УДК 338.43.02
Доктор экон. наук Д.С. КОМШАНОВ Соискатель А.Ю. БОРБАТ
(Великолукская ГСХА, [email protected])
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ
ПОЛИТИКИ
Аграрная политика России, сельское хозяйство Псковской области, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей
Динамика развития аграрного сектора Псковской области в последние годы говорит о положительных изменениях. Так, общий физический объем продукции в хозяйствах всех категорий в 2014 г. по отношению к 2009 г. вырос в 1,5 раза (табл. 1). Однако если в сельскохозяйственных организациях объем производства вырос в 2,2 раза, в фермерских хозяйствах в 1,7 раза, то в хозяйствах населения произошло снижение производства на 13,2%. При этом следует учитывать, что фермерские хозяйства по-прежнему не играют большой роли в сельскохозяйственном производстве Псковской области.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства Псковской области (в сопоставимых ценах к предыдущему году,%)
Годы Хозяйства всех категорий В том числе:
сельскохозяйственные организации хозяйства населения фермерские хозяйства
2010 100.8 108.4 93,5 88.4
2011 105.3 109 100,8 122,3
2012 105,8 110,8 98,9 116,4
2013 112,9 123,4 98,1 126,9
2014 120,5 138,1 94,9 109,5
2014 год к 2009 году, % 152,8 223,1 86,8 174,9
В итоге в последнее время наблюдается тенденция резкого сокращения производства в хозяйствах населения, в результате чего произошли существенные изменения в структуре выпуска, которые можно проследить даже за последние 5 лет. С 2010-го по 2014 г. удельный вес в структуре выпуска сельскохозяйственных организаций вырос на 16,7%, а хозяйств населения упал с 47,2% до 29,9% (табл. 2).
Таблица 2. Структура производства продукции сельского хозяйства Псковской области
в 2010-2014 гг.
Отрасли Год
2010 2011 2012 2013 2014
Сельскохозяйственные организации 50,5 54,6 56,3 59,2 67,2
Хозяйства населения 47,2 42,8 41,2 37,6 29,9
Фермерские хозяйства 2,3 2,6 2,6 ЗД 2,9
При общем росте физического объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза в разрезе основных видов продукции динамика не однозначна и объясняется проводимой аграрной политикой. Рост наблюдается в производстве скота и птицы на убой, что связано со строительством Великолукским мясокомбинатом крупного свиноводческого комплекса. Производство молока за последние 5 лет упало на 14,3%, что связано с падением его производства как в хозяйствах населения, так и в большинстве сельскохозяйственных организаций (табл.3).
Таблица 3. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Псковской области (в хозяйствах всех категорий), тыс. т
Показатели Годы 2014 г. в % к 2010 г.
2010 2011 2012 2013 2014
Зерно (в весе после доработки) 22,6 37,5 53,6 58,0 111,9 в 5,0 раза
Картофель 111,0 134,5 139,1 127,8 134,4 121,1
Овощи 40,7 49,6 43,4 45,1 44,6 109,6
Скот и птица на убой (в убойном весе) 30,4 31,8 33,8 43,6 69,5 в 2,3 раза
Молоко 228,0 220,9 221,1 197,4 195,4 85,7
Яйца, млн.шт. 88,8 99,8 71,6 57,3 50,3 56,6
В целом можно констатировать, что положительная динамика производства связана даже не в целом с деятельностью сельскохозяйственных организаций, а с развитием нескольких точек роста. Крупнейшие инвестиционные проекты в сельском хозяйстве Псковской области в последние годы связаны со строительством мегаферм ООО «Слактис» и строительством свиноводческого комплекса ООО «Великолукский свиноводческий комплекс». Оба предприятия зарегистрированы в г. Великие Луки. В табл. 4 показаны основные результаты деятельности организаций, входящих в сводную годовую отчетность по Великолукскому району. В данную выборку входят все сельскохозяйственные предприятия, зарегистрированные в Великолукском районе и г. Великие Луки. Данные табл.4 говорят о том, что большинство сельскохозяйственных предприятий ведут свою деятельность с убытками, а рост производства обеспечивает несколько крупных предприятий. ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» и ООО «Слактис» вместе занимали в 2014 г. 93,5% в структуре выручки, 95,3% - в структуре активов, 74,0% - в структуре основных средств и получали 99,3% всей государственной помощи.
Таблица 4. Финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных организаций,
зарегистрированных в Великолукском районе и г. Великие Луки Псковской области (составлено по данным бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных предприятий)
Показатели Годы
2013 2014
Общее количество предприятий 22 22
Количество убыточных предприятий 19 16
Удельный вес убыточных предприятий, % 86,4 72,7
Стоимость активов на конец года, млн.руб. 20 667 28 830
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 16 673 24 919
ООО "Слактис" 2 537 2 569
Стоимость основных средств на конец года, млн.руб. 17 085 22 935
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 10 339 15 385
ООО "Слактис" 1 357 1 582
Выручка, млн.руб. 2 774 6 115
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 1 845 4 912
ООО "Слактис" 550 804
Прибыль от продаж, млн.руб. -75,7 -121,6
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" -154,3 1 858,0
ООО "Слактис" -100,8 -28,5
Прибыль до налогообложения, млн.руб. 137,4 1 431,4
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 280,0 1 509,2
ООО "Слактис" -36,5 33,6
Чистая прибыль, млн.руб. 137,2 1 431,4
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 280,0 1 509,2
ООО "Слактис" -36,5 33,6
Государственная помощь, млн.руб. 1 519,7 1 892,8
ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" 1 242,6 1 483,8
ООО "Слактис" 248,8 396,0
в том числе: федеральный бюджет 1 071,1 1 490,8
бюджет субъекта РФ 448,6 401,0
Бюджетная поддержка сельского хозяйства объективно необходима, она поддерживает определенный уровень доходности отрасли. Рентабельность сельскохозяйственных организаций в России во многом поддерживалась за счет государственных субсидий. Так, в 2010-2013 гг. сельскохозяйственное производство в России без государственной поддержки было бы убыточно (табл. 5).
Таблица 5. Рентабельность сельскохозяйственного производства в России с учетом субсидий и без [1]
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций без учета субсидий, % -5,4 -0,4 1,4 -5,2
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций, включая субсидии, % 8,3 11,8 12,1 7,3
В табл. 6 представлена государственная помощь, получаемая крупнейшими сельхозтоваропроизводителями Псковской области. Следует отметить, что большая часть государственной поддержки сельского хозяйства реализуется через кредитование с софинансированием. Правомерно в данном случает сказать о нецелесообразности при убыточности производства и отсутствии устойчивого рынка сбыта делать определяющей кредитную систему. Инвестиции, осуществляемые в определенный момент времени, окупаются чистым доходом в течение ряда последующих лет.
Таблица 6. Государственная помощь крупнейшим сельскохозяйственным предприятиям
Псковской области в 2014 году, тыс.руб.
Направление государственной поддержки ООО "Великолукский свиноводческий комплекс" ООО "Слактис"
Всего получено субсидий Удельный вес в общем объеме субсидий. % о X С: | и о и Удельньп! вес в общем объеме субсидий %
Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства 8 987 0,6
Субсидии на поддержку элитного семеноводства (ячмень) 3 511 0,2 - -
Субсидии на продукцию растениеводства - - - -
Несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства 5 476 0,4
Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства 216 879 14,6 60 713 15,3
Субсидии на поддержку племенного животноводства - - 13 224 3,3
Субсидии на продукцию 119 920 8,1 47 489 12,0
Субсидии на возмещение части затрат на реализованное товарное молоко 47 489 12,0
Другие субсидии на поддержку животноводства (ценовая поддержка свиноводства) 119 920 8,1
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ в области животноводства (свиноводство) 95 407 6,4
Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней 95 407 6,4
Субсидии на возмещение затрат на уплату страховой премии 1 552 0,1 - -
Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам 1 257 975 84,8 335 329 84,7
Итого субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства 1 483 841 100,0 396 042 100,0
Крупнейшим получателем государственных субсидий в Псковской области является ООО «Великолукский свиноводческий комплекс». В 2014 г. из общего объема полученных субсидий в сумме около 1,5 млрд.руб. 84,8% приходилось субсидий по возмещению части процентной ставки по кредитам. Аналогичный показатель для ООО «Слактис» составлял 84,7%.
В условиях недостаточной доходности вложений в сельское хозяйство возрастает роль аграрной политики и ее определенности на будущее. В развитых странах аграрная политика направлена на поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей через ценовую поддержку. Существующие сегодня в России ценовые надбавки нельзя считать ценовой поддержкой в ее классическом понимании, поскольку их размер не обеспечивает достаточной доходности производства, с одной стороны, и резко колеблется из года в год - с другой стороны. Такая ситуация не способствует благоприятному инвестиционному климату в сельском хозяйстве. Принимая решение об объеме инвестиций, предприниматель ориентируется и на размер продуктовых субсидий, что особенно важно для сельскохозяйственного производства. Практика показывает, что многие сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие инвестиции за счет кредитных средств, нередко впоследствии становятся банкротами. Решившись на вложение значительных средств в сельское хозяйство и даже получая субсидии на возмещение процентных ставок, сельхозтоваропроизводитель зачастую не может получить доход, необходимый для возврата кредита, в случае если он изначально рассчитывает на одни продуктовые субсидии, а в ходе реализации проекта они резко снижаются.
Большинство сельхозтоваропроизводителей в Псковской области специализируются на производстве молока. Долгие годы данная сфера деятельности имела бюджетную поддержку, которая хотя и была не достаточной, но все же оказывала им существенную поддержку. В последние годы ставки субсидий, несмотря на то, что в их формировании стал участвовать федеральный бюджет снизились, и меняются в течение одного календарного года. Так, в 2014 г. сельскохозяйственные предприятия при соблюдении определенных условий могли рассчитывать на следующую ценовую поддержку: в январе-сентябре за молоко, реализованное высшим сортом, - 1,50 руб., в том числе 0,75 руб. из федерального бюджета и 0,75 руб. из областного бюджета; за молоко, реализованное 1 сортом, - 0,50 руб., в том числе из федерального бюджета и 0,25 руб. из областного бюджета 0,25 руб. В октябре-декабре 2014 г. сельхозтовапроизводители получали за молоко, реализованное высшим сортом, - 1,25 руб., в том числе 1,20 руб. из федерального бюджета и 0,05 руб. из областного бюджета; за молоко, реализованное 1 сортом, - 0,45 руб., в том числе из федерального бюджета 0,40 руб. и из областного бюджета 0,05 руб. В 2015 г. в январе-июне субсидия составляла за молоко, реализованное высшим и первым сортом - 0,28 руб., в том числе из федерального бюджета 0,18 руб. и из областного бюджета 0,10 руб. С июля 2015 г. субсидия составляет 1,10 руб., в том числе из федерального бюджета 1,10 руб. и из областного бюджета 0,10 руб.
Следует отметить также имеющиеся недостатки в порядке выделения субсидий. Одним из условий для получения субсидий на молоко является недопущение снижения производственных показателей по отношению к предшествующему году, в число которых входят: поголовье коров, валовой надоя молока, надой молока на фуражную корову, выход телят на 100 коров. Не приемлемым является возможность получения субсидии при условии соблюдения положительной динамики производственных показателей. Даже природные условия, которые оказывают существенное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, и как следствие, производство и себестоимость кормов, метаются. В итоге, при худших природных условиях в текущем году по отношению к прошлому году объективно очень сложно добиться положительной динамики объемов производства. А развивая производство, рассчитывая на определенную государственную поддержку, и в итоге не получив ее, предприятие становится банкротом.
В 2015 г. только 1 сельскохозяйственное предприятие, из зарегистрированных в Великолукском районе и г. Великие Луки, выполняет эти условия и получает субсидию - это ООО «Слактис», в рамках которого реализовывался крупный инвестиционный проект строительства 4 мегаферм в 4 районах области. Остальные сельскохозяйственные товаропроизводители лишены возможности получать хоть какую-то ценовую поддержку. ООО «Слактис», несмотря на то, что имеет свои производственные мощности на территории 4 районных муниципальных образований области, зарегистрировано в г. Великие Луки и вносит налоговые платежи в бюджет данного муниципального образования. Такая ситуация, когда крупные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве реализуются предприятиями, зарегистрированными в городских муниципальных образованиях, не способствует развитию сельских территорий, а приводит к обратному результату.
Кроме того, следует отметить, что формально субсидии в определенном размере полагаются и личным подсобным хозяйствам, но фактически они их не получают. Причина такой ситуации состоит в том, что для того, чтобы получить субсидию, необходимо сдать молоко на приемный пункт или молочный комбинат. Личные подсобные хозяйства и фермерские хозяйства ввиду относительно небольших объемов производства могут реализовывать свою продукцию на рынке по цене, которая выше цены, предлагаемой перерабатывающими предприятиями даже с учетом субсидий.
Еще одной извечной проблемой рынка молока является монополизм перерабатывающих предприятий, которые ориентируются на то, что оно является скоропортящимся продуктом и сельхозтоваропроизводители не могут изменять предложение не только в мгновенном, но даже в коротком периоде. Исходя из этого переработчики летом, когда сезонно растет производство молока, ввиду неэластичности предложения, снижают закупочные цены.
Вышеперечисленные проблемы говорят о несовершенстве аграрной политики не только в отдельном регионе, но и в России в целом. Необходима переориентация государственной поддержки с субсидирования процентных ставок на ценовую поддержку, не привязанную к динамике производства, а обеспечивающую определенную доходность сельскохозяйственного производства. Для борьбы с монополизмом перерабатывающих предприятий необходимы централизованные закупки сельскохозяйственной продукции, или покупка контрактов на ее поставку, а затем уже их продажа переработчикам, что позволит противостоять их монополизму.
Литература
1. Агропромышленный комплекс России в 2013 году. - М.: Министерство сельского хозяйства России, 2014. - 667.
2. Псковская область в цифрах 2015: Крат.стат.сб. - Псков: Псковстат-П. - 2015. - 150 с.
УДК 352
Канд. техн. наук С.А. ШЕСТОПЕРОВ
(СПбГАУ, [email protected])
КОНСАЛТИНГ НИИ И ВУЗОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ
Госконсалтинг, малые и средние предприятия, государственный сектор экономики, территориальное самоуправление, оперативное планирование, MES, ERP-система
Рукотворность современного экономического кризиса в России не вызывает сомнений. Ввод в марте 2014 года Соединенными Штатами точечных санкций и последующий, согласованный США и ЕС, переход от точечных санкций к секторальным, подтверждают это. Также не вызывает сомнений, что арсенал средств «западной демократии» не исчерпан и едва ли в ближайшее время попытки дестабилизировать и изолировать Россию будут прекращены.