••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
7. Tuchalaev S. T. Natsional'noe obrazovanie Rossii: metodologiya, teoriya i praktika (na primere soderzhaniya natsional'no-regional'nogo kompo-nenta obrazovaniya Dagestana). Monografiya [National education of Russia: methodology, theory and practice (on the example of the content of nationalregional component of Dagestan education). Monograph]. Rostov-on-Don, 2004. 330 p. (In Russian)
8. Tuchalaev S. T. Natsional'noe obrazovanie. Uchebnoeposobie [National education. Manual]. Makhachkala, ALEF Publ., 2015. 130 p. (In Russian)
9. Tuchalaev S. T., Bagomedova Z. M. The spiritual heritage of the older generation as a methodological basis of Russian patriotism. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Science]. 2015. No. 6. Pp. 69-79. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Тучалаев Салимсултан Тучалаевич,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: salimsultan- [email protected]
Принята в печать 05.04.2017г.
10. Tuchalaev S. T., Vailanmatova Ya. Z. Spiritual values of our ancestors as the basis of education of civic consciousness and patriotism of youth. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo univesriteta. Psikhologo-pedagog-icheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4. Pp. 25-31. (In Russian)
11. [Electronic resourse]. Mode of access: http://kremlin.ru/events/state-coun-cil/51143 [accessed 06.04.2017]
12. [Electronic resourse]. Mode of access: http://regnum.ru/news/polit/20750 52 [accessed 06.04.2017]
13. [Electronic resourse]. Mode of access: http://www.levada.ru/27-05-2014/ podmena-ponyatii-patriotizm-vrossii [accessed 06. 04.2017]
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Salimsultan T. Tuchalaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 05.04.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 377.5
Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения
© 2017 Ханапиева Х. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является изучение особенностей и определение принципов работы преподавателя при дистанционной форме обучения. Метод. Анализ требований к преподавателю в новых условиях обучения и его работы при дистанционном обучении. Результаты. В статье отмечается, что при дистанционном обучении, прежде всего, необходимы учет взаимосвязи между дидактическими задачами и свойствами информационных технологий, гибко организованный курс, способный удовлетворить разнообразные потребности обучающихся. Основу дистанционного обучения составляет интерактивное взаимодействие со студентами, призванное развивать их самостоятельность, критическое мышление. Изучение особенностей работы преподавателя при дистанционной форме обучения показало, что, при любом педагогическом процессе, сама сущность педагога остается неизменной, и одной из особенностей его работы представляется личностно-ориентированный подход, который сегодня призван быть основой любого высшего образования, вне зависимости от того, в какой форме оно осуществляется. Выводы. Работа преподавателя при дистанционной форме обучения имеет много особенностей, формируются совершенно другие, специфические особенности поведенческой модели преподавателя. Дистанционное обучение требует от преподавателя особенно тщательной подготовки к занятию, умения владеть виртуальной аудиторией и навыков интерактивного общения с разными категориями слушателей.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Ключевые слова: дистанционное обучение, интерактивное общение, обучение, личностно-ориенти-рованный подход, коммуникационные технологии.
Формат цитирования: Ханапиева Х. М. Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 78-82.
The Peculiarities of Lecturer's Work in the Distance Learning Mode
© 2017 Khabsat M. Khanapieva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is to examine the peculiarities and to define the principles of the teacher's work in the distance learning mode. Method. Analysis of the demands to the lecturer in the new learning conditions and his work in the distance learning mode. Results. Article states that during the distance learning mode it is necessary to take into account the interrelation between the didactic tasks and properties of information technology, flexible organized course answering the students' different needs. The basis of the distance learning is the interactive cooperation with the students, aimed to develop their independence and critical thinking. The study of the peculiarities of lecturer's work in the distance learning mode shows that at any pedagogical process, the essence of a pedagogue is constant and one of the peculiarities of his work is the personality-centered approach, which is meant to be the basis of any higher education nowdays, whatever in which form it is performed. Conclusions. There are many special characteristics in the lecturer's work in the distance learning mode; radically different, specific peculiarities of lecturer's behavior model are forming. The lecturer must detailed prepare for the lesson, know how to hold the virtual classroom and he must have skills of interactive communication with different category of audience.
Keywords: distance learning, interactive communication, learning, personality-centered approach, communication technologies.
For citation: Khanapieva Kh. M. The Peculiarities of Lecturer's Work in the Distance Learning Mode. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 78-82. (In Russian)
Введение
Начало XXI века ознаменовано тенденцией информатизации современного общества, началом перехода к которой послужило внедрение современных средств обработки и передачи информации в различные сферы деятельности человека и, в первую очередь, компьютерных технологий.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Развитие дистанционного образования признано одним из
ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ» [1, с. 24].
Цель исследования: рассмотрение особенностей работы преподавателя при дистанционной форме обучения.
Методы: анализ требований к преподавателю в новых условиях обучения и его работы при дистанционном обучении. Результаты и обсуждение При дистанционном обучении контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети интернет, используя технологии on-line и off-line. Современное образовательное пространство уже невозможно представить себе без дистанционного обучения. Повсюду в мире его применение становится все более широким и разнообразным, появляются новые технологии, новые методы и подходы. В российских университетах внедряются онлайн-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL Vol. 11. No. 2. 2017
курсы, электронные учебники и целые электронные обучающие комплексы. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
1) потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
2) работа с инвалидами или часто болеющими;
3) при заочной (экстернатной) форме обучения;
4) выполнение проектов и исследовательских работ;
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
1) создание образовательного пространства;
2) формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
3) развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Дистанционное обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого [3, с. 10].
Основные цели дистанционного обучения сегодня - это:
1) повышение квалификации кадров по различным специальностям;
2) подготовка и переподготовка кадров;
3) углубленное изучение тем, разделов из изучаемых дисциплин;
4) ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучаемых по определенным дисциплинам;
5) базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать очные учебные занятия;
6) дополнительное образование по интересам.
В основе дистанционного обучения лежат два принципа:
- свободный доступ, т. е. право каждого без вступительных испытаний начинать учиться и получать среднее или высшее образование;
- дистанционность обучения, т. е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу. Вместе с тем оно не должно исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного
рода познавательной и творческой деятельности. В России дистанционное обучение приобрело особую важность в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые предусматривают сокращение аудиторных часов и увеличение времени на самостоятельную работу студентов. Л. С. Выготский в свое время, размышляя о взглядах всемирно известных людей разных времен на обучение, писал, что каждое отдельное представление о педагогическом процессе связывается особым взглядом на природу учительского труда [2, с. 18].
При формировании методики, использующей межкультурный, коммуникативный и когнитивный подходы, базирующейся на технологиях дистанционного обучения, сегодня имеет смысл проанализировать особенности труда преподавателя. При любом педагогическом процессе сама сущность педагога, конечно же, остается неизменной [5, с. 91].
В характеристике преподавателя, по словам И. А. Зимней, «всегда соединяются когнитивная (знаниевая) и аксиологическая (ценностная) плоскости. При этом вторая включает также два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания».
Преподаватель должен знать свой предмет, владеть разными образовательными методиками и уметь выбирать такие стратегии обучения, чтобы студенты усвоили материал как можно больше. Более того, он должен подготовить активного участника межкультурного общения, способного к осуществлению коммуникации в рамках диалога культур. Однако, переход на дистанционные технологии часто оказывается трудным и болезненным.
Труднее всего преподавателю приспособиться к тому, что вместо класса или группы студентов приходится иметь дело с неким дистанционным сообществом, в котором каждый студент должен работать индивидуально.
При дистанционном обучении учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы студент мог максимально раскрыть свой личностный потенциал и проявить максимум инициативы для своего обучения. Такой личностно-ориентирован-ный подход сегодня призван быть основой любого высшего образования, вне зависимости от того, в какой форме оно осуществляется. В дистанционном обучении этот подход соответствует самой сути этой формы организации учебного процесса. А
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
«интерактивность, то есть систематическое взаимодействие учителя (преподавателя) и учащегося (студента) и учащихся между собой», которая в наши дни также присутствует и в очном обучении, является «ключевым понятием дистанционной формы обучения». В отличие от университетской аудитории, где преподавателю достаточно легко наладить контакт со студентами, при дистанционном обучении формируются совершенно другие, специфические особенности поведенческой модели преподавателя [4, с 99].
Аудитория слушателей вебинара неоднородна по мотивации к обучению, времени и месту восприятия информации, базовому уровню знаний. Все это требует от преподавателя особенно тщательной подготовки к занятию, умения владеть виртуальной аудиторией и навыков интерактивного общения с разными категориями слушателей. Возможности информационных и коммуникационных технологий являются лишь средством решения педагогических задач. И необходимо, с одной стороны, четко представлять себе, какие именно дидактические задачи необходимо решать в той или иной модели дистанционного обучения. А с другой стороны, надо знать дидактические свойства тех или иных компьютерных технологий, чтобы выбирать наиболее подходящие из них в зависимости от дидактической ситуации. Это еще одна сложность для преподавателя. Успех преподавателя, работающего в формате дистанционного обучения, зависит не только от его владения информационными и коммуникационными технологиями и педагогического мастерства. Нужен удачно спланированный и хорошо организованный курс, начиная от ясной постановки целей и заканчивая такой системой оценки знаний, на основе которой можно обеспечить полезную и эффективную обратную связь. Изначально такое обучение ориентировано на удовлетворение требований обучающихся.
В связи с постоянным развитием дистанционных технологий преподаватель нуждается в постоянном повышении квалификации как технического, так и методического характера. Дистанционное обучение предъявляет к преподавателю и определенные требования.
У тех, кто получает образование удаленно, более сложные жизненные обстоятельства, чем у студентов очной формы обучения, поэтому необходимо терпимо относиться к их слабостям и ошибкам. Преподаватель-тьютор создает образовательную среду, позволяющую учащемуся не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности. Для студентов, тем более первокурсников, очень важно наличие такого человека, к которому можно будет обратиться по всем вопросам. Ведь тьютор - он и друг, и наставник. От тьютора зависит многое: как первокурсники адаптируются в новой, совсем незнакомой для них обстановке, освоятся в учебной и студенческой сфере. Важно знать, что студенты, которые занимаются главным образом с помощью электронных средств, часто испытывают чувство одиночества и неуверенности в своих силах. Если им кажется, что они не смогут справиться со своими учебными проблемами и им неоткуда ждать помощи, они бросают учебу. Чтобы этого не допустить, преподаватель должен заботиться о создании доброжелательной атмосферы, которая способствует интерактивному взаимодействию между ним и студентом, и о том, чтобы студент чувствовал, что всегда может рассчитывать на его поддержку. Для этого рекомендуется регулярное общение со студентами - например, по электронной почте как корпоративной, так и личной, в чате или посредством блога, по телефону или по скайпу, а также личные консультации.
Один серьезный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который трудно преодолеть. При электронном или онлайновом обучении студент воспринимает информацию молча. Без практики говорения у него нет практики диалогического мышления и, как следствие, не развивается способность к внутреннему монологу, то есть к самостоятельному мышлению [6, с. 447].
Таким образом, разработка и создание единого виртуального образовательного пространства, как средства организации обучения и самостоятельной работы студента в вертикали трехступенчатой системы высшего образования, а также при реализации программ дополнительного образования, ставит перед преподавателем новые, еще более сложные задачи.
82 ••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
Литература
1. Егармин П. А., Петрова И. А. Студенто-центрированное обучение в информационно -образовательной среде вуза // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 2. С. 24-25.
2. Зенкина С. В., Шаронова О. В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения // Информатика и образование. 2016. № 4. С. 17-19.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
1. Egarmin P. A, Petrova I. A Student-centered learning of the information and educational environment of the university. Distantsionnoe i virtu-al'noe obuchenie [Distance and virtual learning]. 2016. No 2. Pp. 24-25. (In Russian)
2. Zenkina S. V, Sharonova O. V. Forms, tools and technologies of interactive learning interaction in conditions of distance learning. Informatika i obrazovanie [Computer Science and Education]. 2016. No. 4. Pp. 17-19. (In Russian)
3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Pedagogical psychology: textbook for universities]. 3rd edition revision. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2010. 448 p. (In Russian)
4. Pedagogicheskie tekhnologii distantsion-nogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya studen-tov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Pedagogical
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Ханапиева Хабсат Магомедовна, аспирант, кафедра информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Сурхаев Магомед Абдулаевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ИКТ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
4. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. С. По-лат. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2008. 400 с.
5. Савельева Н. В., Белова Е. Н. Эффективность применения дистанционных технологий в магистратуре неязыкового направления для занятий по иностранному языку // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2014. № 8. С. 91-92.
6. Тарева Е. Г. Коммуникативный подход: в поисках лингводидактических инноваций // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 98-103.
technologies of distance learning: manual for students of higher educational institutions]. Ed. by E. S. Polat. 2nd edition, reimpression. Moscow, Akademiya Publ. 2008. 400 p. (In Russian)
5. Savelyeva N. V, Belova E. N. The effectiveness of the application of distance technologies in the magistracy of non-linguistic direction for English lessons. Sovremennye tendentsii v prepo-davanii inostrannykh yazykov v neyazykovom vuze [Modern trends in foreign language teaching in the non-linguistic university]. 2014. No. 8. Pp. 91-92. (In Russian)
6. Tareva E. G. Communicative approach: in search of linguodidactical innovations. Pedagog-icheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2014. No. 5. Pp. 98-103. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Khabsat M. Khanapieva, postgraduate, the chair of Information and Communication Technology (ICT), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Supervisor: Magomed A. Surkhaev, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of ICT, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
References
Принята в печать 05.04.2017 г.
Received 05.04.2017.