Научная статья на тему 'МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
844
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистякова Д. П.

В статье рассматриваются вопросы межпоколенных отношений с позиции конфликтогенности и преемственности поколений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Следовательно, России нужная стратегия опережающего интеллектуально-инновационного развития. Именно она может обеспечить справедливые и равные возможности для всех народов (народностей) в плане генерирования новых технологий, знаний, новой информации как первоидеи любого развития - мирового, национального или регионального. От уровня образования, науки, их эффективной интеграции зависят в настоящее время все атрибуты информационного общества, а также компоненты информационной экономики [4]. Для России развитие общества, где информация будет предметом и результатом творческого, высокоинтеллектуального труда, должно стать стратегическим направлением.

Список литературы:

1. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (по материалам форума в рамках третьих махмутовских чтений) // Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology&Society). - 2011. -Т. 14. - № 1. - С. 375-379.

2. Колин К.К. Будущее информатики в XXI веке: российский ответ на американский вызов // Открытое образование. - М., 2006. - № 2. - С. 73-77.

3. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // «А1тата1ег» (Вестник высшей школы). 2010. - № 6. - С. 27-30.

4. Макарян А.С. Глобализация и человеческий потенциал: демографическое измерение. Международный аспект / А.С. Макарян. науч.ред. И.М. Братищев. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2013. - С. 19-21.

5. Плетнев М.В. Интеллектуальный потенциал информационного общества: проблемы непрерывного и последипломного образования / М.В. Плетнев // Весник Луганського национального университета имени Тараса Шев-ченка - 2012. - № 22 (3). - С. 274-281.

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Чистякова Д.П.1

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск

В статье рассматриваются вопросы межпоколенных отношений с позиции конфликтогенности и преемственности поколений в современном обществе.

Ключевые слова межпоколенные отношения, конфликт поколений, преемственность поколений.

1 Аспирант кафедры Социальных коммуникаций и социологии управления.

В статье рассматриваются вопросы межпоколенных отношений как одного из существенных факторов развития и функционирования общества. Особенную актуальность эти вопросы приобретают сегодня в условиях транзитивного общества. Современные темпы общественных, культурных, профессиональных изменений являются столь быстрыми, что мы уже не можем как раньше обращаться к опыту предыдущих поколений, а вынуждены принимать самостоятельные, нестандартные решения. «Изменяя наше отношение к окружающим нас ресурсам, сильно расширяя диапазон перемен, мы безвозвратно порвали с прошлым. Мы отрезали себя от старых способов мышления, восприятия и адаптации» [9, с. 29]. Эти тенденции находят отражение в изменении демографической ситуации в стране, изменении иерархии ценностей молодого поколения. В этой связи, теряется генеалогическое самосознание индивидов, исчезает потребность в исследовании опыта предыдущих поколений. Поэтому изучение межпоколенных взаимодействий как модели стабилизации развития общества и отношений между его представителями приобретает особую значимость.

Современное научное знание рассматривает эти взаимодействия в контексте участия в них молодежи. Это подтверждается и на ассоциативном уровне: говоря о межпоколенных отношениях, мы представляем такие категории как конфликт отцов и детей, деградацию молодого поколения, его распущенность и т.д.

Для изучения этих отношений современные ученые используют два подхода: структурно-функциональный и конфликтологический.

В рамках первой парадигмы отношения поколений являются производными от социальных отношений. Тогда, обращаясь к основным характеристикам социальных отношений, мы делаем вывод о том, что взаимодействие поколений основывается на сходстве ценностных ориентаций, образа жизни, психологических черт и т.д. Выделение такого большого числа структурных элементов взаимодействия, учитывая современные реалии, говорит о высокой вероятности конфликтов.

Интеграция результатов исследования ФОМ «Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения» [10] и исследования Т.Л. Крюковой «Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта» [5] показала большое число «межпоколенных разрывов». В табл. 1 представлены 8 положительных и отрицательных качеств молодежи и старшего поколения по данным этих исследований.

Как показывают данные табл. 1, среди черт старшего и молодого поколения встречаются строго противоположные: активность молодежи - пассивность старшего поколения, заботливость против безответственности молодежи, независимость - надоедливость старшего поколения и т.д. Такие несовместимые качества, выделяемые с позиции структурно-функционального подхода, и являются причинами конфликтов «отцов и детей».

Таблица 1

Основные отрицательные и положительные черты молодежи и старшего поколения по материалам обоюдных опросов

^^^^^^ черты поколение^^^ положительные отрицательные

молодежь - «продвинутость» (владение современными технологиями) - информированность - независимость - уверенность - активность - целеустремленность - развитость - образованность - наглость - невоспитанность - безответственность - меркантильность - отсутствие патриотизма - вредные привычки - стремление к легкой жизни - агрессивность

старшее поколение - доброта - заботливость - спокойствие - уверенность - мудрость - опытность - общительность - трудоспособность - агрессивность(грубость) - равнодушие - высокомерие - жадность - наглость - пассивность - надоедливость - «постоянное стремление поучать»

Обращаясь к вышеупомянутой концепции участия молодежи, используя обыденный опыт, мы с легкостью можем выделить причины конфликтов: ориентация молодежи на получение материальных благ, разница в распорядке дня, индивидуализм, разрушение семейных связей и т.д. Таким образом, структурно-функциональный подход приводит нас к выводу о кон-фликтогенности межпоколенных отношений, которые характеризуются отсутствием готовности старшего поколения воспринимать молодежь в качестве субъекта социального взаимодействия, использовать ее опыт адаптации к существующим условиям.

Причины этих разногласий рассматриваются в конфликтологических концепциях. Так, французский психоаналитик Ж. Мандель привнес идею «кризиса поколений», которая связана с тем, что молодежь полностью отвергает отца как образец и отказывается от своего социально-культурного наследства. Последователями данной концепции ссылаются на современные процессы разрушения патриархальных основ в семье и в обществе.

Интересную теорию происхождения вражды между поколениями высказал исследователь этологии К. Лоренц. Он характеризует современное общество как массовый невроз, связанный с тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствием и заботами. Лоренц К. полагает, что в настоящее время отсутствует большая часть забот (например, для обеспечения выживания), и, как следствие - гедонизм, нетерпеливость и леность, которая сопровож-

дается эмоциональным и духовным оскудением. Эту же проблему выделял и Ортега-и-Гассет: «Молодость, как таковую, всегда защищали от тяжести свершений, она жила в долг. По-человечески, так и должно быть. Это якобы право ей снисходительно и ласково дарят старшие. И как же надо было одурманить ее, чтобы она действительно стала считать это своим заслуженным правом?» [7, с. 349].

Вновь обращаясь к таблице 1, мы можем выявить негативные последствия «отсутствия забот» и у современной молодежи: невоспитанность, безответственность, отсутствие патриотизма, стремление к легкой жизни.

Однако можем ли мы говорить о полнейшей деградации молодого поколения? О непреодолимом межпоколенном конфликте? Или же мы просто столкнулись с изменениями в общественной жизни, где прежние ценности потеряли свою актуальность?

Отвечая на эти вопросы мы готовы согласиться с мнением И.М. Ильинского, что «налицо не конфликт, а разрыв поколений... Социальные ценности, которыми жили прежние «советские поколения», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили свой практический смысл и в силу этого не могут быть унаследованы «детьми», поскольку непригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни» [4, с. 57].

Эту теорию «разрыва» поколений можно «наложить» на антропо-культурологическую концепцию преемственности поколений М. Мид. Согласно ее представлениям, в истории человечества следует различать три типа культур: постфигуративную, в которой молодое поколение перенимает опыт у предыдущего (например, «советские поколения»); кофигуративная, где молодое и взрослое поколение учатся у своих ровесников (поколение 90-ых); префигуративное - когда взрослое поколение учится у молодого (современное время).

Казалось бы, чему старшее поколение может научиться у младшего? Проведенное в 2009 году исследование «Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности» [11, с. 5] показало, что 79 % испытуемых старшего поколения осознают значимость научно-технического прогресса, и в связи с этим готовы к обучению у молодежи различным инновациям.

В работе «Диагноз нашего времени» К. Манхейм называет такой тип общества динамичным. «Поскольку они ориентированы на развитие новых возможностей, для них неприемлем геронтократический сценарий существования. Главной опорой развития динамичных обществ является молодежь» [6, с. 444].

В связи с этим важным нам представляется вывод о том, что современная молодежь является активным субъектом межпоколенных взаимодействий.

А, значит, мы должны понимать, что современные межпоколенные отношения - это субъект-субъектная деятельность, участниками которой яв-

ляется старшее поколение как носители консервативных традиций и молодежь, с ее новаторским взглядами. Такая ситуация сама по себе является конфликтогенной, и поэтому наша цель - создание диалога между поколениями, развитие толерантности, нахождение компромиссов.

Список литературы:

1. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. - № 10. - С. 42-48.

2. Грязнова Ю.Г. Конфликтогенность межпоколенного взаимодействия в культуре современного российского общества [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ konfliktogennost-mezhpokolennogo-vzaimodeystviya-v-kulture-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 21.04.2016).

3. Игнатова Т.В. Преемственность и конфликт поколений [Электронный ресурс] // Образование и общество. - 2005. - № 3. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru/3_2005/100.html (дата обращения: 21.04.2016).

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 694 с.

5. Крюкова Т.Л. Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. - № 2 (2). - Режим доступа: Шр:/^у-study.ru (дата обращения: 21.04.2016).

6. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Говорящая книга, 2010. -746 с.

7. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 587.

8. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России / М.В. Старчикова // Социологические исследования. - 2012. - № 5 (337). - С. 140-144.

9. Тоффлер Э. Шок будущего. - М: АСТ, 2001. - 558 с.

10. ФОМ: Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/blogs/11747 (дата обращения: 21.04.2016).

11. Шнуренко Т.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Курский. гос. университет. - Курск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.