5.6. ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ЭКСТРЕМИЗМА
Камергоев Беслан Мухамедович, преподаватель кафедры
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: в статье обосновывается необходимость усиления взаимодействия всех субъектов противодействия экстремизму. Анализируется круг причин распространения экстремизма среди молодежи социально-экономического, социально-психологического, социально-правового, социально-педагогического характера.
Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, взаимодействие, органы внутренних дел, гражданское общество.
DISTRIBUTION FEATURES OF YOUTH EXTREMISM
Camargue Beslan M., teacher of chair
Place of employment: North-Caucasus Institute of advanced training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
Abstract: the article substantiates the need to strengthen the interaction of all subjects of countering extremism. The range of reasons of extremism spreading among young people of socio-economic, socio-psychological, socio-legal, socio-pedagogical nature is analyzed.
Keywords: extremism, youth extremism, interaction, internal Affairs bodies, civil society.
Россия - государство в котором проживает большое количество наций, и нрав вырабатывающих отношений между всевозможными этническими и религиозными сообществами во многом определяет общественно-политическое постоянство в государстве. На нынешнем этапе одним из важнейших источников угроз безопасности Российского государства является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, посланная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особенную озабоченность порождает распространение экстремистских настроений среди молодежи.[1]
В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года1, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-2753, одной из основных задач государственной политики в сфере противодействия экстремизму является «консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма»2.
Анализ судебной практики, материалы конкретно логического исследования показывают, что у многих граждан, особенно преступников-рецидивистов, свой взгляд на мир, своя жизненная «философия». Нередко понимание смысла жизни осужденным называется если не диаметрально противоположным, то в значительной мере не совпадающим с общепринятым. Преступник отличается также тем, что его потребности являются в большей или меньшей степени гипертро-
1 Андрианов В.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму. // Всероссийский криминологический журнал. 2017, январь-март № 1.
2 Сергеева Ю.В. О некоторых вопросах взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия молодежному экстремизму. Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 55-60
фированными и извращенными, у него зачастую низменные материальные потребности (корысть, и лжива, стяжательство) преобладают над духовными, духовные отличаются крайней узостью, односторонностью, антиобщественной направленностью (разгул, нежелание «терпеть» чье-либо сдерживающее влияние, стремление вести паразитический образ жизни и т.п.). Для многих преступников характерно также отсутствие общественно ценных, возвышенных идеалов, низкий уровень общего и интеллектуального развития
Между тем наша действительность не содержит непримиримых противоречий между личностью и обществом, между потребностями и интересами личности, которые порождали бы нарушение норм общественной морали, норм права в виде преступных деяний.
На современном этапе развития возникает вопрос, под воздействием каких же конкретных условий определенная группа лиц оказывается зараженной такими низменными побуждениями (экстремистской деятельностью), как эгоизм, тщеславие, зависть, месть, стремление к паразитическому существованию, толкающими их на аморальный, а иногда на преступный путь?
Эти утверждения не вызывают каких-либо возражений. Действительно, в основе каждого преступного поведения лежат преимущественно остатки нравов, привычек и взглядов, нередко их называют пережитками в сознании людей. Проявлением их являются всевозможные аморальные поступки, правонарушения и этому, безусловно, способствуют недостатки и трудности в области экономики, социальной жизни и бытовых условий.
Однако, все еще остается неясным «механизм» заражения отсталыми нравами, привычками, взглядами представлениями, лежащими в основе преступного поведения. Изучение этих вопросов относится к области психологии, к проблеме общения. Психологический аспект социальных отношений и взаимоотношений до сих пор, по существу, никак не освещается в социологии. А это, в свою очередь, как нам кажется, можно объяснить тем, что социальные отношения в нашей литературе рассматриваются как нечто безличное,
Камергоев Б. М.
ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
лишенное психологического содержания и не имеющее никакого отношения к, проблеме общения .
Мы не отрицаем, что граждане в процессе общения входят в различные связи. При всем том, что во всех этих отношениях и связях, выдаются две существенные системы отношений: деловые взгляды, которые возникают между людьми как носителями определенных коллективных функций, и личные отношения, формирующиеся на основе симпатии или антипатии, притяжения или отталкивания и т. д. Между ними, бесспорно, существует диалектическая связь, но в то же время их нельзя считать тождественными. Однако в формировании личности большую роль играют именно личные отношения, складывающиеся в семье, школе, коллективе. Они могут оказать положительное либо отрицательное влияние. Иногда у одного и того же человека передовые принципы (патриотизм, трудолюбие) могут уживаться с такими отсталыми взглядами и представлениями, как эгоизм, тщеславие, равнодушно.
Причины этого следует искать в недостатках воспитания. Для наглядности это можно представить следующим образом. Школа прививала ребенку жизненно значительные стремления, которые усваивались учеником и мало-помалу становились его требования - к себе. В результате у ребенка сформировалось определенное отношение к своим поступкам. В других условиях, например, в семье, такие требования не предъявлялись со всей необходимой последовательностью, а значит у школьника не могло выработаться определенного отношения к себе и своим поступкам.
Далее, следует иметь в виду то, что личность со всеми особенностями, интересами, потребностями, целенаправленностью является продуктом не только настоящего, но и предшествующего социального развития. Такие явления, как обычаи, нравы, традиции, черты своего класса, психический склад наций, выражающиеся в особенностях национального характера и т. п., воспринимаются людьми от предшествующих поколений, т. е. они являются продуктом исторического процесса. А индивидуально неповторимые вкусы, наклонности, увлечения, привычки, настроения и элементы жизненного опыта, например, впечатления и переживания, возникают преимущественно в бытовой, личной сфере жизни. В их формировании сказываются и гораздо большей мере частные обстоятельства существования, чем общая для той или иной социально- экономической формации система общественных отношений.
В процессе общения люди обмениваются опытом деятельности и личным опытом жизни. В первом случае, как утверждает научная психология, передаются навыки и умения, во втором - образ жизни (поведение, отношения, привычки). Способы влияния - сообщение, убеждение, внушение. Под сообщением подразумевается обмен людей опытом жизни, знаниями, мнениями, переживаниями. Убеждение имеет цель - изменить взгляды, отношения или сформировать новые. Оно достигает цели посредством доводов, логических доказательств. Немаловажную роль в формировании психологии личности играет внушение.
Внушение присутствует во многих областях общественных взаимоотношений индивидуумов и играет важнейшую роль в воспитании, в организации людей и управлении ими. Внушение может быть разнообразным - положительным и отрицательным, прямым косвенным, предметным и словесным, рациональным и эмоциональным и т. д. Внушение как способ влияния и
взаимовлияния имеет тесную связь с убеждением, сообщением. Они постоянно меняются местами, поэтому границы между ними условны. Общение людей происходит в обществе, коллективе, семье. И эти взаимоотношения регулируются правовыми, моральными нормами. Отдельное их им рушение, носящее неправомерный характер, признается правонарушением. Изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, и разработка мер их предупреждения относятся к области криминологии. Криминология интересуется и такими вопросами, как социально-психические особенности различных групп и категорий преступников (первичные и рецидивисты, несовершеннолетние и т. п.).
Для криминологии немаловажное значение имеет выяснение мотивов совершения преступления и влияния конкретных условий, стимулировавших реализацию этих мотивов в форме преступного деяния. Решение этих вопросов невозможно без выяснения обстоятельств, способствовавших неправильному нравственному формированию личности. Но это требует в свою очередь выяснения социально-психологической стороны этого процесса.
При изучении каналов, по которым в сознание людей проникают отсталые взгляды, привычки, настроения, которые, в конечном счете, обусловливают совершение правонарушения, необходимо учитывать, что поведение индивида определяется не только потребностями, но и характером сознания и связанной с ним направленностью воли. Это относится как к правомерным, так и к преступным действиям.
Нередко отсутствие педагогического такта в процессе воспитания приводит к формированию отрицательных черт характера. Если, например, родители слишком мягки и жертвенно преданы своим детям, то случается так, что дети вырастают эгоистичными, себялюбивыми, жестоко относятся к тем самым родителям, которые так самоотверженно любили их. Бывает и так, что у очень властных родителей дети вырастают робкими, бесхарактерными потому, что родители лишали их инициативы, самостоятельности.
Общеизвестно, что в условиях неправильного воспитания, при наличии отсталых семейных традиций и обычаев создается благоприятная почва для отрицательных привычек и вкусов, отрицательных форм поведения.
Несмотря на то, что развитие личности происходит на всем протяжении жизни индивида, определяющее значение для формирования мировоззрения, отдельных черт характера, привычек и вкусов имеют ранние этапы жизнедеятельности человека. Наиболее подвижным и восприимчивым к изменению в зависимости от условий жизни можно считать период от 15 до 25 лет. Человек в эти годы наиболее активно стремится познать самого себя, отношения между людьми, социальные явления в обществе, в котором он живет. В этот период жизни личность испытывает большое влияние непосредственного окружения.
Антисоциальные склонности могут прививаться и вне семьи. Большую роль в формировании антиобщественной психологии правонарушителей играет улица. Пассивное или пренебрежительное отношение к подростку в семье, безнадзорность обычно толкают несовершеннолетних на улицу.
На сегодняшний день видно, что при плохой организации досуга по месту жительства неправильно формируется личность современного гражданского общества.
Безнадзорность подростков во дворе и на улице, безразличие к «трудным» детям в значительной мере способствуют вовлечению морально неустойчивой молодежи в преступные группировки и совершению конкретных преступлений. Анализ судебной практики показывает, что значительное число несовершеннолетних совершили преступления совместно с лицами, проживающими по соседству, или же со случайными знакомыми.
Большую роль в формировании антиобщественной психологии правонарушителей играет улица. Пассивное или пренебрежительное отношение к подростку в семье, безнадзорность обычно толкают несовершеннолетних на улицу.
Функционирование молодежных коллективных правоохранительных учреждений с возложением на них в числе других функций по пропаганду нетерпимости к идеям экстремизма, межнационального и межконфессионального мира и согласия, разъяснению норм противозаконного поведения, создает альтернативу асоциальным криминальным и экстремистским молодежным группировкам, способствует росту уровня обеспечения общественного порядка и безопасности.
Противодействие проявлениям экстремизма, формирование у молодежи установок толерантного сознания и поведения, достижение гражданского мира и согласия в обществе является одной из главных задач органов государственной власти.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76%.
Список литературы:
1. Андрианов В.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму. // Всероссийский криминологический журнал. 2017, январь-март № 1.
2. Камергоев Б.М. О некоторых проблемах повышения правовой культуры сотрудников органов внутренних. // Современный ученый. 2017. № 4. С. 209-212.
3. Ковальчук Е.А. Правовое и организационное обеспечение взаимодействия подразделений полиции с молодежными объединениями в сфере противодействия экстремизму: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. 14 ноября 2013 г. Президентом Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
5. Нагоева М.А. Правовое воспитание среди несовершеннолетних. // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. С. 192-195.
6. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013.
7. Сергеева Ю.В. О некоторых вопросах взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия молодежному экстремизму.//
Административное право и процесс. 2016. № 9. С. 55-60
8. Такаев И.Р. Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского округа): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
9. Тарчоков Б.А. Мотивационные особенности вовлечения молодежи в террористическую деятельность. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-1. С. 211-213.
10. Тарчоков Б.А. Социально-религиозные аспекты противодействия экстремистской деятельности. // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 160-162.
11. Яворский М.А. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью на тему: «Особенности распространения
молодежного экстремизма» На современном этапе одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
Функционирование молодежных общественных правоохранительных образований с возложением на них в числе других функций по пропаганде нетерпимости к идеям экстремизма, межнационального и межконфессионального мира и согласия, разъяснению норм правомерного поведения, создает социально-позитивную альтернативу асоциальным криминальным и экстремистским молодежным группировкам, способствует повышению уровня обеспечения общественного порядка и безопасности.
В статье обосновывается необходимость усиления взаимодействия всех субъектов противодействия экстремизму. Анализируется круг причин распространения экстремизма среди молодежи социально-экономического, социально-психологического, социально-правового, социально-педагогического характера.
Таким образом, укрепление демократических начал современного гражданского общества невозможно без конструктивного взаимодействия органов внутренних дел и гражданского общества. И несмотря на то что сотрудничество полиции как государственного института с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в сфере противодействия экстремистской деятельности не имеет пока четкого нормативно-правового регулирования, этот процесс получает свое развитие практическим путем.
Старший преподаватель кафедры, кандидат юридических наук СКИ(ф) КрУ МВД России
М.А. Нагоева