сиональных качеств. В свою очередь, устойчивые профессио- ты, мы можем сделать вывод: целенаправленно изменяя про-
нальные качества подразделяются на профессиональные и лич- фессиональные и личностные качества, мы можем получить
ностные. Обобщив накопленный в психологической науке тео- ожидаемые изменения в учебно-профессиональной мотивации
ретический материал и результаты опытно-практической рабо- студентов-менеджеров социально-культурной деятельности.
Библиографический список
1. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001.
2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск; М., 2001.
3. Божович, А.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1997.
4. Пакулина, С.А. Мотивация и средства развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004.
5. Формирование интереса к учению школьников / под. ред. А.К. Марковой. - М., 1986.
Bibliography
1. Sovremennihyj slovarj po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk, 2001.
2. Djyachenko, M.I. Psikhologicheskiyj slovarj-spravochnik / M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich. - Minsk; M., 2001.
3. Bozhovich, A.I. Problemih formirovaniya lichnosti. - M.; Voronezh, 1997.
4. Pakulina, S.A. Motivaciya i sredstva razvitiya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2004.
5. Formirovanie interesa k ucheniyu shkoljnikov / pod. red. A.K. Markovoyj. - M., 1986.
Статья поступила в редакцию 10.05.14
УДК 379
Kudrin V.S. YOUTH EXTREMISM: KEY FACTORS AND ITS FEATURES OF MANIFESTATION, SPECIFICS AND REASONS OF SPREADING IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SITUATION. This article discusses the important aspects of youth extremism as a sociopsychological and sociocultural phenomenon of the modern society. Describing the major factors and features of the manifestation of youth extremism, the author emphasizes the features of this phenomenon in the contemporary sociocultural, political and socioeconomic situations. It is shown that the spread of youth extremism has its own characteristics and reasons. In a systemic crisis of the society, this phenomenon is threatening the safety factor not only in one country, but also in other countries, it threatens the entire world community.
Key words: youth, youth extremism, sociocultural situation, sociopsychological phenomenon of extremism.
В.С. Кудрин, подполковник полиции, слушатель 2-го факультета Академии управления МВД России,
г. Москва, E-mail: kudrin-v1975@mail.ru
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ЧЕРТЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
В статье рассматриваются важные аспекты молодежного экстремизма как социально-психологического и социально-культурного явления современного общества. Характеризуя основные факторы и черты проявления молодежного экстремизма, автор подчеркивает особенности данного феномена в современной социально-культурной, политической и социально-экономической ситуациях. Показано, что распространение молодежного экстремизма имеет свои особенности и причины. В условиях системного кризиса общества данное явление становится угрожающим фактором обеспечения безопасности не только для одной страны, но также и для других стран, для всего мирового сообщества.
Ключевые слова: молодежь, молодежный экстремизм, социально-культурная ситуация, социальнопсихологическое явление, экстремизм.
Современный мир и молодежный экстремизм. Как социально-психологическое явление экстремизм появился несколько столетий назад. Но современные его проявления особо обозначились в середине ХХ века в ряде зарубежных стран, а в 90е годы прошлого века проявились в нашей стране, приобретая массовость и присутствие на межгосударственном, внутригосударственном, социально-психологическом, культурологическом, педагогическом, бытовом, межрелигиозном, межэтническом и других уровнях. «Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в России в основном в среде молодежи из малообеспеченных семей, которая под лозунгами борьбы за «чистоту нации», «освобождение русского народа» и т.д., объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а также мелким хулиганством и вандализмом» - указывает А.В. Кузьмин [1, с. 22].
«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1): «экстремизм -какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на на-
сильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [2]. Данная Шанхайская конвенция подписана: Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.
В своем диссертационном исследовании А.В. Кузьмин, характеризуя особенности современного экстремизма, отмечает, что «возросшая жестокость действий организаторов и участников проводимых акций не только по отношению к своим непосредственным противникам, но и к посторонним гражданам; политизация действий экстремистов; участие в экстремистской деятельности и преступлениях, совершаемых на межнациональной основе, организованных групп и незаконных вооруженных формирований; вовлечение в экстремистскую деятельность и совершение преступлений на межнациональной основе больших групп населения, многие из которых так или иначе участву-
ют в совершении различных общеуголовных преступлений; увеличение числа общеуголовных преступлений, совершаемых активизирующимся преступным элементом в период обострения межнациональных отношений; активное распространение идеологии экстремизма в молодежной среде» [1, с. 21].
В настоящее время молодежный экстремизм, представляющий серьезную угрозу стабильности и безопасности страны, становится одной из острейших проблем в современных условиях политического, экономического и социально-культурного развития России. Проживание на территории России разного по этническому и религиозному составу населения делает экстремизм одной из угроз национальной безопасности, требующей особого внимания, включая пропаганду ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. При этом экстремистское поведение молодёжи занимает отдельное место в данной проблеме, как особая форма проявления активности молодых людей, которая не только выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения, но и направлена на разрушение существующей социальной системы и связана с активными действиями насильственного характера по различным мотивам: социальным, национальным, религиозным, политическим и др. Следует отметить, что «такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, и т.д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. Данное обстоятельство ведет к росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества» [3, с. 5].
В Методических рекомендациях по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, которые разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России отмечается, что по данным МВД России на учете внутренних дел состоят 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. В первом полугодии 2011 года расследовано 362 преступления экстремистской направленности, из которых 120 совершены в составе организованной группы, а 19 - преступным сообществом (организацией). Выявлены 245 лиц, их совершивших, из них - 171 в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе 52
- несовершеннолетние [4, с. 40].
Особенностью проявления молодежного экстремизма является «процесс втягивания в экстремистскую деятельность неформальных молодёжных объединений и организаций (футбольных фанатов, байкеров и др.), деятельность которых ранее не носила экстремистский характер. Одновременно отмечается рост числа противоправных акций, совершаемых членами неформальных молодёжных группировок националистического толка и радикальной политической направленности, а также расширение масштабов антиобщественных выступлений молодёжных объединений» [3, с. 6].
Основные факторы и черты проявления молодежного экстремизма, особенности и причины его распространения в молодежной среде как социально-психологического и социально-культурного явления. Психологическое содержание экстремизма характеризуется агрессивностью, жестокостью, радикальностью, предрассудками, стереотипизацией, иррациональностью и другими крайне отрицательными видами своего проявления. Для экстремистского поведения молодежи присущи духовная ущербность и антиинтеллектуализм, апеллирование к предрассудкам. Как отмечается в [5]: «среди психологических факторов следует указать реализацию инфантильных сценариев достижения целей, а также отсутствие в обществе единых моральных норм. Личностные качеств организаторов террористических актов-это иллюзорное ощущение исключительной значимости своих целей (синдром мессии), мегаломания (мания величия), фанатизм, манипулятивность, склонность к рискованному поведению и обесценивание чужой жизни. Личностные свойства исполнителей террористической деятельности: эти люди отличаются большой зависимостью, внушаемостью, трудностями идентификации, примитивной драматизацией, упрощением ситуации и поляризацией (когнитивной упрощенностью), поиском врага. Их мотивы связаны с компенсаторной идентификацией себя с героями, необходимостью принадлежности к группе [5, с. 55].
Анализ исследований последних десяти лет позволил нам выделить основные факторы и черты его проявления в современной социально-культурной ситуации, а также особенности и причины, создавшие благоприятную почву для распространения экстремизма в молодежной среде.
Наиболее общими основными факторами, влияющими на формирование экстремистских настроений в молодежной среде, исследователи называют:
- духовно-нравственную трансформацию общества;
- капитализацию общественных отношений;
- развал и девальвацию патриотической идеи;
- нестабильное состояние системы образования и воспитательной работы, как результат процесса их реформирования и модернизации;
- резкое расслоение общества на бедных и богатых;
- растущую скрытую и явную безработицу;
- детскую и подростковую беспризорность [5, с. 58].
Кроме того, в ряде исследований [3, 4, 5, 6 и др.] выделяют
такие факторы молодежного экстремизма, как:
• определенный возраст (14-22 года) - период взросления, характеризующийся развитием самосознания, поиском смысла жизни, юношеским максимализмом;
• неустойчивость психики, подверженность внушению, манипуляциям, конформизму;
• маргинальность социального статуса, неполнота прав, материальная и психологическая зависимость от взрослых (родителей);
• склонность к девиантному поведению, риску; проявление любопытства, безнаказанности; слабый контроль своих чувств и эмоций; поиск референтной группы, своих «кумиров»;
• широкое участие в молодежных субкультурах, неформальных объединениях, сектах;
• семейное неблагополучие (алкоголизм, наркомания, безнадзорность, агрессия, насилие);
• неудачи в учебной деятельности, конфликты с учителями и другими взрослыми; невозможность проявить себя в социально одобряемых видах деятельности;
• недостаток воспитательной работы семьи и школы по вопросам нравственной культуры подрастающего поколения, патриотизма, толерантного отношения к людям, отличным от них самих.
По мнению разработчиков Методических рекомендаций по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде можно выделить особо значимые факторы, способствующие экстремистским проявлениям. Это:
1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде.
2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (широкое вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса).
3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).
4. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
5. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях) и др. [4, с. 40].
В материалах, подготовленных по результатам научно-практических семинаров, проведенных в различных субъектах Российской Федерации по изучению основных методов профилактики распространения экстремизма и терроризма среди молодежи (г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи и др.) по теме «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи муниципальных образований» к основным чертам молодежного экстремизма авторы относят такие, как: «возрастающая организованность, сплоченность группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур, усиление мер конспирации, применение для распространения
своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий» [5, с. 60].
Участники семинаров подчеркивают, что «происходит активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности. Серьезную тревогу представляет распространение экстремизма на националистической почве в молодежной среде. Отмечается резкая активизация их противоправной деятельности, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления (убийства иностранных студентов, мигрантов), дерзкие, демонстративные административные правонарушения, а также переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов» [5, с. 60].
В Информационно-аналитических материалах по профилактике экстремизма в молодежной среде, подготовленных Минс-порттуризмом России совместно с ФСБ России в 2012 году, отмечается, что основные особенности экстремизма в молодежной среде характеризуются тем, что:
«Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановивши-мися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей» [6].
Среди причин молодежного экстремизма в исследованиях [1-7] особо выделяют:
- издержки социально-экономического реформирования в России (социальная дифференциация граждан и обнищание основной части населения, безработица, наркомания, криминализация и растущая преступность, трансформация духовнонравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов, ожесточенная борьба за власть и др.);
- социальную и экономическую неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий, низкую эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения;
- отсутствие выработанной внятной стратегии развития и воспитания молодежи государством и обществом после крушения советской идеологической парадигмы;
- попытки различных политических сил и криминальной среды манипулировать сознанием молодежи, используя ее вплоть до прямых столкновений с полицией;
- особенности развития национальных республик в условиях кризиса этнической идентичности, связанного с распространением радикальных этноцентристских и религиозных взглядов;
- межэтническую напряженность, нетерпимость, национализм, расизм, шовинизм, фашизм, ксенофобию;
Библиографический список
- пренебрежение к действующим в обществе правилам и нормам поведения или их отрицание молодым поколением;
- отрицательное влияние на молодежь «массовой культуры» посредством распространения информации, стимулирующей у нее жестокость, насилие и желание их применения на практике через СМИ, в том числе Интернет;
- активизацию неформальных молодежных «антифашистских» групп, объединяющих представителей различных молодежных субкультур;
- расценивание и использование экстремистскими идеологами Interneta как привлекательной площадки для ведения идеологической пропаганды и борьбы;
- особенности социальной мобильности молодежи в российском обществе (достижение престижного социального положения в очень короткие сроки без наличия соответствующего образования, возможность реализации установок на материальное благополучие и быстрое достижение успеха, возможность стать богатым, зачастую часто основанная на криминале и т.п.);
- другие.
Выводы и рекомендации. Экстремизм за последние годы превратился в системную угрозу существованию нашего общества, которой необходимо противопоставить системные меры противодействия. Следует отметить, что анализ оперативной обстановки в стране показывает тревожные результаты. По данным Генеральной прокуратуры и МВД России, начиная с 2007 года отмечается устойчивая тенденция роста преступлений экстремистской направленности. С точки зрения Петровой Т.А., «существующая в настоящее время угроза распространения экстремизма в молодежной среде свидетельствует о том, что предпринимаемые органами внутренних дел меры, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, а также состояние правового регулирования их деятельности недостаточны для противодействия этому явлению. Неблагополучная ситуация послужила причиной создания Департамента по противодействию экстремизму МВД России (далее - ДПЭ МВД России), деятельность которого нуждается в необходимом научнометодическом обеспечении, отрегулированном механизме внутриведомственного и межведомственного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму» [7, с. 3].
Предпринимаемые меры, на наш взгляд, должны включать в себя как специальные технологии, реализуемые правоохранительными органами в целях выявления, пресечения и раскрытия противоправных экстремистских проявлений, так и гражданские технологии, направленные на предупреждение экстремизма и ликвидацию (минимизацию) его последствий. Следует согласиться с мнением Афанасьевой Р.М., утверждающей, что «нельзя отдавать молодежь на откуп нецивилизованному рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику» [8, с. 3], поскольку активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, для каждой личности, для мирового сообщества в целом, именно поэтому данный феномен должен быть глубоко и всесторонне изучен, как явление, требующее социально-правового, общественного, административно-управленческого, социально-психологического и социокультурного противодействия и вмешательства.
1. Кузьмин, А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2012.
2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) [Э/р]. -Р/д: dic.academic.ru.
3. Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: сб. статей. - Казань, 2011.
4. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуриз-мом России совместно с МВД России и ФСБ России) // Наша молодежь. - 2011. - № 6.
5. Сборник итоговых материалов научно-практических семинаров, проведенных в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи, «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи муниципальных образований». - М., 2012.
6. Информационно-аналитические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде [Э/р]. - Р/д: do.gendocs.ru/docs/index-66311.html.
7. Петрова, Т.А. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2009.
8. Афанасьева, РМ. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2007.
Bibliography
1. Kuzjmin, A.V. Socialjno-kuljturnaya profilaktika ehkstremizma v molodezhnoyj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tambov, 2012.
2. Shankhayjskaya konvenciya o borjbe s terrorizmom, separatizmom i ehkstremizmom (Zaklyuchena v g. Shankhae 15.06.2001) [Eh/r]. -R/d: dic.academic.ru.
3. Profilaktika ehkstremizma i radikalizma v molodezhnoyj srede Respubliki Tatarstan: sb. stateyj. - Kazanj, 2011.
4. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodeyjstviyu ehkstremizmu v molodezhnoyj srede (razrabotanih Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii) // Nasha molodezhj. - 2011. - № 6.
5. Sbornik itogovihkh materialov nauchno-prakticheskikh seminarov, provedennihkh v g. Moskva, g. Rostov-na-Donu, g. Stavropolj, g. Sochi, «Formih i metodih protivodeyjstviya rasprostraneniyu ideologii ehkstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rolj i zadachi municipaljnihkh obrazovaniyj». - M., 2012.
6. Informacionno-analiticheskie materialih po profilaktike ehkstremizma v molodezhnoyj srede [Eh/r]. - R/d: do.gendocs.ru/docs/index-66311.html.
7. Petrova, T.A. Administrativno-pravovihe osnovih deyateljnosti organov vnutrennikh del po protivodeyjstviyu ehkstremizmu v molodezhnoyj srede: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. - M., 2009.
8. Afanasjeva, R.M. Sociokuljturnihe usloviya protivodeyjstviya ehkstremizmu v molodezhnoyj srede (socialjno-filosofskiyj analiz): avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 30.04.14
УДК 378 (574)
Sagimbayeva G.S. MODEL OF FORMATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF FUTURE SPECIALIST IN CREDIT SYSTEM TRAINING. The article presents a model for the implementation of individual educational paths of future professionals in a credit system, discloses its theoretical background and main stages of implementation.
Key words: individual educational route, credit system of training, model of individual educational path of future experts, tutor support.
Г.С. Сагимбаева, ст. преп. каф. педагогики Евразийского национального университета им. Л. Гумилева,
г. Астана, E-mail: sagimbayevagucci@mail.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье представлена модель реализации индивидуального образовательного маршрута будущих специалистов в условиях кредитной системы обучения, раскрыты ее теоретические предпосылки и основные этапы реализации.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, кредитная система обучения, модель формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста, тьюторское сопровождение.
Присоединение Казахстана и других стран СНГ к Болонскому процессу предполагает внесение ряда существенных изменений в систему высшего образования с целью интеграции в европейское образовательное пространство. Прежде всего, это: внедрение трехуровневой подготовки будущих специалистов, академической мобильности всех субъектов образовательного процесса; усиление контроля за качеством высшего образования; переход на кредитную систему обучения. При этом именно кредитная система обучения призвана обеспечить максимальную индивидуализацию обучения, академическую свободу всех субъектов образования; элективность построения образовательных программ. Достижение целей Болонской декларации определяет вектор подготовки будущих специалистов в направлении самопознания, самооценки, саморазвития, само-доверия, самоактуализации, в связи с чем особую значимость приобретают вопросы определения обучаемым собственного «образовательного движения». Успешное решение обозначенной задачи возможно лишь в случае целенаправленного и планомерного проектирования индивидуального образовательного маршрута обучаемого.
В рамках проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов наметилось три основных направления: исследование возможных типов индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях (А.Г. Гогоберидзе, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева); исследование условий организации подготовки студентов к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам в комплексе вопросов педагогического моделирования (С.И. Архангельский, А.В. Мудрик, А.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.В. Чекалева); рассмотрение индивидуальных образовательных маршрутов как составляющих элементов многоуровневой системы высшего педагогического образования (Г.А. Бордовский, Н.В. Бочкина, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, В.С. Ямпольский).
Наше исследование, проводимое на базе Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжоло-ва, посвящено проблемам формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста, который мы представили в определенной модели. Одним из основных преимуществ моделирования того или иного процесса или явления является целостность представления информации, что позволяет еще на стадии проектирования представить оптимальность наличия основных компонентов и элементов модели в целом, а также наглядно изобразить процесс, что в дальнейшем способствует более эффективной его реализации на практике.
В педагогической литературе встречаются различные представления о моделях:
- модель как способ организации жизнедеятельности образовательного сообщества;
- модель как образец (точнее, образ) опыта, в котором переосмысливаются педагогическая деятельность и опыт обучения;
- модель как тип альтернативного образования и архитектура (т.е. отличительный характер) его конструкций и новых форм;
-модель как систематизированная форма инновационного эксперимента;
- модель как концептуальное обоснование запуска проектировочного режима развития образовательного учреждения;
- модель как организационная система, транслирующая и развивающая культурные нормы.
В данном исследовании модель обозначает определенный образ или вариант процесса формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста в условиях кредитной системы обучения в вузе.
Для научно обоснованного процесса формирования индивидуального образовательного маршрута будущего специалиста необходимо целостное описание этого процесса как источника информации для его организации и внедрения. Такое описа-