Научная статья на тему 'Особенности психофизиологического потенциала волейболистов специализирующихся в классическом и пляжном волейболе'

Особенности психофизиологического потенциала волейболистов специализирующихся в классическом и пляжном волейболе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ / ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ГНОСТИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ИГРОВАЯ АДАПТАЦИЯ / VOLLEY-BALL COMPETITORS / THE RESULT OF THE RESEARCH / THE ADAPTIVE CHANGES / THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL POTENTIAL / A FACTOR STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Портных Юрий Иванович, Шансков Михаил Алексеевич, Фетисова Светлана Лаврентьевна, Ширяева Александра Михайловна

В настоящей статье представлены результаты исследования психофизиологических особенностей волейболистов, специализирующихся в одной из двух разновидностей игры в волейбол в классическом (6Х6) и пляжном (2Х2). Впервые проведено сравнительное исследование психофизиологических особенностей соревновательного потенциала волейболистов, специализирующихся в классическом и пляжном волейболе, выявлены сходства и различия в психомоторике и социальном статусе обоих групп спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Портных Юрий Иванович, Шансков Михаил Алексеевич, Фетисова Светлана Лаврентьевна, Ширяева Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL POTENTIAL PLAYER

This article discusses factor structure of the psycho-physiological potential that can provide the first class sportsmen competitive playing in classic and beach volley-ball.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологического потенциала волейболистов специализирующихся в классическом и пляжном волейболе»

3. Кулиненков, О.С. Фармакология спорта : клинико-фармакологический справочник спорта высших достижений I О.С. Кулиненков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. і Советский спорт, 2001. - 198 с. і ил.

4. Макарова, Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов I Г. А. Макарова. - М. і Советский спорт, 2003. - 155 с.

5. Оглоблин, К. А. Дифференцированная медико-биологическая реабилитация спортсменов I К. А. Оглоблин ; УГПИ. - Уссурийск і [б.и.], 2004. - 70 с.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КЛАССИЧЕСКОМ И

ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ

Юрий Иванович Портных, доктор педагогических наук, профессор,

Михаил Алексеевич Шансков, кандидат биологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Светлана Лаврентьевна Фетисова, кандидат педагогических наук, Александра Михайловна Ширяева, аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ

им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования психофизиологических особенностей волейболистов, специализирующихся в одной из двух разновидностей игры в волейбол - в классическом (бХб) и пляжном (2Х2). Впервые проведено сравнительное исследование психофизиологических особенностей соревновательного потенциала волейболистов, специализирующихся в классическом и пляжном волейболе, выявлены сходства и различия в психомоторике и социальном статусе обоих групп спортсменов.

Ключевые слова: соревновательная деятельность; игровая специализация волейболистов; зрительно-двигательная координация; социальная перцепция; гностическая регуляция; игровая адаптация.

PARTICULAR THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL POTENTIAL PLAYER Я IN CLASSIC AND BEACH VOLLEY-BALL

Jury Ivanovich Portnih, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Michael Alekseevich Shanskov, Cand.Biol.Sci., the professor Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg Svetlana Lavrentevna Fetisova, the candidate of pedagogical sciences,

Alexander Mihajlovna Shiryaev, the post-graduate student,

The Russian state pedagogical university him A.I.Herzen,

St.-Petersburg

Abstract

This article discusses factor structure of the psycho-physiological potential that can provide the first class sportsmen competitive playing in classic and beach volley-ball.

Keywords: volley-ball competitors; the result of the research; the adaptive changes; the psycho-physiological potential; a factor structure.

ВВЕДЕНИЕ

Волейбол - одна из самых популярных спортивных игр. Это подтверждается её представленностью на Олимпийских играх, куда включены соревнования в двух её разновидностях; классическом (бХб) и пляжном (2Х2) волейболе.

В нашей стране пляжный волейбол начал культивироваться с конца 90-х годов.

Однако до сих пор особенности малого волейбола остаются неизученными, что отрицательно сказывается на спортивном мастерстве отечественных волейболистов. Цель настоящего исследования заключалась в определении особенностей психофизиологического потенциала волейболистов, успешно выступающих в соревнованиях по пляжному волейболу.

МЕТОДИКА

Решение поставленной цели осуществлялось на основе комплексного подхода, включавшего в себя психодиагностику и математические методы (корреляционный и факторный анализ). В исследовании принимали участие 24 высококвалифицированных спортсмена и в том числе 8 мастеров и 8 кандидатов в мастера спорта и 8 перворазрядников. Представителей обоих видов волейбола было равным (по 12 человек). Примерно равным был и уровень спортивного мастерства обеих групп. Исследование велось на базе НИЛ РГПУ им. А.И.Герцена. Профиль психофизиологического потенциала волейболистов определялся с помощью аппаратно-программного компьютерного комплекса «Мультипсихометр-03». Исходя из специфики соревновательной деятельности волейболистов, которая детерминируется внешнесигнальным образом, как реакция на мяч, и состоит из перцептивных операций и действий, были отобраны 9 деятельностных тестов и 2 опросника личностных характеристик. Мы использовали следующие методики: Координация-1; Координация-3; Слежение аналоговое-6; Теп-пинг-1; Избирательность-4; Баланс нервных процессов-1; Перцептивная скорость-1 (8-тест); Позиционно-категориальный выбор чисел-3; Пространственные способности-4 (Манекены); Оценка типов поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу (Томас-1); Личностный опросник Г. Айзенка.

Результаты тестирования помимо количественных выражений оценивались по 10-стэновой шкале. При этом выделялось семь профилей: эффективность, скорость, точность, стабильность, обучаемость, а также адаптированность и нейротизм. Внутри каждого профиля проводилось ранжирование, что позволяло определить общий рейтинг каждого испытуемого. Эмпирические данные подвергнуты статистической обработке с помощью стандартных процедур, после этого осуществлен корреляционный и факторный анализ. Факторный анализ проведен по методу главных компонент с дополнительной ротацией референтных осей по варимакс-критерию.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тестирование показало достаточно выраженные интергрупповые и межгруппо-вые отличия избранного контингента исследуемых. При этом прослеживается зависимость, как между уровнем спортивного мастерства, так и игровой специализацией волейболистов. Характерно, что во всех тестах психомоторики (кроме одного) у представителей пляжного волейбола результаты оказались выше, чем у волейболистов-классиков. (Рис.1)

В результате тестирования социальной перцепции и характерологических особенностей с помощью опросников Г. Айзенка и К. Томаса выявлены определенные различия между этими двумя группами.

У пляжников более выраженными оказались признаки экстраверсии, в то время как нейротизм и неискренность были примерно одинаковыми. При оценке типов поведения в конфликтной ситуации (тест К. Томаса) пляжники более активны, у них более выражено соперничество и они более склонны к компромиссу. По сравнению с ними классики не так конфликтны и проявляют более выраженную конформность, приспособление и адаптивность. Таким образом, проведенное тестирование подтвердило предположение о специфике пляжного волейбола, формирующего относительно самостоятельную модель психофизиологического потенциала соревновательной деятельности.

Этот потенциал представляет собой многоуровневое комплексное явление, в

котором проявляется интегративная функция ЦНС.

25 1

20 -

15 -

10 -

5

0

Л?

/ ^ ^

5 & к/

□ Пляжники □ Классики

Рис. 1. Интегральная оценка деятельностных тестов у волейболистов (п=24)

Факторный анализ показал, что у волейболистов-классиков этот потенциал образован 10 самостоятельными факторами, охватывающими 98,67 % всей дисперсии выборки.

Суммарная дисперсия четырех наиболее представительных факторов достигает 64% общей дисперсии выборки. При этом на долю трех наиболее значимых приходится более половины (54%) общего веса. Наиболее весомым - 24,70% - в модели комплекса обеспечения деятельности волейболистов-классиков оказался фактор, состоящий из семи показателей, характеризующие когнитивные функции спортсменов. В нем ведущее место заняли скорость, стабильность и эффективность зрительного восприятия, скорость, эффективность и стабильность проекционного выбора, характеризующего оперативное мышление, а также стабильность избирательного внимания. Второй фактор с дисперсией 16,30% содержит в себе шесть параметров, характеризующих качество зрительного восприятия, обеспечивающего контроль за изменениями внешней обстановки. Каждый из показателей играет важную роль, о чем свидетельствуют высокие значения корреляционных коэффициентов (от 0,908 до 0,698). Этот фактор определен как зрительно-моторный. Третий фактор образуют четыре показателя, характеризующие личностные особенности волейболистов. Роль его достаточно велика, поскольку его дисперсия достигает 12,74%. В нем сосредоточены нейротизм, приспособляемость, адаптивность, а также стабильность аналогового слежения. В силу этого этот фактор был назван фактором игровой адаптации.

Еще один фактор - 4 - с дисперсией 9,27% составлен из шести показателей, характеризующий зрительное восприятие, мышление и координацию движений. Он получил название зрительной моторной координации. Пятый обособленный фактор с дисперсией 8,64 % составили всего лишь два показателя, обладающих исключительно высокими корреляционными взаимосвязями (0,968 и 0,887). Оба они характеризуют только один признак психологической характеристики личности - нейротизм. Этот показатель относится к базовым компонентам свойств личности, определяющих игровую активность и индивидуальный стрессовый порог волейболистов. В следующем шестом факторе, на долю которого приходится 7,8 % общей дисперсии, сгруппировались три показателя с высокими, но отрицательными значениями корреляционных связей. При этом все они относятся к качеству зрительных восприятий, где объединяются эффективность, обучаемость и рейтинг обучаемости аналоговому слежению, что подчеркивает особую роль зрительного анализатора в игровой деятельности волейбо-

листов.

Следующий седьмой фактор с дисперсией 7,17% образован четырьмя показателями. В него входят эффективность, стабильность и рейтинг стабильности сложнокоординированных движений, а также стабильность зрительного восприятия. Это характеризует его как зрительно-координационный фактор. Последние три фактора не занимают большого места в выборке, так как дисперсия каждого из них находится в пределах 3 - 5%. Причем все они образуются всего лишь двумя и, как правило, однородными показателями. Это факторы адаптивности (5%), нейродинамики (3,9%) и эффективности координации (2,9%).

Факторизация полученных результатов при тестировании представителей пляжного волейбола показала сходный, но не идентичный результат. У специализирующихся в пляжном волейболе таких факторов оказалось 9 , охватывающих 95,99% всей выборки. Во-первых, в структуре их психофизиологического потенциала оказалось меньшее число факторов (9 вместо 10). Во-вторых, к числу наиболее значимых относятся не 3, а 4 фактора, с весовыми коэффициентами от 10 % до 30 %. Иной выглядит и структура отдельных факторов.

Самым весовым (32 %) и многослойным (12 показателей) оказался фактор, в котором доминирующее положение заняли характеристики мышления, дополняемые показателями координации, внимания и зрительного восприятия. При этом все вошедшие показатели имеют исключительно высокие коэффициенты корреляции - от

0,970 до 0,538.

Характерно, что наиболее весомыми из них оказались пять характеристик интеллектуальной деятельности, оцениваемые по результатам выполнения теста ПКВ. В частности, это были эффективность, скорость, рейтинг эффективности, скорость и стабильность результатов, выполнение этого теста. К ним примыкают эффективность координации простых движений, эффективность и скорость избирательного внимания. Примечательно и то, что в него вошел показатель личностной адаптированности, отрицательное значение которого свидетельствует о прямой связи деятельности волейболистов с уровнем эмоционального состояния. Поэтому он был назван фактором гностической регуляции.

Дисперсия третьего фактора равняется 11,9%. Он состоит всего лишь из трех компонентов: адаптированность, нейротизм и стабильность баланса нервных процессов. Это единение подчеркивает особую важность эмоционально-психической регуляции в процессе соревновательной деятельности волейболистов-пляжников. Как по весу, так и по составу он почти полностью совпадает с таким же фактором в структуре потенциала волейболистов-классиков. Он характеризует индивидуальную устойчивость к стрессу и определяется как фактор игровой адаптации. На долю четвертого фактора приходится 10,5% общей дисперсии выборки. Его образуют четыре компонента с довольно высокими корреляционными коэффициентами (от 0,890 до 0,616). В него вошли стабильность зрительного восприятия, стабильность и обучаемость аналоговому слежению, а также рейтинг обучаемости аналоговому слежению. Все это характеризует качество зрительной перцепции и дает основания, чтобы назвать этот фактор зрительно-моторным. Пятый фактор, на который приходится 7,8% от общей дисперсии, также содержит в себе четыре самостоятельных признака с довольно высокими значениями корреляционных коэффициентов. К ним относится адаптирован-ность (г=0,957), рейтинг адаптированности (г=0,893), точность проекционного выбора, характеризующего мышление (г=0,613) и стабильность зрительного восприятия (г=0,492). Представляется, что это качество определяет игровую стабильность волейболистов. Обособленность этого фактора подчеркивает значение эмоциональной уравновешенности в игре волейболистов-пляжников. И, следовательно, он может быть назван как фактор эмоциональной уравновешенности.

Все остальные факторы (с 6 по 9) обладают незначительными долями в дисперсии (от 6,7% до 4,1%) и каждый из них отражает только отдельные характеристики

зрительного восприятия (точность, эффективность, скорость, стабильность). В этом усматривается определенное различие от факторной структуры потенциала волейбо-листов-классиков, где четыре наименее значимых фактора разнородны по своему характеру и в основном указывают на взаимосвязь между двигательной координацией и динамикой корковых процессов. При этом фактор личностной адаптированности во-лейболистов-классиков занимает одно из последних мест, поскольку его дисперсия не превышает 5% общей выборки.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Факторный анализ показал, что структура и содержание психофизиологического потенциала волейболистов, специализирующихся в двух разновидностях этой игры, носят фактически одинаковый характер. В обоих случаях он представляется как многокомпонентный и многофакторный комплекс, отражающий высокие степени взаимосвязанности между 38 показателями тестов, входивших в отобранную программу исследования. И в том и другом случае наиболее значимыми оказались факторы, на долю которых приходилось от 24,5% до 30% общей факторной нагрузки, образованные показателями, отражающими способности к восприятию и переработке зрительной информации и принятию взвешенных решений. Все они характеризуют высокоразвитую гностическую функцию волейболистов, обеспечивающую возможность более полного отражения игровой ситуации.

Регулятивная функция ЦНС проявила себя также достаточно наглядно. Это подтверждается не только выявлением отдельных факторов, характеризующих непосредственное влияние личностных особенностей спортсменов на координацию двигательных действий, но и взаимосвязанностью перцептивных процессов с проявлением интеллектуальных и эмоциональных свойств личности.

Большая сложность действий волейболистов в условиях малых коллективов также подтвердила себя иным наполнением отдельных факторов и сравнительно большими величинами отдельных показателей сенсомоторной деятельности. Таким образом, установлен факт содержательного различия в психофизиологическом потенциале волейболистов классиков и пляжников, который требует обязательного учета не только в процессе спортивной тренировки, но и при выборе спортивной специализации юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев, А.В. Волейбол : учебник для ин-тов физ. культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.

2. Костюков, В.В. Пляжный волейбол : метод. пособие / В.В. Костюков, Ю.Б. Чесноков, А.В. Тимохин. - М. : Всероссийская федерация волейбола, 1997. - 96 с.

СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ОСАНКИ

Юрий Иванович Ретивых, преподаватель,

Самарский государственный архитектурно-строительный университет Геннадий Иванович Анисимов, кандидат педагогических наук, доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Определена структура показателей морфофункционального состояния у студентов с нормальной осанкой и нарушенной, выявлены отличительные особенности изучаемых характеристик.

Ключевые слова: морфофункциональное состояние, осанка, взаимосвязь показателей, студенты вуза, физическая работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.