DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-174-185 УДК 378.14
организация контрольно-оценочной деятельности при подготовке бакалавров педагогики
Алексеева О.В., Арасланова А.А.
Цель: Статья посвящена актуальной, в условиях совершенствования системы профессионального педагогического образования в России, проблеме организации контрольно-оценочной деятельности с позиций деятельностного подхода. Предметом анализа выступают условия, обеспечивающие эффективность организации контрольно-оценочной деятельности. Авторы ставят перед собой цель: выявить содержательный и процессуальный компоненты контрольно-оценочной деятельности.
Метод или методология проведения работы: основу работы составляет теоретико-методологический анализ, анализ передового педагогического опыта, анализ собственного педагогического опыта.
Результаты: Выявлены электронные образовательные ресурсы, использование которых позволяет будущим учителям начальных классов приобрести личный опыт организации контрольно-оценочной деятельности. Рассмотрены задания, связанные с анализом конкретных продуктов деятельности обучающихся и учителей. Определен перечень образовательных продуктов, создаваемых студентами при изучении учебных дисциплин, являющихся результатом организации их контрольно-оценочной деятельности. Авторы утверждают, что формирование ориентировочной основы контроля и оценки в соответствии с требованиями ФГОС НООреализуется только в деятельностном подходе.
Область применения результатов: Результаты исследования могут быть применены при подготовке будущих учителей началь-
ной школы к осуществлению эффективной контрольно-оценочной деятельности.
Ключевые слова: подготовка будущих учителей начальных классов; контрольно-оценочная деятельность; федеральный государственный образовательный стандарт; начальное общее образование.
TESTING AND ASSESSMENT IN TRAINING BACHELORS IN PEDAGOGY
Alekseeva O.V., Araslanova A.A.
Goal: The article looks at the problem of testing and assessment from the activity approach perspective, the issue is especially topical for improving the system of professional pedagogical education in Russia. The conditions necessary for efficient testing and assessment activity are being studied. The goal of the authors is to detect the substantial and procedural components of testing and assessment activity.
Method and Methodology: theoretical and methodological study of best practice in pedagogy as well as analysis of the authors' experience form the theoretical and methodological basis of the paper.
Results: There have been discovered electronic educational resources, which enable preservice primary school teachers to acquire personal experience of testing and assessment. Tasks related to the analysis of particular products ofstudents' and teachers' activity have been studied. There has been created a list of educational products, which students create in the course of their academic studies and which become the result of their testing and assessment activity. The authors assert that creating the basis of control and assessment compliant with the Federal State Standard of Primary General Education can only be realized through activity approach.
Scope of Application: The results of the study can be applied in training preservice primary school teachers in order to improve their testing and assessment skills.
Keywords: preservice primary school teacher training; testing and assessment activity; Federal State Educational Standard; primary general education.
Современная социальная ситуация предъявляет достаточно высокие требования к личности учителя, среди которых значимым выступает владение педагогом навыками организации контрольно-оценочной деятельности.
Традиционно в педагогической литературе контроль рассматривается как средство оценки результатов обучения и выделяется входной, текущий и итоговый виды контроля, процессы же самооценки в эту классификацию не включаются. Система оценки и самооценки встроена в современный образовательный процесс, «через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность система оценки и выполняет свою миссию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования [8].
Сформированность навыков контрольно-оценочной деятельности у обучающихся зависит от сформированности данных навыков у тех, кто их учит. Так, первая ступень обучения является базисом для продолжения образования. Именно в младшем школьном возрасте формируются начальные действия контроля и оценки, которые обеспечивают успешность учебной деятельности на последующих ступенях. Но «такая способность появляется у учащихся в том случае, если учитель сам в достаточной степени владеет умениями планировать, организовывать контроль учебно-познавательной деятельности младших школьников и оценивать полученные результаты» [11]. В свою очередь, навыки организации контрольно-оценочной деятельности будущие педагоги приобретают в процессе получения профессионального образования, находясь за студенческой партой.
Проблема организации контрольно-оценочной деятельности изучена в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе достаточно подробно. Большое значение в решении
проблемы педагогической оценки имели исследования Ю.К. Ба-банского и П.И. Пидкасистого самого процесса оценивания [9, 10], проблемы квалиметрии знаний А.И. Субетто, О.В. Любимовой, В.С. Черепанова [12, 14], исследования В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, в которых представлены методики оценки качества усвоения учебного материала [4, 13], изучение психолого-педагогических требований к организации оценочных ситуаций Е.Д. Божович [5]. Интерес представляют исследования оценочных технологий в высшей школе Д.В. Чернилевского и О.К. Филатова [15, 16], рейтингового контроля А.В. Артемова, И.Н. Павлова и Т.П. Сидоровой [3], исторические аспекты проблемы, представленные в работе С.И. Денисенко, Ю.С. Руденко [7].
Проблема организации эффективной контрольно-оценочной деятельности студентов уже давно находится в фокусе внимания преподавателей высшей школы, многие авторы в своих исследованиях указывают на низкую эффективность применяемых форм контроля как средства оценки результатов обучения. В.П. Беспалько, А.О. Татур в своих исследованиях доказали, что традиционные формы контроля обученности не всегда бывают объективными, валидными, и надежными методами контроля. При изучении вопроса о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога С.Н. Дегтярев выявил существующую в педагогической практике недооценку форм контроля результатов учебно-познавательной деятельности на основе использования логико-графических средств визуализации и структурирования учебной информации при позитивном к ним отношении со стороны всех субъектов образовательного процесса [6].
По мнению авторов данной статьи, затруднения при осуществлении эффективной контрольно-оценочной деятельности в вузе обусловлены еще и тем, что современного студента отличает:
• Более осмысленное, рациональное отношение к собственной образовательной тактике, направленной на поиск наиболее оптимальных путей достижения образовательных целей.
• Высокая ИКТ-компетентность. Студенты получают образование в условиях пятой информационной революции, живут и широко применяют в своей повседневной жизни технологии веб 3.0. Они умеют не только быстро находить информацию, но и умело организовать, фактически перед каждым занятием, электронный мозговой штурм, результатом которого становится четкое распределение вопросов к занятию, а также распространение информации как по вертикали, так и по горизонтали студенческого сообщества.
• Осуществление активной познавательной деятельности только в условиях создания ситуации успеха, в условиях эмоционального комфорта, и пассивность в обучении - в ситуации боязни неудач.
Таким образом, проблема поиска эффективных способов организации контрольно-оценочной деятельности при подготовке будущих учителей начальных классов заключается в приведении в соответствие форм, средств, методов и приемов организации контрольно-оценочной деятельности студентов с их образовательными потребностями, личностными особенностями и особенностями изменившейся информационно-образовательной среды.
Особый интерес представляют хорошо зарекомендовавшие и достаточно эффективные электронные образовательные ресурсы, использование которых позволяет будущим учителям начальных классов приобрести личный опыт организации контрольно-оценочной деятельности. При этом студент ставится в различные позиции: проверяемого, организатора контрольно-оценочной деятельности и эксперта. Реализация деятельностного подхода помогает сформировать у будущих педагогов ориентировочную основу контроля и оценки в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Контрольно-оценочная деятельность будет эффективной, если ее результатом станет овеществленный продукт, например, в виде е-порфолио [1] либо интеллект-карты [2]. Подобные образовательные продукты и примеры ресурсов, используемых для их создания представлены в таблице 1.
Таблица 1.
ресурсы, используемые для организации контрольно-оценочной деятельности
Образовательный продукт Ресурс
1. Ресурсы для создания продуктов контрольно-оценочной деятельности (текущий контроль)
Е-портфолио Microsoft PowerPoint PebblePad Portfolio Manager 1.8.0.30667 Блоги Вики-платформы.
Блог WordPress.com Blogger Tumblr
Кроссворд Фабрика кроссвордов Cross: составь свой кроссворд онлайн Кроссвордус
Ресурсная база по предмету (теме) LinkCommander Symbaloo
Вики-статья Вики-платформа Вавилон
Тест MyTest
Анкета Survio
Интеллект-карта FreeMind Mind Node XMind
Облако слов Tagul WordItOut
2. Ресурсы, организующие процесс оценивания
Системы ДО Образовательный портал вуза Moodle
3. Ресурсы, предоставляющие возможность обсуждения широкой педагогической общественностью объекта контрольно-оценочной деятельности (итоговый контроль)
Статьи Электронные конференции
Методические разработки Электронный педагогический журнал «Большая перемена» Электронное периодическое издание "НУМИ" Международный открытый каталог для учителей, преподавателей и студентов "Конспекты уроков" Международный научно-методический проект "Методичка.орГ"
Сайт WIX - конструктор для создания сайтов
Использование всего спектра ресурсов позволяет сформировать компетенции, связанные с организацией контрольно-оценочной деятельности, которые станут востребованными когда студенты начнут свой педагогический путь.
При организации контрольно-оценочной деятельности с использованием указанных ресурсов преподавателю особое внимание необходимо уделить подбору и формулировке заданий, которые должны отвечать следующим требованиям:
• быть практико-ориентированными, т.е. рассматривать типичные ситуации, с которыми встретятся бакалавры как в период прохождения педагогических практик, так и в будущей профессиональной деятельности;
• основываться на программном материале конкретных дисциплин начальной школы;
• удовлетворять образовательные потребности всех студентов, дифференцирование не только по уровню их обученности, но и с учетом познавательных интересов будущих учителей;
• иметь «овеществленный» результат выполнения заданий в виде конкретного продукта, который можно будет использовать в будущей профессиональной деятельности;
• создавать ситуации выбора как самих заданий, так и средств презентации полученного образовательного продукта;
• иметь критерии оценки и оценочные листы;
• включать разнообразные формы профессиональной рефлексии по итогам работы.
Для эффективного определения уровня сформированности компетенций по дисциплине и обеспечения валидности результатов преподавателю при организации контрольно-оценочной деятельности необходимо:
• предоставить в начале изучения дисциплины описание итогового продукта деятельности, выступающего средством оценивания;
• вовлекать студентов в деятельность по выявлению критериев оценивания данных продуктов с последующим составлением оценочных карт;
• привлекать к оцениванию результатов деятельности студентов действующих работников образования с предоставлением экспертного заключения;
• обеспечить на занятии предварительное оценивание результатов деятельности сокурсников по разработанным ранее критериям и написание рекомендаций по улучшению продукта;
• организовать презентацию результаты деятельности, защиту и коллективное обсуждение.
Осуществление контрольно-оценочной деятельности является показателем высокого уровня усвоения учебного материала. Контрольно-оценочная деятельность требует от человека не только знания критериев, но и знание содержания. Именно контрольно-оценочная деятельность способствует формированию у студентов субъектной позиции и выработке профессиональных компетенций, позволяющих в последствии добиться профессионального успеха и уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям образовательного процессе в соответствие с новыми образовательными парадигмами.
Список литературы
1. Алекссева О.В. Е-портфолио как инструмент оценивания учебных достижений бакалавров педагогики // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №1. С. 84-86.
2. Арасланова А.А. Использование интеллект-карт при подготовке будущих учителей // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога. Сургут: Тюмень ООО «Аксиома» 2016. С.133-135.
3. Артемов А.В., Павлов И. Н., Сидорова Т. П. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999. №4. С. 121-125.
4. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
5. Божович Е.Д. Нетрадиционный способ оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Новая школа, 1995. 96 с.
6. Дегтярев С.Н. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога // Теория и практика общественного развития, 2015, №8. С. 228-232.
7. Денисенко С.И., Руденко Ю.С. История проблемы контроля учебной деятельности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе //Инновации в образовании 2001 №5. С. 86-96.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. Ч. 1. С. 9.
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 2000. 358 с.
10. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983. С. 254-255.
11. Синебрюхова В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Сургут, 2000. С. 3.
12. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 182 с.
13. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России, 2010, №5. С. 22-31.
14. Черепанов В.С., Любимова О.В. Квалимитрический подход в образовании // Образование и наука. 2009, №6. С. 36-43
15. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособиедлявузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.
16. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитов, 1996. 228 с.
References
1. Aleksseva O.V. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2016. №1, рр. 84-86.
2. Araslanova A.A. Problemy i perspektivy formirovaniya pedagogich-eskoy kul 'tury u studentov v usloviyakh realizatsii Professional 'nogo standarta pedagoga [Problems and perspectives of the formation of
pedagogical culture among students in the conditions of the implementation of the Professional Standard of the Teacher]. Surgut: Tyumen' OOO «Aksioma» 2016, pp. 133-135.
3. Artemov A.V., Pavlov I. N., Sidorova T. P. Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. №4, pp. 121-125.
4. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo protsessa podgotovki spetsialistov [System-methodical support of the educational process of training specialists]. M.: Vysshaya shkola, 1989. 144 p.
5. Bozhovich E.D. Netraditsionnyy sposob otsenki kachestva znaniy shkol'nikov. Psikhologo-pedagogicheskiy aspekt [An unconventional way of assessing the quality of knowledge of schoolchildren. Psychological and pedagogical aspect] / E.D. Bozhovich (ed.). M.: Novaya shkola, 1995. 96 s.
6. Degtyarev S.N. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2015, №8, pp. 228-232.
7. Denisenko S.I., Rudenko Yu.S. Innovatsii v obrazovanii, 2001. №5, pp. 86-96.
8. Demidova M.Yu., Ivanov S.V. et al. Otsenka dostizheniyaplaniruemykh rezul 'tatov v nachal'noy shkole. Sistema zadaniy [Evaluation of achievement of planned results in primary school. The system of tasks]; G.S. Kovaleva, O.B. Loginova (ed.). M.: Prosveshchenie, 2009. Part 1. P. 9.
9. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vu-zov ipedagogicheskikh kolledzhey [Pedagogy: Textbook for students of pedagogical universities and teacher colleges] / P. I. Pidkasisty (ed.). M.: Pedagogika, 2000. 358 p.
10.Pedagogika [Pedagogy]. Yu.K. Babansky (ed.). M., 1983, pp. 254-255.
11. Sinebryukhova V.L. Podgotovka studentov pedvuza k realizatsii kon-trol'no-otsenochnoy deyatel'nosti uchitelya nachal'nykh klassov [Preparation of students of a teacher training university for realization of the control-estimating activity of the teacher of initial classes]. Surgut, 2000. P. 3.
12. Subetto A.I. Kvalitologiya obrazovaniya [Qualification of education]. SPb.; M.: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2000.182 p.
13. Tatur Yu.G. Vysshee obrazovanie vRossii, 2010, №5, рр. 22-31.
14. Cherepanov V.S., Lyubimova O.V. Obrazovanie i nauka. 2009, №6, рр. 36-43
15. Chernilevskii D.V. Didakticheskie tekhnologii v vysshey shkole [Didactic technologies in higher education]. M.: YuNITI-DANA, 2002. 437 p.
16. Chernilevskiy D.V., Filatov O.K. Tekhnologiya obucheniya v vysshey shkole [Technology of education in higher education]. M.: Ekspeditov, 1996. 228 p.
данные об авторах
Алексеева Ольга владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
Сургутский государственный педагогический университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, ХМАО, 628417, Российская Федерация [email protected]
Арасланова Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
Сургутский государственный педагогический университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, ХМАО, 628417, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT AUTHORs Alekseeva Olga Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education
Surgut State Pedagogical University
10/2, 50years old VLKSMStr., Surgut, 628417, Russian Federation [email protected]
Araslanova Anastasia Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education
Surgut State Pedagogical University
10/2, 50years old VLKSMStr., Surgut, 628417, Russian Federation [email protected]