ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, СОСТОЯЩИХ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ КАК ЛИЦА, ИЗУЧАЮЩИЕ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИЕ, ИСПОВЕДУЮЩИЕ ЛИБО РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ
Д. В. Пестриков, И. В. Сеник
Аннотация: в статье рассматриваются особенности психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию. Дана краткая правовая характеристика данной категории осужденных в местах лишения свободы и произведен анализ их индивидуально-психологических особенностей на основании тестовых методик и беседы. Проанализирована динамика развития преступности исходя из статистических данных представленных официальных лиц. Рассмотрены основные социально-психологические факторы, обусловливающие развитие особенностей в поведении указанной категории лиц. Рассмотрены проблемы аутентичности осужденных исходя из их национальности, при этом показано, что данное положение не является фактором экстремизма.
В статье представлены различные стратегии поведения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с ярко выраженной экс-тремисткой направленностью. Установлено, что осужденные выбираютразлич-ные линии поведения, которые позволяют им постоянно актуализировать свои асоциальные убеждения. Как правило, такая активность личности находит отражение в различного рода поведении,
которое может быть диагностировано и свидетельствовать о его экстремистском характере.
Авторы отмечают, что осужденные за преступление экстремистской направленности представляют особую сложность для воспитательных воздействий в условиях исправительного учреждения. В связи с этим перед практическими сотрудниками, в частности перед психологами, встает вопрос о качественном осуществлении психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию с целью формирования положительной социальной направленности и профилактики деструктивных форм поведения.
Определены основные характерологические особенности данной категории осужденных, а именно: устойчивость интересов и ценностных ориентаций, средний уровень интеллектуальных способностей, хорошая адаптация в социуме, умеренно выраженные волевые качества, сложности в управлении своими эмоциями и настроениями, повышенная агрессивность, эгоцентризм, скры-тость, недоверчивость, средний уровень контактности.
Авторы делают вывод о том, что процесс исправительного воздействия в от-
ношении осужденных за преступления экстремистской направленности должен носить комплексный характер.
Ключевые слова: осужденные, экстремистская направленность, экстремистская идеология, индивидуально-психологические особенности, исправительное учреждение, беседа, тестовые методики.
Уголовно-исполнительная система активно участвует в профилактике экстремистской деятельности и предусматривает работу по внедрению в исправительных учреждениях (ИУ) комплексных программ психологического сопровождения осужденных данной категории. Организация комплексной работы в их отношении требует отработки эффективности алгоритма их выявления в местах лишения свободы, в том числе психологического сопровождения. Решение этой задачи затрудняется тем, что во многих случаях вмененные фигурантам преступления носят общеуголовный характер, без отражения экстремистских мотивов их совершения.
Большинство осужденных данной категории отбывают наказание по статьям УК РФ: 105 (убийство) - 12,9 %; 111 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) — 10 %; 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) — 6,5 %; 209 (бандитизм) — 4,2 %о; 213 (хулиганство) — 11,1%, а также в редких случаях по (экстремистским) статьям УК РФ: 205 (террористический акт) — 2,3 %о; 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) — 12 %; 282 ч. 1 (диверсия) — 20 %; 282 ч. 2 (организация экстремистского сообщества) — 6,3 % [5].
Согласно данным, представленным в докладе генерального прокурора Ю. Чайки, за последние десять лет в Российской Федерации произошел значительный рост числа данных преступлений (в 2004 г. — 130, в 2013 г. — 896). Количество выявленных преступлений экстремистской направленности увеличилось во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного, а начиная с 2012 г. на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием сети Интернет. В 2013 г. по таким фактам возбуждено 375 уголовных дел (в 2012 г. — 231), причем наиболее распространены факты размещения экстремистских материалов в социальных сетях. Самыми распространенными преступлениями являются возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ) [4].
За последние годы возросло количество преступлений,связанных с экстремистской направленностью. В настоящее время в местах лишения свободы количество осужденных данной категории увеличилось [1]. Находясь в местах лишения свободы, большинство этих лиц на путь исправления не встают, всячески пытаясь продолжить противоправную деятельность, заключающуюся в пропаганде радикальных идей, вследствие чего с трудом поддаются психологической коррекции и психологическому сопровождению в процессе отбывания наказания.
Социально-демографические параметры личности осужденного данной категории могут быть самыми различными как по степени общности, значимости (начиная со статуса
гражданина и заканчивая статусом малой неформальной группы), так и по сфере их проявления (производственная сфера, быт, окружение). Такие, например, статусы или социально-демографические признаки,характе-ризующие роль и место личности в обществе, как неблагополучная семья, неуспеваемость в школе, паразитизм, совершение административных или иных правонарушений, преступлений, характерны для личности осужденного вообще. У экстремистов же указанные статусы развертываются в еще более неблагоприятном направлении. Личность осужденного за экстремистскую деятельность, ее особенности, специфика главным образом раскрываются через такие социально-демографические и правовые признаки, как тяжесть преступлений, рецидив, неоднократное отбывание наказания, отрицательное поведение в ИУ [2, 3].
Как показывает практика, в исправительном учреждении осужденные с ярко выраженной экстремистской направленностью выбирают различные линии поведения, которые позволяют им постоянно актуализировать свои асоциальные убеждения. Как правило, данная активность личности находит отражение в различного рода поведении, которое может быть диагностировано и свидетельствовать о его экстремистском характере:
1) наличие определенной символики, бравирование своими взглядами, нанесение различного рода татуировок экстремистского характера, стиль общения и т. д.;
2) проведение пропаганды своих взглядов, при этом происходит зара-
жение окружающих асоциальной идеологией.
Отдельной категорией осужденных, характеризующихся экстремистской направленностью, являются так называемые националисты. Отличительными признаками лиц, причастных к деятельности праворадикальных структур, могут являться:
1) наличие на теле соответствующих татуировок (свастика в различных сочетаниях, изображение Адольфа Гитлера, цифры 1488, футбольная и языческая символика, подписи: «АСАВ», «Слава РУСИ»), особенностей устойчивых отношений с лицами, разделяющими подобного рода асоциальные взгляды, и др.;
2) особенности приветствия (рукопожатие за предплечья или вскидывание руки вверх), ношения одежды, прически и т. д.;
3) распространение в местах лишения свободы экстремистских материалов, вольная интерпретация, искажение исторических фактов;
4) специфическое общение с окружающими, выражающиеся в навязывании собеседникам идей расового и национального превосходства;
5) использование характерных для националистов кличек, поздравление друг друга с «праздником» 20 апреля (день рождение А. Гитлера) и т. п.;
6) в ходе общения неонацисты возможное позиционирование себя как «скинхедов», «национал-социалистов», «НС»; «патриотов», «правых» и др.
Необходимо сказать об аутентичности осужденных с учетом их национальности. Пропаганда культуры народа России исходя из этнической принадлежности не должна трактоваться
как экстремистская, быть объективной, не ущемляющей интересов других этносов.
Как показывает практика, при осуществлении психологического сопровождения данной категории осужденных особое внимание необходимо уделять не только наличию татуировок, определяющих их ценностные ориентации, взгляды, направленность, но и особенностям общения. Общение осужденных данной категории является средством самоактуализации, что раскрывает индивидуально-психологические особенности личности.
Осужденные за преступление экстремистской направленности представляют особую сложность для воспитательного воздействия в условиях ИУ. В связи с этим перед практическими сотрудниками, в частности перед психологами, встает вопрос о качественном осуществлении психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, с целью формирования у них положительной социальной направленности и профилактики деструктивных форм поведения.
Для решения задач подобного рода необходимо проводить глубинное изучение личности осужденных, что является обязательным условием для планирования профилактики рассматриваемого противоправного поведения в условиях ИУ. В деятельности пенитенциарного психолога особое внимание уделяется углубленному психодиагностическому обследованию с целью изучения индивидуально-психологических
особенностей, последующего составления психологической характеристики и предоставления рекомендаций различным отделам и службам, работающим с данной категорией осужденных. Такие осужденные чаще всего отказываются отучастия в мероприятиях психологического характера. При всем многообразии тестовых и проективных методик приоритетное место в процедуре обследования осужденных принадлежит психологической беседе, наблюдению, анализу личного дела, элементам аудиовизуальной психодиагностики как наиболее эффективным методам, с помощью которых представляется возможным получать данные о личности и особенностях поведения лиц, отказывающихся от участия в психологических мероприятиях.
Беседа должна носить характер простого непринужденного разговора, вестись в спокойном тоне.Такт и сдержанность со стороны психолога — обязательные условия проведения беседы, даже при наличии негативных и циничных эмоциональных проявлений со стороны осужденных, порождаемых условиями ограничения свободы и прошлым социальным опытом общения.
Психологической беседе обязательно предшествует подготовительный период, включающий в себя: изучение материалов личного дела осужденного, составление плана беседы, тщательного продумывания вопросов.
Анализ личного дела позволяет представить общую картину жизни осужденного, выявить неблагоприятные условия. Опираясь на это знание, психолог готовит вопросы для уяснения противоречивых данных. Очень важно, чтобы осужденный почувство-
вал, что психолог хорошо разбирается в обсуждаемых вопросах, поэтому при изучении материалов личного дела осужденного необходимо уделить внимание следующим моментам:
1. Образовательный уровень: сколько лет осужденный учился в школе, какое образование получил?
2.Трудовая деятельность: где и кем работал, как характеризовался на работе; как относился к коллективу, в котором работал?
3. Мотивы криминального поведения.
4. Преобладающие черты характера.
5. Отношение к алкоголю и наркотикам.
6. Имело ли место антисоциальное и криминальное поведение до ареста?
Анализ этих данных позволяет создать картину формирования личности. В то же время высвечивается значительное количество моментов, требующих уточнения и проверки. Для правильной организации беседы целесообразно установить психологический контакт с осужденным путем проявления особого интереса и внимания к его склонностям и профессиональной деятельности, не связанной с криминальным прошлым. Начав разговор о профессии или семье, следует перейти к обсуждению нравственно-эстетических вопросов. Это дает возможность для более глубокого изучения личности осужденного. Однако следует помнить, что такой контакт не гарантирует получения достоверной информации об его жизненном пути.
Беседа не может носить характер нотации и морализации, а должна стать началом самостоятельного осмысле-
ния осужденным своего нравственного падения. С помощью психолога, который умело и правильно интерпретирует факты, показывает их влияние на личность, осужденный анализирует свой жизненный путь, соглашается или опровергает доводы собеседника. В ходе беседы идет процесс детального изучения жизненного пути, с помощью которого можно выработать механизмы воздействия на осужденного.
Существенным моментом организации беседы является методика фиксирования получаемой информации. Принимать решение об осуществлении записи необходимо в зависимости от личности осужденного и конкретной ситуации. Лучше сразу объяснить, с какой целью делаются записи (это поможет снять напряжение). Принято делать в ходе беседы короткие записи, кодированные по определенным вопросам, незаметно для собеседника. Запись по памяти приводит к потере информации, значительно искажает ответы, но при острых конфликтах и неустойчивом поведении осужденного этот способ вполне может себя оправдать. Беседу следует закончить так, чтобы у осужденного оставалась возможность вновь обратиться к психологу за помощью и советом.
Анализ психологической работы, проводимой с осужденными, состоящими на профилактическом учете как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, позволяет сделать определенные выводы.
Изучив психологические особенности личности осужденных за преступления экстремистской направленности, мы можем подбирать и разрабаты-
Различия личностных шкал по методике Шмишека "Акцентуации характера" осужденных с экстремистский направленностью и осужденных по статье 105 УК РФ
Рис. 1
вать соответствующие психокоррекци-онные мероприятия с целью исправления осужденных и предотвращения рецидива преступлений.
В экспериментальном исследовании принимали участие осужденные за преступления экстремистской направленности и осужденные по ст. 105 УК РФ (Убийство). Для проведения сравнительного анализа мы применили математический аппарат программного статистического комплекса Statistika 6.0. Высчитали значение по двум группам осужденным и составили графики различия личностных шкал по трем опросникам.
Так, по методике исследования акцентуаций характера Шмишека для осужденных с экстремистской направленностью характерны: эмоциональная нестабильность, эгоцентризм, низкий уровень социального контроля. При этом они легко идут на общение, даже с малознакомыми людьми, обладают хорошо развитыми речевыми навыками, легко вступают в спор, когда речь идет
о вещах, затрагивающих личные интересы (рис. 1). Низкий уровень тревожности и высокий уровень аффективно-экзальтированных черт характера свидетельствуют о том, что поведение экстремиста сопровождается изменчивыми состояниями от восторга до печали, он ищет воодушевления, восторга от того, что он делает или чьи взгляды разделяет. При этом пиродинамика данного процесса характеризуется стремлением получать удовольствие.
Осужденные по ст. 105 УК РФ характеризуются эмоциональной устойчивостью, осмотрительностью в поступках и действиях, дистанцированностью. Поведение в целом носит последовательный, продуманный характер.
По методике КИЛО (комплексное исследование личности осужденного) было установлено: указанные осужденные достаточно реалистичны в отношении к жизни, могут переносить стрессовые ситуации без значительного ущерба для деятельности, имеют четкий круг интересов. У них есть сложности
Различия личностных шкал по методике КИЛО осужденных с экстремистской направленностью и осужденных по статье 105 УК РФ
Рис. 2
в управлении своими эмоциями и настроениями, но они могут находить им адекватное объяснение и реалистичное выражение. У этих лиц средний уровень принятия криминальной субкультуры, есть стремление к вхождению в асоциальную группу, они принимают криминальную среду и являются ее последователями (рис. 2).
Осужденные по ст. 105 УК РФ: в целом для них не характерны вспыльчивость и грубость, но в напряженной ситуации возможно временное снижение самообладания; умеренно выражены волевые качества на пути к достижению цели. Низкий уровень принятия криминальной субкультуры.
По методике УСК (уровень субъективного контроля) выявлены: высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, проявление активности в достижении поставленных целей. Поведение, как правило, эти осужденные строят с учетом прежнего опыта, своих ошибок и успехов, способны ориентироваться в неопределенной ситуации. Они склоны приписывать бо-
лее важное значение в отношениях обстоятельствам, случаю или окружающим их людям, что объясняет их излишнюю экзальтированность.
Осужденные по ст. 105 УК РФ имеют средний уровень активности в достижении поставленных целей, проявляют большую активность в поисках информации, умеют ориентироваться в неопределенной ситуации.
Таким образом, на основании полученных данных мы можем сделать наброски психологического портрета личности осужденного экстремистской направленности и осужденных по ст. 105 УК РФ (Убийство).
Для первой группы осужденных характерны: устойчивость интересов и ценностных ориентаций, средний уровень интеллектуальных способностей, умеренно выраженные волевые качества, стремление к получению эмоционального подкрепления в поведении. При этом имеются сложности в управлении своими эмоциями и настроениями, повышенная агрессивность, эгоцентризм, скрытость, недоверчивость,
средний уровень контактности. Причина проблем кроется не в личности осужденного, а в его окружении.
Для другой группы осужденных характерна ситуативная обусловленность поведения и в целом не характерны вспыльчивость и напряженность, хотя в стрессовой ситуации возможно временное снижение самообладания. Выражена тенденция избегания неудач и низкий уровень принятия криминальной субкультуры, что говорит о стремлении к положительной социальной направленности.
Таким образом, индивидуальная психокоррекционная работа с осужденными за экстремистские действия направлена на выявление глубинных мотивов совершения преступления, детальное изучение образа «Я» и ценностно-смысловых ориентиров личности. Необходимо сформировать осознание вины в совершенном преступлении и установку на правопослушный образ жизни, развитие социальных умений правопослушного поведения. Последующая работа направлена на коррекцию их ценностей, убеждений и жизненных целей.
Среди множества направлений психологической работы с данной категорией осужденных особое внимание, как свидетельствует практика, уделяется когнитивно-поведенческой терапии и символдраме. При этом большое значение имеет развитие способностей к регулированию импульсивности и самоконтроля. При коррекции направленности личности данной категории осужденных необходимо применять пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, личностных качеств, способствовавших формированию противоправ-
ных действий, а также реконструкцию поведения и переживаний [6].
Необходимо отметить, что попытки выработки эффективных методик воздействия на психику осужденных-экстремистов вусловиях изоляции с целью модификации их поведения предпринимаются во многих странах мира. В пример можно привести программу психологического сопровождения процесса отбывания наказания исламскими экстремистами, которая реализуется специалистами тюремной службы Великобритании, где используются методы перепрограммирования поведения. При этом таких лиц максимально изолируют от других осужденных в целях недопущения распространения идей экстремизма [5].
Процесс исправительного воздействия на осужденных за преступления экстремистской направленности должен носить комплексный характер и включать в себя как меры режимного и оперативного сопровождения данных лиц, так и психологические мероприятия, направленные на устранение криминогенных личностных деформаций в целях недопущения рецидива, формирования социально полезных связей и отношений, которые бы способствовали закреплению позитивных стереотипов поведения.
Литература
1. Бочаров А.В., Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Типология психологических факторов отношения студентов к экстремизму // Прикладная юридическая психология. 2015 № 1. С. 21-23.
2. Датий А.В, Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014 № 2. С. 155-157.
3. Организация работы психологической службы пенитенциарных учреждений ФРГ : учеб. посо-
бие / В.М. Морозов [и др.]. Владимир: Владимир. юрид. ин-т Минюста России, 2000.
4. Магда С.Н. О некоторых проблемах организации профилактики экстремизма терроризма среди осужденных // Вестник центра исследования проблем терроризма. 2009. № 1 (19).
5. «Перепрограммированные» шахиды // За решеткой. 2008. № 12.
6. Сочивко Д.В, Бурцев А.О. Психоклинический профиль личности осужденных в местах лишения свободы (не состоящих на медицинском и профилактическом учете) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 51-57.
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА |К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГА-ПЕНИТЕНЦИАРИСТА Н. А. ДЕЕВОЙ)
Т. В. Калашникова, М. М. Калашникова
Аннотация: в статье рассматриваются научные исследования, направленные на изучение социально значимых перспектив и смысложизненных ори-ентаций несовершеннолетних осужденных женского пола. Значительный вклад в исследование подструктуры жизненных планов, перспектив и целей деятельности несовершеннолетних осужденных женского пола внесла Н. А. Де-ева, которая не просто изучила жизненные перспективы несовершеннолетних осужденных женского пола, но и разработала технологию их формирования. В дальнейшем работа Н. А. Деевой по изучению психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных была продолжена Т. В. Калашниковой, которая основной акцент сделала на психологическое исследование установок воспитанниц на поведение в колонии. Позже, в рамках исследования ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, проведенного М. М. Калашниковой, были изучены смысложизнен-
ные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола с применением опросника Д. А. Леонтьева «Смыс-ложизненные ориентации». Значимость этих исследований не вызывает сомнений и при их правильном учете позволит эффективно организовывать работу, направленную на просоциальное изменение личности воспитанниц.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, жизненные планы, система перспектив, направленность личности, смысложизнен-ные ориентации, педагогическая технология, воспитательно-трудовая колония, психолого-педагогическая технология, установка, агрессивность несовершеннолетних, ответственность личности.
В современной отечественной пенитенциарной психологии несовершеннолетние осужденные женского пола нечасто становятся объектом исследования, что обусловлено их небольшой численностью. По данным ФСИН России, с 2013 г. в уголовно-исполнительной си-