1УДК 372.874 ББК 74.268.51
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Т. Г. Петунина
Аннотация. В данной статье анализируются научно-теоретические основы развития творческой активности школьников 5-7-х классов. Главный акцент делается на рассмотрении следующей проблемы: как вывести обучающихся из пассивного состояния, активизировать их творческие способности, повысить уровень творческой активности на занятиях по графике.
Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность, творческий процесс, творческий потенциал, творческие способности, поисковые способы деятельности.
PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF 5-7 GRADES IN THE FINE ARTS
T. G. Petunina
Abstract. The article analyzes the scientific and theoretical bases of development of creative activity of pupils of 5-7 grades. The article considers the following issues: how to withdraw students from a passive state, activate their creative abilities, enhance the level of creative activity in graphic arts classes.
Keywords: creativity, enthusiasm, creative activity, creativity proses, creativity potential, creative skills, search methods of activity.
Направленность современного образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся одним из важнейших системообразующих свойств личности, определяющая характеристику ее движения к самосовершенствованию, условия реализации себя как личности. Развитие творческой активности личности, готовой к социально преобразовательной деятельности, является одной из существенных задач современного общества и данного исследования.
Исследования проблемы творчества и творческой активности проводились в общефилософском аспекте А. Н. Авериным, Н. А. Бердяевым, А. А. Беляевым, Г. М. Гаком. Сущность твор-
Творчество - норма развития ребенка.
Л. С. Выготский
ческого процесса и возможности развития творческой активности в различных видах деятельности рассматривались в исследованиях М. С. Бернштейна, Д. Б. Богоявленской, А. Н. Лука,
A. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, О. К. Тихомирова. Также различные аспекты развития творческой активности ребенка были проанализированы в работах И. П. Волкова, С. В. Диденко, Н. В. Максименко, Л. Н. Петровой. Рассматривая проблему проявления творческой активности в области изобразительного искусства, мы опирались на труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Е. И. Игнатьева, И. П. Волкова, Б. Ф. Ломова, А. Л. Ябруса, Л. В. Занкова,
B. П. Зинченко и др.
Наиболее плодотворными научными исследователями «в области методики преподавания искусства являются те, которые сочетают теорию с практикой, с обобщением лучшего
педагогического опыта, а также с изучением передового опята художественных школ прошлого и настоящего» [1].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по психологии и методике преподавания изобразительного искусства позволяет сделать заключение о том, что многие ученые проводили исследования в области развития творческой активности личности, но специальные исследования по развитию творческой активности детей на уроках изобразительного искусства раскрыты не в полной мере.
Рассмотрим определение понятия «творчество». Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками. «Творчество» - это когнитивная деятельность, которая ведет к новому и необычному видению проблемы. Психолог Уоллес еще в 1920-х гг. разложил на составляющие творческий процесс (что, в сущности, является тем же самым, что и творчество). Итак, творческий процесс, или творчество, состоит из нескольких фаз: подготовка, инкубация, просветление и проверка. Человек, занятый творчеством, постепенно проходит через все эти фазы - от формулировки задачи до реализации решения. Понятие «творческая активность личности» определяется как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
Уроки изобразительного искусства составляют основу эстетического воспитания, формируют нравственный идеал учеников, служат источником познания жизни. Именно на этих занятиях развивается эстетический вкус ребенка, художественно-образное мышление, творческая активность. В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому в деле обучения изобразительному искусству этот принцип рассматриваем как один из основных.
Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» «есть известное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности уче-
ников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен» [1].
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что, с одной стороны, существует объективная необходимость развития «творческой активности» детей на уроках изобразительного искусства, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории и практике.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности школьников. Поэтому для педагогов разных областей образования, в частности в области изобразительного искусства, актуальна и насущна эта педагогическая проблема. Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно большое значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности. Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития -творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим прежде всего в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность. Результаты процесса обучения (знания, умения, практический опыт творчества) «направлены на преобразование и улучшение социальной среды учащегося, так как
формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой деятельности» [2, с. 245]. Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету. Так и в изобразительном искусстве, сначала учащийся овладевает основными графическими, навыками штриховки (или закрашивания), постановкой руки и т. д., затем выполняет более сложные упражнения, учится делать копии. Одно из первых упражнений на развитие творческой активности появляется, когда учитель разрешает ученику добавить в работу свой элемент. К 5-7-му классу, когда основные графические навыки уже должны быть сформированы, ученику дается задача, которую он может решить без помощи учителя, с неожиданной стороны, используя накопленный опыт ранее полученных знаний. Справится ли он с ней и насколько легко? Сущность исследуемого понятия «творческая активность школьника» состоит в умении самостоятельно применить знания, умения, навыки с новой, нестандартной стороны. Тем, насколько легко и быстро справится ученик с этой задачей, определяется его уровень творческой активности. В формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности творческая активность учащегося занимает центральное место. Для эффективного развития творческой активности детей в школе важно определить существенные стороны понятия «творческая активность», раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения школьников изобразительному искусству.
История исследований проблемы творческой активности учащихся показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще. Активность - это не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри. Активность -многоаспектное понятие. Поэтому не случайно, что проблемы, связанные с его исследованием,
рассматриваются философией, педагогикой, психологией. Большое внимание изучению проблемы проявления творческой активности уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству. Активность, по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает «способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию» со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также «интенсивность этого процесса, его меру». М. В. Бодунов считает, что психологическая активность, рассматриваемая как интегральный параметр личности, имеет качественную и количественную стороны. Качественная, содержательная сторона активности определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется интенсивностью, распределением во времени. А. В. Петровский и В. А. Петровский считали, что всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. По мнению И. П. Волкова, творчество школьника состоит в создании им оригинального продукта, изделия, рисунка, картины, в решении задачи, написании сочинения. В процессе работы ученик самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки (ЗУН), в том числе осуществляя их перенос, комбинирование известных способов деятельности или поиск нового подхода к решению задачи.
В многочисленных исследованиях детского творчества отмечается, что высокие достижения учеников в данной области связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сой-ерс), а также с различными социальными способностями, например общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества
необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.
Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. В исследованиях Ю. Н. Кулютина, Я. А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности. Творческая активность - это целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление, как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л. С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в «универсальных творческих способностях» (Б. М. Теплов). С. Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем создание «картины» и есть акт «творческой самодеятельности». А. М. Матюшкин связывает между собой понятия «способность» и «творческая активность». Он считал, что «...всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной. является представление о способностях как творческой активности». Большинство авторов-психологов, Д. Б. Богоявленская, М. И. Бойцов, В. И. Лозовая, Т. И. Ша-мова, Г. И. Щукина и др., считают высшей формой активности в любом виде деятельности ребенка, например изобразительной деятельности, игре, учении, труде, познании, - «творческую активность». Причем творческая актив-
ность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру. А. В. Петровский и Т. И. Шамова, давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют ее как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.
Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе в изобразительной области, изобразительном искусстве. Это качество одновременно присуще и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем. Развитие творческой активности личности требует от учителя создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческая активность учащихся в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к изобразительной деятельности в целом, интеллектуальным уровнем развития. При применении разработанного ряда упражнений по графике на уроках изобразительного искусства в 5-7-м классах ожидается повышение уровня творческой активности обучающихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и пер. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.
2. Буровкина, Л. А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности в процессе художественно-творческой деятельности [Текст] / Л. А. Буровкина // Художественное образование и эстетическое воспитание в евразийском образовательном пространстве: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. -Астана, 2013. - С. 243-248.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002.
4. Буровкина, Л. А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Буровкина. - М., 2010. - 368 с.
REFERENCES
1. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izo-brazitelnogo iskusstva v shkole: uchebnik dlya studentov khud.-graf. fak. ped. in-tov. Moscow: AGAR, 2000. 256 p.
2. Burovkina L. A. Vospitanie dukhovno-nravst-vennykh kachestv lichnosti v protsesse khu-dozhestvenno-tvorcheskoy deyatelnosti. Khu-dozhestvennoe obrazovanie i esteticheskoe vospitanie v evraziyskom obrazovatelnom pros-transtve. Proceedings of 2nd scientific-practical International Conference. Astana, 2013. Pp.243-248.
3. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorches-kikh sposobnostey: ucheb. posobie dlya studen-tov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Aka-demiya, 2002.
4. Burovkina L. A. Teoretiko-metodologicheskie usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel-nogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow, 2010. 368 p.
Петунина Татьяна Геннадьевна, аспирантка кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета e-mail: [email protected]
Petunina Tatyana G., Post-graduate student, Painting and Composition Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University e-mail: [email protected]