УДК 378.14
КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)
С.Д. Неверкович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой педагогики,
Т.В. Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Е.В. Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, С.Ш. Цакаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва.
Контактная информация для переписки: 105122, Россия, Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: pedagogika-rgufk@mail.ru
Статья посвящена разработке новой основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Концептуальный подход к построению образовательной программы реализован в следующих положениях: выделение профессиональных компетенций должно учитывать современные особенности профессиональной деятельности преподавателя физической культуры в образовательных учреждениях различного вида; формирование блоков дисциплин должно проходить таким образом, чтобы, с одной стороны, формировались все группы компетенций и соблюдалась преемственность между ними, с другой стороны, в состав дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений, целесообразно включать модули, отражающие и учитывающие современные требования к профессии педагога в области физического воспитания.
Концептуальный подход содержит три взаимосвязанных блока. Первый блок - аналитико-син-тетический включает: всесторонний и глубокий анализ образовательного и профессиональных стандартов; обобщение многолетнего опыта подготовки бакалавров; учет современных особенностей осуществления образовательного процесса по физическому воспитанию в образовательных
учреждениях. В результате были выделены обобщенные трудовые функции, определены типы будущей профессиональной деятельности выпускников.
Второй блок - модельный, заключался в построении модели преемственной взаимосвязи универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.
Третий блок - предметно-деятельностный, был направлен на реализацию целей профессиональной подготовки обучающихся через организацию их учебного труда по овладению заданными компетенциями в ходе освоения содержания учебных дисциплин и практик образовательной программы.
Реализованный концептуальный подход позволил создать уникальную образовательную программу, сочетающую всестороннюю теоретическую и практическую подготовку бакалавров и включающую эксклюзивные дисциплины, отражающие запросы современной практической деятельности учителя физической культуры: «Методика подготовки школьников к участию в олимпиаде по физической культуре», «Возрастная биоэнергетика», «Проектная культура педагога по физической культуре», «Физическая культура в системе профессионального образования и в быту студенческой молодежи», «Имидж педагога физической культуры».
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогическое образование, образовательный стандарт, основная образовательная программа.
Для цитирования: Неверкович С.Д., Левченкова Т.В., Киселева Е.В., Цакаев С.Ш. Концепция построения образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура») // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 45-50.
For citation: Neverkovich S., Levchenkova T., Kiseleva E., Tsakaev S. Development concept of educational program for the training direction 44.03.01 «Pedagogical education» (specialization «Physical education»). Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 45-50 (in Russian).
Введение. Современный этап модернизации российской системы высшего профессионального образования предполагает переход на новые образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++). Главной особенностью нового образовательного стандарта является его направленность на тесную связь высшего образования с дальнейшей профессиональной деятельностью выпускников. Это проявляется, в частности, в том, что профессиональные компетенции могут быть сформулированы в соответствии с принятыми профессиональными стандартами в избранной сфере деятельности, а также с тем, что в новом образовательном стандарте увеличено количество зачетных единиц на прохождение практики различных типов.
В том случае, если профессиональные компетенции не установлены ПООП в качестве обязательных или рекомендуемых, образовательная организация вправе сама определять профессиональные компетенции. При составлении образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» профилю «Физическая культура» мы столкнулись именно с такой ситуацией. При самостоятельном формулировании профессиональных компетенций образовательная организация должна опираться на содержание профессиональных стандартов, по которым в дальнейшем будет осуществляться избранная деятельность выпускников. Кроме того, профессиональные компетенции должны отражать ситуацию на рынке труда, потребности работодателя в квалифицированных кадрах, а также накопленный опыт в подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Анализ исследований специалистов по разработке программ обучения по новым образовательным стандартам в области педагогического образования за последний год показывает, что многие из них испытывали значительные трудности при выделении профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать в ходе подготовки бакалавров [4, 7].
Однако качественное определение профессиональных компетенций невозможно без определения общего концептуального подхода к формированию
образовательной программы нового образца во всех ее составляющих. Именно такой подход позволит по-новому выстроить логику подготовки высококвалифицированного специалиста в области физической культуры по направлению «Педагогическое образование». В этой связи, целью нашего исследования явилась разработка и теоретическое обоснование концепции построения образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профилю «Физическая культура» в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС ВО 3++).
Методологической базой исследования служат: теоретические основы подготовки специалистов для системы образования, изложенные в трудах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова и др.; научно-методические основы обучения и воспитания в области физической культуры и спорта, представленные в работах С.Д. Неверковича, М.В. Прохоровой, Б.А. Кар-пушина и др.; современные подходы к формированию профессиональных компетенций в сфере профессионального образования, обоснованные в трудах А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.К. Марковой [1, 2, 6, 8].
Концептуальный подход к построению образовательной программы по педагогическому образованию будущих учителей физической культуры, который осуществили разработчики, содержит три взаимосвязанных блока.
Первый блок - аналитико-синтетический, включил: всесторонний и глубокий анализ образовательного и профессиональных стандартов для сферы «Образования и наука»; обобщение многолетнего опыта подготовки в вузе бакалавров по рассматриваемому направлению подготовки; учет современных особенностей осуществления образовательного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных школах города Москвы на основе анкетирования учителей и учащихся [3, 5].
В результате были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ) выпускников направления подготовки, определены типы их будущей профессиональной деятельности к решению задач, в которых должны быть подготовлены бакалавры. В частности, к выделенным типам профессиональной деятельности были отнесены: педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий.
Второй блок - модельный, заключался в построении модели преемственной взаимосвязи универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, на основе выделенных ОТФ, типов профессиональной деятельности выпускников, а также обобщенного опыта преподавания учебных дисциплин (модулей) и проведения практик по направлению подготовки.
Результатом работы по второму блоку явилось создание лаконичных, содержательно насыщенных формулировок профессиональных компетенций и индикаторов их достижений. Всего было определено шесть
профессиональных компетенций, исчерпывающе охватывающих подготовку студентов ко всем типам выделенной профессиональной деятельности и ОТФ:
- ПК-1: способен качественно осуществлять учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
- ПК-2: способен проектировать, разрабатывать и реализовывать образовательные программы по физическому воспитанию обучающихся, включая дополнительные формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- ПК-3: способен реализовывать инновационные методики физического воспитания обучающихся;
- ПК-4: способен на основе современных научно-методических подходов эффективно реализовывать воспитание обучающихся в учебное и внеучебное время;
- ПК-5: способен обеспечить сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по физической культуре;
- ПК-6: способен эффективно организовывать и управлять спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной работой с обучающимися.
Третий блок - предметно-деятельностный, был направлен на реализацию целей профессиональной подготовки обучающихся через организацию их учебного труда по овладению заданными компетенциями в ходе освоения содержания учебных дисциплин и практик образовательной программы и учебного плана.
Результатом работы по третьему блоку стал сгруппированный, преемственно выстроенный перечень учебных дисциплин (модулей) и практик, реализующих заданные универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в ходе 4-летнего очного (5-летнего заочного) обучения будущих педагогов физического воспитания широкого профиля, способных применить свои знания, умения и навыки в сферах дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых, профессионального и дополнительного профессионального образования.
При определении набора дисциплин, авторы образовательной программы и учебного плана руководствовались следующими выработанными критериями:
- преемственной связи трех блоков программы бакалавриата;
- рационального сочетания обязательных частей и частей, формируемых участниками образовательных отношений в каждом блоке, нацеленных на формирование всех компетенций, установленный программой бакалавриата;
- опытом подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в РГУФКСМиТ.
Осуществленный подход позволил системно подойти к определению состава дисциплин и практик в каждом блоке образовательной программы.
Таким образом, дисциплины обязательной части первого блока нового учебного плана состоят из следующих групп дисциплин:
- обязательные дисциплины, определенные образовательным стандартом, которые непосредственно формируют универсальные компетенции и составляют основу дальнейшего формирования профессиональной компетентности;
- теоретические дисциплины социальной, медико-биологической, психолого-педагогической направленности (в число последних входит подгруппа практико-ориентированных дисциплин физкультур-но-спортивной направленности), формирующих как универсальные, так и общепрофессиональные компетенции, создающие фундамент профессиональной готовности педагога по физической культуре и спорту.
В частности, к дисциплинам социальной направленности, помимо традиционных («Экономика», «Логика», «Культурология» и т.д.), разработчики отнесли такие дисциплины, как: «Правовые основы образования и деятельности в сфере физической культуры», «Основы менеджмента и экономики физической культуры», «Социология физической культуры»; в состав дисциплин медико-биологической направленности вошли: «Общая биохимия и биохимия физических упражнений», «Спортивная медицина», «Общая педагогика» и «Педагогика физической культуры», «Возрастная педагогика» и «Методология проектирования среды жизнедеятельности школьника», «Психология» и «Психология физического воспитания». «Теория и методика физической культуры», «Плавание», «Футбол» и другие составили блок дисциплин психолого-педагогической направленности. Таким образом, авторам образовательной программы удалось создать уникальный учебный план для всесторонней и комплексной подготовки бакалавра широкого профессионального профиля.
Дисциплины, входящие в состав части, формируемой участниками образовательных отношений, первого блока отбирались с учетом не только возможностей каждого модуля в расширении и углублении базовых знаний, умений и навыков, но и с учетом актуальности содержания учебной дисциплины для практической профессиональной деятельности и ее инновационного потенциала в осуществлении современного образовательного процесса. Именно поэтому данная часть дисциплин направлена на формирование как универсальных, так и профессиональных компетенций. К дисциплинам этой части относятся эксклюзивные учебные дисциплины, к примеру, следующие: «Методика подготовки школьников к участию в олимпиаде по физической культуре», «Возрастная биоэнергетика», «Проектная культура педагога по физической культуре», «Физическая культура в системе профессионального образования и в быту студенческой молодежи», «Имидж педагога физической культуры». Эти и другие учебные дисциплины, являясь результатом научной и методической работы коллективов различных кафедр РГУФКСМиТ, отражают запросы не только повседнев-
ной практической деятельности учителя физической культуры, но и завтрашнего дня.
Логика построения структуры блока 2 «Практики» была предопределена, прежде всего, широким кругом выбранных типов профессиональной деятельности подготовки бакалавров. В этой связи разработчиками образовательной программы и рабочего учебного плана были выбраны все типы учебной и производственной практик, заложенных образовательным стандартом, для полноценного формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций. А также в качестве дополнительной была выбрана «Летняя педагогическая практика», отвечающая требованиям круглогодичной трудовой деятельности современного педагога и формирующая важные универсальную и профессиональную компетенции.
Разработанный учебный план подготовки бакалавров прошел экспертизу в межинститутском совете РГУФКСМиТ и единогласно принят к использованию в образовательном процессе.
Заключение. Таким образом, концептуальный подход к построению образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» реализован в следующих положениях:
Выделение профессиональных компетенций должно учитывать современные особенности профессиональной деятельности преподавателя физической культуры в образовательных учреждениях различного вида;
Формирование блоков дисциплин должно проходить таким образом, чтобы, с одной стороны, формировались все группы компетенций и соблюдалась преемственность между ними, с другой стороны, в состав дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений, целесообразно включать модули, отражающие и учитывающие современные требования к профессии педагога в области физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009 г. - 336 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
3. Киселева Е.В. Отношение школьников к участию во всероссийской олимпиаде по предмету «Физическая культура» в аспекте социологического анализа / Е.В. Киселева, М.В. Жийяр, Т.В. Левченкова, В.Б. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - №2. - С. 77-79.
4. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации - четверть века / С.В. Коршунов // Высшее образование в России. - 2018. - Т.27. - № 3. - С. 23-37.
5. Левченкова Т.В. Социально-педагогический анализ отношения учителей физической культуры к организации и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре / Т.В. Левченкова, Е.В. Киселева, М.В. Жийяр, В.Б. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - С. 74-76.
6. Неверкович С.Д. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности спортивного педагога / С.Д. Неверкович // Вестник КГЮА. -2014. - №3. - С. 222-225.
7. Макарова Н.В. О проблемах разработки примерной основной образовательной программы согласно ФГОС 3++ с ориентацией на профстандарты / Н.В. Макарова, Ю.Ф. Титова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - №190. - С. 164-175.
8. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: учебное пособие. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 422 с.
DEVELOPMENT CONCEPT OF EDUCATIONAL PROGRAM FOR THE TRAINING DIRECTION 44.03.01 «PEDAGOGICAL EDUCATION» (SPECIALIZATION «PHYSICAL EDUCATION»)
S. Neverkovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Head of the Pedagogics Department,
T. Levchenkova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Pedagogics Department,
E. Kiseleva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Pedagogics Department,
S. Tsakaev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Pedagogics Department, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow. Contact information for correspondence: 105122, Sireneviy Blv., 4, Russia, Moscow, e-mail: pedagogika-rgufk@mail.ru.
The article concerns the development of a new primary professional educational program of higher education for the training direction 44.03.01 «Pedagogical Education», specialization «Physical Education».
The conceptual approach for the development of the educational program is summarized in the following points: the highlighting of professional competencies needs to acknowledge the specifics of professional activities of today's physical education teachers in educational institutions of various types; the sets of subjects need to be selected in such a way so that, on the one hand, all necessary competencies could be formed and be built on top of one another; on the other hand, any subjects that are separately assigned by the educational institution, should include modules that reflect and acknowledge the present-day requirements for a teacher in the field of physical education.
The framework consists of three interconnected blocks. The first one is the Analytics and Synthesis which includes a deep and comprehensive analysis of educational and professional standards; a summarization of many years of experience in the preparation of bachelor graduates; a consideration of all of the specifics of physical education process in educational institutions. As a result, we designated three generalized job functions and identified the types of the graduates' future professional activities.
The second block is the Modelling which consisted in the development of a model that would allow to build foundational, professional-general and professional-specific competencies of the graduates on top of each other.
The third one is the Subject and Activity block which was aimed at the achievement of the goals of professional education through the field of work within the assigned competencies as part of the subjects and practices studied in the educational program.
The implemented conceptual approach allowed us to create a unique educational program that combines comprehensive theoretical and practical training for bachelor
students and includes specifically-designed subjects that answer the demands of the modern physical education teacher's practices. These subjects are: «The Methods for the Preparation of Schoolchildren for Physical Education Olympics», «Age-related Bioenergetics», «Design Culture for a Physical Education Teacher», «Physical Education in the System of Professional Education and in Young Students' Everyday Life», «Public Persona of a Physical Education Teacher».
Keywords: professional competencies, pedagogical education, educational standard, primary educational programme.
References:
1. Verbitsky A.A., Larionova O.G. Lichnostnyi i kompetent-nostnyi podkhody v obrazovaniI. Problemy integratsii [Personal and competence approaches in education. Integration problems]. Moscow, Logos, 2009, 336 p. (in Russian).
2. Zimnyaya I.A. Kliuchevye kompetentnosti kak rezulta-tivno-tselevaia osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key Competences as Effective-purposeful Foundation of Competency-based Approach in Education]. Moscow, Research center of problems quality of training, 2004, 42 p. (in Russian).
3. Kiseleva E.V., Zhiyar M.V., Levchenkova T.V., Soloviev V.B. Attitude of schoolchildren to participate in the all-russian olympiad on the subject "physical culture" in the aspect of sociological analysis. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Fostering, Education, Training], 2017, no 2, pp. 77-79. (in Russian).
4. Korshunov S.V. The System of Standardization of Education in the Russian Federation Celebrates a Quarter of a Century. Vyshee obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia], 2018, vol. 27, no 3, pp. 23-37. (in Russian).
5. Levchenkova T.V., Kiseleva E.V., Zhiyar M.V., Soloviev V.B. Social and pedagogical analysis of the attitude of teachers of physical culture to the organization and holding of the municipal stage of the all-russian olympiad in
physical culture. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obra-zovaniye, trenirovka [Physical Culture: Fostering, Education, Training], 2017, pp. 74-76. (in Russian).
6. Neverkovich S.D. The Structure and Content of Professional and Educational Competence of a Sports Teacher. VestnikKGYuA [Newsletter of the Kyrgyz State Law Academy], 2014, no 3, pp. 222-225. (in Russian).
7. Makarova N.V., Titova Yu.F. On the problems of developing an exemplary basic educational programme according to FGOS 3++ with a focus on professional standards. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [News of Herzen State
Pedagogical University of Russia], 2018, no 190, pp. 164175. (in Russian).
8. Smirnov S.D. Psikhologiia i pedagogika dlia prepoda-vatelei vysshei shkoly [Psychology and pedagogy for teachers of higher school]. Moscow, BMSTU Publ., 2014, 422 p. (in Russian).
Поступила / Received 15.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019