Научная статья на тему 'Кластерная политика в регионе'

Кластерная политика в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СИНЕРГИЯ / КЛАСТЕР / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SYSTEM / SYNERGY / CLUSTER / STRATEGY / REGION / NETWORK STRUCTURE / MANAGEMENT STRUCTURE / SOCIO -ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапыгин Денис Юрьевич

В части уточнения существующих сценариев развития региона предложено выстроить инновационные перемены на основе построения сети региональных кластеров. Специфика региона определяет перечень возможных кластеров. Взаимодействие кластеров между собой позволяет получить синергический эффект, который усиливает синергию каждого кластера в отдельности. Формирование сети региональных кластеров создает новую ситуацию в управлении экономикой региона, когда часть полномочий администрации области в части координации и регулирования процессов социально-экономического развития региона может взять на себя руководство сети региональных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster Policy in the Region

Part clarifies existing scenarios in the region to build innovative changes proposed by constructing a network of regional clusters. A specific of the region determines the list of possible clusters. Interaction between the clusters allows obtaining a synergistic effect which enhances the synergy of each cluster separately. Formation of a network of regional clusters creates a new situation in managing the economy of the region, when some of the powers of the regional administration in the coordination and management of the processes of socio economic development of the region can take over management of a network of regional clusters.

Текст научной работы на тему «Кластерная политика в регионе»

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

Лапыгин Денис Юрьевич (к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент»)

Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Владимир, Российская Федерация)

lapygin_denis @ mail.ru

Аннотация

В части уточнения существующих сценариев развития региона предложено выстроить инновационные перемены на основе построения сети региональных кластеров. Специфика региона определяет перечень возможных кластеров. Взаимодействие кластеров между собой позволяет получить синергический эффект, который усиливает синергию каждого кластера в отдельности. Формирование сети региональных кластеров создает новую ситуацию в управлении экономикой региона, когда часть полномочий администрации области в части координации и регулирования процессов социальноэкономического развития региона может взять на себя руководство сети региональных кластеров.

Ключевые слова: система; синергия; кластер; стратегия; регион; сетевая структура; структура управления; социально-экономическое развитие.

Дополнительные сведения:

УДК 332.142 ГРНТИ 06.56.31 JEL Code О21

Статья получена 23.03.2014 Статья принята 30.04.2014

© Lapygin D.Y.Paper ID # 11/2014/3-p

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: РВДВЕЕМУ, ТЕШЕКСП, РЕК8РЕКТ1УУ, vol.11 : 2, 2014

Введение

Вопрос о формировании кластерной сети возник в связи с созданием ОАО «Корпорация развития Владимирской области». В данном случае комплекс кластеров, или региональная сеть является региональной структурой, где инфраструктура кластера объединяется и формирует самостоятельный инфраструктурный кластер.

В результате объединений организаций в систему возникает синергический эффект, который обеспечит региональным кластерам конкурентное преимущество. Это будет проявляться в повышении качества труда и производительности, а также решение проблем всего региона будет происходить на инновационном уровне.

При достижении целей развития региона кластерная политика станет одним из ключевых инструментов экономического развития региона, где кластеры обозначатся точками экономического увеличения.

Вероятное формирование внештатного кабинета министров в реальном секторе экономики позволит ему принимать участие в управлении социальным развитием региона наравне с государственными органами власти.

Нами выделена первоочередность следующих региональных кластеров: агропромышленные, энергетические, транспортно-логистические, туристские, промышленные (стекольный, машиностроительный, текстильный,

лесопереработки, переработки торфа), биотехнологический, фармацевтические, научно-образовательные, нанотехнологический и т.д.

Направления развития региона

В соответствии с государственной стратегией (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), направленной на всестороннее укрепление позиций Российской Федерации, обеспечение ее безопасности, достижение качественных изменений в экономике и социальной сфере, приоритетами региональной политики (Лапыгин Ю.Н., 2014) становится переход к инновационному развитию, которое может обеспечить кардинальный рост производительности труда.

Инвестиции в человеческий капитал содействуют реализации трех направлений, в которых определены ключевые задачи, а именно: (см. рис.1):

- организация равных потенциалов;

- вырабатывание мотивационных поводов к инновационности;

- повышение производительности труда;

- подъем эффективности экономики и конкурентоспособности продукции.

© Lapygin Э.У.Рарег ГО # 11/2014/3-р

Рисунок 1. Направления развития

І88К 2222-6532 шшш.шееопошіе8. о^

© Lapygin Э.У.Рарег ГО # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

80УКЕМЕККАА ЁК0ШМ1КА: PR0BLEMY, ТЕШЕКСП, РЕК8РЕКТ1УУ, vol.11 : 2, 2014

Центральным местом в этом процессе может стать развитие малого и среднего бизнеса, а также формирование региональной инновационной системы, опирающейся на государственные и частные институты.

Во Владимирской области стержнем региональной инновационной системы может стать ОАО «Корпорация развития Владимирской области» (далее «Корпорация развития») (Постановление Губернатора Владимирской области от 27.12.2013 №1500 «О создании открытого акционерного общества «Корпорация развития Владимирской области»), которая объединит технологически связанные между собой предприятия области (логистические, сельскохозяйственные, промышленные, туристские и т.п.), образуя социальноэкономическую основу развития региона.

Вторым направлением может стать создание инструментов самоорганизации населения и бизнес-сообществ, деятельность которых будет направлена на воспитание в обществе культуры самоуправления, для совместного решения возникающих проблем, и, соответственно, укрепления конкурентоспособности Владимирской области.

Формирование региональных кластеров дает возможность получить ряд преимуществ в отраслях, традиционных для области. Находящиеся в хозяйственном обороте водные ресурсы, процесс переработки древесины способствуют развитию конкурентоспособности.

Третье направление проявляется в формировании институциональной среды развития области как в части новых законодательных актов и правил взаимодействия, так и в части новых институтов на рынке земли и финансовом рынке, бюджетных отношений и форм государственного регулирования, стратегического планирования и инновационного развития (Ю.Н., 2005).

При этом по оценкам стейкхолдеров (Лапыгин Ю.Н., 2014), стратегически значимым принципом развития региона выступает обеспечение развития области через развитие малых городов и монопоселков, которых в регионе более 40.

Стратегия инновационного развития

Стратегия инновационного развития Владимирской области по определению должна предвидеть возможные изменения деятельности социально-экономических систем региона. В то же время динамичное изменение внешней и внутренней среды развития региона требует системной корректировки стратегии развития области и хозяйствующих субъектов, направленной на обеспечение эффективности в будущем и достижение заданных целевых ориентиров (Указ Губернатора Владимирской области 2009).

Системную корректировку стратегии регионального развития может выполнить «Корпорация развития» или научно-образовательный кластер региона, который выступит в роли аккумулятора и транслятора инновационных решений в хозяйствующие субъекты области.

Рост экономической эффективности и повышение конкурентоспособности производимой продукции должны быть обеспечены подключением 188К 2222-6532 www.meconomics. о^

© Lapygin Б^.Рарег 1Б # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0ШМ1КА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014 «Корпорации развития» к диагностике проблем иных кластеров области для последующей подготовки инновационных решений и оказания помощи в реализации инноваций (Ю.Н., Инновационный менеджмент., 2012).

Модернизация экономики и создание высокотехнологичных предприятий с кратным ростом производительности труда невозможны без высококвалифицированных кадровых ресурсов, что требует создания областной системы непрерывного образования работников всех отраслей, всех форм собственности и всех профессий. Система образования также должна стать инновационной, мобильность и творчество которой будет обеспечено формированием научно-образовательного кластера (кластеров) региона (Ю.Н., Образовательный кластер региона (монография), 2008).

Инвестиции в человеческий капитал

Конкурентоспособность экономики региона невозможно обеспечить без реализации человеческого капитала, его потенциала. В этом плане, главной задачей должно стать достижение высокого качества жизни населения. Это:

- создание равных возможностей для людей, условий равного доступа к качественному образованию и медицинскому обслуживанию;

- улучшение демографической ситуации;

- стимулирование здорового образа жизни;

- обеспечение социальной защиты населения, повышение эффективной занятости;

- укрепление материально-технической базы социальной сферы;

- формирование условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

Развитие демографической политики, модернизации образования и здравоохранения, совершенствование пенсионной реформы, социальной помощи, сферы культуры и образования, рынков труда - все это является инвестициями в человеческий капитал (Лапыгин Ю.Н. Б. Е., 2010).

Стержень региональной инновационной системы

Согласно государственной стратегии, к 2020 году доля российских предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40-50 %, а доля инновационной продукции в общем объеме - до 20-25 %. При этом внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться с 1 до 3 % ВВП - в основном, за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку (Владимирская область в цифрах - 2012. Официальные статистические публикации ТОГС ).

Во Владимирской области затраты на НИОКР в 2012 году составили 1,3% ВРП (3725,15 млн. руб. при ВРП - 285622 млн. руб.). Однако численность научных работников, по сравнению с периодом плановой экономики, сократилась вдвое, а средний возраст сотрудников научно-исследовательских организаций увеличился (сегодня доля специалистов в возрасте до 40 лет не 188К 2222-6532 www.meconomics. org

© Lapygin Б^.Рарег 1Б # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0К0М1КА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014 превышает одной трети). Инновационной деятельностью в промышленности занимаются всего около 15 % предприятий. Слабая взаимосвязь научноисследовательских организаций с конкретными производствами и отсутствие опыта коммерциализации высоких технологий также являются серьезными причинами, сдерживающими продвижение инновационных научнотехнических проектов.

Доля наукоемких, высокотехнологичных и безотходных предприятий в области мала, инвестиции частного бизнеса в развитие инноваций недостаточны. Следует добиться максимального приближения прикладной науки к производству, бизнесу, полной ориентации НИОКР на конечный результат и быстрого внедрения новых разработок в производство. Для стимулирования инновационной деятельности необходимо предусмотреть эффективные схемы финансирования НИОКР, в том числе на основе взаимодействия государственного и частного капиталов, грантового финансирования проектов.

Финансирование прикладных разработок из бюджета в объеме 50% проектной стоимости необходимо осуществлять на конкурсной основе и при обязательном софинансировании предприятий (бизнеса). Данные установки сформируют инновационные кластеры в сфере промышленности и услуг.

В целях поддержания инноваций необходимо предусмотреть:

- укрепление инфраструктуры инновационной деятельности, а именно: технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, трансфер технологии;

- введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот;

- формирование кадров из числа технических специалистов для инновационной сферы;

- снижение инновационных рисков в высокотехнологичные проекты и введение их в коммерческую реализацию.

Региональная инновационная система (Ю.Н., Стратегические системы в управлении, 2007) может представлять собой сеть кластеров связанных между собой отношениями кооперации, а объединяющим их комплексом может стать «Корпорация развития».

Например, научно-образовательный кластер, как подсистема региональной инновационной системы, может включать в себя цепочку образовательных учреждений, технопарк и научно-образовательные центры (НОЦ), расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий региона (Ю.Н., Стратегия университета, 2008).

Научно-образовательные центры следует ориентировать на оказание предприятиям комплексных услуг: исследовательских, образовательных,

консультационных. В итоге будет сформирована региональная производственно-научно-учебная сеть. Юридические лица, входящие в сеть будут усиливать потенциал друг друга. Научно-образовательные центры могут обслуживать интересы предприятий, на базе которых они расположены, а также частных предпринимателей, предприятий малого бизнеса и органы местного самоуправления на территории.

© Lapygin Б^.Рарег ГО # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0К0М1КА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014

Технопарк как комплекс, включающий в себя научные, конструкторские и производственные структуры, имеющие информационную и опытноэкспериментальную производственную базы и квалифицированный научный персонал, а также складские и выставочные площади, офисные помещения, может быть создан как консорциум на свободных земельных участках ВлГУ: предприятия вносят прямые инвестиции, университет входит правом пользования земельным участком и т.д.

«Инновационнно-технологический центр», созданный при участии администрации области, сохранив свой статус, вольется в технопарк и получит свое новое развитие.

По мере своего становления предполагается, что консорциум ликвидируется, а бразды правления будут переданы управляющей компании, где университет не будет занимать доминирующего положения.

Отраслевые НИИ, ТПП ВО, КБ, инновационные подразделения региональных кластеров выступают основными участниками региональной инновационной сферы.

В этом случае государственные ресурсы, направляемые на науку, будут использоваться эффективно, и сосредотачиваться на прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.

Важно развивать производства, находящиеся на «переднем крае» технологического развития, для того, чтобы войти в мировой процесс создания добавленной стоимости на верхних его уровнях (5 и 6 технологических укладах) (http://zdesbudetgorodsad.ru/?p=1300, 2013), характеризующихся самой высокой отдачей на вложенный капитал (см. рис. 2). Появятся для жителей Владимирского региона дополнительные рабочие места, возможности создания собственного бизнеса, активизируется система непрерывного образования, переподготовки кадров. Изменятся в лучшую сторону стартовые условия малого бизнеса.

Развитие конкурентных преимуществ

Высокотехнологичные предприятия Владимирской области (предприятия оборонного комплекса) и предприятия, построенные в последние годы за счет инвестиций иностранного капитала, выпускают дорогую качественную продукцию или приемлемую по цене, конкурентоспособную и качественную продукцию (во втором случае) с высокой добавленной стоимостью, изготовленную при высокой производительности труда. Здесь же следует отметить и вновь созданные бизнесы (Постановление Губернатора Владимирской области от 27.12.2013 №1500 «О создании открытого

акционерного общества «Корпорация развития Владимирской области») в рамках проектов Роснано (ЗАО «Русские мембраны Нанотех», ООО «Владполитекс», ООО «Русалокс»).

© Lapygin D.Y.Paper ГО # 11/2014/3-р

4 технологический уклад Массовое производство Автомобили Самолеты

Тяжелое машиностроение Большая химия

технологический уклад Компьютеры Малотоннажная химия Т елекоммуникации Электроника Интернет

6 технологический уклад Б иотехнологии Нанотехнологии Проектирование живого Вложения в человека Новое природопользование Роботехника Новая медицина

Высокие гуманитарные технологии Проектирование будущего и управление им

• Технологии сборки и уничтожения социальных субъектов

Рисунок 2. Содержание технологических укладов

Концептуально важно, чтобы предприятия, выпускающие

высокотехнологичную продукцию, доминировали в структуре экономики Владимирской области. Отчасти этот вопрос решается созданием отраслевых и межотраслевых кластеров с участием «Корпорации развития», отчасти -вхождением в государственные приоритетные программы и формированием региональной инновационной инфраструктуры.

Кластерная политика (Ю.Н., Региональные альянсы и кластеры, 2006) может стать одним из основных инструментов достижения целей социальноэкономического развития региона, в котором кластеры станут точками экономического роста.

Объединение и сотрудничество организаций в рамках кластерных структур (а также ассоциаций кластеров как ассоциаций работодателей) позволят разделить высокие затраты и риски инноваций между участниками кластеров, которые не под силу отдельно взятой организации. Снижение издержек на приобретение и распространение знаний и технологий становится возможным благодаря включению в кластер производителей знаний, благодаря кадровой миграции между участниками и непрерывному обучению. Другим преимуществом станет возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона, предоставление адресных льгот определенным группам организаций и отдельным кластерам, имеющим важное значение для экономики Владимирской области.

В рамках кластера должна быть обеспечена прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта, что будет удовлетворять условиям инвестиционной привлекательности. Власти получат возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности вложений, обозначая приоритеты развития региональных кластеров.

В основе формирования кластеров будут лежать договорные отношения и выгоды организаций, объединяющихся в технологическую цепочку.

Координатором, гарантом и третейским судьей в исполнении договорных отношений должна выступать Администрация Владимирской области в лице «Корпорации развития». Корпорация должна быть нацелена на формирование

© Lapygin Э.У.Рарег ГО # 11/2014/3-р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0К0МЖА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014 устойчивых взаимоотношений между участниками кластеров, разработку институциональных основ взаимодействия, оказание содействия в

финансировании и привлечении инвестиций.

Последовательность создания межотраслевых и отраслевых кластеров включает в себя следующие этапы:

- поиск и мотивация потенциальных участников;

- анализ проблем развития и причин их возникновения, определение целей и задач совместной деятельности, определение юридического статуса участников;

- определение специализации и разделения труда, отработка взаимодействия внутри кластера;

- возможное объединение капитала, создание общего бренда.

Обустройство села, его коммуникации с внешней средой,

инновационность сельского хозяйства - все это явление комплексного развития сельского хозяйства, которое не предусматривает всего лишь узкое создание кластеров по предметному принципу, а именно: мясное, молочное, овощное, грибное, ягодное и т.д.

В агропромышленный кластер Владимирского региона вошли предприятия таких направлений как животноводство и растениеводство, переработка продукции, в том числе НИСХИ (г. Суздаль), ВНИИЗЖ (пос. Юрьевец), ВНИИВВиМ (пос. Вольгинский) проектные институты, промышленные предприятия, выпускающие продукцию для животноводства и т.д. Самостоятельный кластер составят крестьянские (фермерские) хозяйства, которые растят урожай для московского мегаполиса. Такие кластеры должны основываться на современных технологиях по всему циклу, т.е. семена, посадка, культивирование, уборка, упаковка и, в конечном итоге, доставка потребителю.

Для проведения единой энергетической политики и в целях согласованной работы энергетической системы Владимирской области необходимо создать энергетический кластер.

Богатые запасы торфа дают возможность восстановления промышленной добычи и переработки торфа с тем, чтобы использовать его в установках по новым технологиям в качестве топлива.

Также торф используется в химической промышленности, парфюмерной и сельском хозяйстве, для чего был создан, в свое время, институт торфа и органических удобрений ГНУ ВНИКПТИОУ (пос. Вяткино), действующий и по настоящее время. Для того чтобы поселковые котельные и миниэлектростанции перевести на торф, потребуется создание КБ по проектированию оборудования и предприятия по его пусконаладочным работам и ремонту.

Необходимость снижения выпускаемой продукции, ограничения по предоставляемой энергомощности, участие в ценовой конкуренции на рынках -внутреннем и зарубежном, всё это свидетельствует о необходимости программы энергоэффективности.

© Lapygin D.Y.Paper ГО # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0К0МЖА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014

Сегмент кластера транспортной системы заключается в строительстве платных дорог, в образовании капиллярной сети дорог, которые будут обеспечивать подъезд к деревням и селам. Это один из главных приоритетов развития Владимирского региона. Чтобы дать импульс инновационному развитию, повысить конкурентоспособность области, необходимо включить транспортную систему в логистические комплексы региона, укрепить транспортный кластер

В транспортно-логистический кластер (468 предприятий и 36 предприятий по обработке грузов, а также 316 предприятий по логистике и организации перевозок) можно включить железнодорожный, автомобильный, речной (на Оке), воздушный транспорт, проектируемый и существующий аэропорт. Кластер могут содержаться транспортные предприятия, таможенные и логистические терминалы, гостиницы, заправки, торговые центры и т.п.

Следующий кластер - туризм (около 200 предприятий) - включает в себя также организации художественных промыслов (лаковая миниатюра, вышивка, ювелирные изделия, ковка холодного оружия и т.д.), эксклюзивные услуги, уникальные товары.

Не исключена возможность создания двух территориальных кластеров, а именно: «Золотое кольцо России», «Владимирское золотое кольцо». Этот большой территориальный кластер может объединить охотничьи угодья и базы рыболовов, клубы воздухоплавателей и гостевые дома для отдыхающих, желающих присоединиться к русскому быту и традициям и экотуризму.

Стекольной промышленности (20 предприятий выпускают изделия из стекла), которая существует уже не одно столетие, необходимо радикальное реформирование. Откуда следует, что при формировании стекольного кластера необходимо создавать консорциум по всемерному обогащению кварцевого песка Великодворского ГОКа, а также организовать оптовые предприятия по закупке материалов. Также имеется необходимость в обмене опытом, повышении квалификации и дополнительном обучении.

Существующие завод по производству пресс-форм для стекольных заводов и НИИ стекла (г. Гусь-Хрустальный) повысят эффективность работников стекольного кластера.

Инновационное лесопользование, восстановление лесов, войдет в деревообрабатывающий кластер, что должно быть отражено в программе глубокой переработки древесины. В него же будут включены лесозаготовительные, деревообрабатывающие и мебельные предприятия области, а также предприятия металлообработки, стекольной, химической промышленности, строительной отраслей.

Для обеспечения программы оборота водных ресурсов необходимо привлекать местное население для создания акционерных обществ своими сбережениями. В программе будет учитываться снабжение населения региона водой из местных источников высокого качества. Существование источников воды высокого качества, а также соседство московского мегаполиса даст возможность конкурентности Владимирской слабоминерализованной воды.

© Lapygin D.Y.Paper ТБ # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0К0МЖА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014 Появится возможность инновационности по упаковке и структурированию воды.

Основу строительного кластера составляют 33 предприятия по выпуску стеновых материалов; 20 предприятий по производству изделий сборного железобетона; 10 предприятий по производству нерудных материалов

(кирпичных заводов). В его составе могут быть коммунальные предприятия, службы по ремонту помещений, три проектных института.

Начальная стадия формирования фармацевтического кластера включает комплексы по НИОКР, производство лекарств и пищевых добавок (см. (Фармацефтический кластер) для животных и человека (группа компаний «Генериум», ЗАО «Лекко», ООО «ЛЭНС-Фарм», ООО «Славянская аптека» -все расположены в поселке Вольгинский Петушинского района Владимирской области). К ним можно присоединить научно-исследовательские институты (ВНИВВиМ и ВНИИЗЖ), сформированную сеть розничной и оптовой торговли. Также здесь могут работать предприятия стекольной и химической промышленности, предприятия транспорта.

В рамках автомобильного кластера в регионе действуют предприятия по выпуску механизмов для автомобилей, на Владимирском моторно-тракторном заводе производят автотракторное оборудование. Но здесь необходимы существенные инвестиции, которые обеспечивали бы формирование кластера, ориентированного на выпуск конечной продукции.

При уникальной разработке масштабного проекта, которая сплотит огромное количество машиностроительных предприятий региона, будет сформирован свой кластер. То же самое произойдет и на предприятиях пищевой промышленности, которых объединяет торговля и логистика.

На рис. 3 наглядно представлена схема управления Владимирского региона, где элементы бизнеса и сообщества от концептуального представления переходят к схеме управления регионом.

В то же время, появление региональных кластеров позволяет поставить вопрос о формировании сети кластеров и последующей их ассоциации (формировании комплекса кластеров), потенциал которых может на 50-60% определять валовый региональный продукт региона.

Сама по себе организационная структура кластера часто напоминает структуру холдинга или матричную структуру управления (см. (Ю.Н., Теория организации и организационное поведение, 2011)). В такой структуре наряду с предприятиями, участвующими в технологическом цикле от получения сырья до изготовления конечной продукции и реализации ее потребителю (а в отдельных случаях и до утилизации морально и физически устаревшей продукции), присутствует и инфраструктура, обслуживающая основной процесс холдинга: юридические, оценочные, страховые, маркетинговые,

инновационные и иные организации. Такие организации, наряду с оказанием услуг предприятиям холдинговой компании, оказывают услуги и иным предприятиям рынка.

В этом плане региональная ассоциация кластеров (комплекс кластеров) становится суперструктурой, в которой рыночная инфраструктура каждого К8К 2222-6532 www.meconomics. org

© Lapygin D.Y.Paper ГО # 11/2014/3^

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

S0VREMENNAA ЁК0К0МЖА: PR0BLEMY, ТЕКБЕКСП, PER8PEKTIУY, vol.11 : 2, 2014 кластера может объединяться и может формировать самостоятельный инфраструктурный кластер.

При таких обстоятельствах возможно сформировать внештатный (региональный) кабинет министров сектора экономики, который будет решать задачи управления социоэкономическим развитием области.

Проектная структура региона дополнится структурой кластеров в секторе управления экономикой области. Что привлекательного в этих условиях? Во-первых, сокращается количество работников администрации региона, или произойдет перераспределение для решения других задач, а это сократит расходы бюджетной сферы.

Во-вторых, администрация региона освободится от административного надзора предприятий области и займется институциональными преобразованиями, созданием условий для исполнения нормативных документов и подготовкой институциональных решений, а также вопросами социальной сферы.

В-третьих, спадет уровень бюрократических решений управления в области, что сэкономит многие составляющие жизненного ресурса.

Заключение

Таким образом, в процессе стратегического развития в социальноэкономической системе региона произойдут перемены, которые будут выглядеть как сценарные разработки перспективного развития. И такой сценарий покажет одно из направлений модификации структуры экономики области, основанной на кластеризации.

Развивая кластерную сеть, возможно создание новой ситуации в управлении социоэкономическим развитием области, при этом административная власть освободится от мелочной опеки подлинного сегмента экономики. Это даст возможность администрации переориентироваться на социальное развитие области.

© Lapygin D.Y.Paper ГО # 11/2014/3^

Рисунок 3. Структура субъектов управления в области

І88К 2222-6532 шшш.шееопошіе8. о^

© Lapygin Э.У.Рарег ГО # 11/2014/3-р

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г.

80УКБМБККАА ЁКОШМЖЛ: PR0BLEMY, ТБШБКСІІ, РБИ8РБКТІУУ, vol.11 : 2, 2014

Список литературы

Владимирская область в цифрах - 2012. Официальные статистические публикации ТОГС // Владимирстат URL: http://vladimirstat.gks.ru.

Лапыгин Ю.Н. Инновационный менеджмент. - Владимир: ВФ РАНХиГС, 2012.

- 286 с.

Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение. - М.: Инфра-М, 2011, 2013. - 329 с.

Лапыгин Ю.Н., Бобкова Е.В., Лачинина Т.А., Макаров П.Ю., Мироедов А.А. Компетенции управленческих команд (монография) - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 252 с.

Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегия в регионе: оценки стейкхолдеров // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2014. -№10. - С. 189-208.

Малинецкий Г. Фрагмент доклада о перспективах РФ. Заокеанское управление будущим. // Русское технологическое общество URL:

http://zdesbudetgoгodsad.гu/?p=1300 (дата обращения: 10.12.2013).

Муниципальное и государственное управление: разработка и реализация стратегии / под ред. Ю.Н. Лапыгина. - Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005. -466 с.

Образовательный кластер региона (монография) / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. -Владимир: Изд-во ВГГУ, 2008. - 166 с.

Постановление Губернатора «О создании открытого акционерного общества «Корпорация развития Владимирской области»» от 27.12.2013 № 1500 // Официальный портал Администрации Владимирской области.

Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.11.2008 г. № 47. Ст. 5489 с изм. и допол. в ред. от 08.08.2009.

Региональное развитие: Владимирская область // ОАО «РОСНАНО» URL: http://www.rusnano.eom/regions/vladimir (дата обращения: 15.11.2013).

Региональные альянсы и кластеры / под ред. Ю.Н. Лапыгина. - Владимир: Владимирская книжная типография, 2006. - 315 с.

Стратегические системы в управлении / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. - Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2007. - 431 с.

Стратегия университета (монография) / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. - Муром: Изд-во МИ ВлГУ, 2008. - 480 с.

Указ Губернатора Владимирской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009 - 2012 годы» от 02.06.2009 № 10 в ред. от 18.06.2012.

© Lapygin D.Y.Paper ГО # 11/2014/3^

У .У СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 11, 2014 г. SOVREMENNAA feKONOMIKA: PROBLEMY, TENDENCII, PERSPEKTIVY, vol.11 : 2, 2014

CLUSTER POLICY IN THE REGION

Lapygin Denys Yurevich

Russian Federation Academy of National Economy and Public Administration under the President

of the Russian Federation (Vladimir branch)

(Vladimir, Russia)

Abstract. Part clarifies existing scenarios in the region to build innovative changes proposed by constructing a network of regional clusters. A specific of the region determines the list of possible clusters. Interaction between the clusters allows obtaining a synergistic effect which enhances the synergy of each cluster separately. Formation of a network of regional clusters creates a new situation in managing the economy of the region, when some of the powers of the regional administration in the coordination and management of the processes of socio - economic development of the region can take over management of a network of regional clusters.

Key words: system; synergy; cluster; strategy; region; network structure; management structure; socio -economic development.

References:

Vladimir Region in Figures - 2012. Official statistical publications territorial bodies of state statistics, viewed 12.01.2014 <www.vladimirstat.gks.ru>.

Lapygin, YN 2010, Innovation Management, Russian Federation Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Vladimir branch), Vladimir.

Lapygin, YN 2011, Organization theory and organizational behavior, INFRA-M, Moscow.

Lapygin, YN, Bobkova, EV, Lachinina, TA, Makarov, GY. & Miroedov AA 2010, Competencies of a management teams (monograph), Vladimir State University ed., Vladimir.

Lapygin, YN, Lapygin DY 2014 ‘Situation in the Region: Stakeholder Assessment’, Sovremennaa ekonomika: problemy, tendencii, perspektivy, vol. 10, no. 1, pp. 189-208.

Malinetsky G 2013, Detail report on the prospects of the Russian Federation. Transatlantic management of the future, Russian Technological Society, viewed

10.12.2013, <http://zdesbudetgorodsad.ru/?p=1300>.

Lapygin, YN (ed.) 2005, Municipal and public administration: the development and implementation of strategy, VlSU, VSPU, Vladimir.

Lapygin, YN (ed.) 2008, Educational cluster of a region, VSHU, Vladimir. Resolution of the Governor 2013, On creation of the Open Joint Stock Company “Corporation Development Vladimir region ”, Vladimir.

The Russian Government 2008, On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020, Disposal of the Russian Government, Moscow.

© Lapygin D.Y.Paper ID # 11/2014/3-p

Regional development: Vladimir region, RUSNANO Corporation, viewed

15.11.2013, < http://www.rusnano.com/regions/vladimir>.

Lapygin, YN (ed.) 2006, Regional alliances and clusters, Vladimir book publishing, Vladimir.

Lapygin, YN (ed.) 2007, Strategic management system, MI VlSU, Murom.

Lapygin, YN (ed.) 2008, The University's strategy, MI VlSU, Murom.

Decree of the Governor of Vladimir Region 2012, On approval of the Strategy for Socio-Economic Development of the Vladimir region until 2027 and the Medium Term Development Plan of the Vladimir region in 2009 - 2012, Vladimir.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Lapygin D.Y.Paper ID # 11/2014/3-p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.