Научная статья на тему 'Особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде'

Особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
547
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / МОНОЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аветян Алина Мкртычевна

Изучены особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической среде. Проведено сопоставление с особенностями развития таких отношений старшеклассников в моноэтнической среде. Обнаружено больше значимых связей между личностными и поведенческими особенностями в выборке старшеклассников полиэтнической среды. Соответственно, развитие их межличностного взаимодействия должно опираться на развитие наиболее значимых характеристик их личности и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде»

64

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 159.922.8

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

©гою Дветян А.М.

Южный федеральный университет

Изучены особенности развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической среде. Проведено сопоставление с особенностями развития таких отношений старшеклассников в моноэтнической среде. Обнаружено больше значимых связей между личностными и поведенческими особенностями в выборке старшеклассников полиэтнической среды. Соответственно, развитие их межличностного взаимодействия должно опираться на развитие наиболее значимых характеристик их личности и поведение.

The authors of the article researched the particularities of the development of senior schoolchildren’s interpersonal relations in the polyethnic environment, compared them with the developmental particularities of senior schoolchildren’s interpersonal relations in the monoethnic environment. They found more significant correlations between personal and behavioral characteristics in the senior schoolchildren’s sample from the polyethnic environment. Accordingly, the development of their interpersonal interaction must rely on the development of the most significant characteristics of their personality and behaviour.

Ключевые слова: этническая идентичность, межличностные отношения, образовательная среда, полиэтническая среда, моноэтническая среда.

Keywords: ethnic identity, interpersonal relations, educational environment, polyethnic environment, monoethnic environment, senior schoolchildren.

В ходе эмпирического исследования нами проведено изучение особенностей развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде, полученный материал которого послужил основой для последующего сопоставления с особенностями межличностных отношений учащихся,

обучающихся в моноэтнической среде.

Согласно концептуальному замыслу, на основе наблюдения и экспертных оценок нами изучено три параметра (частота, продолжительность и модальность) межличностных отношений старшеклассников.

Психолого-педагогические науки • • •

Старшеклассники в моноэтнических образовательных средах значительно чаще (на статистически достоверном уровне р<0,01) вступают в контакты друг с другом, чем старшеклассники полиэтнических образовательных сред. При этом контакты старшеклассников, принадлежащих к разным этносам, достаточно малочисленны, ограничены, по большей мере, деловыми вопросами, возникающими в связи с обучением.

Нами также выявлено, что у старшеклассников в моноэтнических средах межличностные контакты продолжаются несколько дольше, чем у старшеклассников полиэтнических образовательных сред (на статистически значимом уровне р<0,05). Межличностные отношения старшеклассников моноэтнических групп насыщены контактами с одноклассниками, которые достаточно динамичны по своей организации и продолжительны по времени.

Значительная продолжительность межличностных контактов старшеклассников моноэтнических образовательных сред является отражением многообразия имеющихся у них поводов и оснований для установления и поддержания отношений, что свидетельствует о большей заинтересованности друг в друге, желании общаться и открытости к взаимодействию.

Старшеклассники, обучающиеся в моноэтнической среде, демонстрируют больший позитив, чем обучающиеся в полиэтнических средах, о чем свидетельствуют данные наблюдения, согласно которым в полиэтнических образовательных средах в межличностных отношениях старшеклассников разных этносов присутствует некоторая напряженность, закрытость в контактах и т.д. При этом старшеклассники более ранимы при рассмотрении вопросов, имеющих этническую подоплеку, вследствие чего чаще вступают в конфликтное взаимодействие друг с другом.

65

Таким образом, сопоставление параметров межличностных отношений старшеклассников моно- и полиэтнических образовательных сред позволило выявить значимые различия как по частоте, так и по продолжительности и уровню позитивной модальности.

Сопоставление особенностей распределения статусных позиций членов моно- и полиэтнических учебных групп старшеклассников, которое проводилось по результатам использования социометрической процедуры на шести классах обучающихся в моноэтнических и полиэтнических учебных средах, позволило выявить расхождения в распределении респондентов, обладающих высоким и низким социометрическими статусами в зависимости от образовательной среды, в которой они находятся.

Не получив возможности реализоваться в межличностных контактах с членами одной микрогруппы, старшеклассник из моноэтнической образовательной среды имеет большую возможность установить позитивные отношения с членами других микрогрупп, чем если бы он обучался в полиэтнической среде. Это объясняется спецификой объединения в микрогруппы в моноэтнической среде, которая происходит на основе определенных интересов, предпочтений, склонностей и т.д. В результате школьнику легче найти группу сверстников, обладающих сходными интересами, и войти в нее, не боясь быть отвергнутым.

Причина снижения численности и продолжительности межличностных контактов в полиэтнических средах объясняется тем, что микрогруппы, основанные на этнической специфике, являются более закрытыми для внешних контактов, чем построенные в моноэтнической среде на других принципах объединения. Очевидно, что старшеклассникам моноэтнических образовательных сред, принадлежащим к разным микрогруппам, в классе все же легче устанавливать

66

Известия ДГПУ, №2, 2010

контакты друг с другом, чем принадлежащим к разным этносам. Возможно, поэтому у них отмечается более высокий уровень позитивной модальности межличностных отношений.

Изучение конфликтности старшеклассников из разных по однородности этнических сред проводилось с помощью методики А. М. Ганеева и Л. С. Троновой, по результатам которой респонденты были подразделены по высокому, среднему и низкому уровням конфликтности.

Содержательный анализ представленного распределения показал, что полученные процентные показатели численности старшеклассников разных по составу этносред различаются между собой, поскольку данные различия в неодинаковой степени прослеживаются по группам с выделенными уровнями конфликтности

- где более выражены при высоком уровне конфликтности и менее - при ее среднем и низком уровнях. При этом численность старшеклассников моно- и полиэтнических образовательных сред со средним и низким уровнем конфликтности различается на уровне статистической тенденции с вероятностью ошибки р<0,05.

Сопоставление процентных показателей с низким уровнем конфликтности показывает, что в моноэтнических группах таких старшеклассников несколько больше (средняя величина

- 18,1%), чем в полиэтнических образовательных средах (13,1%).

Такая же тенденция прослеживается и с численностью старшеклассников, характеризующихся средним уровнем конфликтности, поскольку в моноэтнических группах их несколько больше (68,2%), чем в полиэтнических группах (61,9%). При этом уровень статистической значимости р<0,05, указывая на наличие определенных различий между сравниваемыми выборками, не позволяет отмечать их устойчивость.

Большая доля старшеклассников с высоким уровнем конфликтности

• • •

обнаруживается в выборках обучающихся в полиэтнических(средняя величина - 24,9%), чем в моноэтнических (13,8%) образовательных средах. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что обучающиеся в полиэтнических образовательных средах старшеклассники проявляют больший уровень конфликтности, чем находящиеся в моноэтнической среде, причина которой видится в том, что полиэтническая среда задает дополнительные задачи, связанные с выбором жизненных приоритетов. В отличие от старшеклассников из моноэтнических сред, перед которыми стоят задачи личностного самоутверждения, профессионального и жизненного выбора, в полиэтнической среде необходимо самоопределиться в собственной этнической среде, соотнести свои личностные, профессиональные, в целом жизненные приоритеты с этническими установками, нормами, обычаями.

Трудность и разноаспектность задач, стоящих перед старшеклассниками из полиэтнической образовательной среды, рождает у них напряженность, делает их более агрессивными и конфликтными в межличностном взаимодействии, что в наибольшей степени относится к отношениям со сверстниками, принадлежащими к другим этносам.

Состояние межличностных отношений во многом обусловлено развитием у субъектов таких характеристик, как эмпатия и доверие. Для определения особенностей в этнически разных образовательных средах нами использованы «Шкала межличностного доверия» Дж. Б. Роттера и методика диагностики уровня эмпа-тических способностей В. В. Бойко. При этом применение шкалы Дж. Б. Роттера, направленной на выявление уровня доверия в межличностных отношениях субъектов, позволило установить, что у старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, отмечается падение уровня

Психолого-педагогические науки • • •

межличностного доверия по сравнению со сверстниками из моноэтнических образовательных сред.

О различиях в выраженности межличностного доверия у старшеклассников из моно- и полиэтнических образовательных сред свидетельствует также величина средних по выборкам значений, которая составила 6,5 и 4,3 стена соответственно.

Данное расхождение в величине уровня выраженности признака свидетельствует о статистически достоверных различиях его проявленности у старшеклассников в зависимости от того, в какой образовательной среде (моно- или полиэтнической) он находится. В полиэтнической среде межличностное доверие между старшеклассниками значительно меньше выражено, чем у обучающихся в моноэтнической образовательной среде.

Применение методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко позволило выявить различия между старшеклассниками, обучающимися в моно- и полиэтнической образовательных средах, по уровню их проявления. Так, в выборке старшеклассников из полиэтнической образовательной среды присутствует тенденция к преобладанию лиц с низким уровнем эмпатии, которая носит неустойчивый характер.

Следует отметить, что между старшеклассниками, обучающимися в моно- и полиэтнической образовательных средах, наряду с различиями в конфликтности, обнаружены несовпадения в уровне межличностного доверия и эмпатии. Вместе с тем более выраженными оказались различия по уровню развития межличностного доверия, а эмпатия оказалась несколько более сглаженной, что следует объяснить спецификой функционирования рассматриваемых феноменов.

Очевидно, что эмпатия имеет больше возможностей для своего развития вне зависимости от этнона-

67

циональных особенностей окружающих старшеклассника сверстников, а доверие базируется на знании более широкого круга обстоятельств, характеризующих субъекта потенциального взаимодействия. Соответственно старшекласснику легче проявлять эмпатию, чем межличностное доверие, которое оказывает наибольшее влияние на качество и интенсивность построения межличностных отношений в образовательной среде.

В рамках исследования проведено изучение особенностей этнической идентичности старшеклассников, для чего использовалась методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, результаты применения которой позволили распределить в подвыборках двух рассматриваемых образовательных сред шесть типов этнической идентичности: этнониги-лизм, национальный фанатизм, эт-ноизоляционизм, этническую индифферентность, позитивную этническую идентичность и этноэгоизм.

Следует отметить, что наряду с этноэгоизмом, в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической образовательной среде, достаточно выраженной оказалась доля лиц, обладающих позитивной этнической идентичностью (33,0%), что указывает на наличие в отношении к сверстникам собственной и других этнических групп баланса толерантности. При этом обладание такой этнической идентичностью почти 1/3 выборки старшеклассников рассматриваемой полиэтнической среды выступает резервом, привлечение которого способно позитивно отразиться на построении межличностных отношений.

В выборках старшеклассников, обучающихся в моноэтнических образовательных средах, на первое место по представленности вышла позитивная этническая идентичность (41,0%), которой обладает почти половина всех опрошенных. Это свидетельствует об отсутствии постоянных

68

Известия ДГПУ, №2, 2010

контактов со сверстниками другого этноса, обладании достаточно выраженным балансом позитивности в отношениях к своему и чужому этносу, ненастроенное™ на конфликты с представителями других этносов, ровном отношении как к «своим», так и к «чужим» и т.д.

Однако наряду с преобладающей позитивной этнической идентичностью, примерно 1/5 часть старшеклассников из моноэтнической образовательной среды обладает этнической индифферентностью (20,9%) и этноэгоизмом (20,5%), суммарное представление которых может составить проблемную группу, не способную выстраивать устойчиво позитивные отношения с представителями других этнических групп.

Отметим, что наиболее выраженные различия проявились между старшеклассниками, обучающимися в моно- и полиэтнических средах, по распространенности этнической индифферентности и этноэгоизма, где на уровне статистической тенденции выявлены различия по распространенности этнонигилизма, национального фанатизма и позитивной этнической идентичности. Также выявлено, что этническая индифферентность оказалась наиболее проявившейся у старшеклассников, обучающихся в моноэтнической среде, чем в полиэтническом образовательном пространстве.

Следует отметить достаточно выраженное различие по данному параметру, поскольку полученные эмпирические результаты показывают, что полиэтническая среда автоматически не приводит к выработке позитивной этнической идентичности. Более того, в данной ситуации отмечается некоторое обострение выраженности типов этнической идентичности, препятствующих установлению позитивных межличностных отношений, к которым относятся, прежде всего, этноэгоизм и национальный фанатизм.

Изучение типов реагирования на конфликтную ситуацию старше-

классников, обучающихся в моно- и полиэтнической средах, показывает, что высоко выраженным типом поведения в конфликтной ситуации, согласно полученному распределению, является достижение компромисса (23,6%). При этом поведение старшеклассников, предпочитающих данный тип поведения, проявляется в установлении соглашения между

участниками конфликта, которое достигается путем принятия взаимных уступок.

Наиболее выраженным типом поведения в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, оказалось избегание (23,8%) конфликта, что позволяет говорить о том, что приблизительно четверть респондентов в данном случае ориентирована на то, чтобы не попасть в конфликтную ситуацию. При этом старшеклассники не демонстрируют стремление к обеспечению кооперации с субъектом взаимодействия и не ориентированы на достижение в конфликтной ситуации каких-либо личностных целей.

Примерно такая же представленность наблюдается в выборке старшеклассников полиэтнической среды, ориентированных на стратегию соревнования в конфликтной ситуации (23,1%), при этом поведение, связанное с желанием добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам партнера по межличностным отношениям, обозначилось также примерно у четверти всех обследованных респондентов полиэтнической образовательной среды.

Достаточно выраженной в полиэтнической образовательной среде оказалась стратегия приспособления к складывающейся ситуации. Данный тип поведения предпочли 21,6% старшеклассников, т.е. около 1/5 всей рассматриваемой выборки. Обозначенному выбору соответствует ориентация на принесение в жертву собственных интересов ради партнера

Психолого-педагогические науки • • •

по взаимодействию. Такое поведение кардинально противоположно соперничеству в конфликтной ситуации, занявшему в данной выборке второе место по распространенности.

Значительной по набранному удельному весу в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, оказалась также стратегия сотрудничества (20,6%). Подобно предыдущему варианту, данный тип поведения в конфликтной ситуации оказался приоритетным примерно для 1/5 старшеклассников рассматриваемой выборки, что говорит о достаточно значительной доле респондентов, готовых к принятию такой альтернативы, которая бы полностью удовлетворила интересы обеих сторон по межличностным отношениям.

Наименее выраженной в выборке старшеклассников полиэтнической образовательной среды оказалась стратегия компромисса (10,9%), при которой ориентируются на установление путем взаимных уступок некоего соглашения между участниками конфликта.

Наиболее информативным среди всех характеристик старшеклассников моноэтнической образовательной среды, подвергнутых интеркорреляционной обработке, оказался этнический нигилизм, который, по нашему мнению, как разновидность этнической идентичности является наиболее определяющим в развитии межличностных отношений субъектов.

Проведенный анализ показывает положительную связь, проявляемую между межличностным доверием и склонностью личности к компромиссу в выстраиваемом взаимодействии. При этом чем выше у старшеклассников проявляется чувство доверия к партнеру по взаимодействию, тем в большей мере он склонен идти на компромисс с ним в конфликтной ситуации.

69

Проявилась отрицательная корреляционная связь между этническим нигилизмом и национальным фанатизмом, где этнонигилизм оказался связанным на отрицательном уровне с такой поведенческой тенденцией, как компромисс.

Интерес представляет установленная на выборке старшеклассников моноэтнической образовательной среды связь между двумя стратегиями поведения в конфликтной ситуации: избеганием и соревнованием. При этом предпочтение стратегии избегания означает отказ от соревнования с субъектом межличностных отношений, а ориентация на соревновательное поведение априорно характеризует отрицание действий по избеганию конфликтных ситуаций.

Таким образом, на выборке старшеклассников моноэтнических образовательных сред проявилось несколько тенденций, характеризующих их межличностные отношения, среди которых:

- доверие, сочетаемое со склонностью к компромиссу;

- этнический нигилизм, напрямую сочетаемый, с одной стороны, с конфликтностью, а с другой - со склонностью к компромиссу;

- этнический нигилизм, отрицательно связанный с этническим фанатизмом;

- этническая индифферентность, находящаяся в отрицательной связи со склонностью старшеклассников к сотрудничеству;

- избегание, не совместимое со склонностью личности к соревнованию в конфликтной ситуации межличностного взаимодействия.

Несколько иные связи установлены в результате корреляционной обработки результатов тестирования старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде.

Наиболее информативной в выборке старшеклассников полиэтнической образовательной среды оказалась позитивная этническая идеи-

70

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2010

тичность личности, с которой установлено наибольшее количество статистически значимых связей других параметров личности и ее поведения. Достаточно информативными выступили также такие характеристики личности старшеклассников, как эмпатия и этноизоляционизм (по две взаимосвязи).

Положительная статистическая связь была выявлена между межличностным доверием и склонностью старшеклассников полиэтнической образовательной среды к приспособлению к особенностям ситуации, возникающей в межличностных отношениях. Можно сделать вывод о том, что рост доверия к партнеру по межличностным отношениям делает старшеклассников данной этносреды более склонными принести в жертву собственные интересы ради партнера по взаимодействию. Если же они не доверяют своему партнеру по взаимодействию, то они отказываются приспосабливаться к его интересам и нуждам.

Положительная статистическая связь проявилась также между эмпатией и склонностью старшеклассников полиэтнической образовательной среды к сотрудничеству в конфликтной ситуации. При этом развитие эмпатии у старшеклассников данной этнической среды сопровождается склонностью к сотрудничеству в конфликтной ситуации. В свою очередь, развитие навыков установления сотрудничества в конфликтной ситуации способно усилить эмпатию к партнеру по межличностным отношениям.

Со склонностью к сотрудничеству на положительном уровне связана также позитивная этническая идентичность: чем более у старшеклассников полиэтнической образовательной среды развита позитивная этническая идентичность, тем в большей степени они склонны сотрудничать с партнером по межличностным отношениям. Верно и обратное: развитие умений и навыков установления пло-

дотворного сотрудничества с партнером своей полиэтнической образовательной среды способствует развитию у старшеклассников позитивной этнической идентичности.

Позитивная этническая идентичность оказалась в отрицательной статистической связи с конфликтностью, означающей, что развитие одной из названных характеристик сочетается с падением уровня другой характеристики. Таким образом, чем более у старшеклассников полиэтнической образовательной среды развита позитивная этническая идентичность, тем в меньшей мере будут проявлять склонность к конфликтному поведению в отношениях с партнером по взаимодействию. Развитость конфликтного поведения означает несформированность у старшеклассника полиэтнической образовательной среды позитивной этнической идентичности.

Отрицательная корреляционная связь в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, проявилась между двумя стратегиями поведения в конфликтной ситуации: избеганием и компромиссом. Развитие одной из данных стратегий неизбежно сопровождается падением уровня сформированности другой.

Отрицательная корреляционная связь в рассматриваемой выборке старшеклассников обнаружилась между эмпатией и этноизоляциониз-мом. Подводя итоги данного этапа содержательного анализа, отметим, что по сравнению с численностью интеркорреляционных связей, установленных на выборке старшеклассников моноэтнической образовательной среды, в данном случае наблюдается рост значимых взаимосвязей.

На выборке старшеклассников полиэтнической образовательной среды установлены следующие взаимосвязи:

- позитивной этнической идентичности и склонности к сотрудничеству

Психолого-педагогические науки • • •

(прямая связь), а также склонности к этноизоляционизму и конфликтности (обратная связь);

- эмпатии и склонности личности старшеклассников к сотрудничеству (прямая связь) и этноизоляционизму (обратная связь);

- межличностного доверия и склонности к приспособлению (прямая связь), компромисса и избегания (обратная связь).

Таким образом, в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, по сравнению со старшеклассниками из моноэтниче-

71

ской среды, обнаружилось больше статистически значимых связей между личностными и поведенческими особенностями. Развитие межличностного взаимодействия старшеклассников в полиэтнической среде должно опираться на развитие наиболее значимых характеристик их личности и поведения в рассматриваемом контексте: позитивной этнической идентичности, эмпатии, межличностного доверия и навыков построения межличностного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 26.03.2010 г.

УДК 159.9:015.3

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©гою Гасанова Д.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Выявлена недостаточная изученность психофизического оздоровления детей в игре. Проведено исследование, цель которого - разработка игровых оздоровительных технологий, направленность и переориентация существующих игровых технологий на оздоровление личности.

The author of the article reveals the insufficient knowledge of children’s psychophysical rehabilitation in the game. The aim of the author’s research is developing the game health-improving technologies, as well as the orientation of the existing gaming technologies for the personality’s improvement.

Ключевые слова: психофизическое оздоровление, саногенное мышление, игровые технологии, упражнение, игровое задание, игра.

Keywords: psychological and physical recovery, sanogenous thinking, gaming technology, exercise, game task, game.

Старший дошкольный возраст является значимым переходным этапом в онтогенезе, где интенсивно развиваются и созревают важные морфофункциональные, психические

и двигательные функции организма. В ряде исследований акцентируется внимание на то, что в этот период закладывается будущее здоровье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.