УДК 372.881.111.1
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
© 2019 Н. А. Забелина1, Е. А. Петрова2
1канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков
e-mail: [email protected] 2канд. филол. наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Индивидуальная работа с одаренными обучающимися играет важную роль в развитии их интеллектуальных способностей и творческих возможностей. Подготовка к участию в олимпиадах разного уровня позволяет таким детям проявить себя с лучшей стороны. Обучение английскому языке в общеобразовательных организациях должно быть направлено не только на овладение программным материалом, но и на выявление одаренных детей и организацию дополнительной работы с ними.
Ключевые слова: одаренные дети, лингвистическая одаренность, олимпиада, английский язык, социокультурная компетенция.
Современная школа направлена на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире. В 2010 г. была принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая обратила внимание на необходимость создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых обучающихся. Выявление одаренных детей, которые поражают своей творческой неординарностью, и работа с ними - одна из целей современного образования.
Существует несколько определений понятия «одаренность». Одно из самых распространенных толкований этого феномена дал немецкий психолог В. Штерн, считавший, что одаренность - способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, при этом психика человека начинает приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни [Штерн 1998]. В Словаре Л. Выготского отмечается, что существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности [Словарь Л.С. Выготского 2004]. В данной статье будут рассмотрены особенности работы с одаренными детьми, которые показывают высокие результаты в изучении иностранного, а именно английского языка.
По мнению Н.М. Семененко, одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности, доминирующую, активную, познавательную потребность и испытывают радость от умственного труда. Такие дети отличаются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер, глубиной и нетрадиционностью мышления, стремлением доводить свою деятельность до завершенного результата, социальной автономностью, эгоцентризмом, лидерством, особенностями эмоционального развития [Семененко 2015].
Согласно Дж. Рензулли и С. Райе, одарённость детей - это симбиоз интеллектуальных способностей, креативности и творческой мотивации [Рензулли, Райе 1997]. В рамках учебного предмета «Иностранный язык» личностное развитие обучающегося происходит в процессе обучения всем видам речевой деятельности, при этом у одаренных детей активизируется речемыслительная и учебно-познавательная деятельность, которая, имея творческий характер, может влиять на развитие интеллектуальных способностей, создать условия для формирования умений креативности и способствовать саморазвитию личности.
В Рабочей концепции одаренности, разработанной рядом ведущих российских ученых, указывается, что обучение одаренных детей прежде всего проводится в условиях общеобразовательной школы на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Школа должна распределить учащихся на группы в зависимости от вида их одаренности, разработать для них индивидуальный учебный план обучения и индивидуальные программы по отдельным предметам. Однако работы на уроке недостаточно. Необходимо организовать систему дополнительной подготовки одаренных обучающихся. В системе дополнительного образования выделяют такие формы обучения одаренных детей, как индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области, работа по исследовательским и творческим проектам, очно-заочные школы, каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории, система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, детские научно-практические конференции и семинары [Рабочая концепция одаренности 2003].
Применительно к овладению английским (или другим иностранным языком) можно говорить о так называемой лингвистической одаренности, под которой М.В. Румянцева понимает «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [Румянцева 2006]. Чтобы преуспеть в изучении иностранного языка, у современных обучающихся нужно развивать следующие интеллектуальные умения: находить, обрабатывать и структурировать иноязычную информацию; выделять, формулировать и предъявлять тему обсуждения; выдвигать идеи; формулировать аргументы и выводы; структурировать текст; соотносить метакоммуникационные сигналы в соответствии со структурой высказывания, этапами дискуссии и интенциями говорящего; проводить презентацию; вести дискуссию в диалоге/полилоге; выбирать стилистически адекватные языковые и речевые средства [Компанеева 2007].
Умение и способность к нестандартному мышлению помогает одаренным детям показывать свои возможности, участвуя в олимпиадах разных уровней по разным предметам, в том числе по английскому языку. Одной из таких олимпиад является всероссийская олимпиада школьников. Она проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Школьный этап, как следует из названия, организуется и проводится в школах, где обучаются дети. Задания школьного этапа разрабатываются школьными учителями в полном соответствии с методическими рекомендациями разработчиков олимпиады. Победители школьного этапа проходят на муниципальный этап. Муниципальный этап разрабатывается ведущими специалистами региона, которые назначаются специальным приказом по региону. Муниципальный этап представляет собой более трудные по сравнению со школьным этапом задания, позволяющие выявить одаренных детей и организовать подготовку таких детей для последующего участия в региональном и заключительном этапах. Система подготовки к олимпиаде должна обеспечивать развитие творческой
активности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; развивать индивидуальность ученика, создавать все условия для его саморазвития, самовыражения.
Особые трудности представляет собой региональный этап. Участие в этом этапе дает возможность прохождения в заключительный этап, где победители и призеры получают возможность быть зачисленными в высшие учебные заведения. Одаренному ребенку на этом этапе необходимо в условиях конкуренции проявить умение выполнять нестандартные задания, связанные с разными темами. Темы, которые охватывают все задания различных видов, могут включать любые сферы знаний: например, Россия, высшее образование, география, биография известного человека, изучение естественных наук, история происхождения названий, путешествие, экология и др.
Необходимо отметить, что уже несколько лет региональный этап по английскому языку состоит из 4 этапов: понимание устного и письменного текстов, лексико-грамматический текст и проверка уровня сформированности социокультурной компетенции, конкурсы письменной и устной речи.
В отличие от Аудирования (Listening) и Чтения (Reading) формата ЕГЭ, ставших уже привычными, олимпиадные конкурсы понимания устных и письменных текстов имеют другой формат и требуют особой подготовки. Прежде всего, отличие заключается в том, что некоторые тексты могут прослушиваться только один раз. Это, несомненно, требует от ребенка большей концентрации. Кроме того, задания сопровождаются другим количеством вопросов: 5 или 10 обычно. Если говорить о типах заданий, то здесь могут встречаться достаточно привычные True/False, Multiple choice и др.
Однако особого внимания требует интегрированное аудирование и чтение - как правило, это чтение текста научно-популярного характера, прослушивание отрывка из лекции на ту же тему и ответ на 10 вопросов. Во время выполнения этого задания проверяются навыки аудирования и просмотрового чтения. Само задание выглядит следующим образом:
Read the text, then listen to a part of a lecture on the same topic. You will notice that some ideas coincide and some differ in them. Answer questions 16 - 25 by choosing A if the idea is expressed in both materials, B if it can be found only in the reading text, C if it can be found only in the audio-recording, and D if neither of the materials expresses the idea. [http://vserosolymp.rudn.ru]
Четвертым заданием в данном блоке является автономное чтение, базой для которого служат международные экзамены.
Лексико-грамматический тест включает в себя 4 задания, например, такие, как грамматическая трансформация, редактирование, словообразование, соответствие и другие. Самым сложным для детей считается задание на грамматическую трансформацию, уровень которого С1-С2. Причем, формулировка задания может немного варьироваться.
• Завершите второе предложение так, чтобы оно имело такое же значение, что и первое предложение, используя данное слово. Не меняйте форму данного слова (Complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence, using the word given. DO NOT CHANGE the word given. The number of words you should write is specified in each sentence).
Example: 0. I consider him my worst enemy.
look
I____my worst enemy.
0. I look upon him as my worst enemy.
1.1 don't want to take part in the project.
rather
I___take part in the project.
2. People will always want entertainment, providing that they have the time to enjoy it.
long
There will always be a needfor entertainment___people
have the time to enjoy it.
• Завершите второе предложение так, чтобы оно имело такое же значение, что и первое предложение. Используйте от трех до шести слов (Complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence. You should use between three and six words).
Example: 0. I consider him my worst enemy.
LOOK
I............................................................................................enemy.
0. I look upon him as my worst enemy.
1. Even if we drive very fast, we'll never get to the theater on time. HOW
No................................................., we'll never get to the theater on time.
2. At no time did we think that Mike might be planning to leave London. OCCURRED
It..............................................that Mike might be planning to leave London.
Необходимо отметить, что при оценивании подобного задания ребенок может получить до 2 баллов за каждый правильный ответ. При условии, что был дан грамматически правильный ответ, но допущены орфографические ошибки, - только 1 балл.
Особое внимание при подготовке одаренного ребенка к участию в олимпиадах необходимо уделить развитию социокультурной компетенции, которая подразумевает расширенный объем культуроведческих знаний о странах изучаемого языка. В процессе изучения английского языка обучающийся должен ознакомиться с историей, культурой, этическими нормами, народным творчеством и даже топонимикой этого языка. На данный момент наиболее частой проверке подвергаются знания о таких странах, как США и Великобритания. Однако в будущем планируется увеличение количества англоязычных стран, включенных в перечень социокультурной компетенции.
В предыдущие годы социокультурная компетенция проверялась с помощью следующих заданий:
1) Совместите названия американских штатов с их столицами (Match the names of American states (column 1) with their capitals (column 2)).
1. Alaska А . Sacramento
2. California В. Juneau
3. Georgia С . Baton Rouge
D . Atlanta
2) Найдите имена английских и американских городов, спрятанных в предложениях (Identify the names of an English or an American city/town, hidden in the sentences below).
Example: 0. After competing in a triathlon, Donna was very tired. (the capital of the UK)
0. London
1. The bank won't be able to issue a new credit card if for some reason you forget your PIN, so be extra careful. (the capital of Wales).
2. The pilot had to decide whether to initiate a go-around or land on the ground in inclement weather. (a city in the U.S. state of Florida, Walt Disney World Resort, also the name of a famous Hollywood star, whose surname is Bloom).
3) Совместите названия американских городов с их происхождением (Match the names of American towns/cities/states (column 1) with their origin (column 2)).
1. Cambridge A. of Spanish origin
2. Carolina B. in honour of members of the British royal family
3. Florida C. having their counterparts in England
D. of Greek origin [http://vserosolymp.rudn.ru]
Готовясь к конкурсу письменной речи, ребенок должен уметь написать текст по заданным параметрам, демонстрируя разные умения. Чтобы получить максимальный балл, необходимо выполнить дополнительные аспекты содержания, кроме того, текст должен быть написан своими словами, совпадения с источниками должны быть менее 30%. К видам письменных текстов, навыки написания которых могут проверяться на олимпиадах, относятся доклады (reports) с дополнительными аспектами в виде употребления 5 данных слов или основанных на графиках с заданием дать рекомендации на описываемую тему или с необходимостью сравнить эти графики объемом 200-250 слов; рассказы, основанные на предложенных словах и картинке, описание которой должно быть включено в контекст; описание результатов эксперимента, представленных в виде таблиц.
Как правило, конкурс устной речи включает в себя монологическую и диалогическую речь. В связи с тем что по сложности задания соответствуют уровню В2-С1 по шкале Совета Европы, предполагается, что участник олимпиады, владея языком на соответствующем уровне, должен уметь продуцировать эти виды устной речи. Однако участники этого конкурса должны быть психологически готовы к тому, что им придется взаимодействовать с незнакомым собеседником, так как пары для ответа составляются методом случайной подборки.
Конкурс устной речи непосредственно состоит из разминки, когда присутствующие в аудитории эксперты для снятия напряжения задают несколько вопросов (2-3 минуты) из основного задания (15 минут для подготовки ответа, 23 минуты для каждого участника, чтобы представить задание, и 2-3 минуты, чтобы задать вопросы собеседнику и в свою очередь ответить на его). Одним из главных условий получения высоких баллов является соблюдение участником стиля презентации. Например, если в задании сказано, что надо представить информацию, данную в фэкт-файле как экскурсия, то ребенок, презентуя свое монологическое высказывание, должен вести себя как гид, дающий информацию туристам. Для подготовки ответов данного конкурса каждый участник снабжается фэкт-файлами, которые содержат необходимую информацию для выполнения всех аспектов задания. Эта информация может быть представлена как на русском, так и на английском языке.
Несомненно, это задание носит высокотворческий характер, поэтому любое калькирование строго наказывается экспертами, то есть участникам строго рекомендуется избегать вопросов-калек при диалогическом взаимодействии с собеседником. В заданиях, предложенных детям, сказано, что они должны приготовить 2 вопроса собеседнику, чтобы получить дополнительную информацию, не
упомянутую им (например, ask your partner - a tourist guide - 2 QUESTIONS about the city underground system to get ADDITIONAL INFORMATION not mentioned by your partner). Под вопросами-кальками в данном случае подразумеваются вопросы, которые охватывают общую информацию по теме, такие как what is your favourite ...? или Would you like to ...?, не акцентируя внимание на необходимых аспектах задания.
При условии набора нужного количества баллов участник регионального этапа проходит на заключительный этап. В заключительном этапе принимают участие победители и призеры регионального этапа из всех уголков России. Чтобы добиться успеха на этом этапе, от участника потребуются большие усилия, огромные знания предмета, широкий кругозор и высокий уровень развития социокультурной компетенции. Заключительный этап, как и региональный, состоит из 4 этапов: понимание устного и письменного текстов, лексико-грамматический текст, конкурсы письменной и устной речи.
Конкурс аудирования и чтения представляет собой как отдельные задания, так и интегрированное аудирование и чтение, как правило, это чтение текста научно-популярного характера, прослушивание отрывка из лекции на ту же тему. В лексико-грамматическом конкурсе появляются задания высокой сложности. Например:
Решите кроссворд, используя данные определения и правильную грамматическую форму. (For items 1-10 read the text about taking care of things and solve the puzzle by putting the missing words into the crossword below, using the definitions given in the brackets. USE THE CORRECT GRAMMAR FORM IN THE CROSSWORD. The first two words (0 and 00) are done for you as an example).
Текст самого задания выглядит следующим образом:
It is always worth 0 ... (to examine closely and minutely) numerous labels, which 00 ... (to hang loosely and usually so as to be able to swing freely) on different items of clothing. All those little 1 . (a cardboard marker on an article of clothing showing the price at which it is offered for sale) give directions for cleaning, washing and pressing 2 . (an article of clothing). Most 3 ... (made of the soft thick undercoat of various hairy mammals, especially sheep) sweaters can be hand-washed in 4 ... (moderately warm) or cold water.
Затем на следующей странице участники видят кроссворд, в который они должны вставить отгаданные слова. Некоторые подсказки в кроссворде все-таки есть.
Следующее задание уже направлено на проверку уровня сформированности как лингвистической, так и социокультурной компетенции:
Заполните пропуски, используя капитонимы. Одно значение слова - имя собственное, первая буква дана, второе значение указано в скобках. (For items 11-15, fill in the gaps in the sentences, using capitonyms. One meaning of the word is a proper name, the first letter of which is given to you, the second meaning of the required word is given in brackets. The first example (0) is done for you).
0. M. realized that her memories of childhood were triggered by eating a sweet ... (a small rich shell-shaped cake) cake. 0. Madeleine
11. C... loved to sing her favourite ... (a popular song or ballad of religious joy) at Christmas.
12. A. entered the room, which was illuminated by the . (a variable colour averaging a dark orange yellow) light of the setting sun
Прежде всего стоит отметить, что многие участники впервые знакомятся со словом "capitonym", которое согласно словарю обозначает слово, которое меняет свое значение или произношение, когда пишется с большой буквы [www.macmillandictionary.com]. Приведенный в задании пример, кажется, мало чем может помочь участникам, потому что немногие могут знать, что Мадлен - это вид печенья в форме морских гребешков. Предложение под номером 11 содержит
капитоним Carol (имя) и carol (рождественская песня). В предложение 12 очевидно правильный вариант - Amber (имя) и amber (янтарь). Но таких предложений в задании дано несколько. Поэтому участникам есть над чем подумать. Еще одно, не менее трудное задание:
Завершите предложение одним словом, чтобы получился каламбур. (For items 16-20, complete the sentences with one word, making puns. A pun is a joke that plays on the multiple meanings of a word, or on two words that sound the same. The first example (0) is done for you).
0. You were right, so I .... 0. left
16. Do you know why it's easy for a hunter to find a leopard? Because a leopard is always . .
17. Always trust a glue salesman. They tend to ... to their word.
Именно в таком задании проверяется нестандартность мышления наряду с очень хорошим знанием лексики.
В предложении 16 правильный ответ - spot, а в предложении 17 - stick. Последнее задание этого конкурса проверяет лингвострановедческие знания. Задание также носит комплексный характер:
Завершите каждое описание названием замка или дворца и годом, выбрав правильное число и букву из таблицы. (For items 21 - 30, complete each description with the name of the castle/ palace and the year, choosing the correct number and letter from the boxes. There are 2 extra options in the boxes, which you do not have to use. The first example (0) is done for you).
1. Blarney Castle 2. Blenheim Palace 3. Buckingham Palace 4. Dover Castle 5. Edinburgh Castle 6. Kenilworth Castle 7. Monticello 8. Mount Vernon 9. The Tower of London 10. The White House 11. Warwick Castle 12. Windsor Castle
A. 1066 B. 1312 C. 1563 D. 1650 E. 1690 F. 1761 G. 1778 H. 1800 I. 1826 J. 1939K. 1940L. 2016
0. _ This Irish castle was built by Dermot McCarthy, King of
Munster, in 1446 over the remains of an older stone castle dating to 1210. The Protestant Jefferyes family acquired this castle after William III's war against the
deposed Catholic monarch, King James II, in_. They added a Georgian Gothic
house beside the keep, followed by a new castle nearby in 1874. The castle's most famous feature is the Stone, reputed to endow anyone who kisses it with eloquence. 0. 1E
21._The biggest castle in the world, it was begun in the 11th century to
guard the western approach to London. Easy access from the capital and proximity to a royal hunting forest made it an ideal location for a royal residence. Since the time of Henry I, it has been used by succeeding monarchs and it is the longest-occupied castle in Europe. It is an official residence of Queen Elizabeth II, whose standard flies from the Round Tower when
Her Majesty is in residence. In_, the Queen celebrated her 90th birthday in the castle
with a huge concert.
В данном случае правильный ответ - Виндзорский замок, 2016. Тем, кто знаком с историей и культурой Британии, данное задание покажется легким, но в задании есть и малоизвестные здания и сооружения, которые находятся не только в Британии (Blenheim Palace), но и в США (Monticello).
Как видно из данного обзора, задания лексико-грамматического конкурса - одни из самых трудных.
Но на этом трудности не заканчиваются. Есть еще два конкурса, которые требуют от участников демонстрации очень хороших языковых знаний и высокого
уровня сформированности коммуникативной компетенции. Это конкурс письменной речи и конкурс говорения. В письменном конкурсе на заключительном этапе 2018 года участники получили такое задание:
Вы решили участвовать в конкурсе написания коротких историй, объявленном в журнале на английском языке. Правила говорят, что история должна быть написана в соответствии со следующим обозрением. - You have decided to enter a short story competition in an English-language magazine. The competition rules say that your story should be written in full accordance with the following review:
It is an exciting story from the life of a young boy, who, all of a sudden, found an old photo, which changed his life. The author describes the event in detail. He remembers the day when it all happened. The story starts with a trivial phrase: "I usually go to school through the park." The phrase promises nothing but a dull narration about the everyday life of a schoolboy. Do not be misled. Actually, it is only the first half of a longer sentence. The quiet beginning quickly develops into a dramatic investigation. The author rolls up his sleeves and sets out on an amazing race after the person in the photo. Why does he feel that he has to find this person? Read the story! You will get the answer. The story is short and full of direct speech, which makes it more dynamic. Although it looks like a detective story at first sight, it turns out to be a story about different generations. As for the title of the story, it should be taken as a piece of irony, since in the case of the author a bit of luck went together with a lot of effort.
Это очень интересное задание, но выполнение его подчинено оговоренным правилам, несоблюдение которых приведет к низким результатам. К сожалению, редкие общеобразовательные организации и учителя дают задания подобного типа.
Устный конкурс стал уже традиционным. Участнику нужно в течение 3-4 минут представить информацию об одном из национальных музеев. Речь сопровождается видеопрезентацией. Фактический материал предоставляется, его можно использовать во время подготовки. Например:
TASK 1 1. Monologue: Time 3-4 minutes, depending on the length of the video. You have to present a video tour for foreign students of one of the most famous Russian museums The Armoury and Diamond Fund, Moscow Speak about: Location of Buildings Halls/ Collections History/Background Masterpieces
• You can make notes during the preparation time while watching the video and studying the data from the fact file, but YOU ARE NOT ALLOWED TO READ your notes during the presentation.
• Your presentation is limited by the time of the video clip.
• Coordinate your narration with the action on the screen (the original sound track is not recorded).
Задание выполняется в парах. Первый говорящий в конце своего выступления должен ответить на вопросы своего соперника:
2. Questions/ Answers: Time 2- 3 minutes. Answer 2 QUESTIONS from your partner -'a foreign student', who wants to get ADDITIONAL INFORMATION not mentioned in your presentation.
Затем первый участник слушает своего соперника и задает ему 2 вопроса:
TASK 2 1. Listen to the video tour presentation of your partner (Set 2 STUDENT 2: The Russian Museum, St. Petersburg). 2. Questions/ Answers: Time 2 - 3 minutes Ask 2 QUESTIONS about the museum to get ADDITIONAL INFORMATION not mentioned in the presentation.
Конкурс устной речи на заключительном этапе схож с конкурсом устной речи на региональном этапе, единственное отличие и сложность - ограничение во времени
говорения, которое в данном случае определяется длительностью демонстрации видео. Это непросто, требует определенных умений и тренировки.
Согласно рассмотренным заданиям, предлагаемым на разных этапах всероссийской олимпиады по английскому языку, можно отметить, что с каждым следующим этапом, наравне с известными типами, появляется все больше нестандартных заданий повышенного уровня сложности. Это требует от одаренных обучающихся гибкости мышления, определенных интеллектуальных способностей и готовности к принятию нестандартных решений.
Таким образом, анализ заданий всероссийской олимпиады по английскому языку показывает необходимость создания определенных педагогических условий, в которых станет возможна значительная оптимизация процесса обучения одаренных учащихся с целью их подготовки к олимпиадам разного уровня, а также разработки курсов повышения квалификации для учителей, чтобы они смогли проводить необходимую работу с одаренными детьми.
Библиографический список
Всероссийская олимпиада школьников [Сайт]. URL: http://vserosolymp.rudn.ru (дата обращения: 20.11.2018)
Компанеева Л.Г. Методика обучения иностранному языку одаренных старшеклассников: на материале английского языка: автореф. дисс ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007. [Сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-odarennykh-starsheklassnikov-na-materiale-angliiskog#ixzz5Wd3zoM00 (дата обращения: 19.11. 2018)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа [Сайт]. URL: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D 1%82%D 1%8B/1450 (дата обращения: 12.11.2018)
Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.
Рензулли Дж., Райе С. Модель школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997. С. 214-242.
Румянцева М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006 [Сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-lingvisticheski-odarennykh-shkolnikov-inostrannomu-yazyku-v-usloviyakh-dopolniteln#ixzz5Wd5XEKec (дата обращения: 19.11. 2018)
Семененко Н. М. Подходы к организации работы с одаренными детьми в рамках введения ФГОС ООО. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. С. 416-420. [Сайт]. URL: http://e-koncept.ru/2015/65154.htm (дата обращения: 12.11.2018).
Словарь Л.С. Выготского / под ред. А.А. Леонтьева. М., 2004 [Сайт]. URL: https://vygotsky.academic.ru (дата обращения: 12.11.2018).
Словарь Макмиллан [Сайт]. URL: www.macmillandictionary.com (дата обращения: 26.11.2018).
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы: пер. с нем. М.: Наука, 1998. 335 с.