Научная статья на тему 'Особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся "группы риска"'

Особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / РИСК / ОБУЧАЮЩИЕСЯ "ГРУППЫ РИСКА" / ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепелкина Н. А., Арутюнян А. А.

В статье рассмотрены особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся «группы риска». Раскрываются особенности поведения и развития младших школьников «группы риска», принципы и направления работы учителя с семьями; основные блоки работы учителя с семьями обучающихся «группы риска». Обосновывается мысль о том, что необходимо сотрудничество учителя и семей обучающихся «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перепелкина Н. А., Арутюнян А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся "группы риска"»

УДК 37.037.1

Н.А. Перепелкина, А.А. Арутюнян

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Особенности работы учителя в начальных классах с семьями

обучающихся «группы риска»

Аннотация: В статье рассмотрены особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся «группы риска». Раскрываются особенности поведения и развития младших школьников «группы риска», принципы и направления работы учителя с семьями; основные блоки работы учителя с семьями обучающихся «группы риска». Обосновывается мысль о том, что необходимо сотрудничество учителя и семей обучающихся «группы риска».

Ключевые слова: семья, воспитание, риск, обучающиеся «группы риска», особенности работы, развитие личности.

Работа учителя с семьей обучающихся «группы риска» представляет собой очень важный, сложный и необходимый процесс для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей, входящих в «группу риска». Как известно, именно семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении младших школьников, поэтому диагностическая работа должна проводиться комплексно. Между учителем и родителями должны быть установлены доверительные отношения, нацеленные на сотрудничество, с целью оказания помощи ребенку.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят об обучающихся «группы риска», обычно подразумевают, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов. Для обучающихся «группы риска» характерна познавательная пассивность, низкий уровень учебной мотивации, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Такие школьники обычно плохо адаптируются к школьной жизни, зачастую вступают в конфликт с окружающими.

Основная особенность младших школьников «группы риска» состоит в том, что формально, юридически они считаются детьми, не требующими особых подходов, но в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети зачастую оказываются в ситуациях, когда их базовые права - право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, и право на образование - не реализуются в полной мере. Это происходит по причине того, что в условиях учебно-воспитательного процесса к данным детям не всегда применяется индивидуальный подход. Они не могут самостоятельно разрешить эти проблемы. При этом школьники «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы

поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить отношение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью.

И.В. Дубровина выделяет следующие наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей обучающихся начальных классов:

- нарушения поведения (гиперактивность и гипоактивность, формы девиантного поведения);

- отставание в развитии (педагогическая запущенность, ЗПР);

- особенности психофизиологического развития (леворукость);

-эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность,

демонстративность, замкнутость) [1; С.275].

Семья - это коллектив особого склада, который играет в воспитании ребенка существенную, долговременную и очень важную роль. Именно в своей семье ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, в семье происходят первые открытия и самые первые наблюдения в отношении того, как себя вести в разных жизненных ситуациях. Все, чему взрослые учат ребенка, должно постоянно подкрепляться конкретными примерами, чтобы ребенок мог лицезреть, что у взрослых слова никогда не расходятся с делом [3; С.64].

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Работа учителя с семьями обучающихся «группы риска» представляет собой очень сложный и необходимый процесс для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей. Как известно, именно семью называют одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении младших школьников, поэтому диагностическая работа должна проводиться комплексно [4; С.85].

Так как в современном обществе приоритетным является личностно-ориентированное образование, то в своей работе учителю необходимо опираться на зону ближайшего развития младшего школьника. Индивидуальный подход ставит своей задачей полное выявление возможностей ребенка, индивидуальных способов его развития, укрепление его собственной активности, а также раскрытие неповторимости его личности. Самое главное правило - учитель должен не бороться с индивидуальными особенностями ребенка, а наоборот, развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа с семьей «группы риска» является важным направлением деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, которое должно обеспечивать рост качества воспитательно-образовательной деятельности.

Задачей профессионального взаимодействия педагога с родителями обучающихся «группы риска» является обеспечение педагогически целесообразными условия для развития личности младшего школьника. Данную задачу можно решить при помощи индивидуального подхода к работе с родителями.

В работе с семьями детей «группы риска» младшего школьного возраста, учитель должен руководствоваться следующими основными принципами:

- соблюдение интересов ребенка;

- тесное сотрудничество с биологическими родителями ребенка;

- тесное взаимодействие заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.

Опираясь на достижения и разработки ведущих педагогов и психологов России, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, Р.В, Овчаровой, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, были взяты за основу следующие направления работы учителя с семьями обучающихся «группы риска» [2; С.85]:

- психолого-педагогическая диагностика, с помощью которой определяется уровень актуального развития ребенка, а также его психологических и психофизиологических ресурсов);

- консультации родителей по вопросам коррекции проблемных зон ребенка;

- индивидуальные консультации родителей по выявлению проблем семейного воспитания;

- тренинги для родителей с целью обучения эффективным способам взаимодействия с детьми «группы риска» и оптимизации детско-родительских отношений;

- психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся «группы риска»;

- психолого-педагогическая профилактика: проведение лекториев, групповых консультаций, тренингов).

Работу учителя с семьями обучающихся «группы риска» составляют 4 блока:

1) организационный - предполагает сбор информации о ребенке и его семье: диагностика актуального состояния в развитии ребенка, заполнение родителями анкет для выявления особенностей родительского воспитания, позиции и отношения.

2) информационный - этот блок ставит своей целью информирование родителей об особенностях развития детей в тот или иной возрастной период, о поведенческих особенностях ребенка в разные периоды жизни. Родителям предоставляются буклеты, памятки, диски с информацией, таким образом создается первичное представление о психологических особенностях своего ребенка. На этом этапе работы формируется запрос на индивидуальную работу с проблемами семейного воспитания учащихся «группы риска» в рамках консультирования.

3) просветительский - ставит своей целью донесение до родителей актуальной и необходимой информации, создание у них мотивации на обсуждение полученной информации, на формулирование собственной родительской позиции по конкретному педагогическому подходу. Работа на этом этапе предполагает комплексное освещение особенностей развития обучающихся «группы риска» на каждом возрастном этапе, знакомство родителей с

новообразованиями в развитии ребенка, а также определение круга проблем обучающихся «группы риска»

4) коррекционный - проведение мероприятий, направленных на апробацию и отработку навыков самоактивизации, саморегуляции организма учащихся «группы риска» и их родителей, психоэмоционального напряжения, проявления гнева.

5) рефлексивный - представляет собой комплекс «обратной связи»: анкеты, отзывы о проведенных мероприятиях, мнение семей учащихся «группы риска» в дискуссиях, на практических занятиях [2; С.92].

Учителю, работая с обучающимися «группы риска» и их семьями, необходимо помнить следующее правило: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку [4; С. 110].

Работа учителя с семьями обучающихся «группы риска» начальной школы оказывается наиболее важным средством психопрофилактики, чем работа учителя с младшими школьниками «группы риска». Именно соблюдение специфики комплексной работы учителя с семьями детей «группы риска» может помочь ребенку компенсировать сложившиеся трудности в обучении.

Библиографический список

1. Дубровина И.В. Психология. - М.: Академия, 2003 - 464 с.

2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008 - 239 с.

3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи, основные принципы. - СПб: Речь, 2009. - 150 с.

4. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи. - Волгоград, «Учитель», 2005 - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.