной проблемой современной партийной жизни во многих странах, включая Россию. Реальная политическая конкуренция превращается в войну взаимных компроматов и лозунгов, а не программных установок и идеологических платформ. Партии такого типа при этом ограничивают свою активную коммуникацию с избирателями предвыборным периодом (Глухова, 2021: 138).

Подобные политические образования со схожими программами, возглавляемые профессиональными политиками, образуют так называемую демократию консенсуального типа, когда все они вырабатывают согласие между собой по поводу отдельных общественных ценностных установок и принимают общие правила игры в рамках политического пространства. Здесь стоит отметить и устойчивость электоральных симпатий, которую можно рассматривать как показатель стабилизации многопартийного механизма в стране. Однако применительно к России, при внимательном изучении партийных рейтингов мы обнаружим, что более трети избирателей не готовы поддержать ту или иную политическую силу, представленную в парламенте, либо испытывают затруднения при ответе на этот вопрос.

Как показывают итоги проведенных в последние годы выборов, выкристаллизовавшаяся партийная система, ее ключевые субъекты, в первую очередь, оппозиционные парламентские силы, не обладают у электората достаточной поддержкой, а основным условием успеха на вы-

борах в регионах или одномандатных округах является принадлежность к «Единой России». Поэтому сколько-нибудь значительные изменения в электронных предпочтениях не приводят к нарушению этой тенденции. Она доминирует не только на федеральном уровне, но также на региональном и местном уровнях (Удодов, 2023: 34).

Углубление этих явлений в развитии института многопартийной системы в современных условиях приводит к потере интереса избирателей к политическим процессам, что выражается в существенном снижении явки на выборах. Другими словами, можно сказать, что мы наблюдаем своеобразный институциональный механизм выражения негативной реакции избирателей на политическую ситуацию в стране.

Если на уровне российских регионов такие тенденции не приводят к серьезным конфликтным ситуациям, то на уровне Федерации подобные электоральные процессы могут быть чреваты существенными изменениями партийного парламентского ландшафта. Если изменение многопартийной системы ставит своей целью формирование и укрепление связей между избирателями и определенными политическими партиями, основанными на конструктивном взаимодействии в рамках правового поля, то такое протестное поведение электората следует рассматривать как нежелательное, поскольку может послужить почвой для распространения популистских идей и укрепления соответствующих политических сил, которые не обладают политической ответственностью и соответствующей электоральной поддержкой.

На основе вышесказанного можно констатировать, что достижение ключевыми партиями политической узнаваемости среди электората и определенная стабильность многопартийной системы не означает отсутствие серьезных кризисных тенденций в этой сфере, которые главным образом вызваны той институциональной моделью, которая начала формироваться с первых шагов демократических преобразований в России.

На сегодняшний день правящая партия притягивает к себе широкий спектр различных групп со своими интересами, однако ее доминирующее положение на политической сцене страны приводит к неизбежной размытости идеологических основ и бюрократизации. Остальные игроки партийного согласия сталкиваются с размыванием своей электоральной базы и потерей своей политической самобытности. Как субъекты партийной политической жизни эти партии были сформированы в совсем других политических условиях. Их теперешняя слабость негативно сказывается и на имидже доминирующей политической силы, успехи которой уже не представляются действительно заслуженными (Кузнецова, 2021: 109).

Мы считаем, что назрела необходимость самого широкого обсуждения будущего развития многопартийной системы в России с тем, чтобы преодолеть рассмотренные нами негативные тенденции в конструктивном русле, в результате чего можно достичь укрепления доверия между обществом и государством, а также выстроить между ними эффективное взаимодействие в рамках правового поля и сложившейся многопартийной системы.

Список источников:

Ашкеров А. Ю., Бударагин, М. А. Основы теории политических партий. М., 2007. 264 с.

Бердикулов С. Н. Выборы - демократический институт, развивающий многопартийную систему // Социосфера. 2019. № 2. С. 136-140.

Берлявский Л. Г., Махова А. В. Типология и перспективы развития современной партийной системы России // Избирательное законодательство и практика. 2022. № 1. С. 40-44.

Володина С. В. Модели периодизации становления многопартийности в современной России в исследованиях 90-х годов XX в. // Власть. 2015. № 6. С. 192-197.

Глухова, Е. В. Концептуально-теоретическая обусловленность исследования политико-коммуникативных оснований наличия и развития многопартийной системы в современной России. Уфа, 2021. С. 136-139.

Гогнадзе В. З. Конституционно-правовая характеристика формирования многопартийной системы // Студенческий вестник. 2022. № 41-3(233). С. 8-10.

Долгих, Ф. И. Партийная система России - состояние и перспективы // Юридический мир. 2020. № 2. С. 19-22.

Заславский С. Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003. 300 с.

Коргунюк Ю. Г. Становление партийной системы в современной России. М., 2007. 542 с.

Кузнецова Е. В. История развития многопартийной системы в России в девяностые годы двадцатого столетия. Уфа, 2021. С. 102-113.

Лешуков В. С. Трансформация партийной системы России в 2000-2010 гг. // Власть. 2012. № 4. С. 39-41.

Макаренко Б. И. «Партии в законе»: как в новых многопартийных системах регулируется деятельность партий? // Избирательное законодательство и практика. 2023. № 1. С. 24-30.

Макаренко Б. И. Партийная система в России: эволюция, нынешнее состояние и перспективы. М., 2001.

Мельник Е. В. Теоретико-правовые основы становления отечественной многопартийной системы начала XX в. М., 2019. С. 107-117.

Намазов Я. Я. Роль идеологии на современном этапе эволюции партийной системы России // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 6. С. 420-424.

Свинтозельская Д. Г., Бобрешова Н. В., Мищенко Я. П. Становление партий и партийной системы России // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 93-6. С. 23-25.

Удодов Г. А. Традиции и закономерности формирования многопартийной политической системы в России: историко-правовой аспект. М., 2021. С. 251-254.

Удодов Г. А. Основные черты исторического формирования многопартийной политической системы в России // Закон и право. 2023. № 3. С. 32-35.

Шашкова Я. Ю. Российский партогенез конца XX - начала XXI в.: проблема периодизации // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. С. 44-46.

References:

Ashkerov, A. Yu. & Budaragin, M. A. (2007) Osnovy teorii politicheskikh partiy [Fundamentals of the theory of political parties]. Moscow. 264 p. (In Russian).

Berdikulov, S. N. (2019) Vybory - demokraticheskiy institut, razvivayushchiy mnogopartiynuyu sistemu [Elections are a democratic institution that develops a multi-party system]. Scientific journal "Sociosphere". (2), 136-140. (In Russian).

Berlyavskiy, L. G. & Makhova, A. V. (2022) The Typology and Prospects of the Development of the Modern Russian Party System. Electoral legislation and practice. (1), 40-44. Available from: https://doi.org10.18572/2500-0306-2022-1-40-44 (In Russian). Dolgikh, F. I. (2020) The Russian Party System - the Status and Prospects. Juridical World. (2), 19-22. (In Russian). Glukhova, E. V. (2021) Kontseptual'no-teoreticheskaya obuslovlennost' issledovaniya politiko-kommunikativnykh osnovaniy nalichiya i razvitiya mnogopartiynoy sistemy v sovremennoy Rossii [Conceptual and theoretical conditionality of the study of political and communicative foundations of the presence and development of a multi-party system in modern Russia]. Ufa: Bashkir State University, 136-139. (In Russian).

Gognadze, V. Z. (2022) Konstitutsionno-pravovaya kharakteristika formirovaniya mnogopartiynoy sistemy [Constitutional and legal characteristics of the formation of a multiparty system]. Studencheskiy vestnik [Student Bulletin]. (41-3(233)), 8-10. (In Russian).

Korgunyuk, Yu. G. (2007) Stanovlenie partiynoy sistemy v sovremennoy Rossii [The formation of the party system in modern Russia]. Moscow. 542 p. (In Russian).

Kuznetsova, E. V. (2021) Istoriya razvitiya mnogopartiynoy sistemy v Rossii v devyanostye gody dvadtsatogo stoletiya [The history of the development of the multiparty system in Russia in the nineties of the twentieth century]. Ufa: Limited liability company Aeterna, 102-113. (In Russian).

Leshukov, V. S. (2012) Transformatsiya partiynoy sistemy Rossii v 2000-2010 gg. [Transformation of the Russian Party System in 2000-2010]. Vlast' [Power]. (4), 39-41. (In Russian).

Makarenko, B. I. (2001) Partiynaya sistema v Rossii: evolyutsiya, nyneshnee sostoyanie i perspektivy [The Party system in Russia: evolution, current state and prospects]. Moscow. (In Russian).

Makarenko, B. I. (2023) «Partii v zakone»: kak v novykh mnogopartiynykh sistemakh reguliruetsya deyatel'nost' partiy? ["Parties in law": how are the activities of parties regulated in the new multiparty systems?] Electoral legislation and practice. (1), 2430. https://doi.org 10.18572/2500-0306-2023-1 -24-30 (In Russian).

Mel'nik, E. V. (2019) Teoretiko-pravovye osnovy stanovleniya otechestvennoy mnogopartiynoy sistemy nachala XX v. [Theoretical and legal foundations of the formation of the Russian multiparty system of the early Xx century] Moscow: V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 107-117. (In Russian).

Namazov, Ya. Ya. (2022) Rol' ideologii na sovremennom etape evolyutsii partiynoy sistemy Rossii [The role of ideology at the present stage of the evolution of the Russian party system]. Voprosy ustoychivogo razvitiya obshchestva. [Issues of sustainable development of society]. (6), 420-424. (In Russian).

Shashkova, Ya. Yu. (2010) Rossiyskiy partogenez kontsa XX - nachala XXI v.: problema periodizatsii [Russian party genesis of the late XX - early XXI century: the problem of periodization.]. Tomsk State University Journal. (334), 44-46. (In Russian).

Svintozel'skaya, D. G., Bobreshova, N. V. & Mishchenko, Ya. P. (2023) Stanovlenie partiy i partiynoy sistemy Rossii [Formation of parties and the party system of Russia]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education]. (93(6)), 23-25. (In Russian).

Udodov, G. A. (2021) Traditsii i zakonomernosti formirovaniya mnogopartiynoy politicheskoy sistemy v Rossii: istoriko-pravovoy aspect [Traditions and patterns of formation of a multiparty political system in Russia: historical and legal aspect]. Moscow: Moscow University, 251-254. (In Russian).

Udodov, G. A. (2023) Osnovnye cherty istoricheskogo formirovaniya mnogopartiynoy politicheskoy sistemy v Rossii [The main features of the historical formation of a multiparty political system in Russia]. Law Legislation. (3), 32-35. (In Russian).

Volodina, S. V. (2015) Periodization models of formation of a multiparty system in modern Russia in studies of the 1990s. Vlast'. [Power]. (6), 192-197. (In Russian).

Zaslavskiy, S. E. (2003) Politicheskie partii Rossii: problemy pravovoy institutsionalizatsii [Political parties in Russia: problems of legal institutionalization]. Moscow. 300 p. (In Russian).

Информация об авторе А.С. Кисляков - кандидат исторических наук, доцент Департамента гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=760415

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.S. Kislyakov - PhD in History, Associate Professor, Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=760415

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.