Научная статья на тему 'Особенности расчета и начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 г'

Особенности расчета и начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ТАРИФЫ / ПФР / ФСС / ФФОМС / ЛЬГОТЫ / ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М. В.

В статье рассматриваются особенности начисления взносов в государственные внебюджетные фонды: ПФР, ФСС, ФФОМС, с учетом изменений законодательства 2014 г., разбираются сложные вопросы, касающиеся определения базы для начисления страховых взносов, особенности применения пониженных ставок взносов и дополнительных тарифов в ПФР. Все материалы статьи имеют ссылки на действующие законодательные акты и информационные письма профильных ведомств Минтруда, ФСС, ПФР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности расчета и начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 г»

Бухгалтер и закон

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА И НАЧИСЛЕНИЯ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ (СОЦИАЛЬНОЕ, МЕДИЦИНСКОЕ) СТРАХОВАНИЕ В 2014 Г.

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Расчеты и начисления страховых взносов в работе бухгалтера всегда вызывают много вопросов. В частности, это связано и с тем, что законодательной базой для расчета является не Налоговый кодекс РФ, а Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), и, как следствие, регулятором страховых взносов выступает не ФНС России, а Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Кроме того, сама законодательная база страховых взносов претерпевает ежегодные существенные изменения, за которыми приходится следить бухгалтеру и учитывать это в своей ежедневной работе.

В целом все страховые взносы делятся на три группы:

— взносы в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

— взносы в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на

обязательное медицинское страхование (ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ, ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ)).

Плательщиками страховых взносов являются все организации, производящие выплаты физическим лицам. Однако размер тарифов для начисления страховых взносов зависит от следующих факторов:

— от категории плательщика взносов — страхователя, а именно от его организационно-правовой формы, вида деятельности и применяемой системы налогообложения;

— от категории сотрудника (застрахованного лица), в пользу которого производятся выплаты, в том числе от наличия у него инвалидности. Если же сотрудник имеет право на досрочную пенсию, то с выплат в его пользу нужно начислять взносы по дополнительному тарифу;

— от размера выплат сотруднику в течение года. Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 тыс. руб. нарастаю-

щим итогом с 1 января 2014 г. (см. постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

Основные тарифы страховых взносов установлены ст. 12, 58, 58.1, 58.2 и 58.3 Закона № 212-ФЗ, а также ст. 22, 33 и 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Начиная с 1 января 2014 г. при начислении пенсионных взносов учитывать возраст сотрудников и способ финансирования пенсионного обеспечения не нужно. Перечислять пенсионные взносы нужно единым платежом по общему тарифу, не разделяя их на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Распределение полученных сумм между страховой частью трудовой пенсии и накопительной с нового года полностью лежит на Пенсионном фонде РФ (п. 2 ст. 13, ст. 20.1, ст. 22.2, ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По общему правилу, с выплат сотрудникам начисляются страховые взносы по следующим тарифам:

— в ПФР — 22 %;

— в ФСС — 2,9 %;

— в ФФОМС — 5,1 %.

Эти тарифы применяют все страхователи, которые не имеют права на применение пониженных тарифов и не должны начислять взносов по дополнительным тарифам. Общие тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат, величина которых нарастающим итогом с начала года по каждому застрахованному лицу (сотруднику) не превышает в 2014 г. 624 тыс. руб. Выплаты, превышающие предельную величину (624 тыс. руб.), облагаются только взносами на обязательное пенсионное страхование по ставке 10 %.

Для страхователей, имеющих право на применение пониженных тарифов, действует иной порядок начисления страховых взносов. Они начисляют взносы по пониженным ставкам до тех пор, пока сумма выплат сотруднику не превысит 624 тыс. руб. Выплаты, превышающие данную величину, взносами не облагаются (ч. 3 и 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Если в отношении отдельных сотрудников компания обязана начислять дополнительные страховые взносы, то такие взносы начисляются без учета предельной величины выплат (624 тыс. руб.), т. е. со всех сумм, которые являются объектом обложения взносами и которые были начислены этим сотрудникам (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для следующих категорий страхователей:

— сельскохозяйственных производителей;

— организаций, созданных для решения социальных задач и помощи инвалидам;

— аптечных учреждений, которые платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

— организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и занятых определенными видами деятельности;

— средств массовой информации.

Например, аптечные учреждения—плательщики ЕНВД вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых сотрудникам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность — это деятельность по изготовлению, хранению, перевозке и продаже лекарственных средств.

Требования к аптечному персоналу, который может быть занят в фармацевтической деятельности, установлены ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» (далее — ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденным приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80. В соответствии с названными нормативными актами заниматься фармацевтической деятельностью имеют право лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование и имеющие сертификат специалиста.

Руководить аптечным учреждением вправе провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет (п. 8.2 ОСТ 91500.05.0007-2003). Таким образом, если сотрудники, входящие в состав управленческого персонала, имеют право на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с данными критериями, на выплаты таким сотрудникам страховые взносы начисляются по пониженным тарифам (см. письмо Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 № 19-6/3023271-2288). При этом льготой могут пользоваться и те аптеки, которые совмещают ЕНВД с общей системой налогообложения. Это означает, что сотруднику, занятому в

фармацевтической деятельности, переведенной на ЕНВД, страховые взносы с его доходов следует начислять по пониженным тарифам.

В свою очередь в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в группу средств массовой информации (СМИ) входят учреждения, осуществляющие производство, выпуск и (или) издание печатных и электронных СМИ (за исключением рекламных и эротических). То есть учреждения, которые ведут деятельность в области радио- и телевещания или в качестве информационных агентств, а также по изданию газет или журналов. Такие плательщики начисляют страховые взносы по тарифам, установленным ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ.

Пониженные тарифы применяются также в том случае, если учреждение включено в специальный реестр, подтверждающий его полномочия по производству, выпуску и изданию СМИ не рекламного и не эротического характера. Право на применение пониженного тарифа возникает с месяца включения учреждения в указанный реестр. Правила подтверждения полномочий учреждения и ведения специального реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 № 150 «О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов».

Если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности не подтвержден, а также если компания исключена из специального реестра, то с начала соответствующего периода сумма страховых взносов должна быть пересчитана по общим тарифам (п. 7 ч. 1, ч. 1.1—1.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, отдельные пониженные тарифы установлены для начисления страховых взносов с выплат инвалидам I, II и III групп. Применять эти тарифы могут любые организации, в которых инвалиды работают по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ). Общая ставка страховых взносов с выплат инвалидам составляет 27,1 %.

Право на применение пониженных тарифов страховых взносов должно быть документально подтверждено. Порядок подтверждения этого права для отдельных категорий страхователей приведен

в письме ФСС от 01.12.2010 № 02-03-10/08-12891. В нем, в частности, отражено, что право на применение пониженных тарифов в отношении выплат инвалидам I, II и III групп подтверждается справками медико-социальной экспертизы. Форма таких справок утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления» (вместе с «Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»). Дата установления инвалидности указывается на лицевой стороне справки. Организация вправе применить пониженные тарифы с первого числа месяца, в котором сотрудник был признан инвалидом, до первого числа месяца, в котором инвалидность с него была снята (письмо Минздрав-соцразвития России от 22.06.2010 № 1977-19).

В целях применения пониженных тарифов страховых взносов в группу плательщиков входят организации, применяющие УСН, основными видами деятельности которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), в частности, являются:

— производство пищевых продуктов;

— текстильное и швейное производство;

— производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

— химическое производство;

— производство резиновых и пластмассовых изделий;

— производство готовых металлических изделий;

— производство машин и оборудования;

— производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

— производство транспортных средств и оборудования;

— производство мебели;

— производство спортивных товаров;

— производство игр и игрушек;

— научные исследования и разработки;

— образование;

— здравоохранение и предоставление социальных услуг;

— деятельность спортивных объектов;

— строительство;

— техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

— транспорт и связь;

— производство различной продукции, не включенной в другие группировки;

— ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

— розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.

Полный перечень видов деятельности, для которых предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, приведен в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ. Такие организации начисляют страховые взносы по тарифам, которые установлены ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

С 1 января 2014 г. на выплаты всем сотрудникам компаний, применяющих УСН по вышеуказанным видам деятельности, тарифы страховых взносов составляют:

— на обязательное пенсионное страхование — 20 %;

— на обязательное социальное страхование — 0 %;

— на обязательное медицинское страхование — 0 %.

При этом вид экономической деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов компании.

Организации, применяющие УСН, могут применять пониженные тарифы страховых взносов до тех пор, пока ими выполняются два следующих условия:

— компания сохраняет право на применение УСН;

— компания соблюдает установленное соотношение между доходами от реализации продукции (услуг) по основному виду деятельности и общим объемом доходов.

Начиная с отчетного (расчетного) периода, в котором было нарушено хотя бы одно из этих условий, право на применение пониженных тарифов утрачивается. Сумма страховых взносов, недоначисленных из-за неправомерного применения пониженных тарифов, должна быть восстановлена и перечислена во внебюджетные фонды (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Если же организация на УСН в течение года

вновь приобретет право на применение льготных тарифов, то она вправе вернуться на пониженный тариф с начала года и произвести перерасчет ранее уплаченных страховых взносов путем их возврата или зачета (см. письмо Минздравсоцразвития России от 15.09.2011 № 3333-19).

Если право на применение пониженных тарифов компанией утрачено из-за потери права на применение УСН, то восстанавливать недоначисленные суммы страховых взносов нужно с начала квартала, в котором были нарушены условия применения специального налогового режима. Правомерность такого подхода подтверждается в письмах Минз-дравсоцразвития России от 24.11.2011 № 5004-19, ФСС России от 18.12.2012 № 15-03-11/08-16893. Если же право на применение пониженных тарифов утрачено из-за нарушения компанией установленного соотношения доходов, восстанавливать недона-численные суммы страховых взносов нужно за весь период с начала года (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). В обоих случаях до потери права на применение пониженных тарифов страховые взносы начислялись правильно. Поэтому восстановленные суммы не рассматриваются как недоимка по страховым взносам в связи с их неуплатой, и пени на эти суммы не начисляются (см. письмо Минтруда России от 05.07.2013 № 17-3/1084).

Отдельно подчеркнем, что соответствие основному виду деятельности подтверждается при составлении отчетности по ф. РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».

В подразделе 3.6 разд. 3 ф. РСВ-1 ПФР необходимо ежеквартально указывать долю доходов от реализации продукции (работ, услуг) по основному виду деятельности в общем объеме доходов. Какого-либо специального разрешительного документа для применения пониженных тарифов страховых взносов не требуется.

Коды ОКВЭД, при соответствии которым компания вправе применять пониженные тарифы, приведены в примечании к подразд. 3.6 разд. 3 ф. РСВ-1 ПФР. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 14.04.2011 № 1335-19 и информационном сообщении ПФР от 24.03.2011.

Обратите внимание. Для того чтобы воспользоваться пониженными тарифами, предусмотренными ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, требуется определить долю доходов от каждого вида деятельности компании. Если доля доходов от реализации продукции или услуг по какому-либо из них составляет 70 % и более, то этот вид деятельности признается основным. Когда же доля доходов не достигает 70 % ни по одному из видов деятельности, применять пониженные тарифы страховых взносов организация не может.

При этом суммировать доходы от льготных видов деятельности можно только в том случае, если они входят в одну группу кодов по ОКВЭД. Так, например, группе «Транспорт и связь» в ОКВЭД соответствует разд. I, к которому относятся виды деятельности с кодами 60 — 64. Поэтому компании, которые одновременно занимаются и перевозкой грузов (код 60.24), и организацией перевозок грузов (код 63.40), могут применять пониженный тариф страховых взносов, если суммарный доход по этим видам деятельности составляет 70 % и более от общего объема доходов компании. Правомерность такого подхода подтверждается письмами Минтруда России от 03.04.2013 № 17-4/551 и ФСС России от 18.12.2012 № 15-03-11/08-16893.

В целом страховые взносы необходимо начислять на вознаграждения, которые выплачиваются в денежной и натуральной формах в рамках трудовых отношений по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и по авторским договорам. При этом к выплатам и вознаграждениям, облагаемым страховыми взносами, относятся:

— заработная плата;

— надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время и т. д.);

— премии и вознаграждения, в том числе начисленные уволенным сотрудникам за периоды, когда они работали в компании (см. письмо Минтруда России от 02.09.2013 № 17-3/1450);

— вознаграждения за выполнение работ по договору подряда, договору на оказание услуг, а также по договору авторского заказа;

— вознаграждения по лицензионному договору за предоставление права использования произведения литературы или искусства;

— компенсации за неиспользованный отпуск (как связанные, так и не связанные с увольнением) (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Закона № 167-

ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Одним из условий начисления страховых взносов на суммы, выплачиваемые в пользу граждан, является наличие у компании трудовых отношений с этими лицами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). При этом цель начисления взносов — формирование источников для финансирования персональных страховых выплат, гарантированных государством при наступлении определенных страховых случаев:

— выходе на пенсию;

— заболевании;

— временной нетрудоспособности в связи с материнством.

В случае смерти сотрудника трудовые отношения в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) между ним и организацией прекращаются. Кроме того, после смерти сотрудника становится невозможной реализация его персональных прав на получение страхового обеспечения — выплату пенсии, оплату больничных пособий, бесплатную медицинскую помощь. Начисление страховых взносов после смерти сотрудника противоречит основному принципу обязательного страхования — созданию индивидуального финансового резерва, предназначенного для использования застрахованным лицом в определенных обстоятельствах. Поэтому, если на момент начисления выплат компания располагает информацией о смерти сотрудника, облагать эти выплаты страховыми взносами не следует. Например, не нужно начислять взносы на сумму зарплаты, начисленной сотруднику за месяц, в котором он умер (см. письмо Минтруда России от 20.03.2013 № 17-3/292).

Также не относятся к объектам обложения страховыми взносами выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав, и договорам, связанным с передачей в пользование имущества или имущественных прав (кроме авторских договоров) (ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). К таким договорам могут относиться, например, договоры аренды, ссуды или дарения (см. письма Минздравсоцразвития России от 12.08.2010 № 2622-19 и ФСС России от 17.11.2011 № 14-0311/08-13985).

Не нужно начислять страховые взносы и при выдаче призов покупателям, доплате к пенсии бывшим сотрудникам, выплате стипендий в рамках ученических договоров (в том числе штатным сотрудникам). Такой вывод подтверждается письмами ФСС РФ от 18.12.2012 15-03-11/08-16893 и Минз-дравсоцразвития России от 27.05.2010 № 1354-19.

Кроме того, не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, заключенных с добровольцами в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ч. 5 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Необходимо подчеркнуть, что законодательством предусмотрен закрытый перечень выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами. В этот перечень, в частности, входят:

— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ);

— все виды определенных законом компенсаций сотрудникам в пределах норм, установленных законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ);

— суммы единовременной материальной помощи родителям при рождении ребенка, если такая помощь выплачена в течение первого года после рождения, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ);

— суммы взносов на обязательное страхование сотрудников (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ);

— суммы платы за обучение сотрудников по основным и дополнительным профессиональным программам (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полный перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. На выплаты, которые не указаны в этом перечне, страховые взносы начисляются в обязательном порядке (см. письмо Минздравсоцразви-тия России от 23.03.2010 № 647-19). В частности, облагаются страховыми взносами компенсации за задержку заработной платы, а также суммы среднего заработка, выплачиваемые сотрудникам:

— в период прохождения ими военных сборов;

— за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (для сотрудников-доноров);

— за время вызовов в суд, прокуратуру, к следователю;

— за дополнительные выходные дни, предоставляемые родителям детей-инвалидов (см.

письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19).

Таким образом, ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование облагаются все выплаты и вознаграждения, которые начисляются сотрудникам в рамках трудовых отношений. Исключение составляют суммы, перечисленные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

При определении расчетной базы по страховым взносам учитываются выплаты как в денежной, так и в натуральной форме. При этом натуральные выплаты в виде товаров, работ и услуг учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) (ч. 6 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Поэтому компенсации и льготы, предоставленные сотруднику, следует рассматривать как выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений, и включать в базу для расчета страховых взносов (см. письма Минздрав-соцразвития России от 23.03.2010 № 647-19 и ФСС России от 15.02.2010 № 02-03-09/08-147П).

Отдельно подчеркнем, что выплаты в пользу лиц, которые не состоят с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях, не облагаются страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Также отметим, что при выплате аванса по заработной плате не нужно начислять страховые взносы, поскольку взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование начисляют по итогам каждого календарного месяца (ч. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Следовательно, аванс по заработной плате включается в расчет страховых взносов лишь по окончании этого периода, а именно, в день начисления заработной платы (п. 1 ст. 11 Закона № 212-ФЗ).

В случае привлечения сотрудников по договору аутсорсинга страховые взносы начислять также не нужно, поскольку в соответствии с договором о предоставлении персонала (аутсорсинга) одна организация предоставляет в распоряжение другой организации специалистов необходимой квалификации для работы в ее интересах. При этом договоры с сотрудниками заключает организация, которая предоставляет персонал в «аренду». Поэтому обязанность начислять страховые взносы на выплаты сотрудникам, предоставленным по договору аутсорсинга, возникает у той организации, которая состоит с ними в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Важно отметить, что на выплаты по трудовому договору страховые взносы начисляются независимо от того, зарегистрирован сотрудник в качестве предпринимателя или нет. Дело в том, что граждане в соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) могут выступать в качестве предпринимателей только при проведении гражданско-правовых сделок. В трудовой же деятельности их рассматривают как обычных сотрудников — застрахованных лиц (ст. 56 ТК РФ).

Еще одним важным моментом является то, что расходы на выплату социальных пособий, не принятые к зачету ФСС РФ, признаются обычными суммами, начисленными в пользу сотрудников в рамках трудовых отношений. Следовательно, они облагаются взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на общих основаниях (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, письмо Минздрав-соцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19).

В заключение отметим, что начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны:

— компании, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в соответствии со списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (далее — Постановление № 10));

— компании, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (в соответствии со списком № 2, утвержденным Постановлением № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.

Такие плательщики применяют дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ. Следует учитывать, что при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 тыс. руб.), не применяются.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, письмо Минтруда России от 29.04.2013 № 17-3/10/2-2415). Этот порядок распространяется, в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 г. сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 г., когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то, что в 2013 г. выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 г. эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов (см. письмо Минтруда России от 30.04.2013 № 17-4/727).

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляются со всех выплат, которые включаются в расчетную базу в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ. Если же в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляются.

Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, дополнительные пенсионные взносы также следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий) пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 29.05.2013 № 17-3/878 и от 29.04.2013 № 17-3/10/2-2415.

При совместительстве (как внутреннем, так и внешнем) с сотрудником заключается отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляются (см. письмо Минтруда России от 29.09.2013 № 17-3/878).

Важно отметить, что по результатам специальной оценки условий труда организации могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов. Порядок проведения такой оценки должен быть установлен отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). До настоящего времени такой закон еще не принят.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. № 1. С. 6—10.

2. Беспалов М. В. Анализ механизма расчета страховых взносов в 2010 г. // Юрист. 2009. № 12. С. 55—61.

3. БеспаловМ. В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. № 3. С. 6—9.

4. Беспалов М. В. Роль налоговой политики в развитии предпринимательства // Человек и труд. 2009. № 11. С. 38—41.

5. Беспалов М. В. Эффективная деятельность современного предпринимательства: учеб. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2008.

6. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

7. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

8. Информационное сообщение Пенсионного фонда РФ от 24.03.2011.

9. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2004).

10. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

11. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ.

12. О пенсионном обеспечении граждан в СССР: постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

13. О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его

в органы контроля за уплатой страховых взносов: постановление Правительства РФ от 05.03.2011 № 150.

14. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.: постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101.

15. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

16. О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления (вместе с «Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»): приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н.

17. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

18. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от

29.11.2010 № 326-ФЗ.

19. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

20. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

21. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от

21.11.2011 № 323-ФЗ.

22. Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»: приказ Минздрава России от 04.03.2003 № 80.

23. Письмо Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 № 647-19.

24. Письмо Минздравсоцразвития России от 27.05.2010 № 1354-19.

25. Письмо Минздравсоцразвития России от 22.06.2010 № 1977-19.

26. Письмо Минздравсоцразвития России от

12.08.2010 № 2622-19.

27. Письмо Минздравсоцразвития России от

15.03.2011 № 784-19.

28. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.04.2011 № 1335-19.

29. Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19.

30. Письмо Минздравсоцразвития России от 15.09.2011 № 3333-19.

31. Письмо Минздравсоцразвития России от

24.11.2011 № 5004-19.

32. Письмо Минздравсоцразвития России от

13.04.2012 № 19-6/3023271-2288.

33. Письмо Минтруда России от 20.03.2013 № 17-3/292.

34. Письмо Минтруда России от 03.04.2013 № 17-4/551.

35. Письмо Минтруда России от 29.04.2013 № 17-3/10/2-2415.

36. Письмо Минтруда России от 30.04.2013 № 17-4/727.

37. Письмо Минтруда России от 05.07.2013 № 17-3/1084.

38. Письмо Минтруда России от 02.09.2013 № 17-3/1450.

39. Письмо Минтруда России от 29.09.2013 № 17-3/878.

40. Письмо ФСС России от 15.02.2010 № 02-03-09/08-147П.

41. Письмо ФСС России от 01.12.2010 № 0203-10/08-12891.

42. Письмо ФСС России от 17.11.2011 № 1403-11/08-13985.

43. Письмо ФСС России от 18.12.2012 № 1503-11/08-16893.

44. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 21.07.2007) .

45. URL: http://www. consultant. ru.

46. URL: http://www.garant.ru.

47. URL: http:// www.1gl.ru.

Вниманию бухгалтеров, экономистов, юристов, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов!

Журнал «Все для бухгалтера»

ISSN 2079-6765

Выпускается с 1996 года. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 60 - 68 с. Периодичность - 1 раз в 3 месяца.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

33605 72007 45305

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.