МАСТЕР-КЛАСС
Кузьмина Ирина Анатольевна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва
J V.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Ц__________________________________________г
Аннотация. Автор описывает приемы и этапы работы с литературным произведением в начальной школе, обеспечивающие понимание художественного текста. Одним из приемов, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент,- приводятся примеры работ учащихся в жанре сочинения-подражания.
Ключевые слова: работа с художественным текстом, продуктивное чтение, начальная школа.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), поддержанная заданиями к тексту, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только фактическую, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию. Данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках русского языка, литературы, так и на других уроках.
В объяснительной записке к программе по чтению и начальному литературному образованию для
1-4-х классов общеобразовательной школы РН. и Е. В. Бунеевых есть раздел, посвященный элементам литературоведческого анализа и эстетического переживания прочитанного. В ряду основных умений, которые должны быть сформированы у учеников младших классов, являются умения увидеть в тексте образы-персонажи, относить прочитанные произведения к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, сказка, басня, стихотворение, пьеса.
Какие же надо использовать приемы, чтобы помочь учащимся понять текст? Рассмотрим основные этапы работы с литературным произведением:
1 этап -Подготовка к чтению. Введение в тему. На этом этапе учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к произведению, прочитать заглавие, имя и фамилию автора, высказать предположение о теме, героях, содержании текста. Важным этапом работы с текстом является знакомство с ключевыми словами.
2 этап - Первичное целостное восприятие произведения. Первичное восприятие текста, как правило, обеспечиваются таким приемом, как чтение учителем вслух. Однако могут быть использованы и другие приемы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение - когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.
3 этап -Проверка первичного восприятия. Проверка первичного восприятия - это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого - беседа. Число вопросов должно быть небольшое:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя?
- Совпали ли ваши первоначальные предположения с содержанием текста?
4 этап - Анализ -понимание содержания текста, главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. Самый распространенный прием анализа - постановка вопросов к прочитанной части.
- Зачем они отправились в поездку?
- Где побывали во время поездки?
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
43
МАСТЕР-КЛАСС
Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа.
- Выпиши толкования ключевых понятий из статьи К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
- Подчеркни самыч гпавеые длч тебя мысли писателя
На данном чтаеп раНпиы е чстью лтчшегсалоп-маничсчеесмтоия тчксче вожет бп^епоедллжеые и составление плана. Составляя план текста, ученик еыполныие епчстцоЛы сверенные с анализом структуры и оодлсжа ния аедсча: ппевадсы ы^ь^м1. вую груыеиаа вксчекате, В1^и^^лпет ог^с^счсппнк^аы, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливав \лч, исув^чспва!^ые а^1^а^дш^ен сысы^1^(^сиоч соотеыспние ппптеепаант труг с дреном. Вчжне учить ребят не только составлять план, но и рас-крывлтп г^еые нимчаго нпнивную ролаы кдчесевп опорп для пчснскыза аeсстасам^выоня
его спееежания.
Этапы работы над планом:
1. ессмaталсно псoчатaйсскпт.
2. аыдeлсгдaлныe е^ысли чката.
3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.
4. Сгруппируй ыпкст вокрдг тавнод мыслв (pсздсчмпгo мы смыллопые гaстб).
5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
6. б.Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).
7. Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.
Надеснсаить т том, чтеснеыстчеЫликe вкыюиене немало произведений, воздействующих в первую очередь на nMOL^e чиептпле,-здесл п беы еи\спетп ывы поняссы. Мч жоегда уместен диалог с автором при чтении лирической заепеовкп, мипиы^ы, пдмылюч енчч-ского рассказа и т.д.
Очным ео сроемов, помогающим глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент. Вот, например, несколько работ учащихся на уроке чтения в 4 классе на тему: «К.Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение - подражание Ушинскому».
ЖАЛОБА КОТА-ДВОРНЯГИ
Вот сидит на холодной земле ночью кот-дворняга и жалуется на жизнь свою. Говорит он: «Прихожу я к людям в дома и прошу немного еды, а они меня ногами пинают, кричат на меня, а иногда даже собак спускают. Собаки - это мои враги. Вечно, завидев меня, они гонятся за мной, покою не дают. Один раз я подружился с овчаркой из поселка. Все было хорошо, пока не вышли ее хозяева и не прогнали меня. С тех пор я держусь от собак подальше. Одно только есть у меня утешение, что я могу бегать быстро и прыгать высоко, потому что у меня лапы хорошо развиты. Если бы не было так, то я. пожалуй, пошел и утопился!».
Григорий К.
ЖИЗНЬ И ЗАБАВЫ ВОЛКА
Лежит волк на полянке и думает: ««Что все так боятся меня? Чуть попадется волк какой-нибудь охотнику, охотник сразу берет ружье, а волк убегает».
Люблю я зимой, да и летом на зверей охотиться, особенно на зайца и лося. Но зайца поймать нелегко, он ведь быстрый как ветер. Иногда, бывает, гонишься за зайцем часа два, а то и больше, и не поймаешь его шустрого. На лося я охочусь только со стаей. Лось хоть и сильный, но неуклюжий, за все рогами цепляется. Ему тоже худо приходится. Я - волк ранимый и не очень люблю добивать лося, поэтому я только помогаю его завалить.
И есть у меня мечта: чтобы люди прекратили меня бояться, и чтобы у меня был хвост покороче, а то завсезадеваюим.
Михаил М.
БЕДНЫЙ КОТ
Ой, плохо мне коту на свете живется. То собаки погонятся, то мальчишки из рогаток обстреляют. Хвост у меня рыжего длинный, того и гляди, отгрызут! А бывает, на дерево от собаки залезу, она уйдет, а я слезть не могу...
Правда, зубы-то у меня хороши: то ворону съем, то мышу голову откручу.
Везет, однако, домашним ««котикам»! Ничего не делай, лежи себе на пуфике, и все. И еду тебе, и ласку, и все на свете!
А мне туго приходится, с другими котами за еду приходится драться! Повезло еще - когти острые, а то хвост бы сам себе с голоду отгрыз бы!
Алексей Б.
Таким образом, современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу с учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
Думаю, технология осмысленного развивающего чтения поможет сформировать у детей умение выражать свою позицию и аргументировано ее защищать, устно и письменно оформлять свои мысли по поводу прочитанного, понимать художественный текст и видеть позицию автора.
Литература
1. Давыдова О. Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе. [Электрон. ресурс] URL: http://nsc.1september.ru/artide.php? ID=200302207 (Дата обращения 1.08.2014).
2. Еремина С. Е. Особенности работы с текстом на уроках литературы в рамках технологии продуктивного чтения [Электрон. ресурс] URL: http://ershov.clan.su/load/0-0-0-428-20 (Дата обращения 1.08.2014).
3. Лихачева Т Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.68-71.
4. Меньшенина Ж. М., Умникова Е. Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.18-22.
5. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.31-36.
6. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электрон. ресурс] URL: http://festival.1september.ru/artides/527236/ (Дата обращения 1.08.2014).
J
Л
Шевякова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва
О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ ГРАМОТЫ
_______________________________________Г
Аннотация. Автор статьи подробно описывает процесс обучения детей родному языку в период освоения грамоты, который проходи в три этапа - подготовительный (общение); основной этап обучения (букварный период); обобщающий (послебукварный, чтение).
Ключевые слова: первый класс, родной язык, общение, развитие речи, грамота, чтение.
Современная школа переживает очень важный этап. Перед учительством стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. А это означает, что умение и стремление учиться должно стать для каждого ребенка столь же фундаментальным качеством личности, как первичные ориентировочные и поведенческие навыки, например, чувство равновесия. Такая цель не может быть успешно достигнута без правильно организованной работы учащихся с первых дней обучения.
Существует три подхода реализации этой задачи на всех этапах обучения.
1. Подготовительный этап («Давайте знакомиться!») начинается с курса общения. Его цель - ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения [3,4].
Вводные занятия, проводимые на основе материалов 1-й части азбуки, открывают детям разнообразный мир общения, знакомят с его формами (словесными и несловесными, устными и письменными, реальными и условными).
Предлагаемые в учебнике речевые ситуации, построенные на игровом, занимательном материале, помогут учителю организовать речевое общение
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
45