V_/
Агзамова Е.Ю., Душанов Р.Х.,
кандидаты психологических наук, доценты кафедры психологии и профессиональной этики Академии МВД Республики Узбекистан
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
АГЗАМОВА Е.Ю., ДУШАНОВ Р.Х. ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ УЦУВЧИЛАРИНИНГ Х,УК,УК,БУЗАРЛИКЛАР ПРОФИЛАКТИКАСИНИ ПСИХОЛОГИК-ПЕДАГОГИК ТАЪМИНЛАШ ХУСУСИЯТЛАРИ
Мазкур мак,ола «Хукукбузарликлар профилактикаси т^рисида»ги Конунни х,аётга татбик, этиш доирасида унинг психологик-педагогик томонларини ёритишга баFишланган.
Таянч суз ва тушунчалар: х,ук,ук,бузар шахс профилактикаси, масъулият, фаолликнинг альтернатив шакллари, психопрофилактика, якка тартибдаги сух,бат, фаолиятнинг гурух,ий шакллари, тренинглар.
АГЗАМОВА Е.Ю., ДУШАНОВ Р.Х. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Статья посвящена психолого-педагогическим направлениям профилактики правонарушений в рамках реализации Закона «О профилактике правонарушений».
Ключевые слова и понятия: профилактика правонарушений, личность, ответственность, альтернативные формы активности, психопрофилактика, индивидуальные беседы, групповые формы работы, тренинги.
AGZAMOVA E.YU. DUSHANOV R.H. SPECIFICS PROVIDING OF PSYCHO-PEDAGOGICAL PROPHYLAXIS FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS' STUDENTS
The article is focused on the psychological and pedagogical areas of crime prevention in the framework of the law «On prevention of offenses».
Keywords: prevention of offenses, personality, responsibility, alternative forms of activity, psychoprophylaxis, individual interviews, forms of group work, training.
Конечной целью всех проводимых в Узбекистане реформ является благосостояние каждого человека и процветание общества, основанного на принципах гуманизма, обеспечивающего права и свободы граждан.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1
И большую роль в этом призваны сыграть органы внутренних дел, в частности, сотрудники профилактической службы. Так как их основные задачи как раз и заключаются в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан, повышении правовой культуры в обществе, укреплении законности, а также выявлении и изучении причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятии мер по их устранению и т.д.
Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 30 октября 2013 года был принят и одобрен Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан 10 апреля 2014 года Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений». Принятый закон содержит в себе юридические основы профилактики правонарушений. Однако и психологическая наука призвана сыграть свою особую роль в этом вопросе, так как одной из областей практической реализации психологических знаний является правовая сфера, т.е. сфера общественного и индивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. Являясь членом общества, человек всегда совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Любые общественные отношения, в том числе и регулируемые правом, не могут быть достаточно исследованы без применения данных психологии.
В принятом законе «О профилактике правонарушений» в третьей главе (Общая профилактика правонарушений), в четвертой главе (Специальная профилактика правонарушений), в пятой главе, посвященной индивидуальной профилактике правонарушений, условиям и основаниям ее применения, а также в 6 главе, посвященной виктимологи-ческой профилактике правонарушений1, со-
1 Виктимология - это учение о жертве преступления, то есть ее основным объектом изучения является поведение и личность потерпевшего. Виктимологическая профилактика - это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты физических лиц от преступлений (Криминология / Под ред. В.Д.Маклакова. - М., 2006. -С. 187).
держится очень много вопросов, в решении которых большую помощь может оказать психологическая наука.
В частности, такими являются вопросы, связанные с:
- изучением личности и оказанием на нее психологического воздействия, с целью побудить ее изменить выбор варианта поведения;
- созданием среды, способствующей предотвращению преступлений и безоговорочному осуждению негативных социальных явлений;
- разработкой и осуществлением специальных программ, направленных на обеспечение психологической безопасности;
- разрешением конфликтов и формированием основ законопослушного поведения;
- решением вопросов обеспечения психологической безопасности потерпевшего от правонарушения или снижения риска стать потерпевшим и пр.
С психолого-педагогической точки зрения работу по профилактике правонарушений следует начинать с организации социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций (отклонений от нормы, в данном контексте - социальной). Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. При этом воздействие должно носить незапретительный характер. Наоборот, надо пропагандировать то, что хорошо, полезно и приятно, в частности, показывать, например, как хорошо заниматься спортом и иметь любимое дело или, как ставить перед собой цели и достигать их и т.д. И здесь, большую помощь, призваны оказать учебные заведения Узбекистана. Педагог растит, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников и наравне с родителями помогает обрести растущему поколению свое место в мире. Поэтому на доступных примерах, пользуясь силой своего влияния на умы и сердца своих учеников, педагоги должны постараться привить обучающимся желание развиваться в социально приемлемом русле во имя высоких целей, которые они (обучаю-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1
щиеся) ставят перед собой. И, конечно, нельзя не сказать о личном примере, поскольку он впечатляет сильнее слов. То есть, если сам педагог чем-то увлечен - спортом или другим каким-то хобби, он сможет донести до учеников, как это интересно и полезно.
Далее, конечно же, информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные (познавательные) процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Однако само по себе информирование не снижает уровень девиаций (отклонений). Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту и социально-экономическим характеристикам.
И здесь, как указывалось выше, также учебные заведения могут помочь. Мы знаем, что в силу возраста дети, подростки, юноши и девушки, более раскрепощенные, инициативные, творческие, чем взрослые. Устраивая «круглые столы», семинары, викторины, конкурсы на злободневные темы, которые обучающиеся смогут сами предложить, используя «эффект соревнования», можно сделать так, что время, проведенное в стенах учебного заведения, останется в памяти навсегда, а заодно мы решаем вопрос с информированием подрастающего поколения. Потому что знание, с психологической точки зрения, не может быть передано от одного лица к другому, оно может быть выработано только в результате собственной активности. Когда ребята сами найдут тему для «круглого стола», сами организуют форму обсуждения или проведения, такое знание останется с ними надолго.
Следующее направление заключается в активном социальном обучении социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. Примером может служить тренинг формирования жизненных навыков. Под жиз-
ненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. Такого рода тренинги могут проводить психологи образовательных учреждений. В связи с тем, что тренинги обычно проводятся в игровой форме, это обычно вызывает повышенный интерес и активное участи даже среди взрослых людей.
Еще одним из направлений может быть организация деятельности, альтернативной девиантному (отклоняющемуся) поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, духовная, благотворительная). Экскурсии, походы, различные кружки и мероприятия, помощь пожилым и т.д. - это то, что проводится в рамках учебных заведений и, если в этом процессе активно участвуют родители, то это еще больше сплачивает семьи, улучшает взаимопонимание между подрастающими детьми и родителями и, в свою очередь, решает проблему профилактики девиантного поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Следующее направление - организация здорового образа жизни. Оно исходит из
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1
представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества. Тем более, что в Узбекистане этому уделяется все больше внимания. Открываются спортивные площадки для спортивных игр, спортивные комплексы, парки, площадки и дорожки для роллеров, скейтбордистов, велосипедистов и пр. Безусловно, вызывает восхищение, когда мы видим целые семьи, которые катаются на роликах или велосипедах, бегают по парковым зонам, совместно занимаются спортом. Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, отметил: «Учитывая, какую роль в укреплении здоровья населения, прежде всего подрастающего поколения, имеют регулярные занятия физической культурой и спортом, этому направлению мы придаем особое значение, создавая все необходимые условия для широкого развития и оснащения спортивных сооружений современным инвентарем. Только за счет средств Фонда развития детского спорта в течении 2014 года построено 18 типовых спортивных объектов и 73 школьных спортивных зала, осуществлена реконструкция и капитальный ремонт на 24 объектах на общую сумму около 100 миллиардов сумов»1
1 Каримов И.А. «Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // Газета «Народное слово» от 17 января 2015 года.
Шестое направление - минимизация негативных последствий девиантного (отклоняющегося) поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, спецкурсы в школах, колледжах, лицеях и ВУЗах), психологического консультирования (при учебных заведениях и в психологических центрах), кризисной помощи (телефон доверия, медицинские центры, поликлиники и т.д.).
По мнению специалистов, наиболее частой причиной правонарушений выступает семейное неблагополучие. В результате, мы, как правило, получаем трудного обучающегося. Остается только один путь: семейное неблагополучие трудновоспитуемого может и должно компенсироваться благополучием в учебном заведении. Однако в большинстве случаев происходит как раз наоборот: семейное неблагополучие трудного обучающегося усугубляется его неблагополучием в учебном заведении, ситуация отчужденности, одиночества в семье дополняется аналогичной ситуацией в школе, в колледже.
На первый план должна выйти педагогика сотрудничества, основанная на уважении и доверии к личности обучающегося. Индивидуальный подход к трудным обучающимся заключается не в стремлении во что бы то ни стало искоренять их отдельные недостатки, а в апелляции к имеющимся у них достоинствам, в их стимулировании и развитии.
И в этой сложной работе необходимо начинать с установления в коллективе доброжелательного, уважительного отношения педагогов ко всем обучающимся, к трудным, в первую очередь. Это отношение должно быть искренним со стороны всех педагогов. Решающая роль в налаживании доброжела-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1
тельной обстановки в школе принадлежит руководителю учебного заведения.
Дефицит дружеского общения, эмоциональную неудовлетворенность, которые трудные обучающиеся испытывают в семье, могут и должны восполнить педагоги. Доверительное общение необходимо в первую очередь для преодоления механизма отчуждения, возникающего между педагогом и трудным обучающимся. Причиной появления этого отчуждения является излишне строгое, формальное отношение к обучающемуся, постоянные замечания, упреки, наказания ведут к тому, что страдает его самолюбие, поведение принимает форму защитной реакции в виде негативизма, протеста, пренебрежительного отношения к педагогу.
В основу формирования доброжелательных отношений с трудными обучающимися, по мнению специалистов, должна быть положена методика положительного стимулирования. В чем ее суть?
Прежде всего, должно быть исключено малейшее предвзятое отношение к трудному обучающемуся, каким бы колючим, ершистым он ни был.
Отсутствие предвзятости в отношениях с трудновоспитуемыми ребятами является предпосылкой для следующего этапа положительного стимулирования, который состоит в оказании им доверия. Одной из характерных особенностей педагогически запущенных обучающихся является обостренная реакция на дефицит доверия к ним со стороны взрослых - родителей, педагогов. Такие ребята во время учебы, хотя и свыкаются с тем, что ничего важного и ответственного им не поручают, тем не менее, болезненно переживают подобное отношение, стараясь компенсировать дефицит доверия отношениями равноправия и поддержки в неформальных группах. Оказанное доверие развивает у многих обучающихся чувство ответственности.
Третий этап положительного стимулирования состоит в умелом использовании разнообразных форм поощрения трудновоспитуемых - одобрения, похвалы, поощрения, благодарности, награды и т. д.
Формирование доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами предполагает распространение этих отношений и на родителей трудновоспитуемых. Необходимо, прежде всего, изменить эмоциональное отношение к неблагополучным семьям, перестать относиться с неприязнью к родителям трудных детей, ругать их за плохое поведение детей в школе. Следует чаще отмечать то хорошее, что удалось подметить в поведении и в учебе таких детей, хвалить их при посещении семей, публично - на родительских собраниях, во время бесед с родителями в школе.
Многие родители, как правило, воспитывают детей таким образом, как раньше их самих воспитывали их родители. Не часто встретишь родителей, которые читают специальную литературу, чтобы лучше понять и правильно, с точки зрения психолого-педагогической науки, воспитывать детей. И здесь педагоги и психологи учебных заведений на родительских собраниях могут помочь своими знаниями и опытом. Речь идет о формировании педагогической культуры у родителей. Изменяя методы воспитания в семье, изменяется и вся нравственно-психологическая атмосфера в ней.
Вместо авторитарных методов воспитания, основанных на запретах, приказаниях, слепом повиновении детей, физическом наказании и т. д., родителям необходимо перейти (хотя это и не так просто) к демократическим методам -советам, разговору по душам, большему использованию различного рода поощрений и т. д. Все это должно привести к оздоровлению психологического климата в семье, установлению духовного контакта между родителями и детьми. Важная роль в этом плане принадлежит совместному проведению досуга, что расширяет возможности общения, способствует установлению более тесных эмоциональных контактов и взаимопонимания, помогает родителям проникнуть в духовный мир ребят, удовлетворить их потребность в общении, понимании, признании.
Основными источниками таких знаний могут стать: специальная психолого-педагогическая научно-популярная литература, со-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1
веты педагогов, передачи по радио и телевидению, материалы из газет и журналов, Интернет и др.
Подводя итоги сказанному, еще раз хочется отметить, что проблема профилактики девиантного поведения сложна и требует совместных усилий родителей, педагогов, психологов, представителей общественности, хокимиятов, махаллинских комитетов и сотрудников профилактической службы. Только сообща, используя различные методы и приемы воздействия на подрастающее поколение, в том числе и психолого-педагогические для повышения педагогической культуры родителей, организации здоровой и развивающей социальной среды, активного обучения под-
растающего поколения социально-важным навыкам и умениям, организации учебной и общественно-социальной деятельности, где основное место займет педагогика сотрудничества, основанная на уважении и доверии к личности обучающегося и методика положительного стимулирования, возможно эффективно организовать систему профилактики отклоняющегося поведения. Но в этом сложном процессе особая роль все-таки принадлежит людям, которые по своему образованию и призванию работают с молодежью, готовят и ведут их по жизни. Именно их опыт и знания, сила их авторитета и влияния способны помочь всем заинтересованным лицам в решении этой сложной проблемы.
Литература:
1. Каримов И.А. «Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // Газета «Народное слово» от 17 января 2015 года.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии: Учебное пособие. - М.: «Консорциум «Социальное здоровье России», 1994.
3. Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения. Учебно-методичесое пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2004.
4. Зарипов З.С., Кержнер М.Ю. Профилактика правонарушений. - Т.: «Узбекистан», 1993.
5. Исмаилов И., Зиёдуллаев М., Исраилова Н., Азимова Ф. Вояга етмаганлар назорат-сизлиги ва х,ук,ук,бузарликларининг олдини олиш. Ук,ув-амалий к,улланма. - Т., 2011.
6. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Учебно-методическое пособие. - М.: «Владос», 2010
7. Криминология. / Под ред. В.Д. Маклакова. - М.: «Юстицинформ», 2006.
8. Криминология. / Под ред. З.С. Зарипова. - Т., Академия МВД Республики Узбекистан, 2006.
9. Мусурмонова О., Исраилова Н., Азимова Ф. Фукароларнинг узини-узи бошк,ариш органлари ва ёшлар тарбияси. - Т., 2010.
10. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие. / Под ред. А.М.Столяренко. - М., «ЮНИТИ-ДАНА», 2001.
11. Рахманов Р.Н. Оилада вояга етмаганларнинг х,ук,ук, ва эркинликларини таъмин-лаш. - Т., 2013.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1