14 (56) - 2011
Вопросы экономики
УДК 378.1
особенности проявлений
закона синергии в процессе
стратегического развития университетского комплекса
региона
П. Н. ЗАХАРОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и стратегического управления Е-mail: [email protected] Владимирский государственный университет
Обоснована актуальность формирования организационных механизмов, обеспечивающих взаимодействие системы образования и экономики региона. Рассмотрены вопросы повышения синергии как результата стратегического развития университетского комплекса региона. Отражена координирующая роль университетского комплекса в процессе стратегического развития экономики региона.
Ключевые слова: экономика региона, разрыв, связь, наука, практика, образование.
Общей тенденцией развития отечественных и зарубежных социально-экономических систем является обострение конкуренции между странами, регионами и организациями. Особенностями современной конкуренции является борьба не только за существующие рынки, но и за будущие возможности, связанные с формированием новых рынков. С этой точки зрения ключевая роль в повышении уровня конкурентоспособности принадлежит интеллектуальному лидерству организации, возможному только при наличии высококвалифицированного персонала. Основным звеном, обеспечивающим подготовку специалистов высокого профессионального уровня, являются высшие учебные заведения (университеты).
При этом следует отметить, что современная российская система образования недостаточно интегрирована с реальным сектором экономики и имеющимися технологическими укладами. Данный аспект проявляется как в подготовке специалистов, не востребованных на рынке труда, так и в перегруженном теоретическим обучением, излишне схоластическом процессе обучения студентов. Успешное решение задачи по обеспечению экономического роста в России требует интеграции системы образования и экономики, а также слияния академической науки с практикой ведения бизнеса и технологическими укладами.
Указанные процессы протекают на фоне смены централизованной экономики рыночной. В настоящее время региональная рыночная экономика находится в стадии формирования региональных альянсов и кластеров [1]. Решение задачи достижения высоких темпов экономического роста возможно только при условии эффективного использования ограниченных ресурсов. Реализация инновационного развития возможна с точки зрения достижения эффекта синергии, проявляющегося в качественном отличии свойств целого и суммы свойств элементов. Синергетика как динамично развивающееся междисциплинарное направление
Вопросы экономики
14 (56) - 2011
науки позволяет рассчитывать на успешное решение этой проблемы [2, 3].
Формирование организационных механизмов, обеспечивающих взаимодействие системы образования и реального сектора экономики, представляет собой проблему, решение которой актуально и значимо для всех регионов страны.
Общие вопросы стратегического управления развитием социально-экономических систем достаточно подробно освещены в многочисленных научных публикациях как отечественных (О. С. Вихан-ского, А. Т. Зуба, А. Л. Гапоненко, Ю. Н. Лапыгина и др.), так и зарубежных (Г. Минцберга, М. Портера, Дж. А. Пирса, Ф. Котлера, Дж. Коллинза, И. Ансоффа, Д. Нортона, Р. Кап-лана, А. Стрик-ленда) специалистов.
Однако, несмотря на наличие значимого количества работ в указанном направлении, следует отметить тот факт, что системно вопросы повышения синергии в экономике региона за счет формирования университетского комплекса в научной литературе не прорабатывались.
В статье обосновывается системообразующая роль университетского комплекса для обеспечения синергетического эффекта в процессе стратегического развития экономики региона. Для этого необходимо решить три основные задачи:
- выделить принципиальные изменения в структуре региональной экономики, произошедшие за период экономических реформ;
- определить особенности развития университетов как субъектов региональной экономики;
- оценить характер взаимодействия существующей системы образования и экономики региона.
В качестве объекта исследования выступает экономика региона (Владимирской области) как сложной социально-экономической системы. Предмет исследования составляет взаимодействие системы образования и экономики региона.
В качестве основы для периодизации развития экономики региона можно выделить три этапа:
- дореформенный период;
- период вхождения в рыночную экономику (1992-1998 гг.);
- период экономической стабилизации и закрепления рыночных отношений. Дореформенный период характеризовался тем,
что основные потребности экономики региона обслуживались системой отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ). Основными результатами вхождения
в рыночную экономику явились принципиальные изменения отраслевой структуры региональной экономики, связанные с изменением структуры собственности в результате массовой приватизации 1991-1994 гг., а также разрушение отраслевой прикладной науки. При этом следует отметить тот факт, что высшие учебные заведения в это время трансформировались в полноправных участников, субъектов рыночной экономики, получив значительную свободу в осуществлении хозяйственной деятельности.
В соответствии с данными Владимирского областного комитета государственной статистики, в 1999 г. научные исследования и разработки выполняли 40 предприятий и организаций, что на 25 % меньше, чем в 1990 г. В 2008 г. насчитывалось только 30 научных организаций всех форм собственности.
Основным фактором снижения числа научных организаций является прекращение научно-технических работ в проектных и проектно-изыскатель-ских организациях.
Численность научных кадров по состоянию на 1 января 2000 г. составила 9 925 чел., что в 1,8 раза меньше чем в 1990 г. В 2008 г. численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 7 075 чел.
При этом необходимо указать на положительную динамику основных показателей, характеризующих уровень развития системы образования Владимирской области. К числу таких показателей автор относит число студентов на 10 тыс. чел. населения.
Приведенные сведения свидетельствуют о разрыве между уровнями развития научных организаций и высших учебных заведений региона. Поэтому возникают объективные предпосылки формирования университетского комплекса как интегрирующей научно-образовательной системы, ориентированной на обеспечение стратегического развития экономики региона.
Необходимо отметить тот факт, что в современной экономической науке существуют различные точки зрения на то, какие факторы являются базовыми для устойчивого развития региональной экономики. Традиционно вопросы развития экономики региона основываются на понятии «точек роста» («локомотивов развития»), которыми могут быть крупные предприятия, наиболее мощные в экономическом отношении муниципальные образования региона, приоритетные отрасли экономики. Соответственно, приоритетное инвестирование указанных направле-
14 (56) - 2011
Вопросы экономики
Дуальные связи ------ Синтезирующие связи
-► Бинарные связи
Место университетского комплекса региона в системе «власть — бизнес — общество»
ний, согласно распространенному мнению, позволит обеспечить рост экономики региона и поднять депрессивные муниципальные образования, депрессивные предприятия и отрасли экономики региона. Можно отметить тот факт, что формирование «точек роста» может иметь как позитивные, так и отрицательные последствия. К числу последних можно отнести как вероятность возникновения стратегических просчетов, так и возможное увеличение разрыва между динамично развивающимися и депрессивными субъектами экономики региона.
С этой точки зрения существуют альтернативные варианты обеспечения стратегического развития экономики региона, к числу которых следует отнести формирование и развитие университетского комплекса региона. Актуальность этого процесса подтверждается решениями, принимаемыми органами управления на федеральном и региональном уровнях.
В частности, здесь можно отметить утвержденную распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы». В этом документе отмечается, что в связи с формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, а также в силу демографических причин нуждается в существенном обновлении сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследова-
тельских университетов. Кроме того, предусмотрена поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов. В оценке эффективности программы заложен синергетический эффект от внедрения новых подходов, методик и технологий на всех уровнях системы образования путем инвестиций в научно-исследовательские проекты и проекты по внедрению этих работ, а также за счет использования принципов программно-целевого подхода и управления, направленного на результат.
По мнению автора статьи, университетский комплекс региона — это образовательная сеть, встроенная в экономику региона так, чтобы обеспечить как рост конкурентоспособности региона в целом, так и самой технологической сети образовательных организаций. Формирование университетского комплекса региона предусматривает формирование сети учебных заведений (дошкольные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), а также научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, консалтинговых и венчурных фирм.
Гносеологически университетский комплекс направлен на реализацию функции взаимодействия, поэтому можно сформулировать возможность реализации координирующей функции в процессе стратегического развития региона. Координирующая роль университетского комплекса в процессе стратегического развития региона может быть обоснована с позиции теории стейкхолдеров (stakeholder — группа влияния, держатели интересов).
В приведенной схеме взаимодействия стейкхолдеров (рис. 1) можно выделить три вида связей, отражающих взаимодействие элементов этой системы:
- дуальные связи (университетский комплекс (УК) — власть; УК — бизнес; УК — общество);
- бинарные связи (УК — «власть и бизнес»; УК — «власть и общество»; УК — «бизнес и общество»);
Вопросы экономики
14 (56) - 2011
- синтезирующие связи (УК — власть и общество; УК - власть и бизнес; УК - бизнес и
общество).
Рассмотрим наиболее важные (дуальные) связи в приведенной системе взаимоотношений. Практика показывает достаточно слабые связи органов власти и университетского комплекса региона в части использования имеющегося научного потенциала, что приводит к потере потенциала как для самих органов власти, так и для организаций, входящих в состав университетского комплекса региона. В существующей институциональной среде организации университетского комплекса региона могут участвовать в конкурсном финансировании на общих основаниях.
Вместе с тем университетский комплекс региона может выполнять поисковые исследования в части выполнения прогнозных оценок, разработки стратегий социально-экономического развития, наполнения содержанием указанных стратегий в части разработки проектов и программ регионального развития. Комплекс обладает преимуществами по сравнению со сторонними организациями в части обеспечения дешевой рабочей силой (практики и стажировки студентов, аспирантов и докторантов), высоким интеллектуальным потенциалом профессорско-преподавательского состава, качеством и быстротой выполнения поисковых исследований. Это подтверждается положениями Федерального закона от 02.08.2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», направленного на формирование пояса малых предприятий вокруг университетов».
При определении характера связей органов власти и общества университетский комплекс региона может выполнять все виды опросов, анкетирования и других форм социологических исследований. Во взаимодействии органов власти и бизнеса университетский комплекс может рассматриваться
как участник частно-государственного партнерства. Взаимодействие бизнеса и общества описывается понятием корпоративной социальной ответственности, здесь также может быть учтен экологический аспект. Кроме того, университетский комплекс региона является основой для развития бизнес-инкубаторов как формы расширения предпринимательского потенциала населения региона.
В целом прямые связи между университетским комплексом и ключевыми стейкхолдерами направлены на решение основных проблем интересующих власть, бизнес и общество.
Результат функционирования университетского комплекса региона может быть показан в двух выражениях. Прежде всего, стратегическое развитие университетского комплекса региона обеспечивает рост эффективности региональной экономики за счет мультипликации знаний и превращения знаний в основной фактор развития региональной экономики. Второе проявление эффективности состоит в том, что университетский комплекс как совокупность организаций сам является подсистемой региональной экономики. Стратегическое развитие университетского комплекса означает одновременный рост эффективности этой подсистемы региональной экономики.
Выстраивание прямых связей университетского комплекса и групп влияния в регионе является основой достижения положительного синерге-тического эффекта как в части синергии первого уровня, так и синергии второго уровня как фактора укрепления взаимодействия внешнего контура в системе «власть - бизнес - общество».
Список литературы
1. Лаврикова Ю. Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
2. Лесков Л. В. Синергизм: философская парадигма XXI века. М.: Экономика, 2006.
3. Лесков Л. В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. М.: Экономика, 2005.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
V_У