Научная статья на тему 'Рождение испанской идеи: концепция «Испанидад» и национальная философская традиция Испании'

Рождение испанской идеи: концепция «Испанидад» и национальная философская традиция Испании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2231
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ "ИСПАНИДАД" / РАМИРО ДЕ МАЭСТУ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / "ПОКОЛЕНИЕ 1898 ГОДА" / ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / КАТОЛИЦИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ / CONCEPT OF HISPANIDAD / RAMIRO DE MAEZTU / INTELLECTUAL TRADITION / GENERATION OF 98 / SPANISH PHILOSOPHY / CATHOLICISM / CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ягодкин А. А.

В статье рассматриваются идейные истоки концепции «Испанидад», оформленной испанским публицистом и философом Рамиро де Маэсту. Проводится анализ основных элементов и особенностей испанской философской традиции и ключевых концептов интеллектуальной среды Испании конца XIX первой трети XX вв. Актуальной проблемой, положенной в основу данного исследования, является проблема «кризиса национальной идентичности». Она рассматривается через призму истории интеллектуалов. Статья написана в русле методологии новой интеллектуальной истории. Новизна исследования определяется ракурсом рассмотрения проблематики, а также комплексностью подхода, что делает новаторским и постановку проблемы. Кроме того, в подобном ракурсе и на данной методологической платформе указанные проблемы ранее не исследовались на испанском материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The birth of the Spanish idea: the concept of “Hispanidad" and the national philosophical tradition of Spain

The article is focused on the ideological sources of the concept Hispanidad, created by the Spanish publicist and the philosopher Ramiro de Maestu. It analyzes the basic elements and features of the Spanish philosophical tradition and main concepts of the intellectual environment of Spain at the end of XIX the first third of the 20th century. The important problem, which is been the basis for this research, is the problem of “crisis of national identity”. It is considered through a prism of history of intellectuals. The article is written from the viewpoint of methodological basis of intellectual history. The novelty of the research is defined by the chosen standpoint. In addition, the questions mentioned above have never been studied before on the Spanish material from this standpoint and on this methodological basis.

Текст научной работы на тему «Рождение испанской идеи: концепция «Испанидад» и национальная философская традиция Испании»

/

сс

Ц А.А. Ягодкин

<5

сс

Л Рождение испанской идеи: § концепция «Испанидад»

и национальная философская традиция Испании

В статье рассматриваются идейные истоки концепции «Испанидад», оформленной испанским публицистом и философом Рамиро де Маэсту. Проводится анализ основных элементов и особенностей испанской философской традиции и ключевых концептов интеллектуальной среды Испании конца XIX - первой трети XX вв. Актуальной проблемой, положенной в основу данного исследования, является проблема «кризиса национальной идентичности». Она рассматривается через призму истории интеллектуалов. Статья написана в русле методологии новой интеллектуальной истории. Новизна исследования определяется ракурсом рассмотрения проблематики, а также комплексностью подхода, что делает новаторским и постановку проблемы. Кроме того, в подобном ракурсе и на данной методологической платформе указанные проблемы ранее не исследовались на испанском материале.

Ключевые слова: концепция «Испанидад», Рамиро де Маэсту, интеллектуальная традиция, «поколение 1898 года», испанская философия, католицизм, консерватизм.

Проблема «формирования идей» является одной из актуальных проблем современной историографии, исследуемых в русле методологии интеллектуальной истории. Ведущей темой общественно-политических и философских дискуссий становится проблема «поиска национальной идентичности», которая остро встает в переходные периоды общественного развития.

В этом отношении интересен опыт Испании конца XIX - первой трети XX вв., когда государство находилось в состоянии исторического выбора. В рамках консервативного направления общественно-политической мысли в эту эпоху формируется концепция «Испанидад», которая была положена в основу идеологии авторитарного режима генералиссимуса Ф. Франко (1939-1975 гг.)

В данной статье представлен опыт анализа концепции «Испанидад» как консервативного проекта «испанской национальной идентичности». В работе ставится цель определить основные факторы и идейные истоки

■О -о ^

формирования концепции «Испанидад» на основании анализа испан- ^ 5 ^ ской интеллектуальной традиции и интеллектуальной среды Испа- ^ 2 г-с нии конца XIX - первой трети XX вв. Это позволяет понять, почему 'о з ° «Испанидад» являлся важным элементом общественно-политического § ^

О

и философского дискурса Испании. ^ е^

Главным автором концепции «Испанидад» считается Рамиро де Маэ- ^ сту, испанский католический философ и политический публицист. о В начале своего творческого пути он разделял прогрессистские идеи и был активным представителем «поколения 1898 года»1. В конце жизни в поисках решения «проблемы Испании», остро стоявшей в общественно-политическом дискурсе эпохи, де Маэсту переходит на консервативные позиции, и в годы Второй Республики (1931-1939 гг.) является видным участником правого движения.

В 1934 г. вышла в свет его книга «Защита Испанидад» [15], в которой автор представил свою концепцию в законченном виде. Идеи де Маэ-сту, высказанные в книге, это, во-первых, результат его личной духовной и интеллектуальной эволюции, во-вторых, обобщение интеллектуального опыта испанских консерваторов, а в-третьих, результат влияния интеллектуальной среды, главным фактором «напряжения» в которой был вопрос о дальнейшем историческом пути Испании. В рассматриваемый период Испания находилась в состоянии общенационального кризиса, проявившегося как в социальной, экономической и политической жизни, так и на мировоззренческом уровне.

Говоря о проблеме «испанской национальной идентичности», в первую очередь стоит обратиться к идентичности религиозной, к католицизму. Исторически он играл важную роль в испанском государственном строительстве. В период Реконкисты, реформации и контрреформации католицизм явился главной «объединяющей силой». Ю.В. Василенко возводит возникновение «испанского консерватизма», основой которого является католицизм, к воззрениям великого инквизитора Т. Торкве-мады и философа-схоласта Ф. Суареса [2].

Любопытно, что католицизм стал неотъемлемым элементом концепций многих испанских философов, причисление которых к консервативному дискурсу не всегда корректно и вызывает немало вопросов.

1 «Поколение 1898 года» - условное название разнородной по своему составу группы испанских интеллектуалов конца XIX в., остро переживавших в своем творчестве проблемы национального развития. Поколение получило такое название по трагическим событиям 1898 г., когда Испания потерпела поражение в испано-американской войне, утратив последние колонии, что означало окончательный крах былой Испанской империи. Реакцию интеллектуального сообщества на это событие, с определенной долей условности, можно считать отправной точкой поисков испанской идентичности.

о. Интересен в этом отношении феномен испанского просветителя 5 Г.М. де Ховельяноса и всего испанского просвещения в целом, которое, к как пишет В.В. Суховерхов, «переплелось с католической догматикой, Л искало компромисс между верой и знанием, где предпочтение не всегда 8 отдавалось знанию» [7, с. 7]. Так, Ховельнос искусно соединил в своей т философии концепцию бога и апологетику с неприятием схоластики. «Католический уклон» просветительских воззрений Ховельяноса позволил некоторым исследователям причислить его к традиционалистам, правда, подчеркивая «просветительскую» окраску его католицизма (например, М. Фрага Ирибарне [12, с. 12]).

Подобный пример доказывает, что отождествление или разграничение таких понятий, как «консерватизм» и «интеллектуальная традиция», на интеллектуальном поле Испании является неоднозначным. При этом очевидно, что католицизм был основополагающим элементом не только испанского консервативного дискурса, но и испанской философской традиции.

Непосредственным предтечей интерпретации католицизма в духе концепции «Испанидад» считается испанский философ и журналист Х. Доносо Кортес. Его «политическая теология», сформулированная на позднем этапе жизни и являющаяся результатом идейной эволюции (в этом отношении параллели с главным автором концепции «Испани-дад» де Маэсту очевидны), стала ответом на либеральные вызовы первой половины XIX в. и попыткой возрождения католической философии времен Суареса. «Очерк о католицизме, либерализме и социализме» Кортеса [4] стал своеобразной попыткой связи теологии и политики, осмысления политических доктрин с католических позиций.

Свой опыт интерпретации католицизма в новых политических условиях предложил и Х. Луисиано Бальмес, уникальность философии которого заключается в соединении консервативно-католической и научно-позитивистской направленности. Бальмес трактует католицизм как своеобразную мировоззренческую ось, в которой нуждается каждый человек для ориентации в собственной жизни и в отношениях с другими людьми [18, с. 286].

Католицизм и его интерпретации определили специфику испанской философии, на что указывает в своих работах Л.Е. Яковлева, выделяя иррациональное чувственное начало в мировоззрении испанцев и в их философской традиции [9]. В основе этой иррациональности лежит, безусловно, религиозное чувство, на котором и формируется идея о вере в человека, в его абсолютную свободу (интерпретация католической идеи свободы воли), и о вере в абсолютные ценности. Эти идеи звучат в «Защите Испанидад» де Маэсту.

Осмысление национальной философской традиции с позиций католи-

75

■О 2 ГЧ1

т ^ о:

к и 2

и

цизма в Испании связано с именем М. Менендеса-и-Пелайо, которого ^ 2 ^ де Маэсту на позднем этапе своей творческой биографии считал одним оз ° из главных предшественников и учителей. Как пишет О.В. Журавлёв, § ^

о

«с Менендеса-и-Пелайо ведет начало традиция воспроизведения логи- ^ е^ ки развития национальной философской мысли на основе воссозда- ^ ния наиболее полного ее социально-политического и культурно-исто- о рического контекста» [3, с. 5]. Опираясь на идеи Бальмеса и Кортеса, Менендес-и-Пелайо переносит их на испанскую почву, интерпретируя в контексте «проблемы Испании». Его творчеством была проложена дорога от католических мыслителей прошлого к идеологии испанского консерватизма 1930-х гг. и формированию франкистской идеологии. Национальной интеллектуальной традиции Испании, ее поиску и анализу посвящены два главных труда Менендеса-и-Пелайо: «Испанская наука» и «История испанских еретиков». В «Истории испанских еретиков» автор красной нитью проводит мысль о роли католицизма для национальной философии страны и национального самосознания Испании. Анализируя различные религиозные течения в испанской истории и их влияние на историческое развитие и общественно-политическую мысль, Менендес практически связывает квинтэссенцию «испанскости» с католицизмом [16]. Во многом, на этой мысли будет основано противопоставление католического «испанского гуманизма» и протестантского европейского гуманизма у де Маэсту.

В работах Менендеса-и-Пелайо явно прослеживается связь интеллектуальной и религиозной традиции. Менендес, строя, по сути, свою концепцию католической нации, утверждает, что католицизм не мешал, а, скорее, способствовал формированию и развитию испанской культуры. Такой вывод философ делает на основании сопоставления роли церкви и искусства «золотого века», которые исторически совпали с величием Испанской империи. Сопоставляя имперскую политическую мощь с влиянием церкви, философ утверждает, что именно христианство лежит в основе исторической славы и испанского величия. Третья идея Менендеса, подтверждающая предыдущие две, сводится к тому, что испанская духовность - католическая, а инакомыслие - преходяще, и потому не может сформировать философской, культурной либо научной традиции в Испании. Отсюда и делается его главный вывод, что в основе испанской научно-философской и культурной традиции лежит католицизм [6, с. 96].

Из описанного выше становится понятно, что истоки концепции «Испанидад» и ее католическая основа кроются в особенностях испанской интеллектуальной традиции и, в частности, в идеях испанского

о. традиционализма, реабилитировавшего католицизм в период нацио-5 нального кризиса и «большого спора об Испании» (термин Л.В. Поно-к марёвой [5]).

Л Истоки концепции «Испанидад» стоит искать не только в испанском 8 традиционализме, но и в испанской интеллектуальной среде конца т XIX - первой трети XX вв. Обращение к философской традиции и поиск исторического пути Испании был характерен для большинства мыслителей данной эпохи.

Поиск основ национальной идентичности испанскими интеллектуалами рубежа XIX-XX вв. связывают с реакцией на события 1898 г. В первую очередь, стоит обратить внимание на деятельность представителей «поколения 1898 года». Вопрос об идеологической ориентации поколения является спорным в историографии, некоторые исследователи сопоставляют творчество «поколения 1898 года» с испанским модернизмом, который Х.Л. Абельян называет «универсальным кризисом духа» [10].

В среде представителей этого «поколения» звучали голоса ярых европеистов, к которым стоит отнести Х. Косту и его соратников. Среди них в тот период был и де Маэсту. Идеи европеизации чуть раньше разделял и М. де Унамуно. К 1897 г. относится его работа «Об исконности», где Унамуно обращается к испанскому прошлому, на интерпретациях которого впоследствии он построит свою философскую систему. В этом же году выходит работа «Испанская идеология» А. Ганивета [14], произведшая большое впечатление на Унамуно. Ряд исследователей считают, что именно эти две работы легли в основу идейной ориентации «поколения 1898 года». Можно считать, что у «поколения» было два отца: Унамуно, ставший лидером и «старшим наставником» поколения, и Ганивет, не доживший до трагических событий декабря 1898 г., но озвучивший проблемы, осмысленные поколением. Именно Унамуно и Ганивет заложили «поколенческую» основу традиции.

Де Маэсту, являясь одним из представителей поколения, по-своему отрефлексировал события 1898 г. На позднем этапе жизни, анализируя свой интеллектуальный опыт, он отрицает «поколение» и признает причастность к его идеям ошибкой. Он подвергает критике как раннее, так и позднее творчество Унамуно, считая его «обезглавленным патриотизмом».

«Еретическими», с точки зрения испанских традиционалистов и «воинствующих католиков», от лица которых выступил со своей «Защитой Испанидад» де Маэсту, были и взгляды Ганивета. В основе «национальной идентичности» у Ганивета лежит территориальный принцип, дух территории. При этом писатель восстает против материального мира и технической отсталости Испании и призывает к возрождению духа. Болезнью, которой «страдает» Испания, мыслитель

■О -о ^

называет «безволие» и «отсутствие ведущих идей» [14]. Дает Гани- ¡25 ^ вет и свою интерпретацию католицизма. В письме к Унамуно Гани- ^ 2 вет пишет: «Испании удалось создать первоначальное христианство» 'о з ° [13, с. 161]. -I I

О

Традицию испанской философии Ганивет возводит к стоицизму ^ е^ Сенеки. Ганивет связывает его философию с первоначальной испан- ^ ской религиозностью, с испанским католицизмом [13]. В своей «Защите о Испанидад» де Маэсту использует эту идею Ганивета об истоках испанской философии. Одну из глав своей книги он назвал «Стоицизм и традиционализм». В ней де Маэсту строит свои размышления, опираясь на тезис Ганивета о возведении «истинной испанскости» к философии Сенеки [15]. Однако он дает совершенно другую интерпретацию роли стоицизма в формировании испанского духа. По-своему интерпретирует де Маэсту тезис «возрождение духа», придав ему историко-полити-ческую окраску и связывая его с возрождением испанской монархии. Можно сказать, что де Маэсту переосмысливает и критикует основные положения концепции Ганивета с правоконсервативных позиций, заменяя «территориальный дух» Ганивета религиозным духом «Испанидад».

В связи с событиями 1898 г. нередко говорят о «мифе 1898 года», который возник в общественно-политическом дискурсе Испании и способствовал осмыслению проблем «испанской национальной идентичности». Основное его содержание заключается в осознании крушения былого величия Испании [11]. В рамках интерпретации мифа испанскими интеллектуалами на повестку дня встает еще и колониальный вопрос, вопрос о духовной и культурной связи Испании с ее колониями. Он также станет одним из элементов будущей концепции «Испанидад».

«Миф» был умело использован режимом Реставрации. Одним из примеров является введение в 1918 г. праздника «День Расы», который отмечался 12 октября, в день, когда Христофором Колумбом была открыта Америка. Еще во времена Реконкисты этот день отмечался как праздник Святой девы Пилар, одной из наиболее почитаемых в Испании святых. Это историческое совпадение было искусно использовано традиционалистами, которые увидели в нем сакральный смысл, знак свыше, возлагающий на испанцев миссионерскую функцию. На этом строится сакрализация имперского прошлого Испании, один из аргументов «духовной общности» Испании и Америки, приведенный в концепции «Испанидад».

В трактовке «мифа 1898 года» де Маэсту расходился с некоторыми своими соратниками. Например, Унамуно (один из главных оппонентов позднего де Маэсту) высказался резко против новой одержимости «большой иберо-американской расы» [17]. Философ верно определял

j

fz

о. истоки этой новой концепции «иберо-американского братства», возводя t их к трактовке событий 1898 г.

к При этом духовные связи между Испанией и Латинской Америкой

Л с потерей колоний не только не были разорваны, а напротив, даже укре-8 плялись, что отражается в деятельности некоторых участников поколе-m ния. Сам Унамуно, к слову говоря, активно публиковался в Аргентине. О пребывании в Аргентине в одном из своих очерков написал Асорин1. Получив от своего коллеги по «поколению», видного прозаика XIX -начала XX вв. Р.М. дель Валье-Инклана «аргентинское письмо» и анализируя послание, Асорин указывает на особое отношение Валье-Инклана к «латиноамериканским собратьям». «Моего друга всегда заботило влияние Испании на западное полушарие», - пишет он [1, с. 457].

Очевидно, что в интеллектуальном дискурсе Испании «латиноамериканский вопрос» рассматривался как проблема неразрывной духовной и культурной связи Испании с бывшими колониями. В трудах творцов концепции «Испанидад» он был осмыслен с католических позиций, что выразилось в признании особой роли религии в культуре латиноамериканцев.

Стоит заметить, что «Испанидад», являющийся термином классического испанского языка, имеет несколько значений: это не только особый испанский дух, к возрождению которого призывал де Маэсту, но и союз испаноязычных государств. Содружество «Испанидад» существует и по сей день, однако не имеет какого-либо веса на международной арене, сохраняясь как «дань истории».

Примечателен тот факт, что понятие «Испанидад» получило свое возрождение именно на латиноамериканском континенте. Введение этого термина в философский дискурс эпохи связано с фигурой испанского священника-эмигранта С. де Вискарры, с которым де Маэсту познакомился в Аргентине во время исполнения дипломатической миссии, возложенной на него режимом М. Примо де Риверы. В одной из своих статей де Вискарра выступил с предложением переименовать праздник «День Расы» в «День Испанидад», дав трактовку этого термина. В более поздней работе де Вискарра вскрывает истоки этого термина, найдя случаи его употребления еще в древнеримскую эпоху [19]. Именно трактовка термина «Испанидад» в статье де Вискарры 1926 г. лежит в основе многогранности этого понятия в работе де Маэсту.

Для де Маэсту «Испанидад» - это особая философская категория, сущностная духовная характеристика всех pueblos hispánicos (испанских

1 Асорин - псевдоним испанского писателя, представителя «поколения 1898 года» Х.Т. Мартинеса Руиса.

■О -о ^

народов) [15], объединенных не территорией (как у Ганивета), не проис- у ^

^ ^ ^ и -О

хождением, а католическим духом и общей испанской культурой. ^ § ^

Интересна фигура самого де Вискарры, уроженца Страны Басков о з ° и доктора теологии, в годы Реставрации проживавшего в эмиграции § ^

в Аргентине, где он играл заметную роль в рядах консервативно настро- ^ ж

„ и ^

енной аргентинской интеллигенции и клира.

Говоря о взаимовлиянии консервативных кругов Латинской Америки о и испанских традиционалистов, нельзя не упомянуть о националистической концепции «Архентинидад», ставшей продуктом интеллектуальной рефлексии аргентинской аристократии. «Архентинидад» - лишь одна из латиноамериканских консервативно-националистических концепций. Существовал также, например, «Перуанидад». Но именно аргентинский вариант наиболее интересен для нас с точки зрения вопроса о формировании доктрины «Испанидад» как испанской национальной идеи, т.к. именно с ней соприкоснулся де Маэсту во время своего пребывания в Аргентине. Это оказало влияние на формирование его взглядов и скорректировало траекторию поиска «испанскости». Суть «Архентинидад» сводится к возвеличиванию колониального прошлого и возведения «аргентинского духа» к образу пастуха гаучо как к примеру подлинно аргентинского духа [8]. Концепция «Архентинидад» стала единственной латиноамериканской националистической концепцией, имеющий расовый оттенок, т.к. подлинными аргентинцами считались потоки испанских эмигрантов, наследники империи.

Созданная же де Маэсту концепция «Испанидад», напротив, стирает все расовые и географические границы. Однако обе эти концепции опираются на общее имперское прошлое, единый язык и культуру, на признание роли католической цивилизации, поэтому можно говорить об их пересечении и взаимовлиянии.

Подводя итог, стоит заметить, что оформленная де Маэсту доктрина была сформирована в русле испанской философской традиции, подвергшейся интерпретации правыми. Религиозный фактор, играющий огромную роль в интеллектуальном творчестве испанцев, был вновь выведен на идеологические позиции, получив новое звучание и став основной «национального характера». Соединение религиозного, национального и колониального компонентов в концепции «Испанидад» определило идеологическую силу данной доктрины, апеллируя к ностальгическим чувствам испанцев и к возрождению «духовного единства» страны с ее бывшими колониями.

Данная концепция является продуктом интеллектуальной среды эпохи и опирается на национальную интеллектуальную традицию,

j

fz

о. поиском и анализом которой занимались представители испанской t общественно-политической и философской мысли на рубеже XIX-XX вв., а также отражает результат рефлексии личного опыта и интел-

Л лектуальной эволюции ее автора, Рамиро де Маэсту.

о ш и

Библиографический список

1. Асорин [Мартинес Руис Х.Т.]. Избр. произ. / Пер. с исп.; Сост., предисл., коммент. Н. Малиновской. М., 1989.

2. Василенко Ю.В. Три вызова и три ответа Испанского консерватизма. URL: http://www.hse.ru/data/2013/05/06/1299566848/Tri%20vyzova%20i%20otvet. pdf (дата обращения: 20.03.2015).

3. Журавлёв О.В. Пути и перепутья: очерки истории испанского консерватизма. СПб., 1992.

4. Кортес Х.Д. Очерк о католицизме, либерализме и социализме // Кортес Х.Д. Сочинения. СПб., 2006. С. 89-315.

5. Пономарёва Л.В. Испанский католицизм XX века. М., 1989.

6. Пономарёва Л.В. Некоторые особенности общественно-политической мысли Испании XIX - начала XX века // Россия и Испания: историческая ретроспектива / Под ред. З.М. Удальцова. М., 1997. С. 93-104.

7. Суховерхов В.В. Испанский просветитель Г.М. де Ховельянос: Время. Жизнь. Идеи. М., 2001.

8. Шульговский А.Ф. Национализм в Латинской Америке. М., 1976.

9. Яковлева Л.Е. Бытие национальной традиции в философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. № 4. С. 25-50.

10. Abellan J.L. Cleves del 98 - Acercamiento a su significado // Sociedad, política y cultura en la España de los siglos XIX у XX. Madrid, 1973. Рр. 153-170.

11. Calero S. El mito de 98 en la cultura española. URL: http://dialnet.unirioja.es/ servlet/articulo?codigo=1166024 (дата обращения: 10.01.2014).

12. Fraga Iribane M. El piensamento conservador español. Barcelona, 1981.

13. Ganivet A. Idearium español y la porvenir de España. Buenos Aires, 1945. Carta II. Рр. 160-162.

14. Ganivet A. Idearium español. URL: https://archive.org/stream/ ideariumespaol00ganigoog#page/n7/mode/2up (дата обращения: 30.04.2016).

15. Maeztu R., de. Defensa de la Hispanidad. URL: http://hispanidad.tripod.com/ maezt.htm (дата обращения: 13.05.2015).

16. Menendez-y-Pelayo M. Historia de los heterodoxos espanolas. URL: https:// ia802604.us.archive.org/0/items/historiadeloshet02men/historiadeloshet02men. pdf (дата обращения: 10.04. 2015).

17. Roberts S. Hispanidad: desarollo de una polemica nocion en la obra de Unamu-no. URL: http://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=1291920 (дата обращения: 14.01.2014).

18. Rodrigues Caamaño M.J. Jaime Balmes y las ciencias sociales // Reis: Revista española de investigaciones sociológicas. 1998. № 82. Рр. 285-290.

19. Vizcarra Z., de. Origen de nombre, concepto y Fiesta de la Hispanidad. URL: http:// www.plataforma2003.org/ sobre_ja728_sja.html (дата обращения: 11.07. 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.