УДК159.92+612
Е.В.КЛИМОВА И.Н.ГРЕБЕННИКОВА
Новосибирскийгосударственный педагогическийуниверситет
ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГОСОСТОЯНИЯ ИФИЗИЧЕСКИХКАЧЕСТВ УМАЛЬЧИКОВ
СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
СРАЗНЫМУРОВНЕМ
АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИХПРОЯВЛЕНИЙ
В данной работе были изучены проявления астеноневротического состояния у мальчиков старшего дошкольного возраста с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи и влияние его на развития функционального состояния и физических качеств.
На сегодняшний день психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развития ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, патологию беременности и родов у матерей. Как показывают нейропсихологические исследования, более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза [1, 2, 3]. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики [4].
Весьма распространенным среди различных психических состояний в патологии является астенический синдром. Собственно астенические проявления включают в себя повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение основных психических функций. Указанные нарушения сопровождаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и лабильностью настроения [5, 6, 7, 8].
Контингент исследуемых
Под наблюдением находились мальчики с нарушением осанки (ортопедическая группа — 30 человек), с нарушением осанки с сопутствующим нарушением речи (дизартрия и общее недоразвитие речи — 30 человек) (логопедическая группа) и практически здоровые дети (контрольная группа — 30 человек) детских дошкольных учреждений (ДОУ) № 504 ЦРР, № 4, № 395 г. Новосибирска. Дети с ортопедической патологией разделены на подгруппы: первая — нарушение осанки во фронтальной плоскости (сколио-тическая осанка), вторая — сочетанное нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости (кифосколиотическая осанка).
Методы исследования
1. Социологические. Была проведена выкопиров-ка данных из амбулаторных карт врачей детского сада и врачей поликлиники, и на их основе изучена так называемая «простудная заболеваемость» (учитывалось число случаев заболеваний, число дней, пропущенных по болезни, длительность одного заболевания. Степень выраженности астеноневроти-ческих проявлений (АНС) исследовалась по модифицированной методике Ю.М. Губачева с соавт. (1976 г.).
2. Физиологические. Во время исследования двигательной активности применяли метод наблюдения за характером и моторной плотностью в течение дня и метод шагометрии с использованием шагомера ПО «Заря». Частота сердечных сокращений в покое (ЧСС) и после стандартной нагрузки регистрировалась с помощью монитора сердечного ритма POLARS 610. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) исследовалась с помощью спирометра (Spirit — 01). Жизненный индекс рассчитывался по формуле: ЖИ = ЖЕЛ/ вес (мл/кг). Артериальное давление измерялось по методике Н.С. Короткова (1905 г.). Из показателей функций внешнего дыхания изучали частоту дыхания в покое.
3. Педагогические. С целью тестирования физических качеств дошкольников использовали контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме: для определения быстроты — бег на 30 м, силовой выносливости сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке высотой 25-30 см, для определения скоростно-силовых качеств — прыжок в длину с места, гибкости — наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке высотой 25-30 см.
Результаты исследования
Анализ исследования астеноневротических проявлений показал, что у мальчиков контрольной группы уровень астеноневротических проявлений дос-
при Р < 0,05 г = 0.37
0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8
2 4 8 10
0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8
1 2 3 4 5 6 .8* "10
контрольная группа
сколиотическая осанка сколиотическая осанка (с нарушением речи)
кифосколиотическая осанка кифосколиотическая осанка (с нарушением речи)
Рис. 1. Корреляционные связи проявлений астеноневротического и функционального состояний. Условные обозначения: 1 — простудная заболеваемость; 2 — степень нарушения осанки; 3 — частота дыхания; 4 — ЧСС в покое; 5 — ЧСС после стандартной нагрузки; 6 — САД в покое; 7 — сила мышц кисти; 8 — ДА;
9 - ЖЕЛ; 10 - ЖИ
при Р < 0,05 г = 0.37
0
-0,05 -0,1 -0,15 -0,2 -0,25 -0,3 -0,35 -0,4
0
-0,05 -0,1 -0,15 -0,2 -0,25 -0,3 -0,35 -0,4 -0,45
контрольная группа
сколиотическая осанка сколиотическая осанка (с нарушением речи)
кифосколиотическая осанка кифосколиотическая осанка (с нарушением речи)
Рис. 2. Корреляционные связи проявлений астеноневротического состояния с показателями физических качеств. Условные обозначения показателей: 1 - быстрота; 2 - гибкость; 3 — силовая выносливость; 4 — скоростно-силовые качества
товерно (Р<0,05) ниже по сравнению с мальчиками с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи. Следует также отметить, что у мальчиков с кифоско-лиотической осанкой, с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи уровень проявления астеноневротического состояния наиболее выражен в сравнении с остальными группами.
Рассматривая корреляционную связь между ас-теноневротическим и функциональным состоянием у мальчиков, мы получили следующие результаты (рис. 1). Между АНС «простудной заболеваемостью» и систолическим артериальным давлением (САД) в покое во всех изучаемых группах отмечена прямая достоверная (Р<0,05) связь, которая составила между АНС и «простудной заболеваемостью в контрольной группе ( + 0,37), в группе со сколиотической осанкой ( + 0,49), с кифосколиотической осанкой ( + 0,54), в группе со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,57), с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,60); между АНС и САД в покое в контрольной группе ( + 0,37), со сколиотической осанкой ( + 0,45), с кифосколиотической осанкой ( + 0,49), в группе со ско-лиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,50), с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,58).
Недостоверная (Р>0,05) прямая связь отмечена между астеноневротическим состоянием и степе-
нью нарушения осанки, частотой дыхания, ЧСС покоя, ЧСС после стандартной нагрузки у мальчиков контрольной группы, тогда как в группах мальчиков с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи (Р<0,05) она достоверна, т.е. чем выше проявление астеноневротического состояние у детей, тем выше степень нарушения осанки, частота дыхания, ЧСС покоя, ЧСС после стандартной нагрузки.
Обратная корреляционная связь отмечена между АНС и показателями ДА, силы мышц кисти, жизненным показателям, жизненной емкостью легких. В контрольной группе эта связь недостоверна (Р>0,05), тогда как в группах с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи (Р<0,05) достоверна, т.е., чем выше астеноневротическое состояние, тем ниже уровень развития силы мышц кисти, жизненного показателя, жизненной емкости легких.
Мы проанализировали влияние астеноневротического состояния на показатели физических качеств у мальчиков изучаемых группы (рис. 2). У мальчиков контрольной группы, группы со сколиотической и с кифосколиотической осанкой, с группой со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи между астеноневротическим состоянием показателями быстроты, гибкости, силовой выносливости, скоростно-силовыми качествами выявлена обратная недостоверная (Р>0,05) корреляционная связь, тогда как в группе мальчиков с кифосколиоти-
ческой осанкой в сочетании с нарушением речи она достоверна (Р<0,05), т.е. чем выше астеноневроти-ческое состояние, тем ниже уровень развития физических качеств.
Таким образом, на основании анализа взаимосвязи между показателями астеноневротическим состоянием и исследуемыми показателями функционального состояния и физических качеств у мальчиков контрольной и экспериментальных групп старшего дошкольного возраста можно сделать выводы:
1. Выраженные проявления астеноневротичес-кого состояния у детей с нарушением осанки и речи, особенно с кифосколиотической осанкой, снижают уровень развития функционального состояния и физических качеств, которые влияют на уровень гармоничного развития детей.
2. Значительный уровень астеноневротических проявлений наблюдается у детей с кифосколиоти-ческой осанкой.
3. Развитию кифоза (сутулости) способствует привычная нервно-мышечная «реакция ухода», возникающая вследствие стрессовых ситуаций.
Библиографический список
1. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н.П. Бехтерева // 2-е изд., перераб и доп. — Л.: Медицина, 1974. — С. 10 — 25.
2. Боголепова, И.Н. Онтогенез мозга человека / И.Н. Бого-лепова // Педиатрия. - 1997. - № 5. - С. 27-30.
3. Васильева, Е.В. Психофизиологический статус детей 6-8 лет с факторами риска раннего дизонтогенеза: Авто-реф. дис. ... канд. биол. наук./Е.В. Васильева. - Архангельск, 2005. - 18 с.
4. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. - М., 2000. - С. 1-25.
5. Могендович, М.Р. Кинезофилия и моторно-висцераль-ная координация/ М.Р. Могендович//Моторно-висцераль-ные координации и их нарушения: Науч. тр. Пермского гос. мед. института. -Пермь, 1969. - Т. 95. - Вып. 9. - С. 2-17.
6. Губачев, Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачев, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский, С.А. Разумов, Е.М. Стабровский. - Л.: «Медицина», 1976. - 224 с.
7. Глезерман, Т.Б. Мозговые дисфункции у детей/ Т.Б. Гле-зерман. М.: Наука, 1983. - С. 100-200.
8. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
КЛИМОВА Елена Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры. ГРЕБЕННИКОВА Ирина Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры.
Статья поступила в редакцию 20.10.06 г. © Климова Е. В., Гребенникова И. Н.
Юбилеи и знаменательные даты
УЧИТЕЛЬ
Памяти доктора медицинских наук, профессора Розы Ивановны Рудаковой
Встреча с некоторыми людьми может оставить глубокий след в твоей судьбе. Таким человеком была для меня доктор медицинских наук, профессор Омской медицинской академии Роза Ивановна Рудакова, которой в 2007 году исполнилось бы 80 лет.
Роза Ивановна Рудакова известный учёный в числе первых изучивший проблему сальмонеллёза в Западной Сибири. Этому она посвятила кандидатскую и докторскую диссертации.
После защиты докторской диссертации в 1972 году она возглавила кафедру детских инфекционных болезней Омского медицинского института, где и произошла наша встреча. Она вселила в меня уверенность и мобилизовала к активной деятельности. Получив кафедру из нескольких приспособленных кабинетов, Роза Ивановна добилась создания целого кафедрального блока. Будучи человеком активной жизненной позиции, вносила оптимизм в работу кафедры, клиники детских инфекций, общества детских инфекционистов, которыми руководила.
Выросшая в военное время, Роза Ивановна впитала многие принципы этого сложного времени. Коллектив кафедры в несколько человек Роза Ивановна сумела объединить в единый работоспособный коллектив, основным принципом которого было ответственное отношение к труду. Сама Роза Ивановна была примером такого отношения, поэтому и требовательность воспринималась нами как норма.
Роза Ивановна была для нас и старшим товарищем, советами которого мы часто пользовались и знали, что в её лице мы имели и защитника. Мы гордились Розой Ивановной и старались её не подводить.
Роза Ивановна вырастила двух прекрасных сыновей, один из которых теперь возглавляет одну из кафедр Омской медицинской академии.
Деятельная, она источала свою энергию, и казалось, что нашему совместному сотрудничеству не будет конца, но в 1994 году на 68 году жизни она скоропостижно скончалась. Во время похорон прошёл дождь, и казалось, что и природа плакала об этом замечательном человеке. Люди уходят, но оставляют после себя дело и добрую память.
В. В. Фоменко, канд. мед. наук, доцент