Научная статья на тему 'Особенности проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, изучающими учебную тему: «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие»'

Особенности проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, изучающими учебную тему: «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНФЛИКТЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. / PEDAGOGY / ACADEMIC DISCIPLINE / COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS / INTERPERSONAL INTERACTION / CONFLICTS / PUBLIC SPEAKING / DISCUSSION / MEDICAL ACTIVITY / STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Татьяна Борисовна, Лобажевич Валерий Владимирович, Морозов Борис Викторович

Статья посвящена методическому обоснованию роли общения в профессиональной деятельности медицинских работников. Авторы рассматривают тему общения с пациентами как одну из ключевых составляющих профессиональной подготовки врачей, подчеркивая необходимость формирования у студентов навыков эффективной коммуникации, разрешения конфликтов и публичных выступлений. В методической разработке представлены опыт и методика проведения занятий по теме «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие» в рамках подготовки специалистов здравоохранения. Программа охватывает различные аспекты общения, включая методы и приемы эффективной коммуникации, разрешение конфликтов, ведение дискуссий и публичные выступления. Студенты должны приобрести знания о видах конфликтов, стратегиях поведения в конфликтах, методах разрешения спорных ситуаций, а также правилах ведения дискуссий и публичных выступлений. Программа рассчитана на два зачетных кредита (72 часа) и включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Занятия направлены на развитие у студентов навыков анализа ситуаций общения, установления взаимопонимания, применения речевых и неречевых средств коммуникации, а также разрешения межличностных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Татьяна Борисовна, Лобажевич Валерий Владимирович, Морозов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of conducting classes with students of a medical university studying an educational topic: “Psychology of communication: interpersonal and intergroup interaction”

The article is devoted to the methodological substantiation of the role of communication in the professional activities of medical workers. The authors consider the topic of communication with patients as one of the key components of the professional training of doctors, emphasizing the need for students to develop skills in effective communication, conflict resolution and public speaking. The methodological development presents the experience and methodology of conducting classes on the topic "Psychology of communication: interpersonal and intergroup interaction" in the framework of training healthcare professionals. The program covers various aspects of communication, including methods and techniques of effective communication, conflict resolution, discussion and public speaking. Students should acquire knowledge about the types of conflicts, strategies of behavior in conflicts, methods of resolving disputes, as well as rules for conducting discussions and public speaking. The program is designed for two credits (72 hours) and includes lectures, practical classes and independent work of students. The classes are aimed at developing students' skills in analyzing communication situations, establishing mutual understanding, using verbal and non-verbal means of communication, as well as resolving interpersonal conflicts.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения занятий с обучающимися медицинского вуза, изучающими учебную тему: «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие»»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 378.147

Т. Б. Зотова, В. В. Лобажевич, Б. В. Морозов

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, ИЗУЧАЮЩИМИ УЧЕБНУЮ ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: МЕЖЛИЧНОСТНОЕ И МЕЖГРУППОВОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

Введение. Общение — важнейшее из понятий, характеризующих мир людей. Известный французский писатель, поэт и лётчик Анту-ан де Сент-Экзюпери писал, что самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения.

Общение врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных проблем в современных условиях. Она возникает в результате воздействия ряда факторов. Одним из них, на наш взгляд, является недостаточный уровень профессиональной подготовки медицинских кадров, выражающийся, порой, в неспособности установления врачом психологического контакта с пациентом, а также, зачастую, слабое владение методикой организации их плодотворной коммуникации и взаимодействия.

Тема общения с давних времён была актуальна для врачей и всей системы их профессиональной подготовки. По мнению Н. Д. Тво-роговой [1], общение специалиста

помогающей профессии (к помогающим профессиям относятся профессии медицинского работника, психолога, педагога, др.) призвано обладать свойствами оз-доравливающего процесса (чтобы после общения с ним клиенту становилось легче); и даже вне профессиональной деятельности коллеги, знакомые ждут от профессионала демонстрации коммуникативной компетентности.

О. В. Сайно, О. Е. Морунов [2] отмечают, что в современном здравоохранении всё большую ценность приобретает способность врача сочетать методы фармакологии и навыки общения. Уважение, доверие и сочувствие имеют решающее значение для общения между врачом и пациентом. Они снижают уровень недовольства и приводят к лучшей дисциплине пациента. Кроме того, эти качества влияют на решения, которые пациенты принимают в отношении лечения. Врач должен быть доста-

точно гибким, чтобы вступать в контакт с различными больными.

Основная часть. В данной методической разработке мы хотим поделиться опытом и методикой проведения занятий по теме: «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие» в рамках подготовки будущих специалистов здравоохранения.

В соответствии с основной образовательной программой по специальности «Лечебное дело» в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика» обучающийся должен:

• знать: методы и приемы эффективной коммуникации; понятие, основные виды, этапы конфликтов; социально-психологические предпосылки и особенности конфликтов в деловом общении; содержание и формы работы по предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе; стратегии поведения личности в конфликте; алгоритм деятельности руководителя организации в процессе управления конфликтами; основные методы разрешения конфликтных ситуаций; основные понятия и классификацию споров; теоретические основы организации и проведения дискуссии; риторические особенности публичного выступления; правила ведения спора и успешного публичного выступления; наиболее распространенные ошибки публичного выступления начинающих ораторов; методику подготовки и проведения публичного выступления; техники убеждения в деловом общении; методику разра-

ботки замысла и проведения дискуссии; организационные и психологические принципы проведения дискуссий;

• уметь: анализировать различные ситуации общения в коллективе, устанавливать взаимопонимание, грамотно применять речевые и неречевые средства коммуникации; осуществлять эффективную коммуникацию с людьми с учетом их социальных, возрастных и национальных особенностей, как в индивидуальной, так и в групповой форме; анализировать и оценивать различные ситуации общения в коллективе и предупреждать конфликты и противоречия; определить стратегию поведения личности в конфликте; разрешать межличностные конфликты; раскрыть сущность этапов подготовки и проведения дискуссии и публичного выступления; подготовиться и выступить с публичной речью; организовать и провести дискуссию в профессиональной деятельности; обсудить результаты работы команды с привлечением идей оппонентов;

• владеть: навыками публичного выступления; навыками ведения дискуссии.

Общая трудоемкость (объем) учебной дисциплины составляет две зачетные единицы (72 часа). На изучение данной темы выделено 15 часов. Из них 2 часа — на лекцию, 8 часов — на практические занятия и 5 часов — на самостоятельную работу.

Учитывая данные условия, используются следующие подходы

для обучения специалистов. В начале читается базовая двухчасовая лекция на тему: «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие». При этом содержание темы включает следующие дидактические единицы:

Психология межличностного общения; психологические особенности общения в процессе профессиональной деятельности врача; коммуникативная сторона общения; универсальные принципы повышения эффективности коммуникации; приемы распознавания и противодействия негативному информационно-психологическому воздействию; правила убеждающего воздействия и тактические приемы убеждения; средства коммуникации; вербальные коммуникации; невербальные коммуникации; интерактивная сторона общения; перцептивная сторона общения.

Конфликты и пути их разрешения; понятие, основные виды, этапы конфликтов; психологические процессы развивающегося конфликта, способы его разрешения и профилактики; алгоритм деятельности руководителя организации в процессе управления конфликтами; стратегии поведения личности в конфликте.

Подготовка и проведение публичного выступления, беседы, дискуссии; замысел ораторской речи; принципы построения замысла речи; подбор основного и вспомогательного информационного материала; структура выступления; понятие спора; виды спо-

ров; дискуссия и полемика; организационные и психологические принципы проведения дискуссий.

При чтении лекции целесообразно использовать мультимедийные средства обучения, необходимые для демонстрации заранее разработанной презентации.

В начале лекции, после объявления темы и учебных вопросов до обучающихся доводится литература, рекомендуемая для самостоятельной работы по теме лекции. При этом основные источники не должны быть старше пяти лет с года издания. Указание источников сопровождается ссылками на конкретные страницы, рекомендуемые для изучения в часы самостоятельно работы.

Во введении отмечается, что общение — важнейшее из понятий, характеризующих мир людей. Акцентируется внимание обучающихся на том, что с рождения до конца жизни человек погружен в символическое пространство взаимоотношений с другими людьми. Подчеркивается, что эти взаимодействия чрезвычайно многолики по своим целям, формам и условиям протекания. Приводится фраза знаменитого немецкого филолога В. Ф. Гумбольдта [3] о том, что каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг.

При этом обосновывается важность общения в процессе профессиональной деятельности врача.

Далее доводятся основные цели лекции, по итогам чтения которой обучающийся должен знать: психологические основы общения; сущность и причины возникновения конфликтов, стратегии поведения личности в них, направления и практические рекомендации по управлению конфликтной ситуацией; методику подготовки и проведения публичного выступления, беседы, дискуссии.

В ходе рассмотрения первого учебного вопроса лекции целесообразно изложить определение понятия «общение» и довести до обучающихся основные его функции. Далее следует охарактеризовать три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. При этом необходимо раскрыть основные техники убеждения на примере взаимодействия врача и пациента, остановиться на существующих средствах коммуникации.

Особое внимание следует уделить психологическим особенностям общения в процессе профессиональной деятельности врача. При этом необходимо описать процесс функционирования важнейших механизмов межличностного восприятия врача и пациента: идентификацию, социально-психологическую рефлексию, стерео-типизацию, эмпатию.

Изложение материала по первому и последующим учебным вопросам заканчивается выводом и логическим переходом к следующему вопросу.

При рассмотрении второго учебного вопроса лекции форму-

лируется понятие конфликта и раскрывается его структура, которая включает следующие компоненты: стороны конфликта (субъекты конфликта); предмет конфликта; образы предмета конфликта; мотивы конфликта; позиции конфликтующих сторон; повод и средства.

Далее следует остановиться на существующей классификации конфликтов и наиболее типичных конфликтных ситуациях.

В последующем рассматриваются основные этапы конфликта: возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта; начало открытого конфликтного взаимодействия; развитие открытого конфликта; разрешение конфликта.

Особое внимание необходимо уделить управлению конфликтами, как целенаправленному, обусловленному объективными законами воздействию на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. При этом следует отметить, что содержание управления конфликтами в организации находится в строгом соответствии с их динамикой. Управление конфликтом предусматривает следующие виды деятельности: прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; предупреждение или стимулирования конфликта; регулирование конфликта; разрешение конфликта.

Важно ознакомить обучающихся с общим алгоритмом деятельности руководителя организации в процессе управления конфликтами: сбор информации о конфликте; анализ конфликтной ситуации; определение стратегии и тактики поведения конфликгантов в конфликтной ситуации; разрешение конфликта.

Отметить, что каждый конфликт состоит из определенных действий. Его участники могут угрожать, требовать, просить, создавать коалиции, идти на уступки и совершать множество других действий. При всем многообразии их можно объединить в несколько общих классов или стратегий.

В отечественной конфликтологии широкое распространение получила двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, разработанная американскими психологами К.Томасом и Р. Киллменом. В ходе лекции целесообразно графически отобразить данную модель, что облегчит обучающимся её восприятие и понимание. Основное внимание при этом сосредотачивается на пояснении того, что в основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Далее называются и кратко характеризуются приведённые в Модели Тома-са-Киллмена пять стратегий поведения в конфликте: принуждение (борьба, соперничество, соревнование); уход (избегание); уступка (приспособление); компромисс; сотрудничество.

В продолжении лекции даются рекомендации по наиболее целесообразному использованию в конфликтном взаимодействии того или иного стиля поведения в зависимости от конкретных ситуаций и характера личности человека.

Далее осуществляется переход к характеристике отрицательных и положительных тактик поведения личности в конфликтной ситуации.

При рассмотрении третьего учебного вопроса лекции раскрыть сущность публичного выступления и основные этапы его подготовки. Особо следует подчеркнуть суть замысла ораторской речи, а также составления композиции речи, то есть построения выступления, соотношения его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

В последующем рассматривается спор, как неотъемлемая часть нашей жизни. При этом особое внимание уделяется характеристике научного подхода классификации споров: аподиктическому, эристическому и софистическому. Далее отмечается, что на практике применяют другие классификации споров. Говорится, что наиболее распространенной является классификация, подразумевающая две разновидности спора — дискуссию и полемику. Затем до обучающихся доводятся цели проведения дискуссии и полемики, а также отмечается тот факт, что важным фактором проведения эффективной аподиктической и эристической дискуссии является соблюдение

организационных и психологических принципов.

В заключительной части лекции необходимо выдать задания на практические занятия по данной теме, при этом руководителю занятия следует подчеркнуть необходимость выполнения всех требований и рекомендаций по подготовке к практическим занятиям.

Далее охарактеризуем методику проведения практических занятий по данной теме.

Основная учебная цель проведения первого практического занятия заключается в развитии у обучающихся навыков изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи.

Воспитательная цель занятия заключается в формировании у обучающихся чувства уверенности и ответственности при подготовке и произнесении публичной речи.

На данном практическом занятии отрабатываются три учебных вопроса, посвященных решению ситуационных задач, отражающих особенности межличностного общения, ход подготовки публичного выступления и его проведения.

В целях проверки знаний обучающихся по изучаемой теме необходимо провести контроль исходного уровня знаний, используя контрольные вопросы, изложенные в задании на практическое занятие. Далее оценивается уровень подготовки обучающихся к занятию.

В начале отработки первого учебного вопроса ознакомить обучающихся с предназначением и

методикой отработки ситуационных задач по особенностям межличностного общения. Далее организовать последовательную отработку ситуационных задач с заслушиванием обучающихся о полученных результатах. Подвести краткие итоги по решению каждой ситуационной задачи и в целом по отработке первого учебного вопроса.

Отработку второго учебного вопроса начать с теоретического опроса обучающихся по знанию методики подготовки публичного выступления. Оценить уровень подготовки обучающихся. Организовать разработку каждым обучающимся замысла и тезисного плана публичного выступления по теме, выбранной заранее во время самостоятельной подготовки к практическому занятию. Контролировать работу обучающихся. По готовности осуществить краткий опрос и сделать выводы по его результатам. Подвести итоги отработки второго учебного вопроса.

В ходе отработки третьего учебного вопроса поочередно заслушать публичные выступления обучающихся (на выступление каждого обучающегося отводится 5-10 минут), отмечая достоинства и недостатки ораторской речи. Подвести краткий итог по третьему учебному вопросу.

Далее следует провести текущий контроль приобретенных умений обучающихся. В итоге проведения занятия обучающийся должен:

• уметь: раскрыть сущность этапов подготовки и проведения публичного выступления; подго-

товиться и выступить с публичной речью; анализировать различные ситуации общения в коллективе, устанавливать взаимопонимание, грамотно применять речевые и неречевые средства коммуникации;

• владеть: навыками публичного выступления.

Основная учебная цель проведения второго практического занятия заключается в развитии у обучающихся навыков ведения дискуссий, морально-этической аргументации.

Воспитательная цель занятия заключается в формировании у обучающихся чувства такта, уверенности и ответственности при ведении дискуссии.

На данном практическом занятии отрабатываются три учебных вопроса, посвященных разработке замысла дискуссии, проведению дискуссии, решению ситуационных задач по конфликтам в медицинской организации.

В начале занятия заслушать подготовленные доклады решений обучающихся по ситуационным задачам, выданным для работы во время самостоятельной подготовки. Подвести краткие итоги по результатам отработки ситуационных задач.

В целях проверки знаний обучающихся по изучаемой теме провести контроль исходного уровня знаний в соответствии с контрольными вопросами, изложенными в задании на практическое занятие. Оценить уровень подготовки обучающихся к занятию.

В начале отработки первого учебного вопроса заслушать под-

готовленное во время самостоятельной работы сообщение обучающегося на тему «Эвтаназия». По окончании выступления предложить обучающимся проголосовать — кто за эвтаназию, а кто против. Исходя из результатов голосования, последовательно разделить учебную группу на две подгруппы. Занятие проводится в интерактивной форме с использованием методики проведения ролевой дискуссии «Дебаты».

Организовать разработку в подгруппах замысла дискуссии по теме «Эвтаназия». В ходе дискуссии обучающихся при необходимости оказывать помощь и направлять работу каждой подгруппы в подготовке своих аргументов, фактов, доказательств.

Подвести краткий итог по первому учебному вопросу.

Отработку второго учебного вопроса организовать следующим образом: сначала одна команда выступает со своим аргументом, а другая представляет контраргумент, затем наоборот и т.д. В ходе дискуссии уделить особое внимание поддержанию дисциплины и рабочей обстановки, а также обеспечению тактичного поведения обучающихся. По окончании дискуссии подвести итоги, обобщить и систематизировать суждения дискутирующих сторон. Далее заслушать доклад обучающегося на тему: «Смертная казнь» и организовать дискуссию, используя приведенную выше методику. Подвести краткий итог по второму учебному вопросу.

Отработку третьего учебного вопроса организовать путем последовательного решения четырех представленных ситуационных задач по конфликтам в медицинской организации. Перед началом ознакомления обучающихся с первой ситуационной задачей поделить учебную группу на несколько подгрупп (по 4—5 человек), в составе которых они будут вырабатывать свои варианты решения по каждой ситуационной задаче. На самостоятельную выработку решений отвести по 5-7 минут учебного времени. По окончании установленного времени заслушать представителей от каждой подгруппы. При необходимости представить кафедральные варианты решения. Подвести краткий итог по третьему учебному вопросу.

Далее следует провести текущий контроль приобретенных умений обучающихся.

В итоге проведения занятия обучающийся должен:

• уметь: раскрыть сущность этапов подготовки и проведения дискуссии; осуществлять эффективную коммуникацию с людьми с учетом их социальных, возрастных и национальных особенностей, как в индивидуальной, так и в групповой форме; организовать и провести дискуссию в профессиональной деятельности; обсудить результаты работы команды с привлечением идей оппонентов; анализировать и оценивать различные ситуации общения в коллективе и предупреждать конфликты и противоречия; определить стратегию поведения лично-

сти в конфликте; разрешать межличностные конфликты;

• владеть: навыками ведения дискуссии.

В заключительной части каждого практического занятия проанализировать ход практической работы, подвести общий итог занятия, обратить внимание обучающихся на особенностях знаний, полученных во время занятия и их применения в практической деятельности врача, оценить уровень подготовленности группы к занятию в целом и работу каждого обучающегося в частности. Выдать задание на самостоятельную работу. Ответить на вопросы обучающихся.

Заключение. В итоге следует отметить, что методика проведения занятий с обучающимися медицинского вуза по теме: «Психология общения: межличностное и межгрупповое взаимодействие» уже многие годы успешно применяется в процессе подготовки медицинских кадров. Жизнь не стоит на месте, поэтому по мере необходимости данная методика соответствующим образом корректируется. Анализ текущей успеваемости, итогов промежуточной аттестации обучающихся и отзывов о работе выпускников показывает, что при использовании описанных методических приемов цели, поставленные основной профессиональной образовательной программой по специальности «Лечебное дело» в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика», достигаются. А это свидетельствует лишь об одном — мы на правильном пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Творогова Н. Д. Коммуникативная составляющая профессиональной деятельности медицинского работника. Часть 1 II Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. 2020. Т. 12. № 6 (65) II URL: http://mprj.ru (дата обращения: 17.10.2024).

2. Сайно О. В., Морунов О. Е. Психология общения врача и пациента II Лечебное дело. 2019. № 3. С. 54 //URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-obscheniya-vracha-i-patsienta/ viewer (датаобращения: 18.10.2024).

3. МорозкинаЕ. А., Филиппова Ю. А. Репрезентация антиномии В. Фон Гумбольдта о неразрывном единстве и внутренней противоречивости языка и мышления в национальной языковой картине мира II Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1 II URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=20569 (дата обращения: 17.10.2024).

REFERENCES

1. Tvorogova N. D. The communicative component of the professional activity of a medical worker. Part 1 // Medical psychology in Russia: electron. Scientific journal 2020. T. 12. No. 6 (65)//URL: http:// mprj.ru (date of application: 17.10.2024).

2. Sayno O. V., Morunov O. E. Psychology of doctor-patient communication // Medical business. 2019. No. 3. p. 54 // URL:https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologiya-obscheniya-vracha-i-patsienta/ viewer (date of application: 18.10.2024).

3. Morozkina E. A., Filippova Yu. A. Representation of V. Von Humboldt's antinomy on the inseparable unity and internal inconsistency of language and thinking in the national linguistic picture of the world II Modern problems of science and education. 2015. № 2-1 II URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=20569 (date of application: 17.10.2024).

Поступила вредакцию: 30.11.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.