Научная статья на тему 'Эмпирическое изучение развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде'

Эмпирическое изучение развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
361
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTERPERSONAL RELATIONS / POLY ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Ольга Семёновна, Аветян Алина Мкртычевна

В условиях сохраняющейся хрупкости построения межнациональных отношений обращение к проблеме развития межличностных отношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде представляется чрезвычайно актуальным. В статье представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования, приведены выводы, сделанные после обработки данных с помощью методов мат. статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empirical studies of the development of the senior schoolchildren's interpersonal relations in the multi-ethnic educational environment

In the conditions of the fragility of the international relations the address to the problem of the development of the interpersonal relations of the senior schoolchildren in the polycultural educational environment seems to be very hot. The article represents the results of the empirical research, there are some conclusions made after data processing with the help of methods of the mathematical statistics.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое изучение развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде»

www.pro.rsu.ru

Васильева О.С., Аветян А.М.

Эмпирическое изучение развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде

В условиях сохраняющейся хрупкости построения межнациональных отношений обращение к проблеме развития межличностных отношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде представляется чрезвычайно актуальным. В статье представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования, приведены выводы, сделанные после обработки данных с помощью методов мат. статистики.

Ключевые слова: межличностные отношения, полиэтническая образовательная среда.

Решение сложнейших задач выбора направления своего развития в социальной, профессиональной и личностной сферах происходит в старшем школьном возрасте. В основе этих выборов лежит осознание своих психических ресурсов, построение системы ценностей, отбор наиболее «достойных» приоритетов жизнедеятельности. При этом старшеклассники сталкиваются с рядом трудностей, связанных с недостаточным знанием своих особенностей, узостью информированности о разных сторонах «взрослой» жизни, скудностью опыта планирования и прогнозирования своих действий, неподготовленностью к самостоятельным решительным действиям и т.п.

Значительную помощь в преодолении возникающих трудностей может оказать расширение сферы межличностных отношений, приобретающих в старшем школьном возрасте особую ценность. В контексте межличностных отношений старшеклассники стремятся не только обогатить свои жизненные представления, но и научиться взаимодействовать с самыми разными людьми, а также лучше познать самих себя. Сопоставляя свои и чужие взгляды на мир, они выстраивают более адекватную картину происходящего и будущего за счет расширения своего личного опыта. В этом смысле особые возможности школьнику предоставляются полиэтнической образовательной средой. Знакомство с чужой культурой, обычаями и традициями позволяет им толерантно воспринимать чужую культуру, непривычную ментальность, традиции, нормы, стратегии и формы поведения, установки и позиции.

Однако приобретению данного опыта препятствуют сохраняющееся с подросткового возраста жесткое деление окружающих на «своих» и «чужих», а также воздействие родителей, сверстников и тех лиц, с которыми они активно взаимодействуют. В результате, практика налаживания позитивного процесса межличностных отношений в поликультурной образовательной среде замещается образованием разобщенных микрогрупп, существование которых является благодатной базой для воспроизводства в отношениях старшеклассников состояний напряженности и конфликтности.

Попытка педагогов и психологов решить проблему развития межличностных отношений старшеклассников в поликультурной среде сдерживается определенными трудностями, вызванными рядом противоречий между необходимостью развития этих отношений и отсутствием теоретико-эмпирических наработок, позволяющих адекватно осмыслить сущность связанных с этим процессов и состояний, а также отсутствием научно обоснованных психологических технологий.

Действие этнокультурного фактора, образующее особую среду построения межличностных отношений, изучалось в работах ряда отечественных и зарубежных психологов (Арутюнов С.А., Белинская Е.П., Бромлей Ю.В., Гумилев Л.Н., Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Сусоколов А.А., Фрейд З., Фромм Э. и др.). Данные относительно влияния этнических характеристик субъектов на их межличностные отношения (Леонтьев М.Г., Смирнов А.А., Шоманбаева А.-.) являются недостаточными для построения целостного представления об этом процессе.

Межличностные отношения рассматриваются в качестве субъективно переживаемых взаимосвязей между людьми, наполненных взаимовлиянием, оказываемым ими друг на друга в процессе совместной деятельности и общении [4, 6]. -ни различаются по ряду параметров: по причинам возникновения, устойчивости, продолжительности, открытости сторон и т.д. Процесс инициирования, протекания и прекращения межличностных отношений определяется рядом факторов. К ним относятся индивидуально-психологические и типологические особенности субъектов взаимодействия, а также условия организации сторонами искомого взаимодействия.

Немаловажным для реализации межличностных отношений является этнический фактор. Исследователи отмечают, что этносреда включает в себя множество модификаций окружающей реальности, накопленных членами этнической общности в ходе ее исторического развития. Этнический фактор задает контекст межличностных отношений, определяет поведенческие проявления их субъектов, готовность к поддержанию отношений с партнером другого этноса. На личностном уровне этничность проявляется в уровне этнической идентичности субъекта, сформирован-ности его этнического сознания, усвоения им этнических установок, стереотипов, предубеждений и т.д. (Арутюнов С.А., Белинская Е.П., Бромлей Ю.В., Гумилев Л.Н., Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Фрейд З., Фромм Э., Хоц М.Н. и др.). Формирование этничности практически завершается к периоду ранней юности (или старшего школьного возраста). Именно в этом возрасте этнический фактор начинает оказывать особое влияние на межличностные отношения.

В этом возрасте отношения со сверстниками приобретают новые, по сравнению с подростковым возрастом, особенности. К ним можно отнести следующее:

1) основанием возникновения являются интеллектуальные и духовные потребности;

2) ориентированы на исповедальный, доверительный характер; 3) повышенная избирательность в выборе субъекта доверия.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении о том, что межличностные отношения старшеклассников представляют собой сложное образование,

www.pro.rsu.ru

детерминированное этнотипом образовательной среды и характеризующееся рядом особенностей, определяющих их качественные и количественные параметры. Между старшеклассниками моно- и полиэтническими образовательными средами проявляются отличия в особенностях межличностных отношений.

В исследовании приняли участие 156 старшеклассников, обучающихся в 10-ом классе, и в качестве экспертов - 50 учителей и психологов общеобразовательных школ.

Проверка выдвинутых исследовательских гипотез проводилась на основе решения ряда теоретических, методических и эмпирических задач. Последние их них бы направлены на то, чтобы: сопоставить особенности распределения статусных позиций членов моно- и полиэтнических учебных групп старшеклассников; выявить уровень конфликтности их отношений; изучить особенности проявления феноменов эмпатии и доверия в образовательной моно- и полиэтнической среде; установить характер связи этнической идентичности и стратегий реагирования на конфликтные ситуации (компромисс, сотрудничество).

Решение поставленных задач проводилось с помощью исследовательских методов и методик. В числе последних: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено, «Шкала межличностного доверия» Дж.Б. Роттера, диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, «Уровень конфликтности» А.М. Ганеева и Л.С. Троновой, «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различных показателей, статистических связей.

В процессе эмпирического исследования было установлено, что старшеклассники моноэтнических образовательных сред значительно чаще (p < 0,01) вступают в контакты друг с другом, чем старшеклассники полиэтнических образовательных сред. Контакты старшеклассников, принадлежащих к разным этносам, достаточно малочисленны, ограничены, по большей мере, деловыми вопросами, возникающими в связи с обучением.

У старшеклассников из моноэтнических сред межличностные контакты продолжаются несколько дольше, чем у старшеклассников полиэтнических образовательных сред (p < 0,05). Межличностные отношения старшеклассников моноэтнических групп насыщены контактами с одноклассниками, которые достаточно динамичны по своей организации и продолжительны по времени. Значительная продолжительность межличностных контактов старшеклассников моноэтнических образовательных сред является отражением многообразия имеющихся у них поводов и оснований для установления и поддержания отношений, об их большей заинтересованности друг в друге, желании общаться, открытости к взаимодействию.

Между старшеклассниками двух выборок имеется различие (на статистически достоверном уровне p < 0,01) в модальности межличностных отношений,

которые они устанавливают со сверстниками. Старшеклассники, обучающиеся в моноэтнической среде, демонстрируют больший позитив, чем старшеклассники, обучающиеся в полиэтнических средах. Данные наблюдения свидетельствуют о том, что в полиэтнических образовательных средах в межличностных отношениях старшеклассников разных этносов присутствует некоторая напряженность, закрытость в контактах. При этом они более ранимы по вопросам, имеющим этническую подоплеку, поэтому чаще вступают в конфликтное взаимодействие друг с другом.

Среднее распределение по классам старшеклассников, имеющих средний статус, в моно- и полиэтнических средах приблизительно совпадает (соответственно 75,9 % и 70,4 %). Были выявлены расхождения в распределении старшеклассников, обладающих высоким и низким социометрическим статусом в зависимости от моно- или полиэтничности образовательной среды, в которой они находятся. Распределение старшеклассников моно- и полиэтнических образовательных сред, обладающих высоким статусом, составило, соответственно, 19,1 % и 11,7 % (р < 0,05). Более основательные различия выявлены в подвыборках по доле старшеклассников моно- и полиэтнических образовательных сред, обладающих низким социометрическим статусом (соответственно 5,0 % и 17,9 %). Различия в процентных долях старшеклассников характеризуются статистической достоверностью (р < 0,01), т. е. в полиэтнических средах доля старшеклассников, обладающих низким социометрическим статусом, гораздо выше, чем в моноэтнических средах.

В моноэтнических группах старшеклассников с низким уровнем конфликтности несколько больше (18,1 %), чем в полиэтнических образовательных средах (13,1 %). Такая же тенденция прослеживается с процентной численностью старшеклассников, характеризующихся средним уровнем своей конфликтности: в моноэтнических группах их несколько больше (68,2 %), чем в полиэтнических группах (61,9 %). Уровень статистической значимости р < 0,05, указывая на наличие определенных различий между сравниваемыми выборками, не позволяет отмечать их устойчивость.

Согласно полученным результатам старшеклассники, обучающиеся в полиэтнических образовательных средах, проявляют больший уровень конфликтности, чем старшеклассники моноэтнических образовательных сред. Причину этому мы видим в том, что полиэтническая среда задает для старшеклассников дополнительные задачи выбора жизненных приоритетов. В отличие от старшеклассников из моноэтнических сред, перед которыми стоят задачи личностного самоутверждения, профессионального и жизненного выбора, старшеклассникам полиэтнических сред необходимо самоопределиться в собственной этнической среде, соотнести свои личностные, профессиональные, в целом, жизненные приоритеты с этническими установками, нормами, обычаями. При этом они выбирают позиции взаимодействия с представителями других этносов, с этнически чуждой культурой, нормами и обычаями. Трудность и разноаспектность задач, стоящих перед старшеклассниками из полиэтнических образовательных сред, рождает у них напряженность, делает их

более агрессивными и конфликтными в межличностном взаимодействии. В наибольшей степени это относится к отношениям со сверстниками, принадлежащим к другим этносам.

У старшеклассников из моно- и полиэтнических образовательных сред наблюдаются статистически достоверные различия (р < 0,01) по выраженности высокого и низкого уровней межличностного доверия. В подвыборках старшеклассников проявилось значимое превышение численности старшеклассников с высоким уровнем межличностного доверия (средняя величина - 27,0 %) над численностью старшеклассников с низким уровнем межличностного доверия (14,0 %). В подвыборках старшеклассников, обучающихся в полиэтнических средах, было установлено статистически значимое превышение численности лиц с низким уровнем межличностного доверия (27,6 %) над численностью старшеклассников с высоким уровнем межличностного доверия (13,3 %). По выборке старшеклассников, обучающихся в моноэтнической среде, средняя величина межличностного доверия составила 6,5 единиц, по выборке старшеклассников полиэтнической образовательной среды - 4,3 единиц. Полученное расхождение в величине уровня выраженности признака свидетельствует о статистически достоверных различиях его проявленности у старшеклассников в зависимости от того, в какой образовательной среде (моно- или полиэтнической) находится старшеклассник. В полиэтнической среде межличностное доверие между старшеклассниками является значительно меньше выраженным, чем у старшеклассников, обучающихся в моноэтнической образовательной среде.

В выборке старшеклассников из полиэтнической образовательной среды присутствует тенденция к преобладанию лиц с низким уровнем эмпатии. Вместе с тем, различия в уровне эмпатии оказались несколько более сглаженными. Это можно объяснить спецификой функционирования рассматриваемых феноменов. Очевидно, что эмпатия имеет больше возможностей для своего развития вне зависимости от этнонациональных особенностей окружающих старшеклассника сверстников. Доверие же базируется на знании более широкого круга обстоятельств, характеризующих субъекта потенциального взаимодействия. Соответственно, старшекласснику может оказаться легче проявлять эмпатию, чем межличностное доверие. Вместе с тем, как раз межличностное доверие оказывает наибольшее влияние на качество и интенсивность построения им межличностных отношений в образовательной среде.

В полиэтнических образовательных средах во всех подвыборках с помощью методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой было обнаружено преобладание доли старшеклассников, характеризующихся этноэгоизмом, который может выражаться или в безобидной форме или нести значительный негатив. В первом случае на первое место выходит восприятие окружающего мира через смысловую призму «мой народ». Во втором случае, старшеклассники демонстрируют достаточную напряженность в межличностных отношениях со сверстниками, принадлежащими другим этническим группам. Возможно, в доминировании данного

типа этнической идентичности заключена причина повышенной конфликтности и низкого уровня эмпатии, межличностного доверия старшеклассников, обучающихся в полиэтнических средах.

Изучение типов реагирования на конфликтную ситуацию позволило установить, что в выборках старшеклассников, обучающихся в моноэтнических средах, наиболее выраженной стратегией поведения в конфликтных ситуациях выступает сотрудничество (27,5 %). Данный тип поведения проявляется в принятии участниками конфликта такого решения, которое полностью удовлетворяет интересам обеих сторон. Высоко выраженным типом поведения в конфликтной ситуации старшеклассников моноэтнической образовательной среды является достижение компромисса (23,6 %). Поведение старшеклассников, предпочитающих данный тип поведения, проявляется в установлении соглашения между участниками конфликта. Достаточно выраженной формой поведения в конфликтной ситуации является соревнование (22,2 %). Обладание таким типом поведения в конфликтной ситуации проявляется в стремлении старшеклассников добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов партнера по межличностному взаимодействию. Последующие места в рассматриваемых выборках старшеклассников заняли приспособление (14,4 %) и избегание (12,3 %). Данные стратегии поведения в конфликтной ситуации выбирают приблизительно по у всей выборки старшеклассников, обучающихся в моноэтнической среде.

Другие предпочтения поведения в конфликтной ситуации обнаружились на выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнических средах. Вместе с тем, отметим, что в данном случае, распределение предпочитаемых типов поведения по выборке старшеклассников оказалось более равномерным. Наиболее выраженным типом поведения в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, оказалось избегание (23,8 %). Соответственно, можно говорить о том, что приблизительно % старшеклассников, в данном случае, ориентированы на то, чтобы не попасть в конфликтную ситуацию. При этом они не демонстрируют стремления к обеспечению кооперации с субъектом взаимодействия и не ориентированы на достижение в конфликтной ситуации каких-либо собственных целей. Примерно такую же долю в выборке старшеклассников полиэтнической среды составили лица, ориентированные на стратегию соревнования в конфликтной ситуации (23,1 %). Данный тип поведения, связанный со стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов партнера по межличностным отношениям, обозначился также примерно у % всех обследованных старшеклассников полиэтнической образовательной среды. Выраженной в полиэтнической образовательной среде оказалась стратегия приспособления к складывающейся ситуации. Данный тип поведения предпочли 21,6 % старшеклассников, т.е. около 1/5 всей рассматриваемой выборки. Обозначенному выбору соответствует ориентация на принесение в жертву собственных интересов ради партнера по взаимодействию. Такое поведение кардинально противоположно соперничеству в конфликтной ситуации, занявшему в данной выборке второе по распространенности место. Значительной

по набранному удельному весу в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, оказалась также стратегия сотрудничества (20,6 %). Данный тип поведения в конфликтной ситуации оказался приоритетным примерно для /5 старшеклассников рассматриваемой выборки. Это говорит о том, что достаточно значительная доля старшеклассников полиэтнической образовательной среды готовы к принятию такой альтернативы, которая бы полностью удовлетворила интересы обеих сторон по межличностным отношениям.

Наиболее выраженные различия между старшеклассниками, обучающимися в моно- и полиэтнической средах, выявились по двум типам поведения в конфликтной ситуации - по распространенности компромисса и избегания. К первому более склонны старшеклассники, обучающиеся в моноэтнической среде, ко второму -старшеклассники, обучающиеся в полиэтнической среде. На уровне тенденции проявились различия по склонности приспосабливаться к ситуации и идти в ней на сотрудничество. Первый тип поведения наиболее присущ старшеклассникам, обучающимся в полиэтнической среде; второй - старшеклассникам, обучающимся в моноэтнической среде.

Метод корреляционного анализа позволил установить различия в уровне плотности связи ряда характеристик старшеклассников, находящихся в разных типах этнических образовательных сред.

Рис. 1. Корреляционная плеяда связи характеристик старшеклассников, обучающихся в моноэтнической среде

1 - конфликтность; 2 - доверие; 3 - эмпатия; 4 - этнонигилизм; 5 - национальный фанатизм; 6 - этноизоляционизм; 7 - этническая индифферентность; 8 - позитивная этническая идентичность; 9 - этноэгоизм; 10 - соревнование; 11 - приспособление; 12 - компромисс; 13 - избегание; 14 - сотрудничество.

На выборке старшеклассников моноэтнических образовательных сред проявилось несколько тенденций, характеризующих их межличностные отношения (рис. 1): -доверие сочетается со склонностью к компромиссу;

-этнический нигилизм напрямую сочетается, с одной стороной, с конфликтностью, с другой стороны, со склонностью к компромиссу; -этнический нигилизм - с этническим фанатизмом (обратная связь); -этническая индифферентность - со склонностью старшеклассников к сотрудничеству (обратная связь); -избегание не совместимо со склонностью личности к соревнованию в конфликтной ситуации межличностного взаимодействия. В выборке старшеклассников полиэтнической образовательной среды наиболее информативной оказалась позитивная этническая идентичность личности. С ней проявилось наибольшее количество статистически значимых связей других параметров личности и ее поведения. Достаточно информативными явились также такие характеристики личности старшеклассников как эмпатии и этноизоляцио-

обучающихся в полиэтнической среде

1 - конфликтность; 2 - доверие; 3 - эмпатия; 4 - этнонигилизм; 5 - национальный фанатизм; 6 - этноизоляционизм; 7 - этническая индифферентность; 8 - позитивная этническая идентичность; 9 - этноэгоизм; 10 - соревнование; 11 - приспособление; 12 - компромисс; 13 - избегание; 14 - сотрудничество.

На выборке старшеклассников полиэтнической образовательной среды установлены следующие взаимосвязи:

-между позитивной этнической идентичности и склонности к сотрудничеству (прямая связь), а также склонности к этноизоляционизму и конфликтности (обратная связь);

-эмпатией и склонностью личности старшеклассников к сотрудничеству (прямая

связь) и этноизоляционизму (обратная связь); -межличностным доверием и склонностью к приспособлению (прямая связь); -компромиссом и избеганием (обратная связь). В целом, в выборке старшеклассников, обучающихся в полиэтнической среде, по сравнению со старшеклассниками из моноэтнической среды, обнаружилось больше статистически значимых связей между личностными и поведенческими особенностями. Развитие межличностного взаимодействия старшеклассников в полиэтнической среде должно опираться на развитие наиболее значимых характеристик их личности и поведения в рассматриваемом контексте: позитивной этнической идентичности, эмпатии, межличностного доверия и навыков построения межличностного взаимодействия.

При организации формирующего эксперимента мы опирались на результаты, полученные по итогам констатирующего эксперимента. Целью данного этапа выступило изучение психологических условий развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде. Для достижения поставленной цели развития межличностных отношений старшеклассников в полиэтнической образовательной среде нами была разработана одноименная комплексная программа, включающая три направления деятельности: просветительское, развивающее и обучающее.

Просветительское направление программы предусматривало расширение их представлений о разнообразии психического склада и поведения субъектов этнического пространства. Для этого был разработан познавательный спецкурс «Мы разные, но мы похожие», дающий начальные представления в сфере этнической психологии.

Развивающее направление программы предусматривало создание условий для укрепления их этнической идентичности, включая ее когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Для реализации данного направления был разработан практический курс «Мой этнос в многоцветье культур».

Обучающее направление программы было направлено на формирование практических умений выстраивать межличностные отношения с позиций эмпатии и доверия, осуществлять выбор позитивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций в отношениях со сверстниками вне зависимости от их принадлежности к какому-либо этносу. Для реализации данного направления программы был разработан тренинг коммуникативной успешности, позволяющий обучить старшеклассников соответствующим умениям выстраивать межличностные отношения.

В качестве контрольных показателей эффективности программы развития межличностных отношений старшеклассников выступили такие параметры рассматриваемых межличностных отношений как частота, длительность и модальность.

Оценка проводилась до (констатирующий срез) и после (контрольный срез) формирующей части работы. -на предусматривала:

1) самооценку старшеклассниками своих межличностных отношений;

2) их экспертную оценку со стороны педагогов и психологов, имеющих возможность наблюдать за поведением старшеклассников в различных коммуникативных ситуациях.

Участие эмпирической выборки в формирующей программе продолжалось в течение учебного года. По ее завершении был проведен контрольный срез -установление параметров, характеризующих межличностные отношения старшеклассников экспериментальной и контрольной выборок.

Сопоставление уровней оценки параметров межличностных отношений старшеклассников, полученных на этапе констатирующего и контрольного срезов, позволило выявить рост их значений (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика средних параметров межличностных отношений экспериментальной выборки по двум срезам

Срез Самооценка Экспертная оценка Среднее

Частота Длител. Модал. Частота Длител. Модальн.

Конст. 3,6 2,9 4,6 3,4 2,7 4,7 3,05

Контр. 4,8 5,1 7,4 5,2 4,6 7,9 5,03

Р< 0,05 0,01 0,01 0,05 0,05 0,01

Согласно полученным результатам, наибольший «прирост» в характеристиках межличностных отношений старшеклассников произошел по параметру «модальность». Данные изменения в качестве наиболее значимых отметили и сами старшеклассники, и эксперты, оценивающие их взаимоотношения. Дополнительная качественная оценка произошедших изменений сводится к тому, что отношения со сверстниками старшеклассников поликультурной образовательной среды стали более теплыми, дружескими, позитивными. Стало проявляться больше взаимопонимания, готовности помочь, оказать содействие, как по учебным вопросам, так и по вопросам, не связанным с учебной деятельностью.

Наши собственные наблюдения также позволили подтвердить, что в классах произошло значительное улучшение социально-психологического микроклимата. Совместная деятельность старшеклассников вышла за пределы до этого достаточно узкого круга сверстников. -ни стали проявлять больше активности во взаимоотношениях со сверстниками, принадлежащими другим этносам. Ими стали с большей готовностью поддерживаться совместные мероприятия с ними.

Изменения по параметру «длительность» немного упали, т.е. без вмешательства психолога произошло, хотя и незначительное, но снижение длительности межличностного взаимодействия старшеклассников полиэтнической образовательной среды.

www.pro.rsu.ru

Итак, проведение формирующего эксперимента позволило установить, что развитие позитивных межличностных отношений старшеклассников поликультурной образовательной среды само по себе недостаточно и требует квалифицированного вмешательства со стороны психолога. Старшеклассников, испытывающих трудности в отношениях со сверстниками других этносов, необходимо вовлекать в участие в специально организованную программу, нацеленную на их развитие. Такое развитие межличностных отношений должно быть комплексным по своему содержанию и включать в себя три базовых блока: развитие представлений старшеклассников о разнообразии психического склада и поведения субъектов этнического пространства, их этнической идентичности, а также умений выступать в межличностных отношениях с позиций эмпатии и доверия, выбирать позитивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Литература

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

2. Дубов И.Г., Смирнов Л.М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками // Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 30-36.

3. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассников. - М., 1989.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. -М., 1995.

5. Налчаджян А.А. Этнопсихология. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 381 с.

6. Психологический словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

7. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.