УДК 338.2: 339.137.2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Веретёхин Андрей Васильевич,
кандидат экономических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Боюрова Анна Алексеевна, студентка
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития издательств России в современных условиях, характеризующихся монополизацией отрасли, а также проявлением тренда на цифровизацию издательских процессов и рынка, который особенно усилился в постпандемийный период. Приведены статистические данные о показателях работы некоторых субъектов отрасли.
Ключевые слова: развитие бизнеса, книжный рынок, управление, продажи, издатели, автор, интернет-пространство, проект.
Annotation. The article considers the peculiarities of the development of publishing houses in Russia under current conditions characterized by the monopolization of the industry, as well as by the manifestation of the trend towards digitalization of the market, which has especially intensified in the post-pandemic period. Statistical data on the performance of some subjects of the industry are given.
Key words: business development, book market, management, sales, publishers, author, internet space, project.
Постановка проблемы. Современные издательства подвержены воздействию различных факторов, формирующих как благоприятные, так и негативные условия ведения издательского бизнеса. Книжный рынок всё больше имеет черты рынка монополистической конкуренции, которая привносит некую специфику в развитие издательств. Борьба компаний за выживание обуславливает внедрение ими достижений научно-технического прогресса и стремление производителей занять более выгодное, чем у соперника, положение в интернет-пространстве.
Целью статьи является рассмотрение основных особенностей развития российских издательств в современных условиях.
Изложение основного материала. В настоящее время российская книжная индустрия интенсивно монополизируется, а торговля все активнее переходит в онлайн. Тем самым усиливается конкурентная борьба на рынке.
Следует отметить, что электронная среда позволяет сократить логистические, трудовые и другие издержки компаний, поэтому в наше время информационные технологии прочно занимают свои лидирующие позиции в создании новых проектов [3, С. 28]. Кроме того, пандемия упрочила цифровую направленность развития бизнеса.
На фоне снижающихся продаж наиболее стабильные показатели оказались у тех, кто перешёл в дистанционный формат работы. Самый лучший результат в сложнейший из периодов (апрель-июнь 2020 г.) показало издательство «Просвещение», увеличив объемы продаж на 49% [4, С. 88].
Успех в такой непростой ситуации был вызван запуском нескольких проектов. Издательство «Просвещения» и корпорация «Российский учебник» открыли бесплатный доступ ко всем учебникам из федерального перечня рекомендуемых изданий. Школьники и учителя могут воспользоваться учебной литературой на сайте издательства или найти издание на площадке его интернет-партнёра («Яндекс.Учебник», «Учи.ру», портал
«Образовариум»). Не менее важным событием в деятельности компании стало создание интерактивной рабочей тетради Skymart [2, С. 19].
Учитывая важность образования подрастающего поколения, в Министерстве просвещения Российской Федерации было принято решение о поддержке организованного издательством «Просвещение» проекта «Родительский университет: PRO-Родители». Данная живая экосистема позволяет объединять материалы, которые помогают родителям и учителям найти ответы на вопросы по воспитанию и обучению детей. Дополнительно в апреле 2020 г. в помощь обучающимся был создан ресурс под названием «Моя школа в online» [2, С. 15].
Приведенные примеры наглядно демонстрируют развитие издательства на основе творческого применения в управлении логистического правила «семи Н» (англ. «seven R-s»), заключающегося в необходимости обеспечения:
- нужной продукцией (англ. Right product);
- в должном качестве (англ. Right quality);
- в правильном количестве (англ. Right quantity);
- в установленное время (англ. Right time);
- в нужном месте (англ. Right place);
- конкретного потребителя (англ. Right customer);
- с оптимальными затратами (англ. Right cost).
Так, издательство «Просвещение» расширило свои возможности и осуществило развитие за счет реализации на практике хорошо зарекомендовавшего себя в рыночных отношениях подхода: «Кто вовремя первым предложит потребителю нужный товар в нужном месте - у того этот товар быстрее и купят». При этом было продемонстрировано, что от умения издателей оперативно реагировать на изменения рынка и предпочтения читателей зависит их дальнейшая судьба и развитие отрасли.
В книгоиздании, чтобы произвести нужный товар, необходимо найти «нужного» автора. Сегодня издатели стараются не только первыми издать книгу известного писателя, но и первыми получить право на публикацию перевода иностранного издания.
Для привлечения внимания молодых и талантливых авторов издатели, как правило, указывают свои преимущества и нередко предлагают дополнительные услуги. Например, «Эксмо» акцентирует внимание на сроках рассмотрения рукописи, которые составляют не более 3 месяцев, а также осуществляет размещение в электронном каталоге Eksmo Digital. Предприятие «Миф» подчёркивает исполнение уникального оформления издания и гарантирует его продвижение. Однако при этом компания диктует свои правила отбора: полезность и многоидейность книги, отсутствие избыточных и не отвечающих цели издания данных, объём не более 300 страниц.
Следовательно, каждый автор может подобрать себе подходящую компанию и выпустить тираж, учитывая при этом требования и возможности издательства. Если же автор не готов искать предприятие для публикации рукописи или оплачивать услуги литагента, то он может обратиться к новой модели книгоиздания, такой как печать по технологии «print-on-demand».
Компания «Издательские решения» (платформа Ridero) предлагает авторам бесплатно сверстать книгу, конвертировать её в удобный для электронных приложений формат с последующей публикацией в издательской системе Ридеро. Кроме того, компания сотрудничает с такими магазинами, как «ЛитРес», «Amazon», «Ozon», «Bookmate», а также имеет свою платформу «Ridero». В Интернете можно найти несколько подробных отзывов о недостатках Ridero. В частности, отмечается необходимость доплаты за редактуру и корректуру текста, а также отсутствие возможности обработки цветных графических объектов и поддержка только чёрно-белых иллюстраций. Некоторые авторы, разочаровавшись в услугах компании «Издательские решения», снова попадают на перепутье и, как правило, выбирают один из вариантов: либо издают электронную книгу на «ЛитРес», либо всё-таки обращаются к книжным издательствам, которые осуществляют все издательские процессы в комплексе.
Анализируя опыт лидеров рынка, можно заметить, что управление издательским предприятием основывается на построении партнёрских отношений не только с участниками логистических процессов, но и даже конкурентами. Ординарцев И.И. выделяет такие выгоды консолидации издательств, приводящие к снижению издержек
производства: объединение сбытовых сетей; расширение товарной линии; усиление региональных брендов; объединение производственных отделов [5, С. 80].
На сегодняшний день в России одной из наиболее популярных книготорговых сетей является объединённая розничная сеть «Читай-город - Буквоед». В период с 2011 г. по 2021 г. она увеличилась на 31% с 966 до 1263 магазинов. Такое стремительное развитие привело к росту продаж в регионах и узнаваемости бренда даже в самых отдалённых уголках страны. Однако, несмотря на определенную успешность работы книготорговой сети, с 2020 г. отмечается падение продаж книг и сопутствующей продукции. Кроме того, в настоящее время на книжные издания приходится меньше половины ее продаж. Напротив, издательская группа «Эксмо-АСТ» активно развивает производство. Ее собственные издания составляют 50-60% в продаваемой компанией продукции. Дополнительно, в целях развития президент группы выкупил основную долю акций сети «Читай-город - Буквоед» [1, С. 18]. Из данного факта следует, что у «Эксмо-АСТ» в ближайшем будущем появится единый мощный логистический центр, а значит, реализация новых проектов должна быть эффективнее.
На примере консолидации сил сети «Читай-город - Буквоед» и издательского холдинга «Эксмо-АСТ» можно сделать вывод о том, что при правильной расстановке сил и приоритетов можно добиться успехов в развитии даже в условиях кризиса.
Конкурентами традиционной розничной книготорговли выступают интернет-магазины и их дисконтные программы, которые они предлагают своим клиентам. На протяжении нескольких лет в торговле сохраняется отрицательная динамика выручки в несетевой книжной рознице. Виной этой тенденции стало усиление «оттока» читателей в интернет-каналы книготорговли, а также рост популярности электронных книг.
Следует отметить, что в 2021 г. для российских издателей самым большим каналом дистрибуции была продажа книг онлайн. Обороты существенно выросли на электронных площадках «Ozon» и Wildberries. Причем на маркетплейс последней приходилось почти 1/10 всей книжной розничной торговли в РФ.
Среди факторов, отрицательно влияющих на развитие издательской деятельности, выделяется кризис в полиграфии. Кроме того, электронное книгоиздание терпит миллиардные убытки из-за книжных «пиратов». Как результат, деньги, которые могут быть гонораром начинающему автору, уходят безвозвратно в теневой рынок, принося колоссальный ущерб индустрии. На протяжении длительного периода совместными усилиями издатели пытаются искоренить «пиратство». В 2013 г. была создана Ассоциация по защите авторских прав в Интернете (АЗАПИ). В нее вступили ведущие производители, такие как: «АСТ», «Эксмо», «Азбука-Аттикус», «Рипол классик», «Манн, Иванов и Фербер», «Аудиокнига», «Дрофа» и др. АЗАПИ активно работает в направлении предотвращения неправомерных действий по отношению к авторам и издательствам. Деятельность ассоциации против нелегальных ресурсов достаточно успешна. Только за первый год работы АЗАПИ самостоятельно закрылись 27 сайтов, 10 сменили регистрацию, 30 стали партнёрами, более 120 (включая некогда пиратские библиотеки «Флибуста» и «Либрусек») начали сотрудничество с правообладателями [6, С. 87].
Выводы. Таким образом, выполненные исследования показали направленность развития современного издательского бизнеса на монополизацию. Важным трендом современности является также динамичная трансформация книжной торговли, сопряженная с активным переходом целых сегментов коммерции в онлайн. Издательства осваивают новые виды услуг и предоставляют авторам расширенные дополнительные возможности по производству и исполнению заказа, а читателям - по использованию продукции. В настоящее время интенсивно развиваются электронные издательские платформы, и усиливается борьба с нелегальными ресурсами, отрицательно влияющими на книгоиздание.
Список литературы:
1. Каткова, Т. В. Особенности стратегии долгосрочного развития книготорговой розничной сети «Читай-город - Буквоед» на российском рынке книжной торговли / Т.В. Каткова, Д.Х. Сабанчиева, К.А. Кайбушева // Colloquium-journal. - 2020. - № 2-11(54). - С. 18-20.
2. Книжные итоги 2020: возвращение к истокам профессии // Книжная индустрия. -2021. - № 1. - С. 12-25.
3. Лымарь, Е.Н. Анализ особенностей и путей развития монополистической конкуренции в российской экономике / Е.Н. Лымарь // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 28(209). - С. 27-32.
4. Мониторинг состояния московского книжного рынка. - М.: Российский книжный союз, 2020. - 210 с.
5. Ординарцев, И.И. Анализ стратегий развития книгоиздания в России / И.И. Ординарцев // Управленческое консультирование. - 2016. - № 8(92). - С. 76-82.
6. Цыкина, Е.В. Электронное пиратство и современная книгоиздательская система России / Е.В. Цыкина // Библиосфера. - 2016. - № 2. - С. 83-90.
УДК 339.138
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ АГРОПРОДУКЦИИ НА
МЕДИАРЫНКЕ КРЫМА
Вовк Екатерина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Бакаев Никита Сергеевич, студент
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В данной статье рассматривается интернет-маркетинг как основа для продвижения агропродукции на медиарынке Крыма. Проанализированы и исследованы интернет-маркетинг, конъюнктура по АПК Крыма.
Ключевые слова: интернет-маркетинг, продвижение агроподукции.
Annotation. This article discusses Internet marketing as a basis for promoting agricultural products in the Crimean media market. Analyzed and researched Internet marketing, conjuncture in the agro-industrial complex of Crimea.
Key words: Internet marketing, promotion of agricultural products.
Постановка проблемы. Маркетинг в каждой сфере деятельности имеет свой инструментарий. В сфере агропромышленного комплекса интернет-маркетинг используется менее активно, но на данный момент появилась возможность применения более широкого инструментария в данной сфере. Производительность и эконмическая успешность АПК влияет на качество жизни населения. Данная сфера стратегически важна для государства и населения, но при этом обладает особенностями.
Здесь можно выделить три конкретные цели:
- анализ уже используемого инструментария АПК на примере республики Крым;
- выделение нового инструментария интернет-маркетинга для АПК Крыма;
- определить преимущества развития для АПК на медиарынке Крыма.
Интернет-маркетинг, реализованный на медиарынке Крыма, содержит в себе
определенные инструменты, которые помогают увеличить сбывание продукции. Потребители являются основным объектом медиамаркетинга, поскольку производитель получает возможность влиять на аудиторию посредством интернет-маркетинга.
Важно отметить, что увеличение дохода при помощи выбранного способа продвижения, напрямую зависит от успешности сбыта и популярности продукции.
Изложение основного материала. В условиях современной конъюнктуры сфера агропромышленного комплекса получила возможность к развитию на внутреннем рынке,