Е. В. Дружинина
13
УДК 373.2:81'342.22
Е. В. Дружинина
Детский сад № 37 «Красная Шапочка», Йошкар-Ола
Инновационные приемы проведения
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье отражены инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики посредством проведения артикуляционной гимнастики. На занятиях, помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики, мы применяем биоэнергопластику. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Принцип биоэнергопластики - сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Биоэнергопластика включает в себя 6 этапов работы. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, детское образовательное учреждение (ДОУ), речевые нарушения.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизация и индивидуализация в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых инновационных моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В. И. Городилова, О. С. Орлова, Е. И. Радина, Ф. Ф. Pay), в особенности, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Б. М. Гриншпун, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р Е. Левина, С. С. Ляпидевский, О. В. Правдина, Л. Ф. Спирова, Т Б. Фи-
личева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) [6, с. 15; 3, с. 24].
Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении детей в детский сад у многих детей выявляется общее недоразвитие речи с диз-артрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребенка.
Перед нами, как специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребенка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной
14
Педагогические науки
моторики. Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.) [7, с. 65; 8, с. 32].
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе [1, с. 21].
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На своих занятиях, помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики, мы применяем биоэнергопластику [1, с. 26] с элементами логоритмики. Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцовой [5, с. 29], В. М. Бехтерева [2, с. 56] и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Она синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме [4, с. 53]. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интел-
лектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Принцип биоэнергопластики - сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что в свою очередь оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. При применении биоэнергопластики необходимо придерживаться нескольких этапов:
I этап - диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
II этап - подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют различные игровые персонажи. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.
III этап - основной. Отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-чет-вертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети - левой.
IV этап - артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
V этап - ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
VI этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает
Е. В. Дружинина
15
сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применятся счет и музыка. Музыка подбирается для каждого ребенка индивидуально с учетом его индивидуальных особенностей. При этом двумя руками логопед продолжает давать четкий образец движения.
При применения биоэнергопластики отмечены положительные структурные изменения в организме:
- синхронизируется работа полушарий головного мозга,
- развиваются способности,
- улучшаются внимание, память, мышление, речь,
- сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне,
- совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы,
- психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений [4, с. 34].
Упражнения для нижней челюсти
1. «Птенчики» - рот открыт - счет до пяти. Рот закрыт - счет до пяти.
Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.
Упражнения для языка
1. «Болтушка» - движения языка взад-вперед. Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад-вперед.
2. Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево-вправо.
3. «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.
4. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо-влево.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие в кору головного мозга от языка.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы речевой и мелкой моторики вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность и повышает интерес детей к занятиям.
Ш
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2007.
2. Бехтерев В. М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. 11-15 сентября 1995 г. Казань, 1995. 150 с.
3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1976.
4. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. М., 1999.
5. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с. + цв. вкл. (Сер. «Психология детства: Современный взгляд»).
6. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. М., 2007. 703 с.
7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.
8. Хватцев М. Е. Логопедия: пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ. Изд. 5. М.: Учпедгиз, 1959.
1. Anishchenkova E. S. Artikulyatsionnaya gimnastika dlya razvitiya rechi doshkol'nikov, M.: Astrel', 2007.
2. Bekhterev V M. i sovremennaya psikhologiya. Tezisy mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 11-15 sentyabrya 1995 g., Kazan', 1995, 150 p.
16
Педагогические науки
3. Zhinkin N. I. Mekhanizmy rechi, M., 1976.
4. Zaitseva I. Yu. Vliyanie zanyatii bioenergoplastikoi na re-chevoe razvitie doshkol'nikov, M., 1999.
5. Kol'tsova M. M., Ruzina M. S. Rebenok uchitsya govorit'. Pal'chikovyi igrotrening, Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004, 224 p. + tsv. vkl. (Ser. «Psikhologiya detstva: Sovremennyi vzglyad»).
6. Logopediya: uchebnik dlya stud. defektol. fak. ped. vyssh. ucheb. zavedenii, pod. red. L. S. Volkovoi, M., 2007, 703 p.
7. Fomicheva M. F. Vospitanie u detei pravil'nogo proizno-sheniya, M.: Prosveshchenie, 1989.
8. Khvattsev M. E. Logopediya: posobie dlya studentov pe-dagogicheskikh institutov i uchitelei spets. shkol., izd. 5, M.: Uchpedgiz, 1959.
UDK 373.2:81'342.22
E. V. Druzhinina
Kindergarten № 37 “Red Riding Hood”, Yoshkar-Ola
Innovative methods of articulation exercises
WITH PRESCHOOL CHILDREN
This article reflects the innovative techniques of articulation exercises with preschool children. Overcoming zvukoproiznoshenija disorders at preschool age is very important in later life of the child. The most important area is the development of speech therapy work articulating motor through articulation exercises. In addition to traditional classroom forms of articulation exercises we use bioenergoplastiku. Bioenergoplastika - this compound movements articulation device with the movements of the hand. Principle bioenergoplastiki - conjugate work the fingers and hands and articulation apparatus, hand movements mimic the movements of the vocal apparatus. Bioenergoplastika includes 6 stages discounts. Bioenergoplastika optimizes the psychological basis of speech, improves the chances of the child in all respects, promotes correction zvukoproiznoshenija, phonemic processes.
Keywords: articulation exercises, bioenergoplastics, preschool educational institutions, speech disorders.