УДК 316.74:796
О.С. Доржиева
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
В статье рассматривается личностно-ориентированное направление студентов факультета физической культуры, спорта и туризма в концепции развивающего обучения В.В. Давыдова. Данная система является результатом многолетних исследований ведущих научных коллективов страны и представляется перспективной с педагогической точки зрения, так как нацелена на развитие психики и личности человека.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, психическое состояние студентов.
O.S. Dorzhieva THE RESEARCH OF EMOTIONAL STATE OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TURISM IN THE PERIOD OF EXAMINATION SESSION
The article considers the personality-oriented direction of students of the faculty ofphysical culture, sport and tourism within V. V. Davydov’s conception of developing training. This system is the result of long term research of country ‘s leading scientific collectives and it is promising, from pedagogical point of view, as it is aimed at the development of person’s psyche and personality.
Key words: personal-oriented training, developing training, students ’ mental condition.
В настоящее время система высшего профессионального образования направлена на личностно-ориентированное направление студентов. Оно, в свою очередь, направлено на развитие внимания, воображения, рефлексию и т.д. Связано это с тем, что в данное время личностно-ориентированное направление находит применение в профессиональном образовании концепции В.В. Давыдова о развивающем обучении. Общеизвестно, что данная система является результатом многолетних исследований ведущих научных коллективов страны и представляется перспективной с педагогической точки зрения, так как нацелена на развитие психики и личности человека. Наиболее полный теоретический анализ развивающего обучения провел Г.К. Зайцев. Он критически отзывается о следующих аспектах развивающего обучения по В.В. Давыдову:
• решение учебных задач в рамках этой системы может происходить в режиме принуждения (следовательно, возможны психотравмирующие ситуации), хотя за студентами формально признается право быть субъектом познания, но реализация этого права переносится на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности;
• в данной системе остались неразработанными практические, эстетические, эмоциональные и физические сферы самовыражения сту-
дентов. В результате ряд базовых потребностей студентов не удовлетворяется, что может негативно отразиться на их общем развитии и психическом здоровье (5).
Изучив личностно-ориентированное направление в концепции развивающего обучения, пришли к выводу, что в литературе недостаточно отражена деятельность студентов при подготовке к экзаменационной сессии. Проблема организации учебной деятельности и психических состояний обучающихся в усложненных условиях, в частности в период экзаменационной сессии, является предметом внимания многих психологов и педагогов, а ее сложность предопределяет широкое поле исследований. Одним из структурных элементов учебного процесса является экзаменационная сессия, в период которой наиболее ярко проявляются особенности психических состояний студентов. Экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Среди медиков существует точка зрения, что до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Отсюда можно сделать вывод, что экзамены негативно сказываются на здоровье учащихся: во время подготовки и сдачи экзаменов имеет место интенсивная умственная деятельность, крайне ограничена двигательная активность, нарушен режим отдыха и сна, растет накал эмоциональных переживаний. Все это приводит к перенапряжению
нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма (1).
Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности, были рассмотрены в работе А.Я. Чебыкина. A.B. Плехановой был описан ряд методических приемов, с помощью которых могут быть вызваны и актуализированы положительные психические состояния. В то же время надо отметить, что в этих и иных работах внимание уделялось преимущественно наиболее общим проявлениям и особенностям психических состояний в учебном процессе (12).
Таким образом, у студентов возникают и развиваются состояния, которые классифицируются как состояния нервно-психического напряжения. В учебной деятельности у студентов оно возникает при жесткости лимитов времени, дающегося на выполнение заданий, сложности адаптации к учебным условиям, при эмоциональных и интеллектуальных напряжениях в ситуациях зачетов и экзаменов, ожидании неблагоприятных исходов на экзаменах, сверх-сильной мотивации, доминирующих отрицательных психических состояний, определяемых свойствами личности (4).
В целях изучения психических состояний студентов вуза в предсессионный период в динамике нами были поставлены следующие задачи:
1) исследовать особенности проявления психических состояний до начала и в процессе экзаменационной сессии;
2) изучить динамику развития негативных психических состояний в ситуации с неопределенным исходом;
3) изучить влияние личностных свойств студентов на динамику их психических состояний.
В эксперименте приняли участие студенты 2-го курса факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского государственного университета, количество которых составило 50 чел.
Для определения динамики психических состояний использована методика изучения особенностей ситуативной личности «Мое психическое состояние» (модификация теста Уэссма-на-Рикса). В методике изучаются четыре группы состояний, включающие в целом поведенческие, психологические и физиологические проявления, а также показатели переживания (всего 20) (6).
А. Спокойствие - тревожность.
Б. Энергия - усталость.
В. Приподнятость - подавленность.
Г. Уверенность в себе - чувство беспомощности.
Методически работа с опросником выглядела следующим образом. Испытуемые самодеин-тифицировали переживаемые состояния и выбирали тот оттенок состояния, который соответствовал им в настоящий период времени и был обозначен соответствующим ему номером. Номера означают пятибалльную шкалу выбора: чем ниже номер (балл), тем больший негативный оттенок имеет состояние; чем ближе к максимальному (5 баллов), тем более выражена положительная окраска (7).
Для более глубокого изучения личностных качеств использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», который содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
■ достоверность (Д);
■ адаптивные способности (АС);
■ моральная нравственность (МН).
На каждое утверждение обследуемый должен ответить «да» или «нет».
Обработка результатов осуществляется путем подсчета совпадения ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал.
Для определения уровня эмоциональной напряженности использована анкета, позволяющая узнать об особенностях эмоциональной сферы, способностях управлять своими переживаниями. Анкета состоит из 30 вопросов, сумма полученных баллов сравнивается со шкалой для оценки уровня эмоциональной напряженности (8).
Показатели психических состояний студентов экспериментальной группы, исследованных по методике Уэссмана-Рикса «Мое психическое состояние» в шкалах «Спокойствие - тревожность», «Энергия, бодрость - усталость», «Приподнятость - подавленность» и «Уверенность в себе - чувство беспомощности», представлены в таблицах 1-4 (9).
Анализ групп психических состояний по методике Уэссмана-Рикса показывает, что за 3 недели до экзамена у студентов преобладали качественные характеристики состояний:
• уверенность в своих способностях
• свобода от беспокойства
• чувство свежести
• бодрость
• запас сил
• жизнерадостность
• хорошее самочувствие
• уверенность в себе
• перспектива в жизни.
На третьем месте по мере уменьшения коли- ■ слегка подавленное состояние, настроение
чества выборов находятся следующие качества: «так себе» в группе В - 16%;
■ некоторая скованность, встревоженность в ■ некоторая ограниченность умений и спо-
группе состояний А - 21,8%; собностей в группе состояний Г - 10,9%.
■ небольшая усталость, леность, незначительная энергия в группе состояний Б - 14%;
Таблица 1
Показатели психических состояний «Спокойствие - тревожность»
Оттенки состояний Количество студентов
До начала* % В начале** %
Состояние сильной тревожности, озабоченность, напуган неразрешимыми трудностями - - 2 3,8
Некоторая озабоченность, страх, беспокойство. Волнуется, раздражен 4 7,2 20 35,6
Чувствует себя несколько скованно, немного встревожен 12 21,8 23 42
В целом уверен в себе и свободен от беспокойства 25 46 9 16,4
Полное спокойствие, на редкость уверен в себе и не волнуется 14 25 1 2,2
* за три недели до экзаменационной сессии ** за день до экзамена
Таблица 2
Показатели психических состояний «Энергия, бодрость - усталость»
Оттенки состояний Количество студентов
До начала % В начале %
Ужасно утомлен. Не способен к действию. Запасов энергии почти нет - - 2 3,6
Довольно усталый, вялый. В запасе не очень много энергии 5 9 27 49,7
Слегка уставший. Леность, энергии немного не хватает 8 14 20 35,9
Чувствует себя свежим, бодрым, в запасе значительная энергия 32 59 5 9,6
Огромная энергия, сильное стремление к деятельности 10 18 1 1,2
Таблица 3
Показатели психических состояний «Приподнятость - подавленность»
Оттенки состояний Количество студентов
До начала % В начале %
Очень угнетен. Чувствует себя ужасно. Подавлен - - 2 3,2
Настроение унылое. Несколько подавлен. «Так себе» 3 5,4 24 42,9
Чувствует себя слегка подавленным, «так себе» 9 16 22 41,4
Чувствует себя хорошо, жизнерадостен 32 58 6 10,7
Весьма приподнятое настроение, подъем энергии, возбужден 11 20,6 1 1,8
Таблица 4
Показатели психических состояний «Уверенность в себе - чувство беспомощности»
Оттенки состояний Количество студентов
До начала % В начале %
Чувствует себя жалким и несчастным. «У меня ничего не получается» - - 1 2,2
Чувствует себя довольно неспособным 1 1,8 8 14,2
«Мои умения и способности несколько ограничены» 6 10,9 24 44,7
«Моих способностей достаточно, уверен в них» 31 56 17 30,2
«Вижу перспективу в жизни, применение своим способностям всегда найду» 17 31,3 5 8,7
Полностью отсутствующими оказались качественные характеристики состояний, которым по каждой группе от А до Г соответствует: огромная тревожность, озабоченность, страх перед неразрешенными трудностями; сильное утомление, неспособность к действию, отсутствие запасов энергии; угнетенность, подавленность; ощущение себя жалким и несчастным, неспособным к выполнению действий.
За день до экзамена наличие скованности, тревожности отметили 42% респондентов (группа состояний А); волнения, раздражительности - 35,6% (А); легкой усталости, малой энергии - 35,9% (Б); значительной усталости, вялости - 42,9% (В); ограничение умений и способностей - 44,7% (Г); ощущение себя довольно неспособным - 14,2% (Г). Показатели огромной тревожности, озабоченности, легкого беспокойства, полной неспособности к действию, вялости, лености варьировались от 2,2 до 3,8% .
Таким образом, при приближении неопределенной ситуации экзамена происходит смеще-
ние качественных характеристик состояний от положительного к отрицательным.
Для более глубокого изучения личностных качеств использована методика «Адаптивность», по которой определялись АС - адаптивные способности, НГУ - нервно-психическая устойчивость, КС - коммуникативные способности, МН - моральная нравственность. Результаты представлены в таблице 5.
Как видно из анализа показателей (табл. 5), адаптивные способности студентов в целом остались на прежнем стабильном уровне - от 70 до 75%. Нервно-психическая устойчивость студентов при приближении экзамена значительно снизилась и достигла 25-55%-ного уровня.
Коммуникативные способности студентов не претерпели значительных изменений и остались на среднем уровне - 75%.
Моральная нормативность студентов претерпела некоторые изменения, средний уровень повысился от 55 до 60%.
Таблица 5
Изменение личностных качеств студентов (методика «Адаптивность»)
Уровень Личностные качества (%)
АС НПУ КС МП
* ** * ** * ** * **
Высокий 10 7 20 - 15 - 30 -
Средний 70 75 55 45 75 75 55 60
Низкий 20 18 25 55 10 25 15 40
В данных исследованиях по тесту «Адаптивность» наибольший интерес представляет шкала «нервно-психическая устойчивость», которая, как показали результаты студентов, по приближении экзамена значительно снизилась - от 25
до 55%, что показало низкий уровень их возможностей.
Результаты измерений эмоциональной напряженности студентов по методике «Эмоциональная напряженность» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты измерений по методике «Эмоциональная напряженность»
Уровень ЭН Количество студентов
До начала* % В начале** % Достоверные различия
Высокий 8 15 10 20 0,05
Выше среднего 8 15 15 30 0,01
Средний - - 14 25 0,001
Ниже среднего 10 20 8 15 0,05
Низкий 25 50 5 10 0,001
Из анализа показателей таблицы 6 видно, что эмоциональная напряженность студентов в предсессионный период по мере приближения экзаменов возрастает. За три недели до экзаменационной сессии у 50% студентов обнаружили низкий уровень эмоциональной напряженности, у 30% студентов она составила в пределах от среднего до высокого уровня. За день до экзамена эти данные уже изменились, и у 75% сту-
дентов эмоциональная напряженность находилась в пределах от среднего до высокого уровня. Исходя из того, что уровень отрицательного состояния зависит также и от характера экзамена, отношений студентов с преподавателем, формы сдачи экзамена и других факторов, мы предприняли исследование самооценки настроений в экзаменационной сессии, результаты которой представлены в таблице 7.
Таблица 7
Самооценка настроения студентов в период экзаменационной сессии
Экзамен Вид настроения
Спокойствие, уравновешенное Напряженное Тревожное Полный упадок, уныние
Кол-во студ. % Кол-во студ. % Кол-во студ. % Кол-во студ. %
Психология 25 50 17 35 8 15 - -
Физическая культура 20 40 15 30 12 25 3 5
Физиология 20 38 13 27 12 25 5 10
Как видно из таблицы 7, по дисциплине «Психология» цифровые значения выраженности настроения меняются незначительно. По качественным показателям присутствуют спокойствие и уравновешенность (50%), напряженное состояние наблюдалось у 25 студентов. Эти изменения незначительны, и отсутствие упадка и уныния связано с интересом к предмету, желанием дальнейшего изучения.
По дисциплине «физическая культура» у 40% студентов проявляется состояние уравновешенности и спокойствия, и лишь 3 человека, что составляет 5%, находятся в состоянии полного упадка и уныния, так как они освобождены
по состоянию здоровья от занятий физическими упражнениями. Два человека отметили, что у них не сложился контакт с преподавателем и они опасаются в дальнейшем возникновения конфликтных ситуаций.
Дисциплина «Физиология», по данным таблицы 7, также вызывает у студентов определенные сложности. По этой дисциплине требуются не только знания простых житейских вещей, но и усвоение умений и навыков. К тому же дисциплина «Физиология» включена в перечень выпускных экзаменов. Все это ведет к возникновению тревожности, упадка сил и уныния. Наличие подобного настроения отметили у себя 10% студентов.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем сказать, что преподаватель, используя определенные пути стимулирования, аутотренинга, может формировать активные психические состояния, значительно повышая работоспособность и качество выполнения учебных задач; при этом он обязан учитывать личностные особенности студентов. Преподаватель может эффективно применять различные методы коррекции и регуляции для достижения лучшего результата, что должно привести к активизации учебной деятельности студентов, обеспечивающей более высокое достижение в период экзаменационной сессии.
Литература
1. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. -1997. -Т.18. - №2. - С. 102-113.
2. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. -Л.: Медицина, 1990.
3. Годфруа Л.Г. Что такое психология?: в 2-х кн. / под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Психологическая мысль, 1992. - 370 с.
4. Дикая Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психологический журнал. -1984. -Т.3. - №6. - С.254-257.
5. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. -412 с.
6. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции студентов. - Казань, 1987. - 26 с.
7. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении/ А.О. Прохоров// Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - №1. - С. 4754.
8. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний личности в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1991. - №5. - С. 56-162.
9. Прохоров А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии. -1995. - №3. - С. 53-61.
10. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975. - 117 с.
11. Спилбергер Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте // Стресс и тревога в спорте / под ред. Ю.Л. Ханина. - М., 1983. - С. 12-24.
12. Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - №10. - С. 135-141.
Доржиева Ольга Сергеевна, аспирантка кафедры теории физической культуры Бурятского госуниверсите-та, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8-914-849-36-38.
Dorzhieva Olga Sergeevna, postgraduate student, department of theory of physical culture, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a
УДК 796.078
И.И. Дыленова СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассмотрены границы употребления терминов «менеджмент» и «управление», выявлены подходы к изучению понятия «менеджмент». Описывается становление менеджмента как социального института, определение предпосылок и этапов данного процесса. Также в данной статье выявлены особенности ин-ституциализации менеджмента с описанием его форм. Определены специфические черты спортивного менеджмента и особенности его функционирования в рыночных условиях.
Ключевые слова: менеджмент, спортивный менеджмент, менеджер, социальный институт.
I.I. Dylenova FORMATION OF SPORTS MANAGEMENT AS A SOCIAL INSTITUTION UNDER CONDITIONS OF MODERN SOCIETY
The article deals with the scope of terms “management " and “administration ", the approaches to studying the concept “management" have been identified. The formation of management as a social institution, preconditions and stages of this process are described. The peculiarities of management institutionalization with description of its forms have been also revealed. The specific features of sport management and its functioning under the market conditions have been defined.
Keywords: management, sports management, manager, social institution.