Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / китайский язык / XX век / literature / Chinese language / XX century

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Илмурадова М., Аллагулыев А.

Подъем национально-освободительного движения в Китае 20 века привел к огромным изменениям в литературе. Но старая китайская письменность мешает созданию нового содержания в литературе, и эпоха требует полностью пересмотренной письменности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHINESE LITERATURE OF THE XX CENTURY

The rise of the national liberation movement in 20th century China brought about enormous changes in literature. But the old Chinese script prevents the creation of new content in literature, and the era requires a completely revised script.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА»

УДК 82

Илмурадова М.

преподаватель

Туркменский государственный университет имени Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)

Аллагулыев А.

преподаватель

Туркменский государственный университет имени Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Аннотация: подъем национально-освободительного движения в Китае 20 века привел к огромным изменениям в литературе. Но старая китайская письменность мешает созданию нового содержания в литературе, и эпоха требует полностью пересмотренной письменности.

Ключевые слова: литература, китайский язык, XX век.

Подъем национально-освободительного движения в Китае 20 века привел к огромным изменениям в литературе. Но старая китайская письменность мешает созданию нового содержания в литературе, и эпоха требует полностью пересмотренной письменности. Таким образом, создается новая письменность ( ЙЙ-байхуа) вместо прежней древней письменности, то есть письменности разговорного языка (с помощью прежних иероглифов, то есть старой китайской письменности (з£~э-вэнь янь)). Эта революция происходит в 1917-1920 годах. Профессора Ху Ши (¡УШ — Ху Ши) и Чэнь Ду Сю (ШШМ — Чей Ду Сю) основали журнал «Молодежь Нового Века» (ШеГ^ё — Синь Цин нянь). С 1918

года в этом журнале печатаются литературные произведения, написанные на простонародном языке.

Один из самых известных китайских писателей Лу Синь - Ьи Хип, 1881-1936) написал "Дневник сумасшедшего" А Н "Й - kllang геп пц) в 1918 году. Он был впервые опубликован в этом журнале. Несколько лет спустя Лу Синь опубликовал свой роман «Правдивая история А-кю» (И01Е № - q гЬег^ гИиап), оказавший большое влияние на современную литературу. Герой этой истории - А-кю, бедный, но безобидный мопс, которого жители деревни игнорируют и воспринимают его слабость и унижение как личный успех в жизни. В конце концов, даже когда его приговаривают к смертной казни, он ни перед кем не поворачивает шею.

За короткий срок новое литературное движение охватило страну. Начиная с 1920 г. новый язык преподавался как специальный предмет в школах, что привело к развитию новой литературы. Возникающая литература настолько радикально отличалась от более ранней классической литературы, что более ранние произведения стали переводиться на вновь созданный китайский язык. Первый сборник стихов, написанных на новом языке («Поэтические повадки»), вышел в 1920 году. Новая письменность, позволившая записывать художественные слова на языке народа, породила глубокий интерес к «истинно народным» произведениям — легендам, сказкам. Произведения народного творчества, написанные на языке народа через специально созданные группы, издаются в виде сборников.

Хотя изменения в языке открыли путь для проникновения китайской иностранной литературы, за исключением Бинь Синя, который создал новую литературную форму детской литературы, ни один известный автор или произведение еще не выступили с тем, чтобы открыть новые горизонты своим собственным творчеством. Развитие новой китайской литературы начинается в 1922-1923 гг. Большинство китайских писателей переводят различные литературные произведения из богатых литературных источников Европы, Америки и Японии, чтобы попрактиковаться в переводе. Такие направления, как

импрессионизм, декаданс, натурализм, реализм и экспрессионизм, в равной степени находят своих сторонников и почитателей. Большинство новых печатаемых книг пишутся не справа налево и сверху вниз, как иероглифы писались тысячи лет, а пишутся слева направо, как в европейской письменности, с использованием слоговых иероглифов (в древнекитайском языке не было слогового письма).

В 30-х годах 20 века начинает бурно развиваться повествовательная форма литературы. В 1928 году Мао Дунь - Мао Дунь) (настоящее имя Шэнь Яньбин - ШШйК - Шэнь Яньбин) (1896-1981) (Член Союза китайских писателей) "Затмение Луны", первый крупный роман в новый дух литературы.» (Л «Й - юэ ши) (1927-1928) выходит в свет трилогия. Роман писателя «Полночь» уе), опубликованный в 1932 году, является большим событием в истории китайских рассказов. Бинь Синь (ШШШ- Се Ван Ин, настоящее имя, - Бин Синь, литературное прозвище, означающее «холодное сердце» на туркменском языке), один из крупнейших романистов того времени, создал две трилогии о новом поколении китайской интеллигенции. . Знаменитый романист Лао Шэ (^ & - Лао шэ) (1899-1966) написал свой знаменитый роман "Рикша" ОтхЁ^-р -луо туо сянцзы, ^^ - ян че) в 1938 году.

Среди других известных романистов этого периода Чжан Тянь И (^^Щ — Чжан Тянь И), Лао Шэ, Дин Линь (ШШЙ. — цзян бин чжи, настоящее имя, ТФ — Дин лин, литературное прозвище, второй лауреат Сталинской премии), горы известны. Позже в этот период стали появляться и первые произведения о рабочем классе. Победа Народной революции в 1949 году и появление новой Китайской Народной Республики оказали большое влияние на литературный мир. В начале 1950-х годов увеличилось количество произведений, написанных на военную тему. В этот период Ма Фэн (й— Фэн Цзи Цай, китайский писатель, публицист, художник, каллиграф) и Си Чжу (ЙЭД — Си Жун) написали «Повесть о герое гор Лу Лян» (и Ш^Ш —Люй лян). ут{рсюов).2Ьиап)

(1946), Кун Сюй (ИМ - Kong jue) и Юань Цзинь (ЖШ - Yuan jing) (1949) "О новых героях" (IffJL- xin er nu ying xiong zliuan) Рассказ стал очень популярным, и эти произведения даже были переведены на русский язык. Позднее произведения, написанные в этом военно-литературном стиле, стали европеизироваться. К таким работам относятся «Гробница живых» (Й А-^п — huoren tang) Чей Дэнкэ ДО 194 — Chen Deng ke) (1950) и «Дети реки Хуайхэ» ( — Huaihe bian shang de).) (1953) и роман Ду Пэн Чэна (ШШМ - Dn Peng cheng) "Битва за Янь-ань" (М^^Й - Yan zhizhan) (1954). В 1960-х годах Jlo Гуан-Бин (^Г^ХЙ; - Луо Гуан бинь) и Йен И-Иен (Ш^.Ц - Ян И янь) опубликовали роман "Алая" - Хун Янь), а также У Хань (Л^ - У Хань)

публикуются исторические сценические произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Paul Clark. The Chinese Cultural Revolution: A History. (Cambridge University Press, 2008; ISBN 9780521875158).

2. Barbara Mittler. A Continuous Revolution: Making Sense of Cultural Revolution Culture. (Cambridge, MA: Harvard University Asia Center, Harvard East Asian Monographs, 2012

3. Liu, James J.Y. (1962). The Art of Chinese Poetry. Chicago: Univ. Of Chicago Press. ISBN 0-226-48687-7.

Ilmyradova М.

Magtymguly Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)

Allagulyyev A.

Magtymguly Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHINESE LITERATURE OF THE XX CENTURY

Abstract: the rise of the national liberation movement in 20th century China brought about enormous changes in literature. But the old Chinese script prevents the creation of new content in literature, and the era requires a completely revised script.

Keywords: literature, Chinese language, XX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.