УДК 159.9.075 РОМАНОВА E.B.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail: [email protected] ТУРЕВСКАЯ Е.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого E-mail: [email protected] ХВАЛИНА Н.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н. Толстого E-mail: [email protected]
UDK 159.9.075 ROMANOV A E.V.
Ph.D., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University [email protected] TUREVSKAYA E.I.
Ph.D., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University E-mail: [email protected] KHVALINA N.A.
Ph.D., Associate Professor of Psychology and Pedagogy Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
PARTICULAR QUALITIES OF MENTAL STATE OF AFIRST-YEAR STUDENT OF THE PEDAGOGICAL ORIENTATION TRAINING
В статье проведен теоретический анализ понятия «психические состояния» и представлены особенности психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки (результаты первых двух этапов исследования: теоретического и пилотажного).
Ключевые слова: психические состояния, тревожность, активность, настроение, психическая напряженность.
The article givesthe theoretical analysis of the concept of "mental states" and presents particular mental states of first-year students ofpedagogical training (the results of the first two stages of the research: theoretical andflight).
Keywords: mental status, anxiety, activity, mood, mental tension.
В современных условиях модернизации российского образования актуальными являются проблемы, связанные с подготовкой высококвалифицированных специалистов-педагогов, способных готовить подрастающее поколение к жизни и деятельности на уровне современных требований общества.
Вузовское образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности (И.А. Зимняя, Ю.С. Колесников, Б.Г. Рубин и др.). Известно, что психические состояния, в значительной степени определяя протекание психических процессов, физическое и психическое здоровье студентов, являясь одними из существенных оснований поведения субъекта деятельности и различных форм взаимодействия с окружающими, влияют на успешность учебной деятельности (Э.Н. Вайнер, Л.В. Куликов. А.О. Прохоров). Порождаясь деятельностью, психические состояния не только являются ее неотъемлемым компонентом, но и активно выполняют функцию ее регуляции (А.Н. Л еонтьев, А.К. Маркова. А.Б. Орлов и др.). Благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная
психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы.
Большинством исследователей отмечается, что психические состояния следует рассматривать с учетом возрастных периодов, так как психические состояния имеют специфику, соответствующую различным этапам развития. Общими тенденциями изменения психических состояний в различные возрастные периоды являются: увеличение числа и сложности переживаемых психических состояний, осознанности, усложнения саморегуляции (C.B. Велиева. А.Б. Леонова, А.О. Прохоров и др.)
Многие авторы по проблемам студенчества (В.А. Астахова, Е.А. Подольская, П.А. Назаркин и др.) отмечают, что современной студенческой молодежи присуще следующие характеристики: потребительское отношение к жизни (часть студентов теряет истинные цели образовательной деятельности), ориентация на развлечения (студенты хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий), несдержанность желаний, жизненная близорукость (слабо развиты навыки критического мышления, не способность планировать
© Романова Е.В., Туревская Е.И., Хвалина H.A. © Romanova E.V., Turevskaya E.I. Khvalina N.A.
будущее), высокая самооценка (некоторые студенты уверены в своей уникальности и могут добиться высоких результатов без особого напряжения), скептицизм (падение доверия к авторитетам и традиционным источникам знаниям), цинизм, интеллектуальное равнодушие (привлекают лишь те предметы, которые имеют непосредственное отношение к будущему заработку, неспособность отличить важное от второстепенного).
В целом, анализ научной литературы показывает недостаточность работ, связанных с изучением роли психических состояний, в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста, поэтому актуальным является исследование психических состояний в студенческом возрасте.так как данная возрастная категория содержит огромный потенциал саморазвития в своем профессиональном становлении.
Объект исследования психические состояния студентов как составляющая их личностного потенциала.
Предмет исследования динамика, закономерности изменений связей в функциональной структуре психических состояний и возможные пути управления ими в процессе профессионального становления студентов.
Цель исследования изучить динамику психических состояний студентов педагогического направления подготовки в различных образовательных ситуациях в процессе их профессионального становления и предложить возможные пути управления ими.
Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных в психологическом плане видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой форме проявления психики как психические состояния.
Психические состояния оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность деятельности человека, в том числе и учебной.
Проблема психических состояний поставлена в психологии давно, и важность ее отмечали многие авторы (В.А. Ганзен, Е.П. Ильин.Ю.Я. Киселев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Т.А. Немчин, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, В.Н. Юрченко, и др.).
Однако, несмотря на результаты многочисленных исследований, эта проблема до настоящего времени изучена явно недостаточно. Исследования в данной области не привели к созданию соответствующей теории психических состояний, и она требует дальнейших разработок. В настоящее время не существует даже общепризнанного определения психического состояния.
По мнению многих ученых (В.Н. Мясищева, Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, A.B. Петровского,
B.А. Ганзина, В.Н. Юрченко. А.О. Прохорова,
C.Ю. Головина и др.), психические состояния занимают как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны и психическими свойствами личности, с другой [3].
Между процессами и состояниями, и между состояниями и свойствами личности существуют сложные диалектические взаимосвязи.
По отношению к психическому процессу психическое состояние выступает способом его организации в определенный период времени. Психические процессы могут переходить в психические состояния [3].
По отношению к психическому свойству, психическое состояние является в определенной мере выражением этого свойства, с одной стороны, а с другой - образование и формирование психического свойства осуществляется через этап психического состояния. Возможно влияние психических состояний на развитие личности и даже изменение некоторых личностных параметров в связи с этим. В то же время совокупность свойств личности обуславливает своеобразие реализации актуального состояния. В основном психические состояния зависят не от одной группы черт личности и характера, а от нескольких. В то же время несколько психических состояний могут зависеть от одной группы черт характера. То есть, существует многосторонняя детерминированность психических состояний и черт характера [3].
Вместе с тем необходимо отметить, что психические состояния, так же как и процессы и психические свойства представляют собой различные формы психической реальности, то есть характеризуются автономностью, относительной независимостью [1].
Рассмотрев широкий спектр существующих подходов.можно отметить, что психическое состояние -это специфическая форма реализации психики; целостное, устойчивое интегральное образование, которое нечто отличное от других психологических категорий; показывает своеобразие психической деятельности на данный момент; является реакцией личности на внешние и внутренние стимулы; имеет определенные временные, пространственные, информационные и энергетические характеристики.
Одной из функций состояний является уравновешивание человека, как относительно замкнутой системы, с постоянно изменяющейся внешней средой, сглаживание его с конкретными объективными условиями, активная организация этого взаимодействия [3].
Деятельность человека, как подчеркивают Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова и др., порождает психические состояния и управляет ими. Психические состояния, возникая в ней, в свою очередь влияют на нее и изменяют [3].
Поэтому проблема психических состояний приобретает особое значение в обучении, ведь знание преподавателем психических состояний студентов и управление ими существенно влияет на эффективность образовательного процесса вуза.
Для нашего исследования важно замечание А.О. Прохорова, который отмечает, что психические состояния, возникающие в обучении, являются отражением тех ситуаций, которые имеют место в учебном процессе. В определенной мере эти состояния являются также отражением и социальной ситу ации развития, которая определяет взаимодействие человека с условиями и обстоятельствами жизни [2].
Психические состояния связаны с ситуациями учебной деятельности, зависят от них, влияют на действия и поведенческие проявления обучающихся.
Успех обучения и воспитания зависит от учета не только качеств личности студента, но и его временных психических состояний. Они оказывают существенное влияние на учебно-педагогический процесс, определяя во многом его успешность, влияя на процесс развития личности. Понимание и управление педагогом психическими состояниями студентов в процессе познания и общения являются одной из существенных сторон его профессиональной деятельности.
Психические состояния, возникающие в каждой отдельной ситуации, подчеркивает А.О. Прохоров, представляют собой определенную совокупность состояний - функциональную структуру.
Любые изменения непосредственно в структуре одного психического состояния и изменения на более высоком уровне, а также во взаимодействиях между состояниями. образующие функциональную структуру лежат в основе механизма изменения психических состояний [1].
Исходя из этого, изменение состояний личности будет связано с изменением функциональной структуры совокупности психических состояний.
Нам близка точка зрения А.О. Прохорова, согласно которому можно выделить ряд категориальных положений психического состояния.
1. Психическое состояние имеет категориальные признаки: целостность, ситуативность. устойчивость во времени единство переживания и поведения, связанность с личностными особенностями и психическими процессами.
2. Состояние - временное положение (хотя и устойчивое) психической сферы в целом.
3. Единицей психического состояния является временное образование, включающее в себя переживание и деятельность. Оно объективируется через деятельность, общение и поведении.
4. Психическое состояние - это единство динамики и устойчивости психической деятельности.
5. Психическое состояние - фон, на котором происходит развертывание психических процессов.
6. Психическое состояние - синдром, а не отдельный симптом.
Было проведено пилотажное исследование психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки ТГПУ им. Л.Н.Толстого. В исследовании приняли участие 54 студента, обучающихся на факультетах естественных наук, математики, физики и информатики, технологий и бизнеса.
Психологический критерий и показатели структуры психических состояний, разработанные на основании анализа психолого-педагогической литературы и методы их диагностики представлены в таблице 1.
По результатам проведенного пилотажного исследования в середине весеннего семестра у большинства студентов отмечается средний уровень реактивной и личностной тревожности (41% и 59% соответственно) (рис. 1.).
Лишь у 24% респондентов рассматриваемой группы в процессе учебной деятельности можно констатировать высокий уровень реактивной тревожности. Следовательно, они испытывают внутреннюю скованность, напряжены, встревожены, нервничают, взвинчены. У 35% студентов отмечается низкий уровень рассматриваемой переменной. Эти студенты спокойны, считают, что в процессе обучения им ничего не угрожает, ощущают душевный покой, им радостно и приятно.
Рис.1. Особенности психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки.
Таблица 1.
Критерии, показатели и методы диагностики психических состояний студентов педагогического направления подготовки
Критерий № Показатели Диагностические методики
1 Реактивная тревожность «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера -Ю.Л. Ханина»
2 Личностная тревожность
3 Коммуникативно-личностная тревожность (КЛТ) Шкала КЛТ-10 Д. Маккросски (адаптированная Ю.Л. Ханиным)
-> О 4 Самочувствие
и ■J J 5 Активность САН (В.Д.Марищук)
6 Настроение
7 Уверенность-беспомощность «Шкала-градусник оценки состояния» (А.Е. Узссман, Д.Ф. Рикс, адаптированы В.Д. Маршцук)
t —1 8 Бодрость-усталость
9 Приподнято сть-по давленно сть
10 Психическая напряженность Опросник НПН (Т.А. Немчин)
Анализируя полученные данные личностной тревожности, мы выявили низкий уровень у 29% студентов: их не тревожат возможные трудности и они не переживают из-за проблем в процессе учебной деятельности. И лишь у 12% - высокий уровень рассматриваемого психического состояния. Они легко могут расстроиться, сильно переживают неприятности в учебе и долго не могут их забыть.
Для большинства студентов рассматриваемой выборки характерен средний уровень самочувствия и активности (59% и 65% соответственно) и высокий -настроения (53%), следовательно, они чувствуют себя достаточно сильными, работоспособными, бодрыми, полными надежд.
Однако у 24% отмечается плохое самочувствие и у 18% - низкая степень взаимодействия с окружающей действительностью, подавленное настроение, унылость, пессимистичность, разочарованность.
При анализе результатов диагностики бодрости у 88% респондентов рассматриваемой группы выявлен средний и высокий уровень. Студенты чувствуют себя довольно свежими, в меру бодрыми, ощущают стремление к учебной деятельности. Наряду с этим 12% чувствуют большую усталость, вялость, им не хватает энергии для выполнения учебных заданий, практически не способны к действию.
Показатели уверенности свидетельствуют, что у большинства студентов отмечается высокая и средняя степень выраженности (31% и 63% соответственно) рассматриваемого показателя. Респонденты чувствуют себя компетентными, очень уверены в своих способностях и считают, что их достаточно для решения поставленных задач. Лишь у 6% отмечается беспомощность и подавленность.
Для большинства студентов (56%) характерен средний уровень приподнятости. Они чувствуют себя довольно хорошо и жизнерадостно. Оценили свое состояние как очень приподнятое, восторженное 25% респондентов. Однако у 19% - настроение подавленное и несколько унылое.
При исследовании психической напряженности оптимальная (II степень)отмечается у 38% студентов. У этих студентов происходит мобилизация психической деятельности, повышение активности, чувство общего подъема сил, появление активного стремления преодолеть трудности и добиться высоких результатов в учебной деятельности.
Слабая -1 степень психической напряженности отмечается у 24%. Студенты не склонны считать свое состояние нервно-психическим напряжением, ситуация не расценивается как сложная, испытуемые не отмечают каких либо явлений дискомфорта, не расценивают ситуацию как побуждающую к деятельности. Чрезмерная психическая напряженность (III степень)отмечена так же у 38% студентов.У них проявляется снижение способностей к умственной деятельности, падение настроения, ощущение тревоги, ожидание неудачи в учебной деятельности. Выявляется ухудшение внимания, ум-
ственной работоспособности, памяти.
У большинства студентов (61%) можно констатировать высокий уровень коммуникативно-личностной тревожности. Респонденты выступая перед аудиторией все время испытывают боязнь и напряжение, у них путаются мысли, дрожат руки, они испытывают смущение, когда их спрашивают или просят высказать свое мнение в присутствии других. Лишь 17% стремятся выступать перед аудиторией, при этом чувствуют себя легко и непринужденно, сохраняют спокойствие и уверенность в себе.
Таким образом, у студентов первого курса педагогического направления подготовки отмечается амбивалентность в проявлении исследуемых психических состояний: средний уровень реактивной тревожности сочетается с высоким уровнем коммуникативно-личностной тревожности; высокий уровень настроения, уверенности и бодрости с одной стороны и средний уровень самочувствия и активности - с другой.
Для определения закономерностей связей в функциональной структуре психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки использовался корреляционный, факторный и кластерный анализы.
На 5%-ном уровне значимости обнаружено 51 корреляционная связь, из которых 20 сохраняются на более высоком уровне значимости (табл. 2). Для данных групп статистически значимым коэффициентом корреляции на достоверном уровне (р<0,05) является г>0,5.
Анализ корреляционной матрицы показывает, что в ней могут быть выделены 2 блока корреляционных связей: первый блок - это положительные корреляции, второй блок - отрицательные
Наиболее информативными показателями изучаемой структуры психических состояний (результаты, имеющие большое количество интерфункциональных связей) являются уверенность-беспомощность (8 связей), приподнятость-подавленность и настроение (по 7 связей). Менее информативными показателями являются: психическая напряженность (6 связей), реактивная тревожность, самочувствие и бодрость-усталость (по 5 связей), личностная тревожность - 4 связи. Наименее информативными показателями выступают коммуникативно-личностная тревожность и активность (по 2 связи).
Психические состояния, возникающие в каждой отдельной ситуации, представляют собой определенную совокупность состояний - функциональную структуру.
Это говорит о том, что изменение состояний личности будет связано с изменением функциональной структуры совокупности психических состояний.
При исследовании объекта как системы, ее элемент, отмечает Э.Г. Юдин, описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом. Источник преобразования системы или ее функции лежит обычно в самой системе.
Факторный анализ позволил сократить количество переменных, свести их в независимые факторы, а также структурировать рассматриваемые переменные и определить возможные причинно-следственные связи изме-
нений психических состояний.
По результатам факторного анализа (с факторными весами >0,7) рассматриваемая функциональная структура психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки формируется под влиянием двух факторов.
В первый фактор (5,7% общей дисперсии) вошли следующие состояния с факторными весами: реактивная тревожность (0,911); личностная тревожность (0,701); самочувствие (-0,828); настроение (-0,907), уверенность-беспомощность (-0,798); .приподнятость-подавленность (-0,867); психическая напряженность (0,794). Этот фактор был интерпретирован как фактор Устойчивости личности к ситуации.
Второй фактор (1,7% общей дисперсии) включал в себя единственную переменную - активность (-0,711). Данная переменная дала возможность определить этот фактор как фактор Активности.
В рассмотренной структуре такие составляющие как коммуникативно-личностная тревожность (0,497 и -0,350 соответственно факторам 1 и 2) и бодрость-усталость (-0,675 и -0,556 соответственно) не являются весомыми и не определяют специфику психических состояний на данный момент.
Следовательно, анализ структуры совокупности факторов позволил выделить основным по весу фактор Устойчивости личности к ситуации, который, прежде всего, обусловлен низкой реактивной тревожностью и хорошим настроением.
Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче.
Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания, для чего и был проведен кластерный анализ.
Корреляционная матрица психических состояний
В процессе исследования психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки были выделены 3 кластера, определяющих специфику респондентов данной группы:кластер «благоприятного состояния», кластер «умеренно-благоприятного состояния» и кластер «неблагоприятного состояния».
Кластер «благоприятного состояния» составил 39% студентов. Представители данного кластера характеризуются низкими показателями реактивной, личностной и коммуникативно-личностной тревожности; средними - самочувствия, бодрости и психической напряженности, средне-высокими - активности, высокими - настроения, уверенности, приподнятости.
Количество студентов, принадлежащих к кластеру «умеренно-благоприятного состояния» составило 44% и для них характерны: средние показатели реактивной, личностной тревожности, самочувствия, настроения, уверенности, бодрости, приподнятости. Наряду с этим, отмечаются высокие показатели коммуникативно -личностной тревожности, психической напряженности и средне-низкий - активности.
Отличительной особенностью 17% студентов являлись: повышенные показатели психической напряженности, реактивной, личностной и коммуникативно-личностной тревожности, пониженные показатели самочувствия, настроения, активности, уверенности, бодрости, приподнятости. Студентов с данными показателями можно отнести к кластеру «неблагоприятного состояния».
Таким образом, основными кластерами у студентов первого курса педагогического направления подготовки в середине семестра являются те, которые отражают наличие в них переменных, имеющих положительные проявления рассматриваемых психических состояний.
Анализ исследуемых показателей констатировал различия в структуре психических состояний по тендерному признаку (кластеры «девушки» и «юноши» соответственно).
На момент исследования 20% исследуемых психи-
Таблица 2.
дентов педагогического направления подготовки
Показатели: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Реактивная тревожность * - - -0,6846 - -0,8871 -0,6958 - -0,7253 0,8913
2. Личностная тревожность 0,6865 * - - - -0,6339 -0,7441 - - 0,4999
3. Комму никативно-лично стная тревожность - - * - - - -0,5054 - - 0,4702
4. Самочувствие -0,6847 - - * - 0,7741 0,4988 0,7447 0,8458 -
5. Активность - - - - * - - 0,4858 0,5296 -
6.Настроение -0,8871 -0,6339 - 0,7741 - * 0,6339 0,4940 0,7926 -0,7211
7. Уверенно сть-беспомощность -0,6958 -0,7441 -0,5054 0,4988 - 0,6339 * 0,5165 0,4996 -0,6250
8.Бодрость-усталость - - - 0,7447 0,4858 0,4940 0,5165 * 0,7463 -
9.Приподнятость-подавленность -0,7253 - - 0,8458 0,5296 0,7926 0,4996 0,7463 * -0,6323
10.Психическая напряженность 0,8913 0,4999 0,4702 -0,7211 -0,6250 -0,6323 - - - *
Примечание:
0,5 < г <= 0,7 - умеренная корреляция; 0,7 < г <= 0,9 - сильная корреляция; 0,9 < г <= 1 - очень сильная корреляция; прочерк означает отсутствие достоверной связи.
ческих состояний в кластере «девушки» имели следующие неблагоприятные показатели: высокий уровень коммуникативно-личностной тревожности и средний (ближе к высокому) - реактивной тревожности. Подобных показателей в кластере «юноши» не выявлено. Однако, отмечаются существенные различия в степени выраженности настроения и уверенности у юношей и девушек (высокая и средняя соответственно).
Проведенный кластерный анализ позволил выделить различия в проявлении психических состояний у студентов, проживающих в общежитии и дома (кластеры «общежитие» и «дом» соответственно).
Наибольшие различия в данных кластерах имели следующие показатели: коммуникативно-личностная тревожность, реактивная тревожность, уверенность-беспомощность и бодрость-усталость (40% от числа рассматриваемых переменных).
Студенты, принадлежащие кластеру «дом» имеют средне-высокий уровень реактивной тревожности и беспомощности, высокий уровень коммуникативно-личностной тревожности и средне-низкий - усталости. В отличие от них, студенты кластера «общежитие», имеют средние показатели реактивной, коммуникативно-личностной тревожности и бодрости при высоком уровне уверенности.
Были определены различия в структуре психических состояний у студентов, для которых русский язык не является родным (кластеры «инофоны» и «русскоязычные»).
Для представителей кластера «инофоны» характерен более высокий уровень коммуникативно-личностной тревожности (в диапазоне высокой степени выраженности), самочувствия и бодрости (в диапазоне средней степени выраженности) по сравнению со студентами кластера «русскоязычные». В тоже время они характеризуются более низким уровнем активности и уверенности.
Обобщая результаты проведенного пилотажного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Проблемой психических состояний активно занимались многие исследователи. Однако в настоящее время она остается весьма актуальной и не до конца
изученной, доказательством чему является отсутствие единой теории психических состояний и даже общепризнанной дефиниции психического состояния.
2. По результатам исследования в течение семестра у студентов первого курса педагогического направления подготовки отмечаются по 60% рассматриваемых переменных неблагоприятные проявления (высокий уровень коммуникативно-личностной тревожности; средний - реактивной тревожности, самочувствия, активности и психической напряженности) и по 40% рассматриваемых переменных благоприятные проявления психических состояний (высокий уровень настроения, уверенности, бодрости и средний - приподнятости).
3. По результатам факторного анализа основным по весу фактором, определяющим функциональную структуру психических состояний студентов первого курса педагогического направления подготовки, является фактор Устойчивости личности к ситуации, который, прежде всего, обусловлен низкой реактивной тревожностью и хорошим настроением.
4. У большинства студентов первого курса педагогического направления подготовки(83%) основными составляющими в структуре психических состояний являются положительно окрашенные.
5. Особенности психических состояний студентов педагогического направления подготовки обусловлены тендерной принадлежностью, знанием языка и особенностями проживания.
На основном этапе исследования планируется сбор основного эмпирического материала: определить динамику психических состояний студентов педагогического направления подготовки в процессе их профессионального становления (1-5 курсы), а так же в различных образовательных ситуациях (семинар, экзаменационная сессия, педагогическая практика и др.). Особое внимание будет уделяться анализу взаимосвязи психических состояний с познавательными процессами и учебно-профессиональной мотивацией, что позволит определить психолого-педагогические условия управления психическими состояниями студентов в процессе их профессионального становления.
Библиографический список
1. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс+, 2002. 280 с.
2. Прохоров А.О. Психология психических состояний: теория и практика //Психологический журнал. 2009. №3. С.133-135.
3. Психические состояния: хрестоматия / Сост.П общая редакция B.JL Куликова. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
References
1. Pmkhomv А.О. Semantic spaces of mental states. Dubna: Feniks +, 2002, 280 p.
2. Prokhomv A-O. Psychology of mental states: Theory and Practice // Psychological magazine. 2009. №3. Pp.133-135.
3. Mental state: a reader / Сотр. and under the general editorship of V.L. Kulikov. SPb .: Peter, 2001. 512 p.