/
го сс
11 О.Ю. Парфенова
g I
ш с
S у
I * Сравнение двух одноименных произведений Ц с целью выявления f особенностей драматической сказки в начальной школе
В статье рассматриваются актуальные вопросы использования литературной сказки как жанра художественной литературы в процессе нравственного воспитания учащихся начальной школы и обучения их литературному чтению. В рамках данного исследования описан методический эксперимент, целью которого является сравнение двух литературных произведений со схожим сюжетом на предмет выявления возможности их использования при введении в учебный процесс элементов школьного театра как методического приема. Материалом для исследования послужили художественные тексты произведений Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» и А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Ключевые слова: литературная сказка, начальная школа, нравственное воспитание, сравнительный анализ и инсценировка на уроках литературного чтения.
Возрастной диапазон от 6-7 до 11 лет относится к периоду обучения ребенка в начальной школе. В это время дети познают новую для себя деятельность, которая ранее была им несвойственна - учебную, и, в отличие от дошкольного периода жизни, когда основным видом деятельности ребенка являлась игра, ученик младших классов начинает входить во взрослую жизнь, осознавать такие понятия, как ответственность, необходимость и ценность познания окружающего мира. Хотя игра и занимает в его жизни все еще немалое место, она на данный момент утрачивает свои ключевые позиции. Именно это обстоятельство позволяет педагогу сформировать первичные умения учебной деятельности (УУД), осуществлять духовно-нравственное и эстетическое воспитание, развивать способность к качественному речевому общению на родном языке и приобщать к искусству. Об этой возможности в разное время писали ученые-педагоги и психологи разных взглядов и направлений (Л.С. Выготский, Е.Н. Герасимова, Л.А. Гдалевич, Н.И. Жинкин и др.). Так, в частности, Л.А. Гдалевич полагал, что «период обучения в начальной школе служит тем отрезком пути становления и развития личности, на котором ребенок впервые соприкасается
с искусством» [3], а Е.Н. Герасимова считала, что «не умаляя ценности Е эстетического воспитания на дошкольном этапе обучения, необходимо § ® особо подчеркнуть ценность воспитательной работы учителя началь- g ° ных классов в контексте приобщения ребенка к родному литературному | i языку, а через это - к миру искусства» [4].
Следует отметить, что одним из любимых детьми жанров произ- о § ведений, предлагаемых им для чтения, являются сказки. Как показы- So вают наши наблюдения и массовый педагогический опыт, на момент с поступления в школу дети уже знакомы с русской народной сказкой как видом произведений устного народного творчества. Более того, знакомство с народными сказками предусмотрено действующим государственным стандартом дошкольного образования. В частности, детям известны различные по содержанию виды сказок: бытовые, волшебные и сказки о животных. Однако на дошкольном этапе знакомство с литературной сказкой как с произведением именно художественной литературы либо не осуществлялось, либо имело место поверхностное прочтение воспитателем (в основном сказок А.С. Пушкина). В начальной школе ребенок знакомится с литературными сказками на уроках литературного чтения. Одной из целей обучения чтению является духовно-нравственное и эстетическое воспитание. Вслед за К.Д. Ушинским считаем, что такое воспитание во многом происходит через театральное искусство [9]. Однако такое явление, как театральное искусство, по своей природе многогранно, и оно может оказаться эффективным лишь в том случае, если при его введении в учебный процесс будут учитываться, с одной стороны, возрастные и психологические особенности и уровень сформированности УУД - с другой. Так, в настоящее время в нашей стране реализацией приобщения к театральному искусству учеников начальной школы служат театры для детей и юношества, кукольные театры, а также существующие на базах многих школ детские театральные студии, драматические кружки, где дети могут не только познакомиться с жизнью театра, но и дать развитие заложенному в них творческому потенциалу. При этом отметим, что современная педагогическая наука рассматривает элементы театрального искусства не только как один из видов внеклассной деятельности, но и как элемент учебного процесса. В частности, они находят широкое применение на уроках литературного чтения. Данный метод нам представляется методически ценным потому, что в нем сочетается работа с учебным текстом в контексте развития речи, развитие памяти, творческих способностей и формирование навыков и умений выразительного чтения, а также способствует глубокому пониманию прочитанного. Еще одним фактором, который позволяет нам считать данный элемент учебного процесса
^ го О t
Ж VO
О
успешным - то, что он служит прообразом тех УУД, которые будут востребованы при изучении художественной литературы, особое место | у в которой занимает драматургия.
g s Очевидно, на данном возрастном этапе является преждевременным
о § знакомство с искусствоведческими, жанровыми и постановочными
ф
к ^ аспектами театрального искусства, однако приобщение к нему посредством инсценировок художественных сказок и формированием готовности к восприятию художественного произведения не только сквозь призму собственно чтения, но и сквозь призму театральной постановки нам представляется не только вполне возможным, но и методически ценным.
Однако в этой связи перед учителем встает непростая дилемма: какое именно литературное произведение, а точнее - какую именно сказку следует предлагать детям для прочтения по ролям, для подготовки инсценировки всего произведения либо его фрагмента? Здесь важным является то, что подобная работа тесно связана с работой с текстом и над текстом, причем речь идет о тексте учебном. Мы берем за основу тезис о том, что не всякий текст следует считать учебным, а только тот, который служит речевым образцом для построения собственных высказываний. При этом, вслед за А.В. Черных, считаем, что отбор учителем учебных текстов основан на общих и частных методических принципах, среди которых основными являются принципы доступности, интереса для учащихся и учета возрастных и психологических особенностей [10]. В свою очередь, даже учебные тексты, отвечающие данным критериям, сами по себе разнообразны, и не каждый из них может быть использован в качестве материала для введения в учебный процесс в начальной школе элементов театрального искусства. И, наконец, нельзя игнорировать тот факт, что каждая из литературных сказок адресована конкретной возрастной аудитории. Для примера отметим, что существует даже такая жанровая разновидность сказок, как сказки для взрослых (одним из авторов который был классик русской литературы М.Е. Салтыков-Щедрин).
В этой связи мы провели сравнительный анализ двух произведений, адресованных детям младшего школьного возраста и являющихся литературными сказками: сказки итальянского писателя К. Колло-ди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» и русского советского писателя А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Прежде всего, следует отметить, что текст первого произведения послужил прообразом и сюжетной основой второго, и, как писал А. Белинский, «близкий к самым высоким правительственным кругам, Алексей Толстой добился, чтобы знаменитейший на весь мир
35
ее
"Пиноккио" не переиздавался, а его, Толстого, "Буратино" выходил Е огромнейшими тиражами и ставился во всех детских театрах» [1]. Одна- § ® ко оба произведения относились к жанровой разновидности драмати- 5 ° ческой сказки, и возникал вопрос: какую из них можно использовать | 1
в качестве учебного текста в интересах приобщения детей к чтению, * <§
Е о
а через чтение - их духовно-нравственного воспитания. о рд
С целью анализа нами были изучены оригиналы произведений чю К. Коллоди и А.Н. Толстого, а также методические материалы, адресо- с ванные педагогам на основе данных произведений. Примечательно, что, несмотря на описанный выше факт, гораздо большего распространения именно второго произведения по сказке А.Н. Толстого, методические материалы созданы и на основе сказки К. Коллоди. Одним из таких материалов является рабочая тетрадь для учащихся третьих классов средних общеобразовательных школ авторов Т.С. Троицкой и О.Е Петуховой «Буратино и Пиноккио». Данный материал обращается к такому методу обучения учащихся начальной школы, как сравнительное чтение. Он состоит в том, что учащимся предлагается последовательно ознакомиться с текстами двух похожих, но разных произведений, после чего на основе собственных наблюдений определить сходства и различия, а также выразить свое собственное мнение. При этом с методической точки зрения интерес представляет и тот факт, что учащиеся начальной школы осознают разницу между привычными им народными и драматическими сказками.
Указанное пособие нами было использовано в рамках методического эксперимента, проведенного в одной из средних общеобразовательных школ города Москвы в период с сентября по декабрь 2016 года. Целью исследования был сравнительный анализ художественных текстов двух данных произведений и выявление их потенциальной методической ценности в аспекте использования на уроках литературного чтения в третьих классах средних школ.
Исследованием было охвачено 60 учащихся. На первом этапе оно предполагало самостоятельное прочтение учащимися текстов двух сказок. Нами было отведено на это десять дней. В то же время нами задавались вопросы к участникам выборки: «Знакомы ли вы с таким сказочным героем, как Буратино?», «Героем какой сказки он является?», «Кто написал эту сказку?», «А известны ли вам другие сказки, кроме "Золотого ключика", героем которых является Буратино?». Так, на первый вопрос ответило положительно 45 учеников, на второй вопрос - 38 человек, на третий вопрос только 16 человек дали правильные ответы, а на четвертый вопрос 11 человек ответили, что Буратино также является героем сказки Николая Носова «Веселые человечки».
*
го СС
1 1 Подобные ответы позволили нам судить о том, что Буратино является
^ го
В ё одним из любимых сказочных героев учеников начальной школы.
| о На следующем этапе каждому из участников выборки были розданы
§ ^ рабочие тетради, упомянутые выше, и предложено выполнить находя-
тт
о =| щиеся в них задания в течение осенних каникул. При этом мы поясни-к ¥ ли, что это является не домашним заданием, а увлекательной игрой: мы 'о обратились к ученикам с такими словами: «Как я вижу, многим из вас нравится сказка о наивном, но добром Буратино. И многие из вас, наверно, хотели бы продолжения этой сказки. Я предоставляю вам такую возможность и предлагаю с помощью этой тетради совершить путешествие в мир приключений Буратино и Пиноккио. Давайте подумаем, во всем ли эти деревянные ребята похожи, или они все же разные».
Таким образом, в самой формулировке задания был задействован принцип интереса для учащихся, и наряду с воспитательной целью, рассматриваемой нами в концепте духовно-нравственного воспитания, мы поставили в качестве развивающей цели активизацию и развитие способности к логическому мышлению, к построению выводов и собственных умозаключений, к развитию способности выражать и отстаивать собственное мнение. Все это представляет собой важные УУД.
Впоследствии, на основе полученных результатов, мы должны были определить, какой из художественных текстов наилучшим образом подходит для последующего введения в структуру учебного процесса элементов школьного театра.
Указанная рабочая тетрадь состоит из 27 частей и предлагает различные формы самостоятельной работы с художественным текстом, вопросы и задания, однако наибольший интерес представляют следующие из них.
- Сколько же глав из сказки Коллоди Толстой спрятал в 5 главу? Как ты думаешь, для чего он это сделал?
- Кто из героев - Пиноккио или Буратино - чаще вспоминает Говорящего Сверчка? Как ты думаешь, почему?
- Одинаково ли одели Джепетто и Карло своих деревянных человечков? Нарисуй, следуя текстам сказок. Сравни.
- Дочитай главы до конца (главу 6 в произведении К. Коллоди и главу 9 в сказке А.Н. Толстого), сравни. Запиши свои наблюдения.
- По какой из сказок можно разыграть кукольное представление и даже поставить небольшой спектакль?
- Найди и отметь в сказке ту часть, которая понадобится при подготовке спектакля.
- Разыграйте сценку в классе.
После выполнения всех заданий мы обработали результаты, которые были отражены как собственно в рабочих тетрадях, так и в альбомах для рисования и в тетрадях для работ по литературному чтению. Полученные результаты заставили нас прийти к следующим выводам.
1. Наибольший интерес для чтения представляет сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
2. Указанное произведение является более доступным для восприятия, поскольку многие дети смотрели созданный по его мотивам художественный фильм или спектакль в Театре кукол.
3. Произведение К. Коллоди содержит множество сцен, связанных с такими семантическими полями, как «смерть», «насилие», «жестокость», и по этой причине оно получило отрицательные отклики со стороны участников исследования.
4. 75% от общего числа участников выборки обнаружили отличия в двух произведениях и в ходе фронтального опроса определили, что именно сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в большей степени является драматическим произведением, т.е. может быть разыграна в форме спектакля. Это объясняется тем, что в ней содержится большее количество диалогических и полилогических отрывков, а также таких моментов, которые отличаются повышенной эмоциональностью, в то время как в сказке К. Коллоди превалирует повествовательная часть. Соответственно, мы относим ее к жанровой разновидности сказки-повести.
5. Дети правильно определили общность таких персонажей, как Кот и Лиса (присутствуют в обоих произведениях), Пиноккио и Буратино, Джепетто и папа Карло, Медоро и Артемона, при этом Алексей Л. и Полина Б. ответили, что считают, что А.Н. Толстой ввел образ Джу-зеппе по аналогии с образом Джепетто у К. Коллоди.
6. Дети проявили интерес к инсценировке и чтению по ролям. В частности, ими были распределены роли.
После обработки результатов нам было предложено разыграть несколько сценок из произведения А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Для этого нами были отобраны три фрагмента произведения:
1) Буратино и Крыса Шушара;
2) Буратино и Мальчик возле кукольного театра;
3) Пьеро и Арлекин.
Каждая сценка содержала в себе до 13 реплик. Нами были заслушаны все участники эксперимента в формате «Конкурс юного актера». Те, чьи ответы отличались выразительностью, эмотивностью, и те, которые
о
о °°
¡± о
го
ч: ю
ш о
^ го О t
ср сс ° ?
ZT
ж
VO
о
по памяти воспроизвели выбранные по собственному желанию роли, были поощрены призами.
Последним этапом исследования было задание написать мини-сочинение размером до десяти предложений на тему «Мой любимый герой» на основе прочитанных произведений. Нами также были проверены работы учеников. Результаты оказались следующими:
1) 43 ученика написали, что их любимым героем является Буратино;
2) среди остальных 17 героев были отмечены Черепаха Тортилла, Папа Карло, Мальвина и Говорящий Сверчок;
3) среди причин, по которым дети считали именно Буратино своим любимым героем, отмечались его простодушие, наивность, доброта;
4) 8 участников исследования в своих работах изъявили желание посетить театральный спектакль по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что приобщение учащихся начальных классов к элементам театрального искусства содержит в себе наглядность, способствует лучшему пониманию прочитанного, учит сопереживать героям, проникаться описанным в произведении сюжетом и является пропедевтическим этапом по отношению к изучению предмета «Литература», где подобные работы находят более широкое применение. Однако в данном случае от учителя требуется работа по отбору учебных текстов для введения элементов театрального искусства в учебный процесс, с одной стороны, и вовлечение учеников в процесс сравнения и сопоставления изученных ими ранее произведений - с другой, что позволит не только правильно определиться с отбором учебного текста, но и систематизировать полученные представления о прочитанных ранее произведениях. И, наконец, считаем, что в данном случае на этапе обучения в начальной школе наиболее уместным представляется говорить о работе с текстом литературной сказки, поскольку любая сказка содержит в себе духовно-нравственную составляющую, что позволяет наиболее успешно использовать произведения указанного жанра в интересах нравственного воспитания школьников.
Библиографический список
1. Белинский А. Смерть Буратино. URL: http://ptj.spb.ru/archive/5/in-faces-5/ smert-buratino (дата обращения: 12.11.2017).
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. М., 2001.
3. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991.
4. Герасимова Е.Н. Подготовка будущего учителя к работе по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения: Монография. Елец, 2014.
5. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество: Исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике: Избр. труды. М., 1998.
6. Коллоди К. Приключения Пиноккио: Для детей / Пер. с итал. Э. Казакевича. М., 1992.
7. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. 2016.
8. Троицкая Т.С., Петухова О.Е. Буратино и Пиноккио. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 1: Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. М., 2012.
9. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. 4-е изд. Т. 1. СПб., 2008.
10. Черных А.В. Освоение учащимися особенностей эпистолярного жанра в условиях домашнего обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2009.
Парфенова Оксана Юрьевна - аспирантка кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах факультета начального образования Института детства, Московский педагогический государственный университета; учитель начальных классов, общеобразовательная школа № 962, г. Москва. E-mail: nva.ksana@rambler.ru
O.Yu. Parfenova
The comparison of two similar-titled stories with the aim to determine the dramatic tale features at primary school
The article if focused on the topical issues of a literature tale as a genre of literature within the learning process of literature reading at the primary school. The author describes a methodological experiment with a goal to compare two literature compositions with a similar plot for their further use in the learning process with school theatre elements as an educational method. The research was carried out on the example of Carlo Collodi's "Pinocchio's Adventures. A wooden Puppet's History" and "The Golden Key, or Buratino's Adventures" by Alexey N. Tolstoy.
Key words: literature tale, primary school, moral education, school theatre, the learning process, comparative analyse, staging.
Parfenova Oksana Yu. - post-graduate student of the Department of the Russian Language and Methods of its Teaching of the Faculty of Primary Education of the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University; Primary school teacher, School № 962, Moscow
о
о °°
¡± о
го ср
4 VO Ф О