ЖУРНАЛИСТИКА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСПАНСКОЙ ПРЕССЫ
НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ СТОЛЕТИЙ
И.Б. Болдырева
Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются особенности развития испанской прессы на рубеже XIX—XX вв.
Ключевые слова: «катастрофа 1898 г.», «поколение 1898 года», коммерциализация печати, «газета-предприятие», «АВС», литературные кафе, испанская пресса рубежа веков.
Пресса конца XIX — начала ХХ в., одно из явлений многогранного великолепия «серебряного века» испанской культуры, во многом превосходила другие направления общественно-политической жизни страны: блистательному мыслительному и литературному аспектам публицистика данного периода была обязана перу литераторов и интеллектуалов, творивших в эту эпоху. Несмотря на все изменения в политической жизни Испании — социальные противоречия времен правления Альфонсо XIII, диктатура Примо де Риверы и установление Второй Республики, — национальная пресса конца XIX в. — начала ХХ в. продолжала развиваться вплоть до гражданской войны и последовавшим за ней установлением тоталитарного режима Франко.
К 1898 г. испанская, по большей части мадридская, пресса достигла довольно высокого уровня развития. С середины XIX в., благодаря инновациям в области печатного дела внешний облик периодических изданий постепенно меняется, структура газет становится более четкой и привлекательной для читателей: использование новых шрифтов сделало возможным варьирование количества столбцов на одном печатном листе от одного до четырех, гравюры постепенно сменялись фотографиями, улучшалось качество краски и бумаги. Так, газета «Е1 !трагс1а1» («Беспристрастный»), использовавшая с 1867 г. печатные машины французского производства, в целях улучшения качества печати перешла на плоскопечатные и ротационные машины, а в начале ХХ в. ввела в эксплуатацию строкоотливную машину (линотип), изобретенную в 1884 г. американским инженером
Оттмаром Мергенталером. Кроме того, в Испании развивается инфраструктура, напрямую связанная с распространением периодических изданий: железнодорожное сообщение, а в ХХ в. — телеграф и телефон.
Помимо внешних изменений испанская пресса рубежа столетий претерпевает ряд концептуальных преобразований. Читателям предлагается широкий спектр разнообразных по тематике направлений: от изданий, специализирующихся на политической, социальной или экономической жизни, и рубрик, освящающих парламентские дебаты, до кулинарных рецептов и развлекательных страничек. Большинство газет данного периода являются общественно-политическими изданиями и зачастую посвящают свои полосы общим темам «на злобу дня»: например, газета «El Impartial» накануне «катастрофы 1898 г.» публиковала хронику военных событий на Кубе и Филиппинах, международные и национальные новости, информацию о религиозных мероприятиях в столице, информацию экономического содержания (финансы и биржа), новости юридического характера, заметки о крупных и мелких происшествиях в Мадриде, анонсы театральных представлений (опера, сарсуэла, театр и особенно кино). Таким образом, бурная жизнь испанской столицы во всех ее аспектах — политическом, экономическом, спортивном, социальном, литературном, религиозном, художественном, научном и др. — находила свое отражение на страницах многочисленных газет и журналов. Постепенно в периодической печати появляется все больше материалов рекламного содержания, доход от которых становится ощутимым дополнением к бюджету газет и журналов. Продолжают публиковаться авторские карикатуры, сатирический жанр представлен фельетонами.
Аналитические жанры журналистики, присущие партийной прессе и профсоюзам, на рубеже XIX—XX вв. постепенно теряют популярность, поскольку в данный период наиболее востребованными становятся информационные жанры: новости, интервью и репортаж. В процентном соотношении статьи информационного и развлекательного содержания последовательно вытесняют материалы образовательного и пропагандистского характера. Социальные изменения в данный период обусловливают появление так называемых «предпринимательских газет» или «газет промышленников», которые заявляли о независимости своей редакционной политики, а их издание требовало существенных денежных вливаний. Коммерциализация периодических изданий выливается в новую форму владения газетами — появляются акционерные общества.
Во второй половине XIX в. на рынке мадридской прессы появилось несколько крупных «газет-предприятий», чья популярность объяснялась заявленной ими информационной независимостью. Среди них выделялись: «Эль Импарсиаль», утренняя ежедневная газета, основанная в 1867 г. Эдуардо Гассетом-и-Артиме, дедом Хосе Оргеги-и-Гассета, имевшая либеральную направленность и наиболее высокий в XIX в. тираж; «Ла Корреспонденсиа де Испанья» (исп. «La Corre-spondencia de Espana» — «Почта Испании») — самая старая мадридская вечерняя газета, выходившая с 1859 г.; «Эральдо де Мадрид» — (исп. «Heraldo de Mad-rid» — «Вестник Мадрида») — независимое вечернее издание, выпускавшееся
с 1890 г., и «Эль Либераль» (исп. «El Liberal» — «Либерал») — утренняя республиканская газета, основанная в 1879 г.
В начале ХХ в. появляется монархическое издание консервативного толка «АВС», основанное журналистом и предпринимателем Торкуато Лука де Теной в 1903 г., превратившееся через два года из еженедельного журнала в ежедневную газету. Благодаря высокому качеству статей и большому числу именитых журналистов, публиковавшихся на ее страницах, среди которых следует отметить представителей «поколения 1898 г.»: Рамона Марию дель Валье-Инклана, Хосе Аугусто Тринидада Мартинеса Руиса (псевдоним Асорин), а также интересному графическому оформлению периодическое издание быстро становится популярным. Тираж «АВС» в первые годы существования стремительно увеличивался, и в 20-е гг. ХХ в. газета превратилась в самое крупное периодическое издание Испании, 75% тиража которого распространялось в провинциях. «АВС» — стала новым явлением в системе периодических изданий начала ХХ в.: большой объем, проверенная достоверная информация, размещение бесплатных объявлений подписчиков способствовали быстрому завоеванию популярности среди читателей. Графическое оформление также стало немаловажным фактором привлечения читательской аудитории: в 1906 г. тиражи издания резко увеличились после опубликования любительской фотографии, запечатлевшей покушение анархиста Матео Морраля на короля Испании Альфонсо XIII 31 мая 1906 г., в день его свадьбы с Викторией Еухенией.
В первый редакторский состав газеты входили: испанский писатель и публицист Синесио Дельгадо (1859—1928) (рубрики «Сплетни и рассказы» (исп. «Chismes y cuentos»), «Мой театр» (исп. «Mi teatro»), «Хроника в стихах» (исп. «Gacetilla Rimada»), «Стихотворный четверг» (исп. «Coplas del jueves») и пользовавшаяся большой популярностью рубрика «Пересуды о настоящем» (исп. «Mur-muraciones de Actualidad»)); колумнист Мануэль Трояно (1843—1914) (вел политическую рубрику); Асорин был колумнистом и «философом» издания; Антонио Мариа Кастель, Антонио Касеро, Хуан Перес де Суньига, Луис де Тапия занимались публицистической и редакторской работой. Основатель газеты Торкуато Лука де Тена критично подходил к формированию редакторского коллектива издания, зарплата сотрудников в полтора-два раза превышала ставки в других изданиях, что положительно сказывалось на качестве контента. Даже самые жестокие конкуренты издания не могли не признать высокий уровень технической и административной организации газеты «АВС», а также информативность и качество публикуемых материалов. «АВС» с первых дней своего основания стояла на позициях защиты монархии и государственности Испании. Большую часть читательской аудитории составляла состоятельная буржуазия, однако благодаря сотрудничеству с талантливыми публицистами, а также яркому графическому контенту издание привлекало читателей из других слоев общества, несмотря на различия в идеологии: около 30 тыс. экз. газеты покупали рабочие. По статистике, к 1913 г. тираж издания достиг 150 тыс. экз.
Указать точные количественные данные по тиражам периодических изданий, выходившим в свет в конце 90-х гг. XIX в., не представляется возможным, по-
скольку не существует официальных материалов за данный период: большинство архивов были уничтожены либо утеряны. Сохранившиеся официальные статистические данные за 1913, 1920 и 1927 гг. позволяют сделать вывод о том, что большинство заявленных цифр являются несколько завышенными. Тиражи периодических изданий за исключением некоторых газет национального масштаба, которые действительно достигли впечатляющих показателей («АВС» и «Ла Ван-гуардия» (исп. «La Vanguardia» — «Авангард»), в октябре 1918 г. выходили тиражом 100 тыс. экз.) увеличивались медленно по причине высокого уровня неграмотности испанцев, а также отсутствия интереса к чтению у определенной части населения страны [4. P. 169]. Подобное положение вещей в Испании сохранялось на протяжении всей первой трети ХХ в. В данном контексте становится понятно, что лишь некоторые газеты, выходившие большим тиражом, получали весомую прибыль от реализации печатной продукции: розничная цена одного экземпляра газеты составляла 5 центов, 2 из которых зарабатывал продавец, а из оставшихся 3 центов владелец-издатель должен был потратить 1,5 цента на покупку бумаги: следовательно, экономическое положение периодических изданий, которые не могли привлечь рекламодателей, оставляло желать лучшего.
Коммерческая журналистика, зародившаяся в последние годы XIX в., уже в начале ХХ в. занимает устойчивые позиции и активно включается в конкурентную борьбу за читателей и рекламодателей. Унамуно и Маэсту объявляют об окончании эпохи «евангелисткой газеты» и начале эры журналистики «фабричной системы» [2. P. 156; 7. P. 577]. Наиболее распространенной формой организации «газеты-предприятия» становится акционерное общество. Эти преобразования совпадают с начальным этапом становления массового общества в результате процесса коммерциализации, который, в свою очередь, стал причиной такого явления, как миграция и концентрация населения в городах, а следовательно, значительного повышения спроса. Барселона наряду со столицей Испании становится ярким примером новой модели общества и печати. На рубеже веков «газеты-предприятия» практически вытесняют партийную прессу, переживавшую кризис после 1989 г. (в первой половине ХХ в. лишь социалистическая партийная печать несколько укрепит свои позиции). Такие издания, как «Ла Корреспонденсия де Испанья», «Эль Импарсиаль», «Эль Либераль» и «Эральдо де Мадрид» выходят довольно большими тиражами, в то время как «Ла Эпока» (исп. «La Epoca» — «Эпоха»), «Эль Насьональ» (исп. «El Nacional» — «Национальная газета»), «Эль Паис» (исп. «El Pais» — «Страна»), «Эль Глобо» (исп. «El Globo» — «Мир»), «Эль Прогресо» (исп. «El Progreso» — «Прогресс») и др., были не в состоянии привлечь внимание широкой аудитории. Рабочая печать (социалистическая и анархистская) также не отличалась высокими издательскими показателями, несмотря на высококачественные публицистические материалы некоторых изданий [4. Р. 196].
На рубеже XIX—XX вв. основными издательскими центрами Испании были города Мадрид и Барселона. Периодику, выпускавшуюся в Мадриде, с уверенностью можно причислить к изданиям национального значения, поскольку боль-
шинство крупных столичных газет распространяли часть своего тиража в провинции: так, «Эль Дэбатэ» (исп. «El Debate» — «Дискуссия») и «Эль Соль» (исп. «El Sol» — «Солнце») считаются «наименее мадридскими» из газет, публиковавшихся в испанской столице, поскольку лишь 16 и 20% их тиража соответственно реализовывалось в Мадриде, в то время как «Эральдо де Мадрид» и «Эль Либераль» были «самыми мадридскими», поскольку в провинции практически не распространялись. Мадрид в глазах начинающих писателей и поэтов представал в качестве «идеального города», крупного культурного центра, куда необходимо было попасть тем, кто жаждал в жизни успеха. Молодые журналисты приезжали в столицу в надежде на скорый успех.
Традиционно «серебряный век» в Испании связывают с творчеством трех поколений издателей, журналистов и публицистов: «поколение 98 года», «поколение 14 года» и «поколение 27 года». Под «поколением 98 года» традиционно понимается группа испанских писателей, журналистов и поэтов, родившихся в период с 1864 г. по 1876 г., на мировоззрение которых решающее влияние оказал политический, социальный и моральный кризис, потрясший Испанию после поражения в испано-американской войне, и последующая потеря последних колоний Пуэрто-Рико, Кубы и Филиппин в 1898 г., вошедшем в историю Испании как «год национальной катастрофы». Это поражение явилось результатом глубокого экономического, социального и духовного кризиса, который переживала Испания. Внезапное осознание тяжелого положения страны, в которой ранее «никогда не заходило солнце», стимулировало напряженную работу философской и эстетической мысли испанской интеллигенции. В истории испанской культуры «поколение 1898 года» имеет особое значение: это время пересмотра критериев оценки национальной идентичности, роли классической литературной традиции, выработки новых литературных канонов и попытки реформировать язык художественной литературы [1. С. 276].
Авторство термина «поколение 98» принадлежит его представителю Асо-рину, однако с годом-индикатором журналист определился не сразу. Сначала в статье «Два поколения» («Dos generaciones»), опубликованной в «АВС» в мае 1910 г. [8], таких авторов, как Валье-Инклана, Пио Бароху, Рамиро Маэсту, Унамуно, Хасинто Бенавенте (1) и Рубена Дарио (2), Асорин причисляет к «поколению 96 года». В 1912 г. он вновь касается данной темы на страницах «АВС» в статье «Поколения писателей» («Generaciones de escritores»), изменяя год, определяющий «поколение», на 1897 г. [9]. И только в 1913 г. Асорин публикует в «АВС» серию эссе уже под названием «Поколение 1898», состоящую из четырех частей, вошедших в том же году в сборник его произведений «Классики и современники» [10; 11; 12; 13].
В первый период представители «поколения 98 года», начиная с так называемой Группы Трех (П. Бароха-и-Несси (1872—1956), Асорин (1873—1967), и Р. Маэсту (1875—1936), развернули резкую критику левого толка испанского декадентства, а также поиск путей решения проблем страны. По словам П. Барохи, их объединил протест против политиков и литераторов эпохи Реставрации (6).
Печатным изданием Группы Трех являлся журнал «Хувентуд» (исп. «Juventud» — «Молодость»), выходивший с 1 октября 1901 г. по март 1902 г. В свет вышло всего 12 номеров. Журнал претендовал на звание научного издания. Многие материалы «Хувентуд» были проникнуты неприятием и резкой критикой бурбонской Испании. В основе информационной политики издания лежала идея о преобразовании страны в соответствии с европейской моделью, что должно было способствовать преодолению культурной и индустриальной изолированности Испании, а также ее модернизации. Публицистическая деятельность Группы Трех прекратилась в конце 1903 г. — начале 1904 г., поскольку ни одна из поставленных целей, по их мнению, не была достигнута, идеологическая позиция каждого из членов группы претерпела значительные изменения, о чем можно судить по их публикациям, появившимся в последующие годы в различных периодических изданиях. Так, постепенно жесткий анархический стиль Асорина смягчается, его взгляды становятся все более консервативными. В 1904 г. выходит трилогия автобиографических романов: «Воля» (исп. «La voluntad»), «Антонио Асорин» (исп. «An-tonio Azorin») и «Признания маленького философа» (исп. «Las confesiones de un pequeno filosofo»). С 1905 г. Асорин часто публикуется в монархической газете «ABC», активно участвует в политической жизни при консервативном правительстве Антонио Мауры, где занимает высокопоставленные должности. С 1907 по 1919 гг. пять раз избирался депутатом, курировал народное образование. Асо-рин стал одним из ведущих критиков и публицистов Испании.
Кроме вышеупомянутой Группы Трех (Бароха, Асорин и Маэсту) к наиболее ярким представителям «поколения 98 года» относят писателей Мигеля де Унамуно, Энрике де Месу, Антонио Мачадо, брата Пио Барохи Рикардо, Рамона Марию Валье-Инклана и филолога Рамона Менендеса Пидаля. Некоторые исследователи включают также Висенте Бласко Ибаньеса, творчество которого все же ближе к натурализму, а также драматурга Хасинто Бенавенте. Большинство испанских исследователей не относят к «поколению 98 года» выдающегося испанского философа и публициста Хосе Ортегу-и-Гассета, которого почти единогласно признают центральной фигурой «поколения 1914 года» (3).
Коммерциализация журналистики, постепенный отход от аналитических жанров к информационным способствовали повышению профессионального уровня представителей данной деятельности, хотя пройдет еще много лет, прежде чем само общество признает журналистику достойной профессией. На рубеже веков в глазах испанских обывателей журналистика считалась необычным занятием, которому посвящали себя «пройдохи», представители богемы, любители приключений, среди которых обычным способом выяснения отношений являлась дуэль (5). При этом для тех, кто желал преуспеть в политике, газеты представляли собой незаменимое средство обнародования разработанной программы и целей. По словам Маэсту, в конце XIX в. из двухсот писателей, работавших в мадридских газетах и журналах, лишь единицы сделали журналистику делом своей жизни. Действительно, такие яркие литераторы и публицисты, как Асорин, Маэсту, Бароха, Ортега-и-Гассет и Унамуно, нашли свое место в журналистике,
снискали любовь и уважение читателей, однако большая часть начинающих «журналистов на ногах» проводили дни на улицах Мадрида в погоне за новостями и получали за свою работу сущие гроши. Молодые журналисты, у которых еще нет имени, с удовольствием публикуются в различных газетах, которые почти им не платят, но набравшись опыта, кое-кто из «молодежи» допускается к работе в крупных изданиях. В начале ХХ в. публиковаться в «Эль Импарсиаль», а затем в «АВС» и «Эль Соль» означает «посвящение в истинные журналисты». Работа в периодических изданиях приносила молодым журналистам и именитым уже публицистам не только заработок, но и возможность «приблизиться» к испанскому читателю, которые с большей охотой покупали газеты, чем книги.
Публицистика и литература в Испании на рубеже XIX—XX вв. — понятия неразделимые, благодаря чему испанская пресса отвечала высоким интеллектуальным требованиям. Однако порой находились и противники такого положения вещей: так, испанский политик Алехандро Лерроукс (4) оценивал журналистский труд крайне низко: «Журналистика обычно становится пристанищем потерпевших крах в литературе, госпиталем для инвалидов других профессий или дорогой, по которой разнузданно шагают политические амбиции» [6. Р. 44]. Работа литераторов в периодических изданиях приветствовалась или осуждалась, но и противники, и сторонники данного феномена сходились во мнении: это явление существует и его остается только принять. Необходимо подчеркнуть, что в данный период более продуктивной сферой работы писателей и публицистов являются именно газеты, а не книги, поскольку очевидным являлся тот факт, что пресса была единственным способом заявить о себе и получить возможность осуществлять эффективную публицистическую деятельность, поскольку в Испании существовал, по словам Унамуно, «страх перед книгой», а также проблема недоступности и элитарности высшего образования [5. Р. 158].
Процесс модернизации прессы поставил вопрос об актуальности и точности информации. Решением данной проблемы стало использование услуг информационных агентств. В 1865 г. мадридский корреспондент «Диарио де Барселона» Нило Мария Фабра (1843—1903) создает организацию «Корреспондентский центр», которая в 1870 г. подписывает договор с французским агентством новостей «Гавас» (фр. «Науа8»), согласно которому «Корреспондентский центр» получает права на распространение на территории Испании международных новостей французского информационного агентства. С этого момента испанские газеты получили доступ к большим объемам качественной информации международного уровня, хотя и весьма однообразной: для всех периодических изданий работал лишь один источник — вышеупомянутое агентство, своих же корреспондентов за рубежом у испанских газет не было, за редким исключением (в 1905 г. Маэ-сту был командирован газетой «Ла Корреспонденсиа де Испанья» в Лондон).
После 1898 г. мадридская пресса переживает период дезориентации по причине резкой потери доверия к периодическим изданиям со стороны читателей и рекламодателей. Кризис, постигший крупнейшие издания Мадрида, имел несколько объективных причин. Во-первых, в период до 1898 г. неподдельный ин-
терес читательской аудитории к военному конфликту на Кубе и к войне с США стал причиной резкого повышения тиражей крупных изданий, которое сменилось естественным спадом после окончания конфликта. Во-вторых, мадридские газеты вынуждены были вступить в конкурентную борьбу с активно развивающейся провинциальной прессой. Данный кризис для мадридской прессы был временным явлением. Однако два крупных издания второй половины XIX в. — «Ла Коррес-понденсия де Испанья» и «Эль Импарсиаль» — не смогут набрать былую высоту, их падение будет долгим, но неизбежным [6. P. 69—70].
«Эль Импарсиаль» — крупнейшая ежедневная газета времен Регентства, основанная Эдурадо Гассетом-и-Артиме в 1867 г., наряду с другими мадридскими изданиями потеряла свой престиж после «катастрофы 1898». По данным Мануэля Ортеги-и-Гассета, после 1898 г. тираж газеты снизился на 40% [3. P. 167]. Несмотря на то, что в первые годы своего существования газета придерживалась идеологии прогрессистов, в 1897 г. информационная политика издания начинает формироваться в соответствии с идеями о «ревитализации» страны испанского военного деятеля Камило Полавьехи, а затем с консервативной партией Франсиско Сивелы, назначившего в 1900 г. отца Х. Ортеги-и-Гассета главой министерства общественных работ и транспорта, вслед за этим главный редактор «Эль Импарсиаль» вновь начинает поддерживать либеральные идеи Морета. Подобные «метания» газеты способствовали падению доверия со стороны читательской аудитории и понижению престижа издания, хотя в литературных кругах «Эль Им-парсиаль» занимает все то же высокое положение благодаря своему литературному приложению «Лос Лунес дель импарсиаль» (исп. «Los lunes del Imparcial» — «Понедельники беспристрастного») Унамуно, Маэсту, Асорина, Барохи, Ортеги и др. Газета включала широкий спектр рубрик: «Война», «Наша информация», «Новости», «Политика», «Религия», «Спектакли», «Спектакли сегодня», «Вчерашний официальный биржевой курс», «Суды», «Болтовня» и т.д.
Газета «Эль Либераль» появилась в 1879 г. в результате отхода от «Эль Им-парсиаль» группы публицистов умеренной республиканской идеологии, возглавляемых Исидором Фернандесом Флорес, Мигелем Мойей и Антонио Сакристаном. Обе газеты вели между собой жесткую идеологическую полемику. В начале ХХ в. «Эль Либераль» основывает несколько периодических изданий с таким же названием в провинциях: в Севилье, Барселоне, Бильбао и Мурсии. Большинство читательской аудитории мадридского «Эль Либераль» составляли рабочие, поскольку лексический стиль газеты характеризовался ясным языком и убедительной тональностью, в издании затрагивались проблемы рабочего класса, публиковались материалы сенсационного характера. Среди рубрик «Эль Либераль» можно выделить: «Вчерашний день», «Война», «Новости», «Телеграф», «Хроника», «Полезные записки», «Чужие рассказы», «Религиозная жизнь», «Спектакли — коррида, театр, спорт и юмор», «За кулисами» и др.
В 1906 г. крупнейшие газеты второй половины XIX в. «Эль Импарсиаль», «Эль Либераль», «Эральдо де Мадрид», а также некоторые провинциальные издания и журналы объединились в трест «Издательское объединение Испании».
Жителей Мадрида конца XIX в. кроме политики интересовали такие темы, как экономика и финансы («Эль Экономиста Эспаньол» (исп. «El Economista Espanol» — «Испанский экономист»), «Ла Ревиста де Экономиа и асьенда» (исп. «La Revista de Economia y Hacienda» — «Журнал по экономике и финансам»)), а также спорт, религиозная жизнь и развлечения. В эти годы выходят в свет специализированные газеты и журналы, относящиеся к различным политическим движениям, а также к таким институтам, как армия и церковь. Среди них можно выделить католические издания «Эль мовимьенто католико» (исп. «El Movimiento Catolico» — «Католическое движение») и «Ла Ревиста католика де лас куэстьо-нес сосиалес» (исп. «La Revista Catolica de Cuestiones Sociales» — «Католический журнал о социальных проблемах»); военные издания «Ла Корреспонденсия ми-литар» (исп. «La Correspondencia Militar» — «Военная корреспонденция»), «Эль Эхерсито эспаньол» (исп. «El Ejercito Espanol» — «Испанская армия»), «Эль Коррео милитар» (исп. «El Correo Militar» — «Военная почта») и «Эральдо ми-литар» (исп. «Heraldo Militar» — «Военный вестник»). Эти военно-политические газеты, издательские традиции которых формировались на протяжении всего XIX в. были, однако, утрачены с установлением Республики.
На рубеже столетний в информационном пространстве Испании появляются антиклерикальные издания «Эль Мотин» (исп. «El Motin» — «Бунт») и «Лас До-минисиалес дель либре пенсамьенто» (исп. «Las Dominicales del Libre Pensami-ento» — «Воскресное приложение свободомыслящих»), издания крайних традиционалистов («Эль Сигло футуро» (исп. «El Siglo Futuro» — «Грядущий век»)), карлистские газеты («Эль Коррео эспаньол» (исп. «El Correo Espanol» — «Испанская почта»)), сатирические журналы («Эль Фусиль» (исп. «El Fusil» — «Ружье»)) и др.
Рабочая и социалистическая печать Испании, немногочисленная в конце XIX в., вступает в новое столетие, уверенно увеличивая тиражи, и становится ежедневной: в 1913 г. появляется газета «Эль Сосиалиста» (исп. «El Socialista» — «Социалист»), а в 1916 г. — «Солидаридад Обрера» (исп. «Solidaridad Obrera» — «Рабочая солидарность»). Целями вышеуказанных изданий была защита рабочего класса, борьба за права трудящихся, открытое противостояние буржуазии и приход к власти революционным путем.
Развивается женская печать, которая на тот момент еще далека от феминистских настроений, он освещает такие традиционные темы, как домашний очаг, мода, украшения, кухня и т.д. Наиболее яркими журналами для женщин были «Ла Мода элеганте илюстрада» (исп. «La Moda Elegante Ilustrada» — «Элегантная мода в рисунках») и «Ла Ультима мода» (исп. «La Ultima Moda» — «Последняя мода») [4. P. 200].
Подлинного расцвета в период рубежа столетий достигают журналы, посвященные литературе и культуре. Издания появляются в результате заметного повышения активности в писательской среде на фоне «катастрофы 98 года». В большинстве случаев период существования таких журналов был кратким, но при этом весьма насыщенным. Среди них выделяются журналы представителей «поколения 98 года» и модернистов, первые посвящали страницы своих изданий решению
социальных проблем переходного периода, вторых же больше занимал поиск новых эстетических форм, хотя и те, и другие выступали за отказ от всего старого и косного и искали пути обновления в идеологической и эстетической среде.
«Поколение 98 года» положило начало новой традиции, получившей распространение среди представителей интеллигенции в последующие годы: «литературные кружки» в различных кафе, где в зависимости от участников дискуссий обсуждались искусство, литература, политика. Вначале «кружки» носили спонтанный характер, а участники обсуждали насущные проблемы «на злобу дня». Время встречи специально не назначалось. Среди завсегдатаев «литературных кафе» были Рамон Мария дель Валье-Инклан, Рубен Дарио, Асорин, Унамуно, Бенавенте, Антонио и Мануэль Мачадо, Пабло Руис Пикассо, Рамиро де Маэсту и многие другие.
Литературные дискуссии и обсуждение проблем, сотрясавших Испанию на рубеже веков, переносились на страницы многочисленных журналов, издаваемых членами «кружков». Настоящего апогея публицистика данного направления достигнет в 20-е и 30-е гг., когда на арену выйдут литераторы «поколения 14 года» во главе с Хосе Ортегой-и-Гассетом, и «поколение 27 года» Однако начало данной традиции было положено ранее: почти каждый «кружок» «поколения 98 года» имел свой журнал, причем некоторые публицисты печатались в нескольких изданиях одновременно: «Дон Кихот» (исп. «Don Quijote», 1892—1902), «Вида Нуэва» (исп. «Vida Nueva» — «Новая жизнь», 1898—1900), «Ревиста ну-эва» (исп. «Revista Nueva» — «Новый журнал», 1899), «Плентитуд» (исп. «Pleni-tud» — «Цельность», 1901—1902), «Электра» (исп. «Electra», 1901), «Элиос» (исп. «Helios» — «Гелий», 1903—1904), «Альма Эспаньола» (исп. «Alma Espanola» — «Испанская душа», 1903—1905) и «Лос Элечос» (исп. «Los Helechos» — «Папоротники», 1894—1895).
Графическое оформление печатных изданий на рубеже XIX—XX вв. в результате новых технических достижений (производство новых печатных станков, внедрение фотографии, улучшение качества краски и бумаги) существенно улучшилось. Во второй половине XIX в. наиболее ярким представителем в этой области был журнал «Ла Илюстрасьон эспаньола и американа» (исп. «La Ilustracion Espanola y Americana» — «Испанская и латиноамериканская иллюстрация»), который на рубеже столетий с лидерских позиций потеснили более современные и динамичные издания: предшественник газеты «АВС» иллюстрированный журнал Торкуато Луки де Тэна «Бланко и негро» (исп. «Blanco y Negro» — «Черное и белое», 1891) и «Нуэво Мундо» (исп. «Nuevo Mundo» — «Новый мир»).
Мадридская пресса на рубеже XIX—XX вв., несмотря на некоторый спад и кратковременный кризис после «катастрофы 1898 года», представляла собой современную печать с разнообразным спектром тем, способным удовлетворить запросы широкого круга читателей на новостную, образовательную и развлекательную информацию. В Мадриде на рубеже столетий выходили издания для рабочих, которые ждали информацию о предстоявшем митинге, новостей о событиях в национальном и международном рабочем движении; для военных, приверженцев
той или иной политической партии, желавших получить быстрые сведения о настроениях своего лидера; для читателей, интересующихся спортом; для представителей интеллигенции; для женщин; для верующих и деятелей церкви, а также для обычных испанцев, искавших в ежедневной газете развлекательную рубрику.
Несмотря на высокий, по сравнению с другими европейскими странами, уровень неграмотности в Испании и временный кризис «недоверия» к прессе после «катастрофы 1898 года» количество наименований периодических изданий и их тиражи на рубеже XIX—XX вв. продолжают расти. Коммерциализация прессы способствует повышению качества выпускаемых газет и журналов с технической и профессиональной точки зрения: применяются последние «новинки» в печатной индустрии, гравюры сменяются фотографиями, к сотрудничеству привлекаются публицисты, «работа со словом» для которых становится делом всей жизни. Интеллектуально-культурный уровень испанской прессы держится на весьма высоком уровне благодаря публицистической деятельности таких видных журналистов, как Асорин, Бароха, Маэсту, Ортега-и-Гассет и др. В первом номере ежедневной газеты «Аора» (исп. «АЪога» — «Сейчас») от 16 декабря 1930 г. в статье, обращенной к читателям, говорилось: «Не будет хвастовством, если от нашего лица прозвучит утверждение, что Пресса является одним из ведущих направлений в деятельности страны. И не только в силу обеспеченности техническими средствами на уровне высшем, чем в других странах, более богатых и развитых, но и по причине достойнейшего выполнения своей миссии» [5. Р. 157].
На информационный рынок приходят общественно-политические издания «газеты-предприятия», которые быстро занимают лидирующие позиции и успешно наращивают тиражи вплоть до установления диктатуры Ф. Франко. Одним из ярких примеров такого типа печати стала монархическая газета «АВС», которая после основания в 1903 г., заняла лидирующие позиции в сфере информации Испании.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Хасинто Бенавенте-и-Мартинес (1866—1954) — испанский драматург «поколения 98 года», лауреат Нобелевской премии по литературе 1922 г. «За блестящее мастерство, продолжающее славные традиции испанской драмы».
(2) Настоящее имя Феликс Рубен Гарсия Сакраменто (1867—1916) — никарагуанский поэт, представитель модернизма, оказал большое влияние на испаноязычную поэзию ХХ в.
(3) Новесентизм («поколение 1914 года») — эстетическое направление в литературе и искусстве Испании начала ХХ в., объединявшее группу авторов между «поколением 98 года» и «поколением 27 года».
(4) Алехандро Лерроукс (1864—1949) — испанский политик, занимавший пост главы правительства в период Второй Республики (1931—1939).
(5) Рамон Мария дель Валье-Инклан (1866—1936) — испанский драматург, поэт и писатель, представитель испанского модернизма, его последние произведения близки к идеям «поколении 98 года», потерял руку в драке с доном Мануэлем Буэно в кафе «Де ла Монтанья».
(6) Реставрация династии Бурбонов в Испании — период правления королей Альфонсо XII и Альфонсо XIII (1875—1931), конец которому был положен установлением диктатуры Примо де Риверы в 1923 г. и провозглашением Второй Республики в 1931 г.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Костюкович Е.А., Тертерян И.А. «Поколение 1898 г.» и модернисты: Испанская литература // История всемирной литературы: В 8 тт. — М.: Наука, 1983—1994.
[2] Maeztu R. Hacia otra Espana. — Madrid: Rialp, 1967.
[3] Ortega y Gasset М. El Imparcial. Biografia de un periodico espanol. — Zaragoza: Libreria General, 1956.
[4] Saiz M.D. La prensa madrilena en torno a 1898 // Historia y Comunicacion Social. — Madrid, 1998. — № 3. — Р. 195—200.
[5] Seoane M.C. y Saiz M.D. Cuatro siglos de periodismo en Espana. De los avisos a los periodi-cos digitales. — Madrid: Alianza Editorial, 2007.
[6] Seoane M.C. y Saiz M.D. Historia del periodismo en Espana. El siglo XX: 1893—1936. — Madrid: Alianza Editorial, 1996.
[7] Unamuno M. La empresa periodistica» // Obras Completas. — Madrid: Escelicer, 1970. — Vol. IX.
[8] Azorin. Dos generaciones // «ABC». — Madrid, 19.05.1910. — P. 6.
[9] Azorin. Generaciones de escritores // «ABC». — Madrid, 28.06.1912. — P. 9.
[10] Azorin. La generacion de 1898 // «ABC». — Madrid, 10.02.1913. — P. 8.
[11] Azorin. La generacion de 1898 // «ABC». — Madrid, 13.02.1913. — P. 7.
[12] Azorin. La generacion de 1898 // «ABC». — Madrid, 15.02.1913. — P. 5.
[13] Azorin. La generacion de 1898 // «ABC». — Madrid, 18.02.1913. — P. 5.
FEATURES OF SPANISH JOURNALISM AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES
I.B. Boldyreva
Department of Theory and History of Journalism Russian’s People’s Friendship University
Miklucho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article studies features of Spanish journalism at the turn of XIX—XX centuries amid the industrialization of imprint after the crisis in 1898.
Key words: «the disaster in 1898», «generation of 98», industrialization of imprint, newspaper of factory system, «АВС», literary’s cafe, Spanish journalism at the turn of centuries.