Shnurenko Tatiana Ivanovna PECULIARITIES OF DISPLAY .
psychological science
УДК 316.6
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0092
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2019
Шнуренко Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук доцент кафедры менеджмента Белгородский государственный научный исследовательский университет, филиал в Старом Осколе (309530, Россия, Старый Оскол, м-н Солнечный, 19, e-mail: shnurеnko@bsu.edu.ru)
Аннотация. В статье рассмотрен механизм межпоколенной преемственности, функционирующий в условиях традиционной постпрефигуративной культуры и его трансформация в условиях современной префигуративной культуры. Отмечено, что процессы общественного развития строятся на использовании опыта предшествующих поколений, транслируемого посредством механизма межпоколенной преемственности. Выявлено влияние научно-технического прогресса на изменение традиционного характера межпоколенной преемственности и его значимость в формировании нового типа отношений между поколениями, основанными на адаптивных процессах младшей поколенной группы к изменившимся социально-культурным условиям. Описано действие механизма межпоколенной преемствености в условиях префигуративной культуры, когда младшее поколение начинает транслировать свой опыт не только тем, кто младше, но и старшим поколенным группам, которые впоследствии готовы его использовать в изменившихся условиях. Данное положение изменяет действие механизма межпоколенной преемственности традиционной постфигуративной культуры, так как постепенно молодое поколение становится образцом процесса социальной адаптации для старших поколений к новым социально-культурным реалиям, что характеризует переход к префигуративному типу культуры. Определена важность сохранения единства народа на уровне базовых ценностей, которые способны интегрировать различные поколения, так как знание действия механизма межпоколенной преемственности в условиях префигуративной культуры должно способствовать выработке эффективной молодежной политики, обеспечивающей консолидацию общества.
Ключевые слова: теория поколений, механизм межпоколенной преемственности, ценностные ориентации постпрефигуративная культура, кофигуративная культура, префигуративная культура, младшее поколение, старшее поколение, адаптивное поведение.
PECULIARITIES OF DISPLAY OF INTER-GENERATIONAL MUTUAL RELATIONSHIPS IN THE CONDITIONS OF PREFIGURATIVE CULTURE
© 2019
Shnurenko Tatiana Ivanovna, candidate of psychological sciences
assistant professor of Management department Belgorod State Scientific Research University, Stary Oskol branch (309530, Russia, Stary Oskol, microdistrict Solnechnyi 19, e-mail: shnurеnko@bsu.edu.ru)
Abstract. The article reviews the mechanism of inter-generational succession functioning in the conditions of traditional postprefigurative culture and its transformation in the conditions of modern prefigurative culture. It is noted that processes of social development are built on use of the experience of previous generations transferred by mechanism of inter-generational succession. Influence of scientific and technical progress on the change of traditional nature of inter-generational succession and its importance in formation of a new type of relations between generations, based on adaptive process of the younger generation group to the changed social and cultural conditions, has been revealed. The action of the mechanism of inter-generational succession in the conditions of prefigurative culture when the younger generation begins to transfer its experience not only to those who are younger but also to the older generation groups which are ready to use it further in the changed conditions is described. This position changes the action of the mechanism of inter-generational succession of traditional postfigurative culture, as gradually the young generation becomes an example of the process of social adaptation for the older generations to new social and cultural realities that characterizes transfer to prefigurative type of culture. The importance of conservation of the national unity on the level of basic values that are able to integrate different generations is defined, as knowledge of the action of the mechanism of inter-generational succession in the conditions of prefigurative culture must contribute to elaboration of effectual young people's politics guaranteeing the consolidation of the society.
Keywords: theory of generations, mechanism of inter-generational succession, values' orientations, postprefigurative culture, cofigurative culture, prefigurative culture, the younger generation, the older generation, adaptive behavior.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
В условиях традиционной культуры трансляция культурных ценностей осуществляется посредством действия механизма межпоколенной преемственности. Ускорение научно-технического и социального развития общества делает опору младшей поколенной группы на опыт прежних поколений недостаточной из-за того, что данный опыт не обеспечивает молодому поколению образцов поведения в изменившихся социальных условиях. В связи с этим младшее поколение на фоне обострившегося межпоколенного конфликта вырабатывает адаптивное поведение к социально-экономической ситуации. В результате происходит изменение традиционной межпоколенной преемственности: младшее поколение вырабатывает ценности, адаптированные к социокультурной действительности и начинает их транслировать не только тем, кто младше, но и старшим поколенным группам.
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались проблемы межпоколенной преемствен-
ности позволяет заключить, что в научном сообществе отмечается достаточно широкий интерес к различным аспектам межпоколенного взаимодействия. В научной литературе существуют разнообразные подходы к проблематике поколений.
На конфликте поколений основываются К.Лоренц [1], М.Мид [2], Г.Маркузе [3], Л.Фойер [4]. Ряд исследователей данный конфликт поколений сводят до необратимого межпоколенного разрыва (П.Парсонс [5], Ф.Фукуяма [6]).
Проблемам межпоколенных отношений в транзитивный период российского общества посвящены труды Е.М.Бабосова [7], В.В.Гаврилюк [8], Н.А.Трикоз [8], Ю.Левады [9].
В последнее время получила распространение теория поколений Хоува-Штрауса[10], где предпринята попытка интеграции нескольких подходов к исследованию поколений, которая опирается на основные положения учений В.Дильтея[11] и Х.Ортеги-и-Гассета[12] и ряд других подходов к поколенным группам как к культурной общности, однако данная модель межпоколенных
психологические науки
Шнуренко Татьяна Ивановна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ...
отношений в большей степени носит научно-популярный характер и имеет достаточное количество спорных проблем.
Проведенные исследования, в целом, посвящены взаимоотношениям младшего и старшего поколений, а также на выявлении степени влияния старших поколенных групп на младшие поколения. При этом малоизученными остаются вопросы трансформации механизма межпоколенной преемствености ценностных ориентаций в зависимости от социокультурных условий.
Формирование целей статьи (постановка задания)
Цель статьи состоит в выявлении особенностей действия механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций в условиях ускорения научно-технического и социально-культурного развития общества, для предотвращения выхода за традиционные рамки общественных отношений конфликта поколений и формирования в дальнейшем инструментария консолидирующих ценностей поколенных групп.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
Непрерывность общественного развития обусловлена сменой поколений. Взаимосвязь между поколениями обеспечивается действием механизма межпоколенной преемственности. Сложившиеся взаимоотношения в обществе представляют собой достаточно многогранную и сложную систему межпоколенных отношений, которые характеризуются не только процессами преемственности, но и способны проявляться в конфликте поколений.
Система межпоколенных отношений является важнейшей характеристикой общества. В данном контексте актуальным является рассмотрение действия механизма межпоколенной преемственности в условиях научно-технического прогресса и современного развития общественных отношений. Проблема взаимоотношения поколенных групп является достаточно сложной для анализа и требует системного подхода в процессе ее решения.
Родоначальники интегративной классической теории поколений Дж. Вико[13] и Д.Дидро[14] утверждали, что люди одного поколения имеют единообразно сформированное мировоззренческое поле. Д.Дидро, а в дальнейшем К.Маркс [15] и К.Манхейм [16] разработали основные условия и элементы процесса исторической преемственности, в котором участвуют три поколенных группы. Данный процесс связывается с биологическими ритмами жизни человека, отмечается, что каждая поколенная группа имеет опыт определенного исторического времени. В социокультурном генезе на фоне ухода старших поколений появляются новые поколенные группы, которые наследуют достижения старших поколений, но применяют их в изменившихся условиях, что обеспечивает процесс преемственности и последовательное развитие общества.
Изменение социально-экономических условий повлияло на возрастную структуру современного общества. Особенностью данной структуры является проживание одновременно четырех поколенных групп, что представляется возможным за счет увеличения средней продолжительности жизни. При этом наблюдается тенденция снижения доли молодых людей за счет процессов депопуляции, что осложняет традиционные процессы межпоколенной преемственности.
Изучая конфигурацию социальных процессов М.Мид [2] выделяет типы культур, основанные на установившихся мепоколенных коммуникациях: постфигуративный, кофигуративный и префигура-тивный.
Постфигуративный тип культуры характеризуется потоком преемственности ценностных ориентаций, который идет от старших поколений к младшим. Данный тип межпоколенных коммуникаций характерен для традиционных обществ и достаточно точно описан в интегративной классической теории поколений.
Основные этапы механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций в традиционном об-
ществе, представляющем постфигуративный тип культуры представлены на рисунке 1[17].
В условиях постфигуративной культуры механизм преемственности ценностных ориентаций предполагает усвоение младшими поколениями норм и предписаний культуры посредством демонстрации старшими поколениями образцов деятельности.
Рисунок 1 - Механизм межпоколенной преемственности в условиях постфигуративного типа культуры
В изменившихся социально-экономических и исторических условиях происходит интерпретация ценностей старшего поколения посредством формирования новых ценностей или актуализации отдельных ценностей в иерархии ценностной системы. Данная трансформация позволяет младшим поколенным группам в той или иной мере адаптироваться к постоянно изменяющейся социокультурной среде. Представленный механизм межпоколенной преемственности обеспечивает сохранение в различных формах базовых ценностей, их оценку, качественное преобразование и дальнейшую трансляцию[19].
Разрушение элементов постфигуративной культуры в процессе научно-технического прогресса, урбанизации, рост массового образования обесценивают опыт прародительских поколений и в результате этого у молодого поколения появляется ориентация на своих современников, что в итоге способствует формированию кофигуративного типа культуры [2]. При этом опыт старших поколений продолжает играть важную роль, так как именно старшее поколение определяет стиль конфигурации. Данный тип культуры характеризуется отсутствием влияния в жизни младшего поколения опыта прародителей, что существенно ослабляет связь с прошлым, но при трансляции культурных ценностей всегда используется традиционный механизм межпоколенной преемственности постфигуративной культуры.
В условиях социальных трансформаций отмечается изменение традиционной межпоколенной преемственности постфигуративной культуры и происходит формирование новых признаков префигуративной культуры, несмотря на то, что ментальные установки и ценности не могут исчезнуть в одном поколении. По инерции старшее поколение продолжает их транслировать младшим поколениям, но при этом опыт старших не обеспечивает молодому поколению образцов поведения в изменившихся социальных условиях. Данный опыт старших поколений отторгается, возникает конфликт поколений.
Молодое поколение вырабатывает адаптивное поведение к социально-экономической ситуации. В результате в процессе трансформации младшие поколенные генерации вырабатывают ценности, адаптированные к социокультурной ситуации и начинают их транслировать старшим поколениям, так как и старшее поколение уже не может руководствоваться прежним опытом, который становиться бесполезным в новых условиях.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29)
391
Shnurenko Tatiana Ivanovna PECULIARITIES OF DISPLAY .
psychological science
Особенностью префигуративного типа культуры является наличие обратного информационно-ценностного потока, который направлен от младшего поколения к более старшим генерациям. В этом случае опыт младших поколений, полученный в процессе адаптации и интерпретации ценностей и опыта старших поколенных групп оказывает влияние, а впоследствии и принимается старшими поколениями.
Механизм межпоколенной преемственности в условиях префигуративного типа культуры представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Механизм межпоколенной преемственности в условиях префигуративного типа культуры
В условиях префигуративной культуры механизм межпоколенной преемственности видоизменяется за счет отвержения младшим поколением транслируемых ценностей старшего поколения. Имея примеры и образцы социокультурного наследия, младшее поколение посредством интерпретации и выбора осуществляет трансформацию ценностных устоев общества, которые не обеспечивают адаптационных процессов в новых социокультурных условиях. Социальные трансформации изменяют сознание людей и сложившиеся взаимоотношения между поколениями современников, которые выходят за границы простой трансляции ценностных ориентаций. В результате данных процессов начинают формироваться процессы взаимообмена.
Префигуративный тип межпоколенных взаимодействий предполагает, что постепенно молодое поколение становится образцом процесса социальной адаптации для старших поколений к новым социокультурным реалиям. В эпоху сетевого общества и цифровых технологий старшее поколение не успевает осваивать достижения научно-технического прогресса. В ряде отраслей профессиональные знания старших поколенных групп устаревают, проявляются признаки префигуративной культуры, когда старшие начинают учиться у младших, но какие бы трансформации ценностных ориентаций не осуществляла молодежь, они всегда основаны на ценностях культуры, являющихся базовыми. Узнавание, усвоение и развитие этих ценностей может осуществляться и в интуитивной форме, т.е. ситуациях опосредованного общения и влияния искусства, литературы, средств массовой информации, образования, традиций, религии и т.д. [18].
При этом необходимо учитывать действие двух векторов механизма: преемственности ценностей и их изменчивости. Особенностью ценностной структуры младшего поколения является ее неустойчивый характер, что не исключает возможность целенаправленного воздействия. В период социокультурных трансформаций, когда опыт и ценности старших поколений подвергаются переосмыслению младшим поколением, существует вероятность влияния на ценностное поле молодежи различных стихийных факторов, политических, идеологических и экстремистских организаций. В условиях напряженной политической ситуации в мире, объявление России угрозой мировому сообществу важным является сохранение единства народа на уровне базовых
ценностей, которые способны интегрировать различные поколения [19].
В связи с этим процесс социальной адаптации не может проходить без субъекта управления, без учета и оценки молодежной политики, без организации опережающего обучения и воздействия на ценностное поле молодежи, на организацию совместных социальных практик, способных консолидировать различные поколенные группы, на преодоление проявления элементов эйджизма в отношении старшего поколения и в сохранении и формировании консолидирующих ценностей поколенных групп [20].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, межпоколенческие отношения представляют важнейшую часть культуры как традиционного, так и современного общества. В системе культуры любого общества они занимают особое место, а изучение взаимоотношений между поколенными группами представляет актуальную исследовательскую задачу. Межпоколенное взаимодействие требует дальнейшего научного осмысления, т.к. оно обеспечивает формирование ценностного фундамента в виде базовых ценностей народа в условиях обучения и воздействия на ценностное поле молодежи посредством изучения ценностных ориентаций младшей поколенной группы и проведения активной молодежной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Lorenz О. Die Geschichtswissenschaft in Hauptrichtungen und Aufga-ben. I Teil. Berlin, 1886. S.299.
2. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями //Мид М. Культура и мир детства. М., 1983 С. 322-361.
3. Маrkuze G. Essay on liberation. М., 1969. Р103.
4. Фойер Л. Конфликт поколений.. Нью Йорк, 1969.С.234.
5. Парсонс Т. О построении теории социальных систем: интеллектуальная биография// Система современных обществ. М., 1998. С.210-268.
6. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М..204.-474 с.
7. Бабосов Е.М. Динамика ценностных ориентаций в трансформирующемся обществе. М., 2001. -160 с.
8. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социологические исследования.- 2002.-№1.- С. 96-105.
9. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / тст. Ю.Левада, Т.Шанин. М.: Новое литературное обозрение, 2005.328 с.
10. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company.
11. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах //Культурология. ХХ
12. век: Антология. М.: Юрист, 1995.
13. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: пер. с исп./ Сост., пре-дисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. М.: 1997.
14. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций М..-К.: «REFL-book»-<MCA»,1884.-656 с.
15. Дидро Д. Сочинения в двух томах. Т. 2. М. 1991. 572 с.
16. Маркс, К. Немецкая идеология. Соч. Изд. II/М., 1955.- С. 45.
17. Манхейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений -состязательность - экономические амбиции /пер. с англ. Е. Я. Додина; отв. ред. Л.В. Скворцов. М.: ИНИОН РАН, 2000.- 162 с.
18. Шнуренко Т.И. Особенности функционирования механизма межпоколенной преемственности//Вестник Челябинского государственного педагогического университкта.-2018.-№2.-С.150-163.
19. Садыкова Х.Н. Базовые ценности молодежи: межпоколен-ческий подход // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2010. — № 1 — С. 63-65.
20. Шнуренко Т.И. Ценностные ориентации молодежи как основа духовной безопасности России // Система ценностей современного общества: сборник материалов XLII Международной научно-практической конференции.-Новосибирск: издательствоЦРНС, 2015.- С. 117-120.
21. Шнуренко Т.И. Формирование ценностных ориентаций студенчества: поколенный подход// Современные проблемы и технологии обучения истории: материалы научно-практического семинара в рамках Всероссийской конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования.-Воронеж: ВГПУ.2010.-332с.
Статья поступила в редакцию 08.08.2019
Статья принята к публикации 27.11.2019