YAK 378.147 ББК 74.489.83
A.A. АРАСААНОВА
A.A. ARASLANOVA
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕАЕЙ НАЧААЬНОЙ ШКОАЫ
PECULIARITIES OF WORK WITH EDUCATIONAL INFORMATION IN THE PROCESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TRAINING
В статье рассматриваются некоторые методы и приемы работы с информацией, используемые в подготовке будущих учителей начальных классов. Интеллект-карты, кроссворды, синквейны, прием «инсерт» и др. при освоении курса «Методика преподавания предмета "Окружающий мир"» рассматриваются, с одной стороны, как эффективные способы обучения студентов, а с другой - как способы обучения детей младшего школьного возраста.
In the article some methods and ways of working with information used in the process of future primary teachers training are examined. Mindmaps, crosswords, cinquain, the technique «insert» and others are considered to be, on the one hand, as effective ways of teaching students, on the other hand, as ways of teaching junior children when mastering the course «Methods of teaching the course "The World Around"».
Ключевые слова: подготовка будущих педагогов, начальная школа, методы и приемы работы с информацией, интеллект-карты, кроссворды, технология критического мышления.
Key words: future teachers training, primary school, methods and techniques of working with information, mind maps, crosswords, technology of critical thinking.
В настоящее время с введением Федеральных государственных стандартов начального общего образования количество учебной информации, которую необходимо усвоить обучающемуся в начальной школе, увеличилось в три раза, вместе с тем предназначенное на её усвоение время осталось прежним. Соответственно, учитель должен помогать школьнику ориентироваться в этом информационном океане. Но научить другого можно только, если ты умеешь это сам. Для того чтобы учитель сумел сформировать у своих учеников умения, позволяющие самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую деятельность по её структурированию и переработке, он должен сам владеть этими умениями и пройти собственный опыт освоения значимых учебных действий. Для формирования у детей младшего школьного возраста учебно-познавательной компетенции будущий учитель должен сам овладеть ею в полной мере.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности. Ключевыми идеями стандарта являются:
- идея о том, что значимыми изменениями, диктуемыми новыми подходами к обучению, являются изменения в сознании педагогов, демонстрирующих своим ученикам умение учиться;
- идея о том, что от педагогов нельзя требовать того, чему их никто никогда не учил.
Подготовка педагогов в вузе, являясь относительно самостоятельным видом профессионального образования, направлена на приобретение студентами знаний, умений и навыков, позволяющих конструктивно выполнять пе-
дагогическую деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетенции будущего педагога [1]. Поэтому в процессе его профессиональной подготовки в вузе ключевым элементом становится «проживание» опыта организации собственного процесса обучения, соответствующего современным требованиям.
Соглашаясь с Н.Г. Мальцевой, отметим, что именно у детей младшего школьного возраста особенно важно сформировать набор умений и навыков, позволяющих находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, использовать её, создавать новую [6]. Овладение самыми разнообразными способами работы с учебной информацией будущими учителями становится особенно значимым в ситуации, когда знания растут в геометрической прогрессии, быстро устаревают и обновляются.
С данных позиций в процессе подготовки будущих учителей в вузе важно обеспечить выполнение следующих условий:
- актуализация потребности овладения студентами продуктивными способами работы с учебной информацией, развитие у студентов навыков работы с большим количеством информации;
- моделирование в процессе освоения дидактических единиц будущей профессиональной деятельности через включение в деятельность по освоению учебного содержания рабочих программ таких методов и приемов, которые в дальнейшем можно будет широко применять в собственной профессиональной деятельности;
- многократное апробирование в реальной ситуации собственного обучения данных методов и приемов;
- включение студентов в организацию образовательного процесса через постановку совместно с преподавателем учебных задач на занятии, планирование их решения, дальнейшую реализацию и оценку выполненных действий.
Поскольку одной из задач освоения учебной дисциплины «Методика обучения предмету "Окружающий мир"» является овладение опытом проектирования урочной и внеурочной деятельности по предмету, предполагающее использование разнообразных методов и приемов обучения, вполне логично, что в процессе ее освоения использовались интеллектуальные карты, кроссворды, приемы технологии критического мышления, основанные на умении работать с информацией. Отметим, что в настоящее время педагогической теорией и практикой накоплен достаточно большой арсенал разнообразных методов и приемов работы с учебной информацией: диаграммы, таблицы, графические организаторы, кластеры, доминаты [2]. Анализ учебной литературы по предмету «Окружающий мир», обобщение передового педагогического опыта в виде конспектов уроков на конкурсах разного уровня, видеоматериалов, выставленных по результатам прошедших конкурсов «Учитель года», позволил нам выделить часто используемые и хорошо себя зарекомендовавшие при организации разных видов деятельности по предмету «Окружающий мир» методы и приемы.
В нашей культуре принято усваивать подавляющее количество информации в линейной форме. В большинстве учебников, как в вузовских, так и школьных, подлежащее усвоению знание представлено последовательно. В этом есть определенная логика. Бытует мнение, что чем более последовательно представлена информация, тем легче она для усвоения и понимания. Но работает ли на самом деле наш мозг линейно и последовательно? Так, при обдумывании какой-либо проблемы мы не мыслим, переходя от первого пункта ко второму, а от второго к третьему. Альтернативой традиционным (линейным) способам упорядочения информации выступают интеллект-карты, формирующие умение обрабатывать достаточно большое количество информации, структурировать её, запоминать и при необходимости грамотно использовать. Интеллект-карта - способ изображения общего системного мышления с помощью схем, предоставляющих удобную технику альтернатив-
ной записи информации [5]. Наиболее эффективными являются интеллект-карты, составленные с помощью следующего программного обеспечения, выбираемого студентами самостоятельно. В настоящее время перечень существующих программ разнообразен, например: XMind, Mindjet MindManager, IMindMap, MindMeister, MindNode, FreeMind, Adobeldeas. В процессе освоения содержания учебной дисциплины параллельно происходит знакомство с правилами построения интеллект-карт, студенты учатся превращать разрозненную информацию в структуру [7]. При изучении той или иной дидактической единицы лекционный материал и знание, приобретенное самостоятельно, может быть систематизировано именно с помощью интеллектуальных карт. Появляется возможность за меньший промежуток времени предоставить большее количество информации, получить тем самым максимальную отдачу от прочтения учебной литературы.
Достаточно эффективным является коллективное составление интеллектуальных карт. На занятии выделяется ключевое понятие карты и те понятия, которые составят её структуру. Модератор карты (студент) присылает приглашение другим членам группы принять участие в составлении карты. Каждый студент, получивший доступ к интеллект-карте на сайте, анализирует выбранное понятие и представляет его в соответствии с требованиями программы. На следующем занятии при обсуждении коллективного результата работы структура и содержание карты уточняются и дополняются. В процессе составления интеллект-карты студенты не только оперируют понятиями, анализируют их структуру, выявляют значимые признаки, но и имеют конкретный продукт своей интеллектуальной деятельности, который позволяет им при необходимости быстро воспроизвести усвоенный материал. Таким образом, интеллект-карты предоставляют возможность студентам не только эффективно структурировать и обрабатывать достаточно большие объемы информации, но и мыслить, используя свой творческий и интеллектуальный потенциал. Содержание учебного материала начальной школы дает возможности применения данного метода как с использованием компьютерных программ, так и с помощью цветных карандашей и бумаги. Студенты, имеющие собственный опыт составления карт, смогут активно применять их в своей будущей профессиональной деятельности.
Активизирует познавательную деятельность студентов решение и составление кроссвордов. Кроссворд (crossword) - пересечение слов, интеллектуальная игра, ответы на вопросы при подборе слов в соответствующее количество пустых клеток. В зависимости от содержания вопросов и поставленных дидактических задач кроссворды могут быть направлены на закрепление изученного ранее материала, усвоение новых знаний, осуществление текущего либо итогового контроля. Применяемые кроссворды могут быть тематические и итоговые, простые и сложные. В курсе «Методика обучения предмету "Окружающий мир"» особое внимание уделяется формированию у студентов умения составлять кроссворды, которое станет востребованным в будущей профессиональной деятельности. Ведь кроссворд - это эффективное средство развития компетенций младших школьников, определенных ФГОС НОО, которое не только активизирует познавательную деятельность детей младшего школьного возраста, но и развивает эрудицию, расширяет словарный запас, тренирует память. Кроссворд учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли, а процесс решения кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы отвечающего на вопросы. Наряду с активным включением в деятельность по решению кроссвордов, студенты знакомятся с особенностями их составления, примерами разнообразных по форме и содержанию кроссвордов, которые разработаны учителями-практиками и уже успешно применяются на уроках в начальной школе. Студенты также знакомятся с интернет-ресурсами, довольно простыми в применении, которые позволяют создавать кроссворды по готовому набору слов и имеют русскоязычный интерфейс.
Удачное сочетание проблемности и продуктивности обучения с технологичностью занятия обеспечивает применение приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, при которой каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на применение форм получения знания в будущей профессиональной деятельности, вместе с усвоением учебного содержания идет обучение способам деятельности, способам получения и презентации усвоенной информации окружающим. Так, например, прием «инсерт» предполагает использование системы маркировки текста, для подразделения заключенной в нем информации определенным образом. Название приема представляет собой аббревиатуру: I - interactive (интерактивная), N - noting (познавательная), S - system for (система), E - effective (для эффективного), R - reading (чтения), T - thinking (и размышления).
Студенты читают текст, маркируя его карандашом на полях либо на специально предназначенных полосках бумаги следующими значками: V - "я это знаю"; + - "это новая информация для меня"; - - "я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал"; ? - "это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения". По результатам маркировки заполняется таблица, чтение которой осуществляется на занятии выборочно несколькими студентами. При осуществлении повторного чтения текста и дальнейшего обсуждения происходит анализ того, как накапливаются знания, а путь от старого к новому становится более понятным.
Синквейн - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. В процессе написания синквейна, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Составление синквейнов способствует приобретению навыков анализа сложной информации, развивает умения формулировать и делать выводы. Синквейны применяются в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа студентов, требуют меньших временных затрат и реализации практически всех личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
Использование обозначенных выше методов и приемов работы с учебной информацией определило учебную задачу, поставленную перед студентами на последующих семинарских и практических занятиях: усвоенную самостоятельно информацию по дисциплине «Методика обучения предмету "Окружающий мир"» представлять группе, используя самые разнообразные, эффективные с точки зрения будущего педагога методы и приемы. На занятии студенты имеют несколько позиций: студент, учитель, школьник, - в каждой из которых выполняют определенные виды деятельности и «проживают» собственный опыт применения на практике используемых методов или приемов. В конце каждого занятия проводится рефлексия, обсуждается не только усвоенное содержание и способы, которые привели к этому, но и возможность применения данных методов и приемов в будущей педагогической деятельности.
Преподаватель в процессе изучения дисциплин профессионального блока описанные выше методы и приемы использует не просто как средство изучения дисциплины, но и ставит перед собой задачу формирования ориентировочной основы действия, собственной педагогической практикой показывает, как эти методы и приемы правильно использовать с методической точки зрения. Можно утверждать, что использование в работе со студентами разнообразных методов и приемов работы с учебной информацией является «живой иллюстрацией» их будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Абрамовских, Н.В. Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития [Текст] / Н.В. Абрамовских // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 6. - С. 6-10. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13553.htm (дата обращения: 24.07.2016).
2. Алексеева, О.В. Визуализация учебной информации как объект повышения квалификации педагогов [Электронный ресурс] / О.В. Алексеева, Е.В. Ми-тющенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 25. - С. 111-115. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46563.htm (дата обращения: 24.07.2016).
3. Арасланова, А.А. Использование интеллект-карт при подготовке будущих учителей [Текст] / А.А. Арасланова // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога : материалы Всерос. научн.-практ. конф. (г. Сургут, 23-24 сентября 2016 г.). - Сургут ; Тюмень : Аксиома, 2016. -С. 133-135.
4. Арасланова, А.А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах [Текст] : учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов / А.А. Арасланова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 85 с.
5. Бехтерев, С. Майн-менеджмент : Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт [Текст] / С. Бехтерев. - М. : Альпина Паблишераз, 2009. -308 с.
6. Мальцева, Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника [Текст] / Н.Г. Мальцева // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 86-90.
7. Перминова, Е.П. Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт [Текст] / Е.П. Перминова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - № 3. - С. 135-140.